- Решение политических проблем
- Методы решения политических проблем
- Актуальные подходы к решению политических проблем
- Схематическая модель решения политических проблем
- Решение политических проблем
- Подходы к решению политических проблем
- Современные модели решения политических проблем
- Готовые работы на аналогичную тему
- Этапы решения политических проблем
- Политические конфликты: общие принципы, подходы и главные способы их урегулирования и разрешения
- Условия предупреждения политических конфликтов
- Действия в случае появления политических конфликтов
- Способы разрешения политических конфликтов
- Процедурные модели разрешения конфликтов
- Принципы постепенности и синхронности в урегулировании политических конфликтов
- Конфликт ценностей
- Принципы и процесс посредничества в политическом конфликте
- Переговоры как средство урегулирования конфликта
Решение политических проблем
Ежедневно в любом государстве и в международных отношениях существует необходимость решения различного рода конфликтных ситуаций и проблем. Такая деятельность осуществляется людьми, которые имеют прямое отношение к политической сфере деятельности.
Методы решения политических проблем
Повышенное внимание к политической деятельности в стране особо активно проявляют исследователи в области политологии. Они занимаются изучением соответствующих проблем и способов их решения. Так, например, в специализированной литературе можно найти примерно следующую формулировку процедуры решения политических конфликтов:
Актуальные подходы к решению политических проблем
На сегодняшний день благодаря тщательному изучению различной специальной литературы и прочих источников, носящих политический характер, можно сделать выводы о том, что характер различных политических конфликтов, поиск их решений, а также выработка и реализация самого оптимального решения делятся на несколько основных типов. Выбор одного из подходов осуществляется исходя из характера отношений органов власти и народа характерного для конкретной страны или государства.
Основными типами принято считать:
- Элитизм. Такой тип направлен на принятие политических решений закрытым (элитным) обществом. Другими словами, в политической системе, где преобладает элитизм, характерной чертой является принятие решений ограниченной группой лиц, а народ и общество, как правило, остаются без права влияния на политическую ситуацию и корректировку политических решений.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Популизм. Условно считается полной противоположностью элитизму. В отличие от предыдущего типа, при данном подходе основным средством влияния на принятие политических решений является общественное мнение. При популизме правящие структуры стараются привлечь внимание народа к своей политической кампании различными рекламными средствами, лозунгами или давлением на патриотизм. Чаще всего подобные уловки нацелены на эмоциональное и психологическое давление, а соответственно не имеют рационального отклика. Они необходимы лишь для достижения цели, а значит, что в большинстве своем обещания, которые звучат в ходе политических мероприятий и предполагают последствия политического решения — необоснованные, а иногда даже невыполнимые.
- Консерватизм. Для консерватизма характерны традиционные методы решения политических конфликтов. В условиях консерватизма правящая власть опирается на опыт прошлых лет и выбирает наиболее эффективные методы урегулирования политических конфликтов. Такие методы чаще всего имеют положительный отклик у народа, а их успешное применение поддерживает и усиливает лояльное отношение общества к правящей власти. Таким образом сохраняется порядок и стабильность в обществе, а государственно-властная элита поддерживает свой статус.
- Радикализм. Такой метод решения политических проблем прямо противоположен консерватизму. В нем используются нестандартные методы решения политических конфликтов, а порой даже доходит до радикальных способов реализации политических решений. Основным недостатком такого метода является низкий отклик у общества, который порой может привести к непредсказуемым последствиям среди населения. Чаще всего это выражается в различных социальных взрывах (митинги, восстания, беспорядки, революция и т.д.)
- Демократизм. На сегодняшний день демократизм является самым распространенным способом решения политических проблем. Его главной особенностью является ориентир правящей власти на потребности и запросы населения. Также, для демократизма характерным является обеспечение и сохранение человеческих прав и свобод. Такой подход формирует положительную и доверительную атмосферу между политической властью и обществом в целом.
Пример 1
Для демократической политической системы характерны некоторые механизмы принятия политических решений, такие как: демократические выборы, основанные на здоровой конкуренции; реальная работа политических сил; разделение властей в субъектах государства и т.д.
