- Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения
- Понятие и психология конфликтологии
- Как возникает?
- Популярные приемы урегулирования ситуации
- Методы разрешения
- Структурные
- Конструктивные
- Интегральный
- Компромисс
- Выход из конфликта
- Примеры конфликтных ситуаций
- В обществе
- Между сотрудниками
- Формы завершения
- Завершение , не всегда разрешение
- Технология решения конкретных ситуаций
Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения
Конфликты , это неотъемлемая часть жизни людей.
Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.
По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Как избежать конфликта между учителем и учеником? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие и психология конфликтологии
Конфликт , что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов.
В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.
Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию, при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.
Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.
Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.
Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.
Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную линию поведения и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.
Как возникает?
В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников.
Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.
Конфликтогены , слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.
Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:
- жажда превосходства. Стремление доказать свою значимость,
- агрессивность. Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием,
- эгоизм. Стремление достичь своих целей любой ценой.
Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:
Популярные приемы урегулирования ситуации
Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:
- Избегание. Одна из сторон устраняется от спора, демонстрируя нежелание продолжать дискуссию.
- Изменение предмета. Спор переводится незаметно в другое русло. Например, на косвенно касающийся основного предмета спора вопрос. В результате конфликт за неимением прежнего эмоционального накала постепенно затухает.
- Столкновение. Каждая из сторон настаивает на своей позиции, что приводит к необходимости разрешения ситуации путем учета мнений обоих участников спора.
- Приспособление. Одна из сторон старается найти для себя пути разрешения ситуации, которые дадут возможность устранить предмет спора.
- Откладывание. Одна из сторон берет перерыв для обдумывания сложившейся ситуации.
- Примирение. Обоюдное признание конфликта исчерпанным. Как правило, это возможно только при посредничестве третьей стороны.
- Компромисс. Достижение компромиссного решения в результате проведенных мирных переговоров.
О способах решения конфликтов в этом ролике:
Методы разрешения
С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:
Структурные
Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:
- Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
- Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
- Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.
То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.
Конструктивные
Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.
Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.
К конструктивным стилям относятся:
- Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
- Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
- Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
- Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.
Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.
Интегральный
Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.
Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Компромисс
Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.
Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.
Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.
Выход из конфликта
Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги:
- Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
- Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
- Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз , все это способствует сглаживанию споров.
Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.
Примеры конфликтных ситуаций
В обществе
Социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.
Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.
Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.
В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.
Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.
Между сотрудниками
Споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.
Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.
Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат , возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.
Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.
Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).
Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:
Формы завершения
Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:
- Разрешение. Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
- Затухание. Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.
Данный вид завершения конфликта не всегда является положительным результатом, поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.
Завершение , не всегда разрешение
Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.
Завершение конфликта , это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)
Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.
Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.
Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.
Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей.
Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.
О том, как общаться с другими людьми, если у вас с ними различные точки зрения по некоторым вопросам, в этом видео:
Источник
Технология решения конкретных ситуаций
«Умный всегда найдет выход из любой сложной ситуации».
Ханс Рихтер
Очевидно, обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал.
Решение этих проблем связывается с применением методик развивающего характера. Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках, требуется использовать активные методы обучения. Подобные методы отличаются высокой вовлеченностью обучаемых и учебный процесс, побуждают школьников быть активными. На уроке с использованием этих методов учащиеся самостоятельно принимают решения (известно, что знания, которые ученики добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт). Указанные методы обучения обеспечивают направленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивает запоминание главного на уроках, возбуждает интерес к изучаемому предмету и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
В данной работе остановимся на следующем методе активного обучения – технологии решения конкретных ситуаций.
В настоящее время существует противоречие между объемом актуальной, научной, специальной информации и способами ее переработки, передачи и восприятия, т.е. традиционными педагогическими методами. Поэтому остро возникает потребность в таких технологиях, в основе которых лежало бы развитие личности: творческое и критическое мышление, умение анализировать, принимать решения, сотрудничать в коллективе. Технология решения конкретных ситуаций имеет свою специфику и отличительные особенности ее применения в учебном процессе. Она, как и другие методы активного обучения, призвана развивать творческое мышление и проводить поиск оптимальных решений.
Практически конкретные ситуации начали использоваться в Школе бизнеса и Школе права Гарвардского университета в 40–50 гг. Спустя четверть века в СССР появляются публикации, в которых представлялась информация о педагогах-новаторах, использующих этот метод: А.М.Смолкин, А.М.Зобов, Ю.С. Арутюнов, А.А. Соловьева и другие. Изучив достаточное количество источников, пришли к выводу, что первоначально необходимо дать точную формулировку понятия «ситуация».
Итак, ситуация – положение, обстановка, совокупность обстоятельств, содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения.
К сожалению, до сих пор не создана единая классификация ситуаций. Но в то же время существует масса признаков, по которым их можно различать. Так, например, конкретные и базовые ситуации.
