- Решение задач путем составления уравнения статья по математике на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по математике на тему «Решение задач способом составления уравнения»
- Как решать задачи на составление уравнений
- Решение задач с помощью уравнений
- Общий порядок, описание алгоритма
- Примеры решения задач для 6 класса
Решение задач путем составления уравнения
статья по математике на тему
Решение задач путем составления уравнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_putem_sostavleniya_uravneniya.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение задач путём составления уравнения
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.
Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. К такой системе относится методика обучения по УДЕ.
Одна из основных целей технологии УДЕ – создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.
В основу технологии УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий. В триадах задач реализуется фактор дополнительности подсознательных механизмов познания.
Триада означает выполнение учеником на одном уроке:
- готового упражнения;
- обращение этого задания и самостоятельное обобщение решенной задачи;
- составление новой задачи и её решение.
Этот приём даёт хороший эффект в обучении, так как он побуждает учащихся осмысливать и усваивать материал на основе более высокой степени обучения.
Вопрос преемственности между начальным и средним звеньями обучения очень актуален.
В среднем звене школы ученики, например, на уроках математики обучаются решению задач путём составления уравнения, и учителя сталкиваются с недопониманием учащимися этой темы. А решать задачи путём составления уравнения можно уже в начальной школе с использованием технологии УДЕ.
Сделаем срез методики обучения решению задач путём составления уравнения.
а) Выражение с окошечками: 3 + 1 = 4 + 1 = 4
3 + 1 = 3 + = 4
б) Знакомство с понятиями «слагаемое» и «сумма»:
3 и 1 – слагаемые. Числа, которые складываются, называются слагаемыми.
4 – сумма. Число, которое получается в результате сложения, называется суммой.
в) четверка примеров:
3 + 1 = 4 4 – 1 = 3
1 + 3 = 4 4 – 3 = 1
- Триада задач (на нахождение суммы и неизвестного слагаемого)
на нахождение суммы
на нахождение неизвестного слагаемого
на нахождение неизвестного слагаемого
У Ромы 4 тетради в клетку, 3 тетради в линейку. Сколько всего тетрадей у Вити?
У Ромы 4 тетради в клетку, остальные в линейку. Всего 7 тетрадей. Сколько у Ромы тетрадей в клетку?
У Ромы 3 тетради в линейку, остальные в клетку. Всего у него 7 тетрадей. Сколько У Ромы тетрадей в клетку.
4, 3,
4, , 7
- Решение задач путём составления уравнения
Числа 5 и 3 – слагаемые.
Результат сложения – число 8.
Пусть неизвестно второе слагаемое. Обозначим неизвестное слагаемое х (икс). Мы получили равенство – уравнение.
Требуется найти число х. используем правило: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы (8) вычесть известное слагаемое (5)
Это задача на нахождение неизвестного слагаемого.
Далее предлагается ребятам составить третью задачу из триады, но с другим неизвестным компонентом (3). Решив триаду задач, ученики рассмотрели взаимосвязь взаимно-обратных задач и научились составлять уравнения для решения задач. На таком же принципе строится знакомство с решением задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Начиная с таких простейших задач, закрепляя умение выделять неизвестное в задаче и обозначать его алгебраически, умение составлять уравнение, и, решив это уравнение, найти неизвестное, можно уже без затруднения в четвертом классе (1 – 4) начальной школы решать с детьми более сложные задачи путём составления уравнения.
Две швеи шили одинаковые платья. Первая сшила 5 платьев, а вторая – 3 платья. Они израсходовали 32 м ткани. Сколько метров ткани израсходовали каждая швея в отдельности?
Источник
Конспект урока по математике на тему «Решение задач способом составления уравнения»
Тема урока: Решение задач способом составления уравнения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: совершенствовать умение решать задачи способом составления уравнений
Образовательные : совершенствовать навыки решения уравнений; развивать умение анализировать и рассуждать; закреплять вычислительные навыки, продолжать у читься решать усложнённые уравнения; составлять уравнения по тексту задачи и решать их.
Развивающие: способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта; развивать умение работать в группах и в парах.
Воспитательные : содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся, способствовать созданию ситуации успешности для каждого ученика.
Содержательная(на предметный результат):- закрепить умения выполнять необходимые действия при решении задач с помощью уравнений; составлять уравнения по схеме, решать и оформлять их решение.