Схематическая модель решения политических проблем
При изучении специальной литературы можно сделать вывод, что у исследователей в области политологии нет единого мнения относительно модели решения политических проблем. Существует несколько наиболее оптимальных и распространенных стадий решения. В зависимости от политической ситуации принято выделять от шести до одиннадцати различных этапов, которые имеют относительно самостоятельный характер, а иногда даже взаимозаменяемы. Важно придерживаться последовательного прохождения данных стадий для достижения наилучшего результата решения политических проблем.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Самой оптимальной моделью решения политических проблем с описанием основных этапов процесса является следующая:
- Осознание и принятие содержания проблемы, и определение необходимости ее решения;
- Определение цели, достижение которой поможет в решении политической проблемы;
- Выбор метода или нескольких методов решения политической проблемы;
- Анализ альтернативных методов решения и оценка последствий их реализации;
- Определение альтернативных идей для решения политической проблемы;
- Анализ выбранного метода и наиболее точное определение всех вероятных последствий такого решения;
- Составление рекомендаций всеми субъектами (правовые органы власти, народ, общественные организации и т.д.), которых коснулось или коснется выбранное политическое решение.
Исходя из вышеизложенной модели можно сделать вывод, что основной характеристикой при принятии политических решений является прогнозирование последствий такого решения.
Источник
Решение политических проблем
Вы будете перенаправлены на Автор24
Подходы к решению политических проблем
Необходимость решения разного рода конфликтных, неоднозначных и проблемных ситуаций составляет содержание и специфику каждодневной деятельности субъектов политической сферы жизни общества. При этом необходимо обратить внимание на то, что обозначенная роль решения политических проблем в собственно проявлениях социально-политической активности в стране предопределяет и повышенное внимание исследователей-политологов к изучению соответствующей деятельности.
Так, в частности, в специальной литературе предлагаются различные подходы к формулированию определения процедуры решения политических проблем, которое в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:
Решение политических проблем – это относительно самостоятельное направление деятельности субъектов политического взаимодействия, направленное на выработку нескольких вариантов преодоления существующей проблемной ситуации, а также последующий выбор наиболее оптимального и рационального из них и его непосредственное воплощение на практике.
Современные модели решения политических проблем
Анализ специальных источников политологического характера позволяет сделать вывод о том, что с точки зрения характеристики особенностей процедуры принятия решений по существующим политическим проблемам и их непосредственной реализации в настоящее время сложилось несколько подходов (типов), обособившихся исходя из характеристики взаимоотношений органов власти и населения в рамках соответствующей деятельности. Основными из таких типов являются:
- Элитизм: для данного типа принятия политических решений характерен закрытый характер выработки и утверждения оптимального варианта действия. Иными словами, в условиях политической системы, для которой характерны начала элитизма, народ и общественные силы фактически лишены возможности оказывать значительное влияние на выработку и корректировку принимаемых решений политических проблем;
- Популизм, как система решения политических проблем, в отличие от элитизма, напротив, в качестве основного средства принятия большинства решений признает непосредственную опору на общественное мнение. В условиях популизма правящие элиты предпринимают попытки использования различных уловок, лозунгов, призывов к гражданам, которые, по их мнению, должны оказать должное воздействие на достижение конечной цели. Подобные лозунги, как правило, вызывают эмоциональный, а не рациональный отклик, поскольку зачастую используются необоснованные (а нередко – и не выполнимые) обещания различных благ, как последствия реализации предлагаемого решения определенной политической проблемы;
- Консерватизм: в консервативных условиях правящие слои стремятся к использованию традиционных приемов, способов и методов политического регулирования, причем зачастую соответствующие методы прямо поддерживаются населением, а их использование во многом усиливает лояльность населения к государственно-властной элите, что, в конечном счете, способствует сохранению социальной стабильности и порядка в общества;
- Радикализм как метод решения политических проблем в специальной литературе во многом противопоставляется консерватизму, поскольку предполагает использование необычных, крайних методов реализации соответствующих политических задач. При этом последствия использования непредсказуемы, и, в том числе, могут выражаться в разного рода социальных «взрывах»;
- Демократизм – наиболее распространенная в современных условиях модель принятия политических решений, поскольку она ориентирует власти на учет и оценку реальных потребностей и запросов граждан, обеспечение их неотъемлемых прав и свобод, формируя, таким образом, атмосферу взаимовыгодного и взаимоответственного общения между рядовыми гражданами и политической элитой.
