Способ решения генетических задач

Способ решения генетических задач

Раздел кодификатора ЕГЭ: 3.5. … Решение генетических задач…

Для решения генетических задач вначале необходимо изучить или повторить конспекты по теме «Генетика»:

ГЕНЕТИКА. Решение задач

Задача 1. Рецессивные гены (а) и (с) определяют проявление таких заболеваний у человека, как глухота и альбинизм. Их доминантные аллели контролируют наследование нормального слуха (А) и синтез пигмента меланина (С). Гены не сцеплены. Родители имеют нормальный слух; мать — брюнетка, отец — альбинос. Родились три однояйцевых близнеца, больные по двум признакам. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет иметь оба заболевания?

Решение:

Поскольку близнецы родились с обоими заболеваниями (а заболевания рецессивны), то здоровая мать дигетерозиготна по данным заболеваниям (АаСс). Так как отец имеет нормальный слух, но дети больны, то по гену глухоты отец гетерозиготен (Аа), а также является альбиносом (сс). Составим решётку Пеннета:

Ребёнок глухой с альбинизмом у данной пары может родиться с вероятностью 1/8, то есть 12,5 %.

Ответ: 12,5 %.

Задача 2. У человека гены А и В локализованы в аутосоме на расстоянии 8 М. Известно, что у отца генотип ab/ /ab, а у матери — Аb/ /аВ. Какова вероятность рождения ребёнка с генотипом матери?

Решение:

Без кроссинговера генотип матери образует только гаметы АЬ и аВ. Поскольку расстояние между генами 8 М, то процент кроссинговера равен 8 %, соответственно, материнский генотип способен образовывать рекомбинантные гаметы АВ и ab с вероятностью 8 %. Так как отцовский организм гомозиготен, то независимо от кроссинговера он образует только один тип гамет ab.

Составим решётку Пеннета. Для «нормальных» нерекомбинантных гамет (100 % — 8 % = 92 %):

Для рекомбинантных гамет (8 %):

Таким образом, ребёнок, гетерозиготный по обоим генам, как мать, может родиться с вероятностью 4 %.

Ответ: 4 %.

Задача 3. Один ребёнок здоровых родителей родился здоровым, а второй — имел тяжёлую наследственную болезнь и умер сразу после рождения. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет здоровым? Рассматривается одна пара аутосомных генов.

Решение:

Поскольку в данной семье родители и один из детей здоровы, а другой ребёнок болен, то согласно второму закону Менделя заболевание — рецессивный признак, а родители гетерозиготны по данному гену. У двух гетерозиготных родителей здоровые дети (доминантный признак) могут родиться с вероятностью три здоровых ребёнка из четырёх. Соответственно, 75 %.

Ответ: 75 %.

Задача 4. Расстояние между генами А и В — 10 см, а между генами В и С — 5 см. Каково расстояние между генами А и С? Определите два верных ответа из пяти.

Решение:

Поскольку не указано, как размещён ген С по отношению к гену В, то они могут располагаться следующим образом:

Ответ: 3 (15 см) и 5 (5 см).

Задача 5. Гемофилия (Н) обусловлена рецессивным геном, расположенным в Х-хромосоме, поэтому гетерозиготные по данному гену женщины обладают обычной свёртываемостью крови. С какой вероятностью родится мальчик, страдающий гемофилией, у гетерозиготной по указанному признаку женщины и нормального мужчины?

Решение:

F1: 1/4 Х Н Х Н — девочка с нормальной свёртываемостью крови

1/4 Х H Y — мальчик с нормальной свёртываемостью крови

1/4 X H X h — девочка с нормальной свёртываемостью крови (носитель заболевания)

1/4 или 25 % X h Y — мальчик, больной гемофилией

Ответ: 25 %.

Задача 6. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки, используя элементы, приведённые в списке.

Типы генетического определения пола

Группы организмов Женский Мужской
Некоторые отряды насекомых (мухи и др.) ___ (А) ___ (Б)
Некоторые отряды насекомых, млекопитающих, большинство рыб, растений ___ (В) ___ (Г)
Бабочки, птицы, пресмыкающиеся ___ (Д) ___ (Е)
Некоторые виды насекомых (моль и др.) ___ (Ж) ___ (З)

Пропущенные элементы: 1) XX; 2) XY; 3) ХО.

Ответ: А — 1;
Б — 3;
В — 1;
Г — 2;
Д — 2 или 3;
Е — 1;
Ж — 3;
З — 1.

Задача 7. У кур породы легторн окраска перьев обусловлена наличием доминантного аллеля гена С. Если геном кур содержит рецессивную гомозиготу (сс) — окраска не развивается. Ген I в доминантном состоянии подавляет развитие признака, контролируемого геном С. Определите вероятность рождения окрашенного цыплёнка от скрещивания кур с генотипом CCIi и ccIi.

Решение:

Ответ: 25 %.