Деятельностная(на метапредметные и личностный результаты):
— научить формулировать познавательную цель; осуществлять действия анализа, синтеза (конструирование), сравнения; делать выводы по результатам работы; находить в материалах учебника необходимую информацию, моделировать её.
— научить понимать, принимать и сохранять учебную задачу до конца учебных действий; действовать по алгоритму; приёмам самоконтроля; формировать способность к самооценке.
— научить выражать свои мысли, строя небольшое монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, соблюдая правила речевого поведения;
организовывать учебное взаимодействие в группе.
— формировать готовность целенаправленно использовать математические ЗУНы в учебной деятельности и повседневной жизни; проявлять интерес при изучении темы.
I Мотивация к учебной деятельности (организационный)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организовывает включение в учебную деятельность, создаёт ситуацию успеха.
— Что нам необходимо для успешной работы на уроке?
— Сегодня на уроке мы будем работать так:
не болтать и не крутиться!
лишь учиться и трудиться!
В жизни это пригодиться.
Ставят перед собой задачи урока.
— Быть внимательным, уметь слушать учителя и одноклассников, не шуметь, хочешь ответить – подними руку и т.д.
II Актуализация опорных знаний и способов действий
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания и умений».
III .Определение темы и цели урока.
Выбери запись, которую можно назвать уравнением:
Дано предложение: Неизвестное число уменьшили в 100 раз и получили число 48
Верно ли утверждение, что корни уравнений 2305∙x=2305 и 847∙x=847 одинаковые?
— Посмотрите на экран. (слайд)
— Чем похожи все записи?
-Что такое уравнение?
-Что значит решить уравнение?
— Найдите корни уравнений. (устно) в парах
Х*70=630 5400:х=90 х:80=80 200+х=310
Ответы на карточках.(выбирают)
— Расположите корни уравнений в порядке возрастания.
-Прочитайте слово, которое у вас получилось.
— Как могут быть связаны уравнения и задачи?
— Назовите тему урока.
— Какие задачи поставим перед собой?
Прежде, чем решать задачи способом составления уравнения, давайте вспомним, как решать усложненные уравнения ?
На доске уравнение.
Давайте обведем сложный компонент с неизвестным.
Как найти неизвестное вычитаемое
что теперь мы делаем.
Как найти неизвестное делимое
Что мы делаем дальше?
Что обозначает каждое выражение?
Какие уравнения можно составить к данной задаче?
– Решите составленные уравнения по вариантам. Первый вариант 1 уравнение, второй -2 уравнение. (двое у доски)
А теперь запишем решение задачи по действиям? Расскажите план решения задачи.
– Запишите ответ на вопрос каждой задачи. Прочитаем еще раз вопрос.
-Уравнения это запись с неизвестным.
— Мы умеем решать задачи с помощью составления уравнений.
-Решать задачи способом составления уравнений.
6 * x – пошло метров на x костюмов;
96 – 6* x – пошло метров на 18 платьев;
3 *18 – пошло метров на 18 платьев;
96 – 3 * 18 – пошло метров на x костюмов.
1) 6 x = 96 – 3 *18
2) 96 – 6 x = 3 *18
1) 3 *18 = 54 (м) – пошло на платья;
2) 96 – 54 = 42 (м) – пошло на костюмы;
3) 42 : 6 = 7 (к.) – сшили костюмов.
Ответ: сшили 7 костюмов.
V .Включение в систему знаний.
2. Работа в группах (карточки).
– По данному условию и схеме задачи, составьте уравнение и решите его.
В нашей школе 502 учащихся, в старшем звене учатся 25 учащихся, в среднем звене 242 учащихся. Сколько учащихся в начальных классах?
В июне в нашем школьном лагере отдыхало 80 ребят. Из них 33девочки, остальные – мальчики. Сколько отдыхало мальчиков?
В нашем классе 26 учащихся из них 15 мальчиков, а остальные девочки. Сколько девочек в нашем классе?
Проверка с тетрадкой у доски 3 учащихся.
-Что объединяет все задачи?
-Чем мы можем гордиться?
-А какой вклад вы вносите в развитие школы? В каких мероприятиях участвовали
Источник
Как решать задачи на составление уравнений
Решение задач с помощью уравнений
В школьном курсе математики многие задачи можно решить с помощью универсального способа, который предполагает составление уравнения, то есть математической модели, построенной согласно условиям задания.