Готовые работы на аналогичную тему
Так, например, в числе непосредственных механизмов, присущих демократической модели принятия политических решений, могут быть названы: реальная деятельность оппозиционных политических сил, конкурентные демократические выборы, действительное разделение властей на началах сдержек и противовесов, и т. д.
Этапы решения политических проблем
Анализ точек зрения отечественных и зарубежных политологов по вопросу о наиболее оптимальных и рациональных стадиях решения политических проблем, позволяет сделать вывод об отсутствии единства мнений в научной среде. Так, по различным оценкам целесообразно выделять от шести до одиннадцати относительно самостоятельных, сменяющий друг друга стадий, последовательное прохождение который приводит к действительному разрешению политической проблемы.
При этом наиболее оптимальной представляется следующая схематичная модель, описывающая основные стадии процесса решения политической проблемы:
- Понимание содержания и сущности проблемы, и выявление социальной потребности в ее разрешении;
- Выбор и характеристика целей, достижение которых позволит устранить обозначенную проблему;
- Выбор наиболее оптимального метода (совокупности методов) решения проблемы;
- Проведение оценки альтернативных методов и последствия их реализации;
- Непосредственное определение альтернативных вариантов решения соответствующей проблемы;
- Оценка избранного решения, путем наиболее полного предсказания вероятных последствий, в том числе с использование отобранных ранее критериев такой оценки;
- Формулирование рекомендаций правоприменительным органам, политическим субъектам, гражданам, общественным объединением, и иным субъектам, на которые оказала или может оказать влияние соответствующая деятельность относительно их будущих действий.
Таким образом, схематично изложив и проанализировав основные стадии решения политических проблем представляется целесообразным сделать вывод о том, что важная роль в соответствующей деятельности принадлежит методам прогнозирования, которые, как было отмечено выше, применяются практически на всех стадиях решения политической проблемы.
Источник
Политические конфликты: общие принципы, подходы и главные способы их урегулирования и разрешения
Политические конфликты – это вопросы, представляющие общественный интерес и возникающие между различными группами внутри сообщества. Такие конфликты могут происходить на уровне муниципалитетов, регионов, областей или всего государства.
Политические конфликты обычно имеют более широкий размах, чем все виды других конфликтов. Они обычно связаны с неоднозначными и радикальными политическими решениями в правительствах. В политический конфликт вовлечено больше людей. Они сопряжены с более высокими затратами и более серьёзными последствиями для общества и всей окружающей среды.
В структуре любого конфликта, в том числе и политического, помимо позиций «друг» и «враг», есть ряд переходных состояний: «недруг», «оппонент», «противник» и др.
Оппонент – это лицо, которое имеет противоположный взгляд, альтернативное мнение и выступает в споре со своей критикой. Оппонировать – означает оспаривать чужое мнение, возражать. По этой причине с оппонентом возможно строить диалог:
- защищать свою точку зрения;
- уточнять идеологические позиции каждой из сторон;
- принимать к сведению обоюдные претензии, отыскивать компромиссы и взаимовыгодные соглашения.
Противник – это лицо, которое настроено против кого-то или чего-то. Есть ряд значений этого термина:
- лицо, относящееся отрицательно (враждебно) к другому лицу;
- человек, который стремится победить другого человека;
- враг, недоброжелатель.
Как правило, противник может и не являться врагом (например, в процессе шахматной игры). В то время как понятие «враг» всегда подразумевает радикальное сопротивление противнику, его уничтожение. С противником возможно состязаться, доказывать свою правоту, соревноваться, демонстрировать своё превосходство. А с «врагом» речь идёт об уничтожении.
