Решение и оформление простых задач в 1 классе
Простые задачи на нахождение суммы
1. Ира прочитала 6 книг, а Петя 3 книги. Сколько всего книг прочитали дети?
2. В вазе лежало 5 груш, положили ещё 4 груши. Сколько груш стало в вазе?
3. На первом окне стояло 2 горшка с цветами, а на втором окне — 7горшков. Сколь- ко горшков с цветами стояло на окнах?
4. В одной квартире живёт 4 человека, а в другой 5 человек, а в третьей столь- ко, сколько в первой и второй вместе. Сколько человек живёт в третьей квартире?
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
5. В одном доме 7 этажей, а в другом на 3 этажа больше. Сколько этажей во вто-
ром доме?
6. У Вани 8 машин, а у Серёжи на 4 меньше. Сколько машинок у Серёжи?
7. Ане 3 годика, а брат старше на 2 года. Сколько лет брату?
Простые задачи на нахождение остатка
8. На ветке сидели 6 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
9. В пакете 7 яблок. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось в пакете?
Простые задачи на разностное сравнение
10. На ветке сидели 3 синицы и 4 вороны. На сколько больше ворон, чем синиц?
11. На лугу паслось 6 коров и 2 козы. На сколько меньше паслось коз, чем коров?
Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого
12. У Оли было 3 мандарина. Когда ей дали ещё несколько, то у неё их стало 5.
Сколько мандаринов дали Оле?
13. На опушке сидело несколько зайцев. Когда к ним прибежали ещё 2 зайца, то их
стало 7. Сколько зайцев сидело на опушке?
14. В гараже стоит 10 автомашин. Сколько грузовых машин в гараже, если легковых
4?
Простые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
15. В книге 8 страниц. Валя прочитала несколько страниц и осталось 6 страниц.
Сколько страниц прочитала Валя?
16. В автобусе ехало 10 человек. На остановке несколько человек вышло и оста-
лось 6 человек. Сколько человек вышло из автобуса?
Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
17. Диме принесли на день рождения ещё 2 подарка и у него их стало 6.Сколько
подарков уже было у Димы?
18. После того как Миша решил 7 задач, ему осталось решить 3 задачи. Сколько
задач задали решить Миша?
Простые задачи с косвенными вопросами
19. Длина красного отрезка 4 см, что на 2 см меньше длины синего отрезка. Какова
длина синего отрезка?
20. Хозяйка засолила 9 кг огурцов, что на 3 кг больше, чем кабачков. Сколько кг
кабачков засолила хозяйка?
Источник
Образцы оформления задачи
В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.
В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»
На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.
Сколько всего деревьев посадили ребята?
2. Задачи на нахождение остатка
В вопросе «Сколько . осталось?»
Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.
Сколько кустов смородины осталось полить?
В условии «на . больше»
Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.
Сколько грибов нашёл Володя?
В условии «на . меньше»
У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.
Сколько денег было у Оли?
4. Задачи на разностное сравнение
Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.
На сколько рублей краски дороже альбома?
«На сколько меньше. «
Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.
На сколько кг дыня легче арбуза?
5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В условии «Было. Стало. «
В вопросе «Сколько добавили?»
У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.
Сколько карандашей купили Саше?
6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В условии «Было. Осталось. «
В вопросе «Сколько уехало?»
«Сколько человек вышло?»
В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.
Сколько машин уехало?
7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В условии «Убрали. Осталось. «
В вопросе «Сколько было сначала?»
После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.
Сколько машинок было у Димы сначала?
Задачи в 2 и 3 действия
Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.
Сколько всего пончиков испекла бабушка?
В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.
Сколько рыбок в двух аквариумах?
У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.
На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?
У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.
Сколько палочек у него осталось?
У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.
Сколько рублей осталось у Вани?
Задачи с составлением таблиц по из условию:
I тип:
На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?
В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?
Задачи с составлением рисунка по условию:
Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Обучение решению текстовых задач 1 класс
Развитие общего умения решать текстовые задачи в 1 классе
Одной из основ системы обучения математики учащихся первой ступени общего среднего образования является обучение решению текстовых задач. Содержание задач включают в себя практические ситуации, с которыми учащиеся столкнутся в повседневной жизни. Именно задачи помогают осознавать количественные отношения между различными объектами (величинами). К примеру, вычислить необходимое количество бензина для поездки, время прибытия в заданное место, сделать вычисления при ремонте и т. д. Поэтому обучению решению текстовых задач на первой ступени уделяется много часов.