Конкретные ситуации существуют в разнообразных сферах деятельности в любом учреждении. Их возникновение связано, в первую очередь, с проявлением проблем, умением или неумением их разрешать, личностями участников.
Базовые ситуации отличаются степенью обобщенности подобных конкретных ситуаций, которые могут быть отнесены к одному виду.
Некоторые отечественные и зарубежные специалисты предлагают классифицировать КС по учебной функции.
Ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения.
Ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно–неправильно» и предложить свое адекватное решение.
Ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал. С помощью подобных примеров начинается процесс по использованию метода КС на специальных занятиях. Визуальная образная ситуация вырабатывает умение визуализировать информацию для более простого способа ее решения.
Классическая ситуация – ситуация может быть взята из литературы, практики. Может быть искусственно сконструирована. Должна быть описана по всем канонам ситуации. Объем неограничен. Четкость изложения обязательна. В конце не ставится вопросительный знак. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение.
Живая ситуация – берется из жизни школьников, но никому не известно принятое решение. Вот его надо найти, а саму ситуацию необходимо описать в той последовательности, в которой она происходила в жизни. Если учитель предполагает в дальнейшем использовать такой метод как разыгрывание ролей, то именно «живая» ситуация больше всего подходит для начальных шагов на этом пути, т.к. ее можно предложить разыграть.
Представляем свою трактовку терминологического словосочетания: анализ конкретной ситуации – это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее и для оптимального и оперативного ее разрешения.
Для того чтобы провести занятие с использованием КС необходимо правильно поставить общие учебные цели, их можно свести примерно к следующим целям: выработать умение анализировать ситуацию, прививать умение по расшифровке причинно-следственных связей, овладеть творческим мышлением, сформировать умение самостоятельно принимать решения.
Хотелось бы сразу сказать, что данная технология в отличие от деловых игр не имеет строго регламентированных правил поведения КС, сценария и критериев оценивания. При проведении занятия многое зависит от творческой личности ведущего и активности участников. Использование КС в процессе объявления нового материала для демонстрации диагностирования ситуации и принятия решений. Имеются 3 уровня применения КС:
I уровень – во время урока учитель в качестве факта или примера приводит конкретную ситуацию, предлагая решить ее. Школьник активно приступают к поиску решения, но педагог сам анализирует (т.е. объясняет) данную ситуацию и предлагает свой, т.е. правильный оптимальный вариант решения. Это является своеобразной подготовкой по применению этого метода.
II уровень – так же во время урока педагог вводит конкретную ситуацию и также призывает индивидуально ее разрешить. Дается некоторое время на обдумывание, затем выслушивается 2–3 школьника с их разрешениями. После этого учитель анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были достаточны и/или недостаточны и почему. Если среди школьных ответов не было правильного решения, приводит свое – оптимальное. Но попытка разрешения ситуации состоялась. Таким образом, начинается постепенное внедрение этого метода.
III уровень – высший уровень по использование КС, возможен только в том случае, если учитель отлично знаком со школьными возможностями и наверняка уверен, что конкретный ученик даст оптимальный ответ. Поэтому он называет фамилию и при этом говорит, что школьник N приведет правильное решение. После использования КС можно приступать непосредственно к практическому занятию.
Классический вариант: деление класса на подгруппы по 4–6 человек. Выборы лидера – организатора малой группы. Соблюдение 15-минутного регламента на индивидуальное решение, затем совместное обсуждение в группе и выработка общего решения. Затем межгрупповая дискуссия (15 мин.): выступления лидеров и обсуждение групповых вариантов решений. Затем запускается другая ситуация и все выше сказанное в технологическом плане повторяется.
Свободный вариант: группа не делится на подгруппы, конкретная ситуация зачитывается учителем, и каждый предлагает свое решение. Учитель анализирует и выводит правильное решение, которое сложилось из разных ответов участников КС.
Смешанный вариант: это классический вариант, но для большей убедительности и запоминания, ситуация превращается в «живую» и разыгрывается.
Разыгрывание может быть предложено и при использовании «свободного» варианта.
Конечно, возможны и другие технологии проведения. Все зависит от темы, целей, подготовленности школьников, творческих возможностей учителя и времени, отпускаемого на подобное занятие. Если используется работа в малых группах, то для достижения оперативного и эффективного результата по разрешению ситуации, можно использовать один из методов активного обучения: «мозговая атака», «инцидент», «метод консультирования», с выделенными консультантами и другое.
Хотелось бы подчеркнуть, что только активный творческий педагог может взять на себя использование такой многогранной, неоднозначной и неординарной технологии. Каждый учитель будет придавать своему занятию к КС собственную индивидуальность, не забывая при этом, что подобные занятия внедряются в память школьников надолго.
При проведении занятия с использованием метода КС необходимо учитывать психологические сложности для участников: вычленение причин, отсутствие опыта анализировать, поиск причинно-следственных связей, неумение соглашаться с «чужим» (другим) мнением.
