Способ решения религиозного конфликта

Пути урегулирования религиозных конфликтов

Ведя разговор о путях урегулирования религиозных конфликтов, к сожалению, приходится отмечать, что поскольку религиозные конфликты есть конфликты абсолютных ценностей, часто имеют хронический характер и легко провоцируемы, то они практически не поддаются урегулированию.

История учит, что достижение сторонами религиозного конфликта своих целей невозможно одними лишь силовыми средствами. Однако попытки силового урегулирования межконфессиональных конфликтов до сих пор являются, пожалуй, единственным эффективным средством решения этой проблемы (например, Балканский кризис, проблема Нагорного Карабаха, афгано-таджикский «узел», курдская проблема в Турции, война в Чечне).

В то же время опыт показывает, что одним из путей их решения является преобразование возникших на религиозной почве «конфликтов ценностей» в «конфликты интересов», – т.е. отфильтровывание главных причин конфликта от мировоззренческого антагонизма конфликтеров. Но в случае «чистых» религиозных конфликтов требуется длительный процесс формирования новой ценностно-религиозной терпимости и готовности к диалогу.

Практика показывает, что важнейшими предпосылками и одновременно условиями урегулирования конфессиональных конфликтов могут быть:

восстановление режима устойчивого развития;

Первое условие предполагает восстановление в границах конфликтной территории дееспособности государственной власти, эффективность которой в данной ситуации определяется не столько степенью демократичности политического режима, сколько его способностью восстановить в пределах своей компетенции состояние гражданской правоответственности. Восстановление режима устойчивого развития должно сопровождаться явной тенденцией к позитивному изменению социально-экономического положения всех втянутых в конфликт конфессиональных групп (общностей), независимо от их принадлежности к сторонам конфликта.

Второе условие предполагает предварительно согласованный паритетный отказ заинтересованных «внешних сил» от государственно-дипломатической, военной, политической и информационной форм геополитического вмешательства в конфликт, при сохранении стратегии геоэкономической (например, инвестиционной) экспансии.

Это сочетание позволяет удовлетворить интересы как внешних, так и внутренних субъектов данного конфликта, а общим результатом такого подхода становится стабилизация ситуации и укрепление структуры безопасности в регионе, в том числе и повышение уровня конфессиональной толерантности.

Конечно, такой подход к проблеме урегулирования конфессиональных конфликтов предполагает наличие доброй воли и высокий уровень ответственности всех так или иначе участвующих в конфликте сторон.

Среди конфликтологов существует также мнение о том, что урегулировать религиозный конфликт можно и через гармонизацию соотношения секуляризма и целостно религиозного мировоззрения в области обустройства межчеловеческих отношений на национальном и глобальном уровнях.

В этом случае, по их мнению, следует отказаться от диктата индивидуализма над коллективизмом, приоритетов потребления и вообще ценностей земного существования над религиозными и моральными ценностями и святынями, сугубо секулярных основ общественного устройства над религиозными установлениями и традициями, принятыми в тех или иных обществах. Большинство жителей страны или региона должны иметь гарантированное право основывать свою общественно значимую деятельность на религиозных принципах, самостоятельно формулируя цели избранной ими власти. При этом, естественно, максимальное внимание необходимо уделять соблюдению прав религиозных и мировоззренческих меньшинств, а также утверждению права человека на жизнь. Впрочем, под видом борьбы за права человека не стоит навязывать обществу несвойственных ему моделей отношений религии и государства, привычных, например, для некоторых западных стран, но реально действующих лишь среди абсолютного меньшинства народов мира, а потому никак не имеющих право считаться универсальной нормой.

Проблема меньшинств стоит не только в странах, где есть установленная религия большинства. В секулярных государствах группы верующих, ориентированные на созидание своего целостного образа жизни, также должны иметь возможность создавать собственные субпространства, позволяющие существовать, трудиться, участвовать в жизни общества и воспитывать новые поколения в согласии с конкретными религиозными представлениями.