Уравнение является равенством, содержащим неизвестное, значение которого требуется вычислить.
Решить уравнение — значит определить все его корни.
Корень уравнения — число, которое можно подставить в уравнение на место неизвестного, чтобы получить в результате верное числовое равенство.
Таким образом, множество разных примеров можно решить путем составления линейного уравнения. Для этого условие задания переводят на язык арифметики. Полученное в результате уравнение или формула являются следствием такой трансформации.
Под условием задачи может пониматься реальная ситуация, объяснение определенного процесса или какое-либо событие. Получение ответа возможно при решении уравнения, то есть определении корня. Далее ответ следует проверить, чтобы исключить его противоречивость по отношению к условию.
Общий порядок, описание алгоритма
Известно, что уравнение является равенством с неизвестной величиной, обозначенной буквой, значение которой требуется вычислить. С помощью составления уравнения упрощается отработка многих задач. Перед тем как приступить к арифметическим действиям, необходимо внимательно прочитать условия задания. В результате получится определить начальные параметры и обнаружить связь между известными и неизвестными величинами.
- Обозначить с помощью буквы величину, которая является неизвестной по условию задачи.
- Составить уравнение, руководствуясь информацией из задания.
- Решить уравнение, то есть найти его корни.
- Записать ответ.
Существует несколько полезных приемов, которые пригодятся в процессе решения задачи:
- допустимо переносить числа из одной части уравнения в другую, изменяя их знак на противоположный;
- можно разделить или умножить обе части уравнения на одинаковое число, не равное нулю.
В качестве наглядного примера приведем решение пары задач.
Мальчик задумал какое-то число. Затем он увеличил его в 2 раза, суммировал с 8 и в результате получил 10. Нужно определить, какое число задумал мальчик.
Пусть искомое число будет равно х.
По условиям задачи х требуется умножить на 2. Получим 2х.
Затем нужно сложить результат с 8:
Согласно условию, данное выражение равно 10. Можно записать уравнение:
2x\div 2 = 2\div 2
Ответ: число, которое задумал мальчик, является 1.
Задумано число, три пятых от которого составляет 15. Нужно найти это число.
Предположим, что искомое число равно х.
В таком случае три пятых от этого числа можно записать, как:
Согласно условию задания:
Ответ: задуманное число равно 25.
Примеры решения задач для 6 класса
Кто-то однажды задал учителю вопрос: «Сколько имеешь учеников у себя в учении, ибо хочу отдать тебе в учение своего сына?». Ответ учителя был следующим: «Если придет ко мне еще столько, сколько имею, да еще половина и еще четверть и еще твой сын, то будет у меня 100 учеников». Необходимо определить количество учеников, которые обучались у учителя.
Представим, что х — это искомое количество учеников. В таком случае половина от этого количества составит 1 2 x , четверть будет равна 1 4 x . Общее количество учеников составляет 100 человек. Исходя из условий задачи, можно записать уравнение:
х + х + 1 2 x + 1 4 x + 1 = 100
После сложения всех элементов в левой части уравнения получим:
2 3 4 x + 1 = 100
Единицу можно перенести в правую часть уравнения. При этом следует изменить знак на «-»:
2 3 4 x = 100 – 1
Далее следует разделить обе части уравнения на 2 3 4 x и л и 11 4 x :
Ответ: изначально у учителя было 36 учеников.
Необходимо вычислить, какое число было задумано, если при сложении его с 10 сумма станет равна 15.
Предположим, что х является задуманным числом. К нему необходимо прибавить 10, чтобы получить 15. Исходя из данных условий, запишем уравнение, которое требуется решить:
Допустимо перенести 10 в правую часть уравнения, меняя при этом его знак:
Ответ: задуманное число — это 5.
Цена рубашки составляет 1200 рублей. Если приобрести эту вещь в выходной день, то можно получить скидку в 30%. Необходимо вычислить стоимость рубашки с учетом скидки.
Представим, что х является стоимостью рубашки за минусом предложенной продавцом скидки. В первую очередь следует определить цену рубашки со скидкой в процентном выражении:
1200 x = 100 % 70 %
После преобразования пропорция примет вид:
x = 1200 × 70 100
Ответ: рубашка с учетом скидки стоит 840 рублей.
Источник