При решении КС можно использовать следующие методы: метод анализа текста и контекста, метод «мозговой атаки», метод «инцидента», метод дискуссии, метод разыгрывания ролей.
Технологию КС можно представить как индивидуально-коллективную учебную деятельность, в которой реализуются следующие принципы: проблемность, моделирование профессиональных ситуаций и их решение, коллективно-индивидуальная деятельность, диалогичность общения.
Проблемность связана с наличием проблемы в представленной ситуации, т.е. присутствие невозможностей или трудностей для ее мгновенного решения, т.к. в ней заложены определенные противоречия. Независимо от того, какая это ситуация: классическая, базовая, конфликтная, типичная, в ней все равно имеется «проблема». Именно благодаря ей возникает мотивация для выявления предварительных гипотез по способу разрешения этой проблемной ситуации, а это, в свою очередь, создает предпосылку к продуктивному мышлению. Оно возникает или зарождается при высказывании противоположных позиций, несмотря на то, что проблема для всех одна. Чтобы оперативно найти оптимальное решение, проблему мысленно перевоплощают в творческую задачу и ставят конкретный вопрос для осознанного или интуитивного решения. Таким образом, учащийся погружается в состояние интеллектуального затруднения, что, в свою очередь, опять же приводит к психологической проблемной ситуации: как найти выход из создавшегося положения.
Своеобразная имитация производственных событий, явлений, процессов, в которых обязательно содержится проблема (противоречие) и которая, в свою очередь, не имеет однозначного быстрого решения. Находясь в учебном заведении, учитель моделирует, используя производственные затруднения в виде учебной ситуации, при этом сам владея ее оптимальным решением. Несмотря на то, что ученик сам не принимал участие в решении данной реальной ситуации, а принимает участие только в моделируемой воображаемой ситуации, чувства, которые он переживает, – реальные. Очень важно, что, несмотря на определенные условности, на занятиях отрабатываются умения, которые могут быть использованы в реальной деятельности.
Индивидуальная, персональная работа участников занятия с использованием КС – начальный этап, в который входят следующие необходимые операции: выявление проблемы, превращение проблемы в творческую задачу со знаком вопроса, перебор вариантов решения проблемы, принятие оптимального решения. Но, кроме индивидуальных операций, участник КС взаимодействует с микро- и макрогруппой, т.к. необходимо выработать правильный выход из создавшейся ситуации. Оптимальное коллегиальное решение вырабатывается поэтапно на основе персональных решений, на основе групповых решений, на основе коллективного решения всех участников КС. Подтверждение правильности принятого решения приводит ведущий КС, анализируя и объясняя весь процесс занятия и его результаты.
Под диалогичностью общения подразумеваем обмен мнениями, информацией, решениями, идеями, эмоциями, двух или более людей, т.к. данный процесс порождается их потребностью в совместной деятельности, взаимопонимании и взаимовлиянии для выработки единой стратегии поведения и принятия решения. Иначе говоря, это своеобразная форма жизнедеятельности. В нашем конкретном случае, т.е. при использовании КС и при взаимодействии участников в ситуационном процессе, в первую очередь отрабатываются все основные элементы диалогического общения: коммуникативные свойства личности, регламентированность отношений, понимание других людей, их позиций и мнений. Кроме того активизируются творческие идеи, ускоряется адаптация к новым технологиям обучения, которые повышают интерес к предмету.
В КС благодаря принципу «диалогического общения» моделируются взаимодействия и взаимоотношения людей в обстановке, приближенной к профессиональной.
Методы активного обучения, и в том числе КС, формируют не только творческие способности, и творческий тип личности.
Активные методы создают предпосылку к самореализации, самоуправлению и самодисциплине. Эти качества в КС сочетаются с возможностью развить поведенческие реакции, личностное осознание собственного «я», т.к. срабатывает персональный механизм престижной самозащиты своего «я», который проявляется в мотивации «быть лучше других» или «быть не хуже других», но это происходит только в том случае, если удалось найти оригинальное решение в конкретных ситуациях.
Творческая активность КС возможна, т.к. происходит постепенное снятие эмоциональной и интеллектуальной напряженности, скованности и нерешительности и нарастает интерес, возникший к новой форме проведения занятия, к решению неординарных проблем. КС высвечивает ошибки и приобретения, что участник КС может дольше того, чем он предполагал. Это придает уверенность в своих силах и способностях и может развить чувство собственного достоинства. Хотелось бы отметить, что КС – это особая технология, которая приближает к таким методам, как разыгрывание ролей и деловые игры, т.е. это один из переходных методов от традиционной технологии обучения к игровой, но в этом методе отсутствует «игровой момент».
В приложении рассматривается занятие по элективному курсу «Моделирование математических процессов» с применением данного метода.
Источник