Кроме того, необходимо уважать право народов и религиозных общин выбирать, жить ли им по законам секулярного гуманизма или, положим, по законам ортодоксального иудаизма, шариата, целостного христианского мировоззрения или верований коренных народов. Вопрос о том, является ли религия «частным делом» человека или, по крайней мере, одной из основ общественного устройства, для многих людей сегодня остается открытым. Не следует его «закрывать» и на уровне международных организаций, которые призваны поддерживать межцивилизационный диалог, направленный на сосуществование традиционных и гуманистическо-либеральных ценностей. Более того, как считают конфликтологи, следует стремиться к большей гибкости международного права и универсальных политических решений, дабы устранить диктат обезбоженного миропонимания над волей индивидов, общин, народов.

Следовательно, именно подобные гибкость и терпимость позволят избежать нарастания напряженности, связанной с религиозными чувствами и убеждениями.

4. Крупные религиозные конфликты XX века

Крупным конфликт считается в том случае, если было зафиксировано более 1 тыс. жертв.

Исламский фундаментализм

Безусловно, самым ярким негативным событием прошедшего столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, которое стремится повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Алжир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны).

Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные «неверными», так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных действиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман.

Читайте также:  Способ оплаты ценных бумаг

Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи. Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.

Источник

8 Религиозные конфликты и основные пути их разрешения (Лекции с презентациями и видео)

Описание файла

Файл «8 Религиозные конфликты и основные пути их разрешения» внутри архива находится в папке «Лекции с презентациями и видео». Документ из архива «Лекции с презентациями и видео», который расположен в категории «лекции и семинары». Всё это находится в предмете «социальная конфликтология» из восьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «лекции и семинары», в предмете «социальная конфликтология» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «8 Религиозные конфликты и основные пути их разрешения»

Текст из документа «8 Религиозные конфликты и основные пути их разрешения»

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ И

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Самое жаркое место в аду предназначено

тем, кто во времена нравственного

кризиса сохраняет нейтралитет

Религия и межконфессиональные отношения как источник конфликта.

Структура, содержание и причины религиозных конфликтов.

Классификация религиозных конфликтов и пути их урегулирования.

Религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения. Это одна из сфер духовной жизни, освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. (Слайд 2)

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии — обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей: «Религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом». Генсек Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) Дж.Грац считает, что «западный мир прошел через множество религиозных войн, прежде чем понял, что можно верить по-разному и даже ни во что не верить».

Религия и межконфессиональные отношения

как источник конфликта

Считается, что в мире доля религиозного населения составляет 66% от населения Земли. Доля неверующего населения – 25%, атеистов – 6%. Причем этот показатель постоянно меняется в зависимости от условий жизни. (Слайд 3) ХХ век стал периодом упадка протестантизма и временем подъема ислама, индуизма, копто-эфиопского христианства и различных сект. Ливийский лидер, один из видных деятелей современных национальных движений М.Кадафи пишет: «Основа, создающая нацио­нальную общность, — национальное самосозна­ние. Национальное самосознание — это основа сохранения наций. Исторически каждая нацио­нальная общность должна иметь свою религию — это основополагающий принцип каждого народа. Там, где он нарушается, невозможна гармония внутри национальной общности, возникают конф­ликты. Единственный путь к ликвидации этих кон­фликтов, восстановить нарушенное естественное правило, гласящее, что каждая нация должна иметь свою религию».

Учеными подсчитано, что в 1900 г. приверженцы только мировых религий составляли 814 млн. чел., в 1988 г. их уже насчитывалось более 2.645 млн. чел., в 2000 г. свыше 4-х млрд. чел. По данным на 2009 год более 63 % верующих людей на Земле являлись приверженцами одной из авраамических религий, из них: 33% — христиане, 20% — мусульмане, 10% — иудеи; 10% жителей планеты исповедовали индуизм, 6% — буддизм, 6% — китайские религии, 0,37% — сикхизм, 7% — другие верования. (Слайд 4)

Наиболее сильна приверженность к религии на африканском континенте, где 9 из 10 респондентов называют себя религиозными (91%), в таких странах как Нигерия и Гана этот показатель составляет 94% и 96% соответственно и является самым высоким в мире. 8 из 10 жителей Латинской Америки (82%) также называют себя религиозными людьми. На Ближнем Востоке 79% населения привержены к религии. 7 из 10 жителей Северной Америки считают себя религиозными (73%), четверть — нерелигиозными (25%) и только 1% назвались атеистами. Уровень религиозности в Западной Европе в среднем составляет 60%. Во всех странах Восточной и Центральной Европы как минимум 6 из 10 респондентов религиозны.

