- Способ решения конфликта арбитраж применение силы
- Способы разрешения конфликтных ситуаций
- Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?
- Стратегии поведения в конфликте
- Конкуренция: акула. Как хищник при нападении
- Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь
- Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все
- Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!
- Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию
- Как управлять конфликтами и разрешать их
- Чем полезен конфликт
- Разрешение противоречий
- Глубина отношений
- Ясность
- Поддержка
- Как вести себя во время конфликта
- Сотрудничество
- Компромисс
- Уклонение
- Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:
- Приспособление
- Этот стиль эффективен в двух случаях:
- Правила разрешения любого конфликта
- Техники разрешения конфликта
- Я-высказывание
- Постепенное снижение напряжённости
- Посредник
Способ решения конфликта арбитраж применение силы
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный конфликт и его разрешение». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более должны быть детализированный в подпунктах.
Может быть приведен следующий план.
1. Понятие социальный конфликт.
2. Стадии социального конфликта:
а) предконфликтная стадия;
б) конфликтная стадия;
в) постконфликтная стадия.
3. Виды конфликтов:
б) по предмету спора
в) по способам протекания
1. конфронтация- пассивное противостояние групп с разными интересами
2. соперничество-борьба за признание личных досстижений и способностей
4. Пути разрешения конфликта:
1. применение силы
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
3 | ||
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Источник Способы разрешения конфликтных ситуацийПочему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, ценностей, целей. Обычно он связан с отрицательными эмоциональными переживаниями, основан на эмоциях и личной неприязни. Рассмотрим стандартную цепочку: 1. Установление контакта → 2. Ориентация в ситуации → 3. Обсуждение проблемы → 4. Принятие решения → 5. Выход из контакта. Открытый спор возникает при переходе от пункта 3 к пункту 4 — как правило, из-за того, что стороны не владеют психологическими техниками: не слушают друг друга и не умеют убеждать. Конфликт выстраивается по простой формуле: КС — это конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия), И — инцидент (обстоятельства, повод), К — сам конфликт (открытое противостояние как следствие).
Конфликт возникает в разных ситуациях из-за столкновения интересов. Например, поссорились вы со своим сотрудником из-за премии, с коллегой из другой школы из-за расхождения взглядов на воспитание, с администрацией из-за бюджета и т.д. Это все самый распространенный, межличностный тип. Бывают еще противостояния групп (руководство и подчиненные, «лентяи» и «трудяги», консерваторы и изобретатели и т.д.) — это межгрупповой тип, самый разрушительный и интенсивный. Случаются и внутриличностные разногласия — например, из-за того, что уже собраны чемоданы для долгожданного семейного отпуска, но дела вдруг требуют присутствия на работе. В конфликтах есть объекты (причины), субъекты (активные стороны), участники, косвенные участники. Их роли могут меняться. В конце концов каждая конфронтация оказывается деструктивной или конструктивной. Первый вариант не сулит ничего хорошего, а для конструктивного исхода необходимы адекватность восприятия ситуации, открытое общение и, конечно, создание атмосферы доверия, сотрудничества. У каждого человека формируются привычные стратегия и тактика поведения в конфликтах. Чтобы лучше управлять происходящим, нужно идентифицировать свою стратегию и установки окружающих людей, корректировать свою тактику. Стратегии поведения в конфликтеКонкуренция: акула. Как хищник при нападении
«-» возможность жесткого проигрыша, недолговечность результатов Когда стратегия оправдана:
Тактические действия: контроль противника и его источников информации, постоянное давление всеми доступными средствами, обман, хитрость, провокации, нежелание вступать в диалог. Каким личностям свойственна: властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение. Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь
«-» демонстрация своей пассивно-страдальческой установки, усугубление положения из-за неразрешенного противоречия, распространение влияния ссоры на разные области жизни (вплоть до появления психосоматических заболеваний). Когда стратегия оправдана:
Тактические действия: демонстративный уход, отказ от силовых приемов, отказ от сбора фактов, отрицание остроты конфликта, медлительность в принятии решений. Каким личностям свойственна: застенчивым, слишком восприимчивым к критике, склонным к позиции «авось обойдется», не умеющим управлять беседой. Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все
«-» зависимость от чужих уступок, растрата сил на ведение переговоров, возможность стать жертвой обмана в процессе торга, недолговечность решения проблемы. Когда стратегия оправдана:
Тактические действия: торг, обман, лесть, требование равного дележа. Каким личностям свойственна: осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали. Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!