Условия предупреждения политических конфликтов
История нам ярко показывает, что политические конфликты всегда легче предупредить, чем разбираться с их последствиями. Для «профилактики» политических конфликтов нужны 3 обязательных условия.
- Существование действенной нормативно-правовой базы, работающей правовой системы, в основании которой лежат правовые нормы, способные предотвратить социально-политическую напряжённость, урегулировать и разрешить возможные противоречия. Прежде всего это обеспечивается Конституцией и иными законодательными актами. На международном уровне конфликты сдерживаются коллективными международными законодательными нормами, правовыми актами.
- Готовность и желание всех общественно-политических субъектов исполнять имеющуюся правовую систему.
- Организация и осуществление мониторинга по раскрытию вероятных конфликтных зон и поиск возможных мер по предупреждению социально-политических конфликтов.
Действия в случае появления политических конфликтов
В случае появления открытого политического конфликта нужно принять ряд мер:
- обнаружить причины конфликта, его мотивы, объективную сторону конфликта и субъективные интересы участников;
- установить настоящих субъектов конфликта, у которых может быть свой личный интерес в возникшем конфликте;
- проявить конфликтные установки (цели, задачи, намерения и ожидания) каждой из сторон;
- дать оценку внешним факторам и условиям, которые могут влиять на динамику конфликта;
- институционализировать конфликт – выяснить общие правила и принципы в урегулировании конфликта;
- легитимировать конфликт – добиться соблюдения каждой из сторон принятых решений, норм и правил ради конструктивного разрешения конфликта;
- структурировать конфликтующие группы – обнаружить носителей, которые могут преследовать в конфликте свои интересы;
- определить количественные и качественные свойства каждого из участников конфликта;
- последовательно ослабить течение конфликта посредством его перевода на новый уровень (редукция).
Способы разрешения политических конфликтов
К самым распространённым способам разрешения политических конфликтов относятся:
- переговоры, предпринимаемые в поисках решений, которые удовлетворили бы обе стороны конфликта;
- посредничество, т.е. переговоры, предпринимаемые для поиска решений, подходящих для обеих сторон конфликта, но с деятельностью посредника (а посредник при этом всегда нейтрален);
- эскалация насилия – стороны начинают открыто бороться друг с другом, конфликт разрешается победой одной стороны, вторая сторона должна подчиниться воле, навязанной победителем;
- избегание конфликта – когда одна из сторон отказывается от своих позиций и аргументов, чтобы избежать конфликта;
- арбитраж – конфликт разрешает третье лицо – арбитр, решения которого являются обязательным для всех сторон (арбитр независим и выбирается обеими сторонами конфликта);
- суд, который используется, когда одна из сторон не соглашается на переговоры, посредничество или арбитраж в качестве метода разрешения конфликта или эти методы не удовлетворяют обе стороны (ни одна из сторон не имеет никакого влияния на состав суда, а его решения являются обязательными);
- голосование на выборах – используется в демократических странах, как правило, для разрешения политических конфликтов.
В истории политики существует множество примеров разрешения конфликтов:
- ликвидация объекта, из-за которого возник конфликт;
- замещение первого объекта вторым;
- распределение объекта конфликта среди всех сторон;
- уничтожение одной из конфликтующих сторон;
- перестраивание идеологических позиций и взглядов одной стороны (или обеих сторон);
- трансформация характеристик объекта;
- предотвращения любого (непосредственного или опосредованного) контакта и взаимодействия участников между собой (примером может быть введение миротворческих сил в зону политического конфликта);
- достижение общего единого решения всех участников конфликта, либо обращение к нейтральному «арбитру» при обязательном условии подчинения всех сторон решению арбитра.
Процедурные модели разрешения конфликтов
Конфликты как в частной, так и в политической сфере могут привести к драматической эскалации. Из-за страха перед этими последствиями, конфликта иногда удаётся избежать, сдавшись или избегая его. Однако это обычно порождает или увековечивает несправедливость и насилие.