В то же время во данным американского колледжа Питцер за 2006 год, в первую десятку атеистических стран вошли: Швеция (атеистами являются минимум 45%, максимум 85% жителей этого государства), Вьетнам (81%), Дания (43-80%), Норвегия (31-72%), Япония (64 — 65%), Чехия (54 — 61%), Финляндия (28 — 60%), Франция (43 — 54%), Южная Корея (30 — 52%) и Эстония (49%). Россия в этом перечне оказалась на 12-м месте (24-48%).

Религия возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества, цивилизации и превращается в определенный аспект их сущности, существования и различия. Например, в США проживает рекордное число людей, утверждающих, что религия играет «очень важную» роль в их жизни — 62%. Для сравнения, в Мексике таких 60%, в Италии — 38%, в Канаде — 34%, в Германии и Великобритании — по 18%, во Франции — 14%. При этом доля американцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла за сто лет (1990-2000 гг.) с 1,3 до 9,1%. (Слайд 5)

Читайте также:  Способы забора крови для лабораторных исследований

В Республике Киргизстан, по мнению И.Ротарь, еще в начале 2000-х годов было большой редкостью встретить на улицах южнокиргизстанских городов женщину в хиджабе, а тем более в парандже. Сегодня едва ли не большая половина жительниц южных районов Киргизии щеголяют в нарядах, «подобающих правоверной мусульманке». Местные власти упорно, но пока тщетно борются за устои «светского государства». Например, отдел образования города Джалал-Абад выпустил постановление, запрещающее школьницам ходить на занятия в платке, однако вскоре под давлением возмущенных родителей педагоги были вынуждены отступить.

«В моей школе ходят в хиджабе шесть учениц, все они — дети членов нелегальной партии «Хизб-ут-Тахрир», — говорит директор школы села Достук Джалал-Абадской области Р.Тохториева. — Эти люди буквально переполошили все село: они периодически распространяют листовки с требованиями ввести раздельное обучение для девочек и мальчиков. Мне так и не удалось заставить их дочерей снять платки, и сторонники «Хизб-ут-Тахрир» воспринимают это как свой успех на пути построения исламского государства». Женщины в хиджабе — не единственное достижение сторонников халифата. В последнее время в южной Киргизии стали модны так называемые «исламские свадьбы»: во время этого празднества женщины и мужчины сидят в разных помещениях, категорически запрещены спиртное и современная музыка.

Конец ХХ века, стал, по мнению известного американского политолога С.Хантингтона, свидетелем повсеместного возрождения религии. (Слайд 6) Это возрождение заключается в усилении религиозного сознания и подъеме фундаменталистских движений. И, это, несмотря на то, что практически все наиболее распространенные, в том числе и мировые религии, призывают к веротерпимости (Слайд 7) по отношению к представителям других религиозных взглядов.

Однако в Священных книгах можно найти и другие призывы, в частности к борьбе с неверными: например, в тексте Ко­рана в 9-ой суре «Покаяние» запечатлен призыв основателя религии Ислам пророка Мухамме­да к открытой конфликтной деятельности: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными». В тексте Евангелия от Матфея характерным примером является обращение Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34-37).

В рамках конфликтологических теорий за отправной момент берется тот факт, что религия может действовать как фактор, несущий не интеграцию, а конфликт. По мнению В.Гараджа, религиозные группы – одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих сторон. Это выражается в конфликтах приверженцев различных вероисповеданий, интенсивном распространении в конфессиональной среде новых религиозных движений.