Задачи выступают и целью обучения, и его способом. Они содействуют формированию у учащихся общих интеллектуальных умений: анализировать и делать выводы, устанавливать связи данного объекта с другими, выделять основные признаки объекта, сравнивать математические объекты.
Первые шаги при решении простых задач, казалось бы, не вызывают затруднений. Однако дальнейшее самостоятельное решение сложных задач оказывается не по силам многим учащимся, и от класса в класс они испытывают всё большие трудности. Причина кроется в том, что у учащихся не сформировано в полной мере умение анализировать текст задачи, правильно выделять известное и неизвестное, устанавливать их взаимосвязь, которая является основой выбора действия. Необходимо показать учащимся, что в задаче главные слова, а не числа. Что именно слова влияют на выбор действия. Это помогает развить у учащихся общее умение решать задачи, которое проявляется при решении незнакомой задачи.
При обучении задач в первом классе сначала необходимо научить учащихся переводить различные реальные явления на математический язык. Затем развивать общие умения решать задачи. На данном этапе основным объектом изучения становится задача, процесс, способы и приёмы её решения.
Приведу примеры некоторых приёмов, используемых мной на начальном этапе обучения решения текстовой задачи.
На доске 2 красных треугольника и 3 синих.
Даны следующие равенства:
Затем задаю учащимся следующие вопросы:
Почему всё множество обозначается буквой «Т»?
На какие части разбиты треугольники?
Почему с равенством к+с=т записано выражение 2+3=5?
Соотнесите все буквенные записи с числовыми выражениями.
Вывешиваю 6 кружков; два из них зачёркнуто. Задаётся вопрос: «Почему записано выражение 6-2?»
Даны 4 круга и 3 треугольника двух цветов. Предлагаю учащихся разбить данные фигуры на группы.
Учащиеся разбивают фигуры по форме, цвету и размеру.
Прошу, опираясь на данные фигуры, сказать, что обозначают данные числовые выражения:
6+1, 1+6 (количество всех фигур)
7-6 (количество маленьких фигур)
4+3, 3+4 (количество всех фигур)
7-3 (количество кругов)
7-4 (количество треугольников)
5+2, 2+5 (количество всех фигур)
7-5 (количество синих фигур)
7-2 (количество красных фигур)
Часто использую упражнения с геометрическими фигурами. Прошу учащихся выложить на столе:
4 квадрата, а кругов столько же;
5 треугольников, а прямоугольников на 3 меньше. Как можно уравнять данные фигуры? ( добавить 3 прямоугольника или убрать 3 треугольника)
Данные упражнения помогают в работе с задачами с косвенным вопросом: «Выложите 6 кругов. Их должно быть на 4 меньше, чем квадратов. Сколько квадратов нужно выложить?»
Для снятия напряжения, увеличения динамики на уроках предлагаю задания следующего вида:
Выйдите в правый угол класса 4 девочки. Сколько мне необходимо пригласить в левый угол класса мальчиков, чтобы всех учащихся стало 6? Поменяйтесь, пожалуйста, местами девочки и мальчики. Сумма изменилась? ( Данное задание помогает раскрыть переместительный закон сложения.)
К доске приглашаю 5 мальчиков и 3 девочки, прошу их стать парами. Затем мы сравниваем на сколько больше мальчиков, чем девочек. И делаем вывод: «Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо от большего отнять меньшее.»
На последующих уроках геометрические фигуры заменяю иллюстрацией. На доске вывешиваю иллюстрацию кленовых и берёзовых листочков.
Давайте мы с вами определим, что же обозначают данные выражения:
4+3 и 3+4 (все листочки, берёзовые и кленовые);
5+2 и 2+5 (все листочки и зелёные, и оранжевые);
7-3 (сколько кленовых листочков)
7-4 (сколько берёзовых листочков)
7-5 (сколько зелёных листиков)
(сколько оранжевых листиков)
При переходе от словесной модели к математической использую семантический анализ текста, выделяя в нём математические понятия и отношения. Учащиеся читают весь текст задачи, затем зачитывают в нём только условие, только вопрос, называют известные данные и искомые.
В результате осуществления семантического анализа учащиеся представляют ситуацию, данную в тексте задачи, что помогает установить связь между данными и искомыми. На данном этапе использую следующие приёмы: драматизация задачи, когда я, вместе с учащимися, раскрываем в действиях описываемое событие в тексте задачи, зарисовываем сюжет задачи, моделируем её с помощью наглядных пособий.
После того, как было введено значение частей задачи, я использую на уроках следующие дидактические игры:
Игра «Да — нет» . Сейчас я вам буду читать тексты, вы должны ответить это задача или нет:
— Коля сделал к празднику 4 флажка. Миша – столько же. Сколько всего флажков сделали мальчики?