В условиях верховенства закона, судебная юрисдикция, полиция и тюрьмы часто могут предотвращать дальнейшую эскалацию (на время). Но это не удовлетворяет проигравшую сторону, особенно если её «поставили на место» с помощью насильственных мер. Этим конфликт не разрешается, а только откладывается на будущее. Конфликт продолжает тлеть и может снова вспыхнуть в другом месте – с такими же негативными эксцессами.
Выход из этого цикла насилия может быть достигнут только путём конструктивного урегулирования конфликта. Эта мера характеризуется отказом от принудительных мер, уважительным диалогом и поиском решений, которые могут поддержать все участники. Это основы для различных процессов консенсуального разрешения конфликтов:
- прямые переговоры противоборствующих сторон, если они равны друг другу, или более сильная сторона отказывается от своих полномочий по санкционированию и принятию решений;
- консультации и переговоры, если в споре участвуют все стороны;
- модерация как форма переговоров, поддерживаемая нейтральной третьей стороной;
- посредничество как внешняя, беспристрастная поддержка конфликтов, в которых сильные эмоции затрудняют или делают невозможным правильное решение проблемы, а также для обострения споров;
- судебное разбирательство и примирительные постановления;
- арбитраж или третейский суд, если стороны, участвующие в конфликте, готовы разрешить разработку предлагаемого решения сторонним лицам.
Различают необязательные и обязательные арбитражные решения: в первом случае участвующие стороны могут выбрать, хотят ли они принять арбитражное решение или нет.
Во втором случае стороны договариваются, что арбитражное решение приобретёт юридическую силу, обязательную для всех.
Прямые переговоры между двумя сторонами в споре – наиболее распространённый и подходящий способ урегулирования конфликта. Переговоры могут протекать быстро, они не требуют длительной организационной подготовки, ничего не стоят в финансовом плане и в значительной степени самоопределены.
Но поскольку стороны в обостряющихся конфликтах обычно не могут продвинуться вперёд без внешней поддержки, а любое вмешательство воспринимается как пристрастное и подрывающее автономию, то посредничество становится наиболее полезной процедурой в этой ситуации. Поэтому следует кратко описать отличия посредничества от других средств разрешения политических конфликтов.
Принципы постепенности и синхронности в урегулировании политических конфликтов
Принцип синхронности означает то, что каждая из сторон конфликта должна находится на одной и той же фазе одновременно.
Принцип постепенности даёт возможность всем сторонам конфликта к началу непосредственного разрешения конфликта:
- поиску точек зрения и идеологических позиций;
- снижению напряжённости в коммуникациях;
- улучшению взаимного доверия разных сторон конфликта друг к другу;
- прорабатыванию всевозможных вариантов решений;
- согласованию конечного решения.
В случае вооружённого конфликта принцип постепенности означает урегулирование конфликта через ряд этапов:
- остановка насильственных мероприятий — снижение уровня противоборства, выравнивание ситуации;
- осуществление диалога, организация переговорного процесса;
- начало переговоров;
- достижение договорённостей;
- соблюдение этих договорённостей.
Конфликт ценностей
В политических конфликтах группы с разными системами ценностей обычно сталкиваются друг с другом, независимо от того, основаны ли они на политических взглядах, идеологии, религии или принадлежат к определённой культуре. Фактические споры быстро становятся чем-то принципиальным, что затрудняет решение.
Конфликты ценностей (идеологические конфликты) обычно очень эмоциональны. Противник часто рассматривается как «противник» или «враг» с нечестными намерениями, существует большое недоверие.
Эта ситуация может быть разрешена только в том случае, когда системы ценностей противоборствующих сторон не будут поставлены под вопрос и не будут подвергаться сомнению, а скорее станут результатом определённого поведения и действий, которые воспринимаются другими как нарушение.
На этом конкретном, ограниченном фактическом уровне конфликты также могут конструктивно разрешаться людьми или группами с разными ценностями. В процессе доверительного сотрудничества многие образы врага также будут релятивизированы, и понимание идеологических взглядов другой стороны будет только возрастать.