История развития мировых и национальных религий свидетельствует о том, что между некоторыми из них сложилось своеобразное «поле напряженности». Это, например, относится к взаимоотношениям христиан и мусульман с иудеями, мусульман с христианами, индуистов с мусульманами, мусульман с буддистами и др. В свою очередь и внутри одной религии существуют противоречия, практически со дня ее основания, например, между православными, католиками и протестантами в христианстве, шиитами и суннитами в исламе. Как правило, данная враждебность приводит, в итоге, к большим жертвам. Например, в Нигерии, насилие между христианскими и мусульманскими общинами только за период с 2001 по 2004 гг. стало причиной гибели более 53.000 человек. Среди убитых — 17.459 детей, 17.397 женщин и 18.931 мужчин.

Мировой опыт и его анализ говорят о том, что разделение мира по религиозному признаку в ближайшие десятилетия не только сохранится, но и значительно усилится, а это равносильно усилению угрозы возникновения новых широкомасштабных конфликтов на религиозной почве. (Слайд 8) Например, в начале 2006 года, по данным Центра Оборонной Информации США, в мире протекало 15 крупных вооруженных конфликтов в качестве причин которых, выступал, в том числе, и религиозный фактор. Если посмотреть на политическую карту мира, то можно увидеть на условной линии с Востока на Запад немало межконфессиональных «горячих» точек: Нагорный Карабах (христиане-армяне и мусульмане-азербайджанцы); Грузия (христиане-грузины и абхазцы – и христиане, и мусульмане, а также грузины и южноосетины — христиане); Чечня (мусульмане и христиане); Северная Осетия и Ингушетия (первые — христиане, вторые — мусульмане); остров Кипр (христиане-греки и мусульмане-турки); бывшая Югославия (мусульмане-боснийцы, албанцы с одной стороны, христиане (православные) — сербы, а также христиане (католики) — хорваты — с другой) и т.д.

По данным WEA Religious Liberty Commission, самыми значительными зонами христиано-исламского конфликта, которые затрагивают интересы христиан, являются: Ирак, где исламистские боевики сражаются за установление исламского государства, действующего по законам шариата. Центральный Судан, Центральная Нигерия и Центральный Берег Слоновой Кости, где арабские и фуланские мусульмане стремятся захватить юг, чтобы навязать исламское доминирование и, в конечном итоге, законы шариата на христиан, анимистов и светских африканцев. Восточная Индонезия (Центральная Сулавеси, Молуккские острова и Папуа), где мусульмане продвигаются на восток, чтобы распространить исламскую гегемонию, а, следовательно, и законы шариата среди христиан и племенных народностей, подвергшихся прежде голландской колонизации. Южные Филиппины, где проарабская мусульманская группировка Моро, сражается с преимущественно католическим правительством за установление независимого мусульманского государства, действующего по законам шариата.

Читайте также:  Куриные купаты способы приготовления

Исторический опыт религиозных войн укоренил в массовом сознании представителей традиционных религий стереотипы враждебности. Кроме того, разный уровень социально-экономического развития конфессиональных государственных объединений, согласно закону неравномерности развития обществ, государств, порождает противоречивое мировоззрение и мироощущение, выраженное в религиозном противостоянии. Если уничтожить веру, то можно уничтожить и саму государственность. Поэтому государства имеют различные, освященные религией нормы государственного, семейного и уголовного права. Религиозная принадлежность часто играет решающую роль и в политических пристрастиях человека. (Слайд 9) На эту тему очень метко заметил в свое время индийский политический деятель Махатма Ганди: «Те, кто думает, будто религия не связана с политикой, ничего не смыслят в политике». Именно в Индии после обретения независимости в 1947 г. по причине разделения Пенджаба и Бенгалии, начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 человек. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в современной истории мира — около 12 миллионов индусов, сикхов и мусульман расселились по территории недавно созданных государств Индии и Пакистана. По данным компании Ipsos, приведенным В.Ванчуговым, 37% американцев считают, что религия должна влиять на решения, принимаемые их правительством. Подобных воззрений придерживаются 30% итальянцев, 25% канадцев, 22% австралийцев, 21% южнокорейцев, 20% мексиканцев, немцев и англичан, 17% испанцев и 12% французов.