«-» жертвование личными целями, доведение до ситуации самосохранения, неразрешенность проблемы. Когда стратегия оправдана:
Тактические действия: соглашательство, демонстрация непритязательности, потакание, лесть. Каким личностям свойственна: бесхребетным, угодливым, «мечта манипулятора». Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию
«-» затрата сил и времени для волевых решений и мудрого управления ситуацией (не воспользоваться слабостями «Черепахи» и «Плюшевого мишки», противопоставить поведению «Акулы» мирные средства) Когда стратегия оправдана:
Тактические действия: сбор информации о проблеме и противнике, тщательный подсчет ресурсов, открытый диалог, критика «по делу», проявление своих талантов для оказания влияния, принятие разумных идей оппонента. Каким личностям свойственна: инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции. Источник Как управлять конфликтами и разрешать ихВыбрать правильную стратегию, выслушать все стороны, сохранять спокойствие Конфликт — это столкновение двух и более людей из-за несовместимости интересов, потребностей или ценностей. Конфликты возникают постоянно, и их не надо бояться. В психологии считается, что конфликт — это один из способов развития отношений, и у него есть много полезных функций. Чем полезен конфликтРазрешение противоречийНапример, ваш друг постоянно опаздывает, и его приходится подолгу ждать. Пока вы не заявляете о своём недовольстве, он будет думать, что всё в порядке. Если вы скажете, что вам это не нравится, возникнет конфликт. В результате обстоятельства изменятся: либо вы перестанете ждать непунктуального товарища, либо он научится уважать ваше время. Чтобы противоречия разрешились благополучно, желательно выявить их как можно раньше. Как правило, чем быстрее случился конфликт — тем лучше. Глубина отношенийКогда люди сближаются, рано или поздно у них найдётся повод для несогласия. Выражая несогласие и разрешая возникший после этого конфликт, люди узнают друг друга лучше, и отношения углубляются. Если же вы стремитесь всегда быть хорошим и не показывать своего недовольства, взаимодействие остаётся поверхностным. ЯсностьЗачастую именно в конфликте человек чётко осознаёт, что нужно ему, а что оппоненту. Кроме того, в конфликте легче понять самого себя. Например, узнать — вы за или против толерантности, как вы относитесь к несправедливости и так далее. ПоддержкаКонфликт помогает находить друзей и союзников. Например, одноклассник исподтишка дразнил вас, и этого никто не замечал. Когда же вы открыто возмутились и потребовали прекратить, оказалось, что он доводил не только вас. Теперь, объединившись, вы можете вместе противостоять агрессору. Однако любой конфликт принесёт не пользу, а вред, если его запустить. Порой эмоции достигают такого накала, что восстановить мир очень трудно либо стороны переходят к насильственным методам. Бывает, что конфликт приносит большие моральные и материальные потери. Например, вы узнаёте, что человек, которому вы доверяли, вас обманывает. Но если правильно действовать во время конфликта, этого можно избежать. Как вести себя во время конфликтаСотрудничествоЭто наиболее эффективный стиль поведения в конфликте. Он же требует самых больших усилий от участников. Подразумевается, что стороны отстаивают свои интересы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение. КомпромиссВ отличие от сотрудничества, при компромиссе каждый участник отказывается от части своих интересов и потребностей, чтобы прийти к согласию. Например, вы с другом выбираете, как провести выходной: он хочет в музей, а вы в кино. После обсуждения вы решаете пойти на интерактивную выставку. Вы оба отказались от своих планов и выработали компромиссный вариант. УклонениеУклонение, как и приспособление, — не лучший стиль поведения в конфликте. Вы не решаете проблему, не взаимодействуете с другими и не получаете новый полезный опыт. Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен: 🙄 Проблема не настолько важна, Например, вам не важно, в чём ехать за город. Мама настаивает на спортивной куртке с капюшоном — и вы не спорите. 😶 Вы не планируете продолжать отношения с человеком. Это касается конфликтов с незнакомыми людьми в магазине или транспорте, спора с учителем, который пришёл на замену. Вам не придётся дальше взаимодействовать с ними, и проще уклониться от конфликта, чем начинать его. ПриспособлениеПриспособиться — это действовать совместно с другой стороной, но не отстаивать свои интересы в целях сохранения мира. Этот стиль эффективен в двух случаях:😒 Исход дела не очень существенен для вас, но очень важен другой стороне. Например, подруга просит пойти с ней на дискотеку: туда придёт одноклассник, который ей нравится. Вам не очень интересно такое времяпровождение, но вы соглашаетесь, ведь ей это важно. 😬 Вы сознательно жертвуете своими интересами в пользу другой стороны, чтобы выразить свои чувства и расположение. Например, сестра проиграла в конкурсе, и вы решаете уступить ей своё новое платье. Так вы заботитесь о ней. В остальных случаях приспособление обычно приводит к тому, что человек чувствует себя жертвой, перестаёт получать удовольствие от общения или начинает злиться. Часто в таких случаях конфликт всё равно возникает, но по менее важным поводам. Чтобы этого не происходило, стремитесь к сотрудничеству или компромиссу. Правила разрешения любого конфликтаЗадайте два вопроса: За целями в конфликте всегда стоят определённые потребности. Например, одноклассник пытается списывать у вас на контрольных, а вас это бесит. Его цель — получить хорошую оценку, но его потребность — не чувствовать себя хуже других, отстающим. Поняв это, вы вместе сможете найти устраивающее обоих решение: дадите ему списать или поможете подтянуть предмет.
Техники разрешения конфликтаЯ-высказываниеСостоит из трёх частей:
Все три части должны содержать оценку ситуации, а не оппонента, иначе я-высказывание не сработает. Кроме того, важно придерживаться нейтрального тона. Потренируйтесь вместе с друзьями составлять я-высказывания, описывая свои проблемы и потребности в отношениях. Постепенное снижение напряжённостиТехника помогает увеличить доверие и перевести конфликт в русло сотрудничества. Один из участников конфликта говорит, что хочет примириться и достигнуть согласия. Чтобы подтвердить своё намерение, делает небольшую уступку оппоненту и выражает надежду, что тот ответит тем же. Если второй участник делает ответный шаг, первый может уступить ещё чуть-чуть — и получится продвинуться в переговорах. Уступки не должны быть слишком значительными и показывать слабость вашей позиции. С их помощью вы демонстрируете желание сотрудничать. ПосредникДля разрешения конфликтов со сверстниками привлекайте третьих лиц — друзей, учителей, родителей. Важно, чтобы они не были заинтересованы в положительном исходе конфликта. Третья сторона полнее и объективнее оценит ситуацию и поможет участникам разобраться с проблемой без эмоций и перехода на личности. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Источник |