— В пенале у Кости 3 ручки и 4 фломастера. Сколько карандашей в пенале? ( Почему это не задача?)
— Салат приготовили из 2 огурцов и 4 помидоров.
( Почему это не задача?)
Затем я ввожу задачи с недостающими данными:
На клумбе выросли розы и ромашки. Сколько всего цветов выросло на клумбе?
— На этот вопрос нельзя ответить, потому что нам не известно сколько выросло роз и ромашек.
В пенале у Кости 3 ручки и 4 фломастера. Сколько карандашей в пенале?
— На этот вопрос нельзя ответить, потому что нам не хватает данных.
Ира «Больше — меньше»:
Если в задаче нужно найти большее число поднимите большой палец, если меньшее – мизинец:
— Из класса вышли 5 девочек и 4 мальчика. Сколько детей вышло из класса?
— Дети пошли в поход на 6 дней. Прошло 2 дня. Сколько дней ещё будет продолжаться поход?
— С ветки улетели 5 синиц, а потом ещё 2. Сколько синиц улетело?
Игра «Плюс — минус» :
Предлагаю вам показать руками, выбранное действие плюс или минус. И объясните, почему именно это действие вы выбрали:
— У пчёлки 6 лапок, а у рака на 4 больше. Сколько лапок у рака?
-В одном доме 9 этажей, а в другом на 4 этажа меньше. Сколько этажей во втором доме?
— В доме было 8 ваз. 3 вазы разбились. Сколько ваз осталось в доме?
Игра «Собери грибы в корзинки».
К грибочкам прикреплено либо условие задачи, либо ответ, либо решение, либо вопрос. На каждой корзинке есть надпись: «условие», «вопрос», «решение», «ответ». Разместите, пожалуйста, свои грибочки в нужную корзинку.
Часто использую приём: «Постановка вопроса к условию». При использовании данного приёма важно показать учащимся, что к некоторым условиям можно поставить несколько видов вопросов.
Дополните условие вопросом:
— На школьном участке работали 5 мальчиков и 4 девочки. Сколько…?
— У Пети 4 тетради в клетку. Он исписал уже 3 тетради. Сколько…?
В продолжении развития умения анализировать текст задачи включаю в работу приём «Подбери вопрос к условию». Данный приём является обратным к приёму «Постановка вопроса к условию» и является более сложным. Он помогает развивать оперативную память. К примеру:
Дано условие: «В вазе лежало 17 конфет. Сначала взяли 5 конфет, потом ещё 3». На какие вопросы можно ответить, используя данное условие:
Сколько всего конфет взяли?
На сколько больше взяли конфет сначала, чем потом?
На сколько конфет осталось меньше, чем было?
Сколько конфет осталось?
Так же включаю в урок тексты задач с подвохом. Например: « Белочка засушила на двух ветках 7 грибочков. На первой ветке она засушила 9 грибков. Сколько грибков засушила белочка на второй ветке?» Сначала учащиеся объясняют, что данную задачу решить нельзя и почему. Тогда я предлагаю изменить в задаче либо данные, либо само условие, чтобы задача стала решаемой.
Эти приём и задания помогают сформировать представление о задаче, приучают внимательно читать текст задачи, его анализировать, чётко выделять составные части задачи. Данные приёмы являются лишь подготовительными. Они помогут разнообразить урок. Для эффективного использования данных приёмов необходимо, чтобы учащийся хорошо читал, либо чтобы он хорошо воспринимал информацию на слух. Учитывая, что в 1 классе не все учащиеся хорошо читают, а ведущий вид мышления наглядно-образный, поэтому в большем объёме использую приёмы направленные на визуальное восприятие, на моделирование задачи.
Предлагаю учащимся составить задачи к данным выражениям: 9+3 и 9-3. Иногда для данного задания предлагаю и схемы различных типов задач.
Обращаю внимание какого типа задачи придумывают учащиеся, следовательно решение данного вида задачи не вызывает затруднение у учащихся. При диктовке задач они будут первыми, чтобы не терялись сформированные связи.
При решении задач с тремя частями использую графические схемы. К примеру, дана задача: «В автобусе едут 9 пассажиров. На остановке вышли 2 пассажира, а на следующей ещё 3. Сколько пассажиров осталось в автобусе?»
— Прочтите, пожалуйста, только условие задачи.
-Только вопрос задачи.
— Что обозначает число 9? Число 2? Число 3?
-Начертите 9 кружков.
— Сколько пассажиров вышли сначала?
