- МОре Жуковский
- Стихотворение «Море» В .А. Жуковского разбор и анализ по плану
- Элегия «Море» история создания
- Краткий анализ
- Анализ стихотворения В. А. Жуковского
- Основная мысль произведения
- Жанр и размер
- Литературное направление
- Композиция
- Характеристика героев
- Лирический сюжет
- Темы элегии «Море»
- Тема любви
- Тема борьбы
- Тема одиночества
- Лирический герой
- Художественные средства
МОре Жуковский
Анализ стихотворения «Море» В.А.Жуковского.
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием, способ рифмовки — то кольцевая, то перекрестная рифма. Все эти ритмические особенности помогают уловить ритм плеска волн.
Стихотворение относится к романтическому направлению: чувствуется неудовлетворенность действительностью, порыв к свободе, стремление к идеалу. Мир романтика — мир возвышенный, необычный, внебытовой. Поэт-романтик мыслит, как правило, категориями обобщенными.
В.А. Жуковский. В 1820—1821 годах Жуковский предпринимает путешествие в Германию морем, которое связано с личной драмой поэта — глубоким чувством к Марии Протасовой и несогласием матери его возлюбленной на брак. Попытки добиться согласия были безуспешными и принесли любящим тяжелые разочарования. Эти обстоятельства окрасили в трагические тона и интимную лирику поэта. Замужество Марии в 1817 году, а затем ее ранняя смерть в 1823 году стали личной драмой Жуковского.
В основе лирического произведения лежит морской пейзаж. Автор изображает море прекрасным, величественным. Оно зримо предстает перед нами благодаря изобразительным эпитетам. Преобладают психологические, эмоционально-оценочные эпитеты — так природный пейзаж становится под пером художника психологическим пейзажем, «пейзажем души» лирического героя. Море непредсказуемо и своенравно. Эту противоречивость, присущую самой природе морской стихии, подчеркивает антитеза, лежащая в основе произведения. Жуковский противопоставляет море спокойное, льющееся «светозарной лазурью», то есть светом зари, морю бурному, которое «рвет и терзает враждебную мглу», что придает элегии напряженность, динамику.
Особенность поэтической речи:
1. В элегии Жуковского ассонанс [о, у] позволяет ощутить глубину моря, непостижимость его тайны («безмолвное море, лазурное море»).
2. Инверсия, усиливающая смысловое значение ключевых слов в стихе: «над бездной твоей», «тайну твою», «облака золотые», «звездами его» и др.;
3. Словесные повторы, делающие стихотворную речь выразительной и музыкальной: «безмолвное море, лазурное море», «сладостной жизни» — «сладостный блеск»;
4. Анафора, усиливающая выразительность, приподнятость стиха. У Жуковского — лексическая анафора — повтор одного и того же слова «ты», одной строки «безмолвное море, лазурное море. »; синтаксическая анафора — повторение одинаковых синтаксических конструкций: «Ты живо», «Ты чисто»; «Что движет. », «Чем дышит. »; «Ты льешься. », «Ты бьешься. », «Ты рвешь. ».
5. Эмоционально-психологические паузы, отмеченные многоточиями и тире, выражающие чувства лирического героя. Так, например, Жуковский после ряда вопросов, обращенных к морю, ставит многоточие, обозначающее бесконечность, неразрешимость этих вопросов и невозможность до конца постичь «глубокую тайну» «безмолвного моря».
6. Жуковский использует торжественную лексику, славянизмы, архаизмы, устаревшие формы слов, придающие произведениям торжественность, величавость : «смятенной любовью», «из земныя неволи», «блещешь звездами», «сбираются тучи», «волны подъемлешь», «испуганны волны»;
Композиция стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря. Но разве может быть душа у морской стихии? У романтиков это не вызывает сомнения. Ведь, по их представлениям, именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой. Вот почему в произведениях романтиков так часто возникает тот особый лирический символический пейзаж, который мы видим в стихотворении Жуковского «Море». Его своеобразный сюжет можно разделить на три части: «Безмолвное море» — первая часть, «Буря» — вторая часть, «Обманчивый покой» — третья часть.
В тексте идет перекличка природного и человеческого – состояния лирического героя. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода относительна. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу.
В подзаголовке стиха автор сам обозначает – элегия, излюбленный жанр поэта, относится к романтизму.
Стихотворение передаёт невероятные эмоции и чувства, которые хотел показать нам писатель, я считаю, что у него это получилось. «Море» — сильное произведение, и данное стихотворение мне очень понравилось.
Источник
Стихотворение «Море» В .А. Жуковского разбор и анализ по плану
«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЕГЭ.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Элегия «Море» история создания
Василий Андреевич Жуковский написал «Море» в 1822 году. Это период творческой зрелости поэта.
Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. В литературном отношении считал себя учеником Н. М. Карамзина. Литературный наставник А. С. Пушкина.
Мотивы романтизма становятся преобладающими в лирических произведениях Жуковского. Он отходит от сентиментализма.