Принципы и процесс посредничества в политическом конфликте
Участие посредника в политическом конфликте требует нескольких предварительных условий, чтобы он действительно помог, а не обострил конфликт.
- Вовлечение всех сторон в конфликт. Урегулирование конфликта с помощью посредничества заключается в том, чтобы все заинтересованные стороны конфликта вступили в диалог друг с другом для достижения мирного решения. Если отдельные конфликтующие стороны отсутствуют, то конфликт не может быть разрешён.
- Нейтралитет и беспристрастность. Посредники не должны участвовать в конфликте или влиять на его исход. Потому что это может ограничить их беспристрастность. Нейтралитет является главным приоритетом.
- Готовность к посредничеству. Добровольное участие – лучшая предпосылка для продуктивного и успешного процесса.
- Конфиденциальность. Чтобы иметь возможность говорить открыто при посредничестве, не бояться потерять лицо, не допустить негативных последствий, содержание разговора должно анализироваться посредниками конфиденциально.
- Личная ответственность. Посредники несут ответственность за процесс переговоров, а участники конфликта несут ответственность за содержание. Это даёт участникам максимальную автономию в отношении результатов посреднического процесса.
- Консенсусные решения. Конфликт разрешается только тогда, когда все участники соглашаются с решением, поддерживают его и внедряют. Это означает, что в посредничестве нет решений большинства.
Переговоры как средство урегулирования конфликта
Переговоры – это метод мирного разрешения имеющихся конфликтных противоречий, их урегулирование посредством взаимодействия всех сторон ради определения взаимовыгодных решений и законодательного оформления полученных соглашений.
Переговоры являются не только средством урегулирования конфликтов, но и их предупреждением. Так, в случае появления конфликтной ситуации, стороны могут начать переговоры и предотвратить непосредственное противоборство между собой (не допустить открытого столкновения). Даже если конфликт уже находится в открытой стадии и его нельзя окончательно разрешить, то стороны посредством переговоров и частичных договорённостей способны предотвращать расширение и эскалацию конфликта, держать течение конфликта под своим контролем.
Нередко переговоры или подготовку к ним используют заинтересованные стороны в качестве «отвлекающего манёвра» ради достижения собственных целей в политическом конфликте. Так, в период первой и второй чеченской войны сепаратисты часто шли на переговоры только для того, что отвлечь внимание, перевооружить своих боевиков и пополнить свои ряды новыми боевиками.
Типы политических переговоров:
- двусторонние и многосторонние (по количеству участников);
- прямые и непрямые (в зависимости от того, привлекается ли третья сторона в процесс конфликта);
- внутренние и международные (по масштабу и охвату решаемых проблем);
- на уровне глав государств, на уровне министров иностранных дел, на уровне представителей партий и организаций (по статусу участников).
Этапы подготовки и осуществления переговоров:
- подготовительный этап;
- отыскивание взаимовыгодных решений;
- заключение «мирного» договора;
- контролирование реализации взятых на себя обязательств каждой из сторон.
Основные стратегии ведения переговоров:
- взаимных компромиссов, которые предполагают учёт сильных и слабых позиций каждой из сторон, их интересов, согласие на обоюдовыгодные уступки;
- затяжных переговоров, которые выражаются в стремлении каждой из сторон оттягивать пик конфликта и выигрывать для себя много полезного времени;
- жёсткого прессинга, что выражается в бескомпромиссном желании выигрыша одной из сторон и отказ от уступок (такая стратегия провоцирует ответную аналогичную бескомпромиссную реакцию, а переговоры заходят окончательно в тупик).
Функции политических переговоров:
- продуктивная – разрешение общих проблем;
- регулятивная – координирование и контролирование общей деятельности;
- коммуникативная – формирование условий для взаимного диалога и обнаружение точек соприкосновения для разрешения конфликтных ситуаций;
- пропагандистская – влияние на общественное мнение ради объяснения собственной позиции, реабилитация в глазах общественности своих политических решений и взглядов.
Источник