— Закрасьте красным цветом 2 кружка.
— Сколько пассажиров вышли на следующей остановке?
— Закрасьте синим цветом 3 кружка.
— Как нам найти оставшуюся часть?
— Могло при решении получится число больше чем 9?
Эту же графическую запись удобно применять при решении задач вида: «Серёже 5 лет. Он младше Вани на 4 года. Сколько лет Серёже?»
Серёжа
4
Ваня
После того как учащиеся изучили структуру задачи, систематически включаю в работу задания направленные на закрепление полученных знаний. Вот некоторые из них:
Задачи, вопрос которых находится в середине текста: « У ёжика было 5 яблок. Сколько яблок стало у ёжика, после того как он нашёл ещё 3 яблока?»
Текст задачи представлен одним сложным предложением в начале, которого стоит вопрос: «Сколько автомобилей осталось на стоянке после того как уехало 4 автомобиля, а было 8?»
Вставь пропущенные слова так, чтобы получилась задача: «У Лизы … 9 шариков. Она отдала Лене … шариков. … осталось у Лизы шариков?»
Подбери, из предложенных, схему к задаче: «На тарелке лежало 2 жёлтых и 2 зелёных яблока. Сколько всего яблок лежало на тарелке? »
Выбери, что нам всегда известно:
на руке 5 пальцев;
сколько ягод на кустике смородины;
мухоморы – ядовитые грибы;
в книге 56 страниц.
Какое предложение не является вопросом:
Сколько конфет осталось у девочки?
Куда положили ключи?
Кто дальше прыгнет: гепард или страус?
Вчера был дождь.
Какого элемента не хватает в задаче:
На ёлке висело 5 красных шаров, а жёлтых 4.
Ответ: 9 шаров висело на ёлке.
Подбери вопрос к рисунку:
Сколько всего яблок?
Каких груш не хватает?
Сколько зелёных и жёлтых груш вместе?
Какой вопрос можно ещё поставить к рисунку?
Вставь такое слово, чтобы получатся вопрос к задаче: … лягушек сидело на листе кувшинки?
Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую задачу ты можешь решить? Какую нет? Почему?
В лукошке лежали лисички и 6 боровиков. Сколько грибов лежало в лукошке?
В лукошке лежали 3 лисички и 6 боровиков. Сколько грибов лежало в лукошке?
Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются? Будут ли решения данных задач одинаковыми?
На прогулке Саша увидел 3 котёнка, 2 собачки. Сколько домашних животных увидел на прогулке Саша?
На прогулке Саша увидел 3 котёнка, 2 собачки и ёжика. Сколько домашних животных увидел на прогулке Саша?
Сравни тексты задач. Чем похожи? Чем отличаются?
С яблони сорвали 20 яблок. Сколько яблок осталось на яблоне?
На яблоне росло 80 яблок. Сколько яблок осталось на яблоне?
Подбери выражение, которое является решением задачи: В автобусе ехало 20 пассажиров. На первой остановке вышли 4, на второй 5. Сколько пассажиров осталось в автобусе?
5-4 5+4 20-5 20-4 20-4-5 20-5-4
Подбери условие к данному вопросу: Сколько всего птиц плавало в пруду?
В пруду плавает 10 птиц. 7 из них утки.
В пруду плавает 7 уток и 3 лебедя.
В пруду плавают лебеди и утки. Уток на 4 меньше.
В пруду плавают 7 уток, а лебедей на 4 меньше.
В пруду плавают 7 уток, а лебедей на 4 больше.
Дан текст: «На клумбе росло 25 цветов. Сколько цветов осталось?» Подбери недостающие данные к условию.
Сорвали 3 гвоздики и 5 роз.
Сорвали цветов на 6 больше, чем было.
Сначала сорвали 6 цветов, потом ещё 2.
На карточке даны простые задачи различных видов. Учащимся предлагается зачитать те, которые нужно решать с помощью сложения (с помощью вычитания)
Перечисленные приёмы и задания помогают в полной мере сформировать общее умение решать задачи, так как пошагово формируются следующие умения:
Умение читать задачу, понимать значение слов в ней;
Умение выделять условие и вопрос, известное и неизвестное;
Умение устанавливать связь между данными и искомыми, т.е. делать анализ задачи, выбирать необходимое арифметическое действие для решения ;
Умения записывать решение и ответ задачи.
Данная система работы формирует у учащихся глубокие и прочные знания. Повышает активность и работоспособность учащихся, позволяет снизить степень неуверенности, боязни ошибиться. Способствует развитию мышления, внимания, наблюдательности.
Источник