Исследователи склоняются к мысли, что источником вдохновения поэта послужила Мария Протасова.
Влюбленный Жуковский сравнивает девушку с безбрежной водной гладью, неподвижность которой обманчива.
История любви Жуковского и Протасовой продлилась недолго и не имела продолжения. Разница в общественном положении не позволила родителям Марии согласиться на неравный брак. История создания стихотворения полна чистого и возвышенного романтизма.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.
История создания – было написано в 1822 г., когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.
Тема стихотворения – красота и характер моря.
Композиция – произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, строки не рифмуются.
Метафоры – «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твоё необъятное лоно», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».
Эпитеты – «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далёкое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «тёмные тучи».
Анализ стихотворения В. А. Жуковского
Образ моря впервые появился в творчестве Жуковского. В одноименном стихотворении он служит своеобразным итогом романтических поисков поэта.
Описывается не просто картина водной стихии, раскрывается душа человека, лирического героя.
Краткое содержание плана для анализа «Моря»:
- общая информация о произведении,
- идея текста,
- жанр произведения, звуковая организация стиха,
- выявление литературного направления,
- особенности построения лирического произведения,
- характер лирического героя,
- основная проблематика,
- темы,
- средства художественной выразительности.
Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:
- Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
- Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
- Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
- Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
- Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
- Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
- Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
- Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
- Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
- Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.
Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского — одного из наиболее известных текстов поэта.
Основная мысль произведения
Для дальнейшего изучения художественного и идейного своеобразия произведения следует внимательно прочитать не краткое содержание, а текст стихотворения полностью.
Основная мысль, выраженная в поэтических строках, говорит о схожести явлений природы и душевных порывов человека. Людям необходимо учиться у моря непосредственному восприятию действительности, созерцанию и, одновременно, деятельному сопротивлению.
Человеку необходимо бороться и одерживать победу над мглой жизни, как делает в стихотворение непокорная водная стихия. Автор говорит, что счастье достигается лишь активными действиями.
И пусть к морю не возвратилась прежняя безмятежность, но оно вновь воссоединилось с небом.
Жанр и размер
Почему стихотворение Жуковского «Море» названо элегией? В переводе с греческого «элегия» означает «жалобный».
Именно такая эмоциональная окраска присутствует в сознании лирического героя «Моря».
Романтическая элегия наиболее полно выражает внутренний мир человека. В душе главного героя сливаются воедино и лирическая грусть, и философские размышления, и задумчивая печаль. Таким образом, авторское определение полностью совпадает с литературным жанром произведения.
Для элегии характерен не только особый эмоциональный настрой, но и соответствующий стихотворный размер. Создается неповторимая мелодия стиха, ритм, поддерживающий чувственное начало.
Произведение «Море» написано четырехстопным амфибрахием. С помощью этого стихотворного размера автор передает шум волн и морскую тишину.
В белых нерифмованных строках сохраняется ритм, что способствует глубокому восприятию пейзажных зарисовок и поэтической печали.
Литературное направление
Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.
В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.
Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом, опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.
Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.
А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.
Композиция
Условно сюжет стихотворения можно разделить на три части, характеризующие состояние водной стихии, содержащие описание моря:
- чистая лазурная гладь,
- в непогоду,
- по окончании бури.
Читатель наблюдает водный пейзаж глазами лирического героя. Сюжет развивается вместе с переменами, происходящими на морской глади.
Цель такого композиционного приема – сохранение динамики, стремление подчеркнуть переменчивость окружающей природы.
Характеристика героев
Героями стихотворения можно назвать:
- море – главная героиня,
- небо, воплощающее лирического героя.
Им дается точная характеристика. Образ моря предстает антропоморфным, наделяется чертами, свойственными людям. Читателю слышится дыхание моря, понятны чувства, испытываемые к небу.
Безмятежность моря напрямую связана с отраженными в нем небесами. Как только тучи скрывают небесную даль, волны взметаются ввысь, покой пропадает.
Лирический герой видит в море влюбленную женщину, страдающую от разлуки с любимым, но не бездействующую. Она борется и оберегает возлюбленного.
Лирический сюжет
При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».
Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.
Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.
Темы элегии «Море»
Автором поднимаются вечные темы, жизненные и понятные многим.
Тема любви
Близкая Жуковскому тема любви обретает новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам.
Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский.
Тема борьбы
Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы.
Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо. Далее действие идет на спад.
Ощутив страх от потери, море уже не может вернуться к прежней безмятежности. И здесь проявляется тема человеческого одиночества.
Тема одиночества
Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.
Лирический герой
В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.
Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств. Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних. Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.
Художественные средства
Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности:
- эпитеты концентрируют внимание на противоположности моря и туч, мглы,
- аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой,
- метафоры – это символические образы,
- прием рефрена поддерживает ритм,
- риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование,
- тропы способствуют созданию исключительных авторских образов.
Разбор текста показывает, что, благодаря художественным приемам, автором создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.
Источник