Сегодня религия оказывает существенное влияние и на волеизъявление граждан. К примеру, в США большинство иудеев, мусульман и буддистов предпочитают голосовать за представителей Демократической партии. Евангелические христиане и мормоны в подавляющем большинстве случаев называют себя приверженцами Республиканской партии. Люди, не принадлежащие ни к одной конфессии, как правило, голосуют за независимых политиков. 83% американцев готовы проголосовать за кандидата в президенты США, который принадлежит к Католической церкви. 9% опрошенных газетой Los Angeles Times и компанией Bloomberg, не сделают этого ни под каким видом. На втором месте по степени предпочтительности — кандидат в президенты, исповедующий иудаизм. За него готовы отдать свои голоса 78% американцев (соответственно, 14% не пойдут на это). 65% голосов способен набрать кандидат-протестант (против 22%), 53% — мормон (35%), 24% — мусульманин (53%).

В то же время в мире достаточно примеров, когда представители различных религий бесконфликтно живут на территории одного государства. Одним из них является т.н. «казахский феномен». Вот уже более 15 лет в этой многонациональной и многоконфессиональной республике проводятся Дни духовного согласия с непосредственным участием Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. За это время число религиозных объединений увеличилось более чем в 4 раза. По всей республике строятся мечети, церкви, синагоги. Это яркое подтверждение того, что в стране отсутствует межконфессиональная вражда. Данный вывод подтверждают и слова архимандрита Серапиона, настоятеля Константино-Еленинского кафедрального собора: «Нам очень приятно, что мы в нашей стране Казахстан, можем спокойно исповедовать веру православную, не боясь, не стесняясь, что может возникнуть конфликт».

Это подтверждают и данные социологического исследования, проведенного в 2009 г. В Карагандистской области Казахстана. Если говорить о взаимоотношениях друг к другу представителей различных вероисповеданий, то у 54,5% опрошенных — доброжелательное, с пониманием права их выбора. Не вступают с ними в конфликты – 16,7% опрошенных. Безразличное отношение, как к верующим испытывают 13,3%. Не задумываются вообще над этим 11,1% из числа всех опрошенных респондентов. С неприязнью относятся только 0,3%. По религиозным мотивам 93,7% жителей области никогда не испытывали недоброжелательных отношений, испытывали в различной степени 6,3% опрошенных.

Начавшийся в России в первой половине 90-х годов прошлого века религиозный ренессанс, также стал следствием глубоких социальных, политических, экономических и культурных изменений в обществе. Именно в эти годы заметно вырос уровень религиозности в стране, что неизмеримо обогатило духовную жизнь общества, но, в тоже время, породило множество различных проблем, в том числе и в религиозной сфере. В современной России сосуществуют уже около 70 конфессий. (Слайд 10) Проблема веротерпимости — терпимого отношения к той или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания — стала императивом современности. По данным ВЦИОМ (март 2010 г.) в России исповедуют: православие — 75%, ислам — 5%, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1% и меньше, неверующие составляют 8%. (Слайды 11-12) По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания. Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил: «По приведенным данным можно только сказать, что 30% — действительно христиане, 35% хотят быть христианами, но не тверды еще в нравственных устоях, а 14% — это просто не христиане».

Конфликтологи, проведя анализ воздействия религии на отношения сторон в конфликтах, сделали ряд выводов (Слайд 13):

во-первых, конфессиональное единство является устойчивым компонентом каждой из региональных цивилизаций (суперэтносов);

во-вторых, принадлежность к тому или иному этносу, как правило, отождествляется с принадлежностью к конфессиональной общине (например, индо-пакистанский кризис носит ярко выраженный характер противостояния индуизма и ислама, а в осетино-ингушском и армяно-азербайджанском конфликтах проявляется скрытое противоборство христианства и ислама), это позволяет говорить о глубокой взаимосвязи этнического и конфессионального противостояния;

Источник

Оцените статью
Разные способы