Задача 8. Вам представлены два генеалогических дерева. Определите характер наследования признаков в указанных семьях.

Ответ: 1 – Д; 2 – Б.

Задача 9. У душистого горошка розовая окраска цветов проявляется при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается (белые цветки). Определите вероятность появления в F2 растений с розовой окраской от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ.

Решение:

9 A_В_ (розовые); 3 ааВ_ (белые); 3 А_bb (белые); 1 aabb (белые)
Всего возможных комбинаций генотипов в F2 — 16 и это 100 %.
Растений с розовыми цветами — 9 генотипов, обозначим как х.
х = 9 • 100 / 16 = 56,25 %.

Ответ: 56,25 %.

Задача 10. Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?

А – ген черной масти, а – ген красной масти.

Красные коровы несут рецессивный признак, следовательно, они гомозиготны по рецессивному гену и их генотип – аа .

Бык несет доминантный признак черной масти и является чистопородным, т.е. гомозиготным. Следовательно, его генотип – АА .

Гомозиготные особи образуют один тип гамет, поэтому черный бык может продуцировать только гаметы, несущие доминантный ген А , а красные коровы несут только рецессивный ген а .

Они могут сочетаться только одним способом, в результате чего образуется единообразное поколение F1 с генотипом Аа .

Гетерозиготы с равной вероятностью формируют гаметы, содержащие гены А и а . Их слияние носит случайный характер, поэтому в F2 будут встречаться животные с генотипами АА (25%), Аа (50%) и аа (25%), то есть особи с доминантным признаком будут составлять примерно 75%.

Памятка для решения задач по генетике

  1. Прочитав текст задачи, запишите ее условие в виде таблицы. Помните, что в первой колонке указывается альтернативное проявление признака (при моногибридном скрещивании) или признаков -(при ди- и полигибридных скрещиваниях), причем сначала записывается доминантный признак, потом — рецессивный и так для каждой пары альтернативных признаков; во второй — обозначения генов; а в третьей — ВСЕ возможные генотипы особей с данным фенотипом.

Признак

Генотип

  1. Определите тип задачи: прямая (если из условия известно, какими признаками обладают родители, и спрашивается, какими могут быть их дети) или обратная (если в условии говорится о фенотипе детей и требуется определить генотипы и (или) фенотипы родителей).
  2. Если задача прямая, запишите с помощью общепринятых символов схему скрещивания. Если задача обратная, под таблицей с условием запишите данные о генотипах и фенотипах потомков, применяя символы, обозначающие расщепление:

F1 : n (фенотип/ возможный генотип) : m (фенотип/ возможный генотип)

Ниже запишите схему скрещивания.

  1. Определите, какие генетические законы и закономерности применяются в данной задаче. Вспомните прямую и обратную формулировку закона, спроецируйте их на задачу, сделайте выводы.
  2. Гетерозиготы всегда образуют четное количество сортов гамет, равное 2n , где п — число «гетеро» пар аллельных генов (Аа, АаВВ, n = 1, 21 = 2 => два сорта гамет; AaBb, AabbDd, n = 2, 2 2 = 4 => 4 сорта гамет; AaBbDd, n = 3, 2 3 = 8 => 8 сортов гамет и т. д.). Гаметы образуются в соответствии с правилом чистоты гамет!
  3. При анализирующих скрещиваниях число образованных в поколении гибридов фенотипических классов указывает на число сортов гамет, образуемых гетерозиготной особью, при этом все фенотипические классы будут представлены в равных пропорциях (1:1; 1:1:1:1 и т. д.).

Это конспект для 10-11 классов по теме «Решение генетических задач». Выберите дальнейшее действие:

Источник

Решение генетических задач

Решение генетических задач

(для учащихся 9-11 классов)

Автор; Баранова Ирина Львовна

I . Пояснительная записка

III . Общие рекомендации по решению задач

IV Примеры решения генетических задач

Сцепленное с полом наследование

V . Задания на определение количества и типы образующихся гамет

VI . Генетические задачи

VII . Список использованных источников

Раздел «Генетика» школьного курса биологии — является одним из самых сложных для понимания учащихся. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать знание терминологии современной генетики, а также решение задач разных уровней сложности.

На данный момент, большинство учебников, по которым осуществляется изучение разделов генетики в старших классах общеобразовательных школ, содержат мало тренировочных заданий по генетике. Их, как правило, недостаточно для успешной отработки навыков решения генетических задач на моно-, ди- и сцепленное с полом наследование признаков.

Решение генетических задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность учителям осуществлять эффективный контроль уровня достижений учащихся.

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на разные типы наследования.

Для каждой задачи приведено примерное количество баллов, которое может заработать ученик в случае успешного выполнения задания. Так же разбаловка поможет осуществлять контроль знаний учеников с разным уровнем подготовленности, то есть дифференцированно оценивать знания учащихся.

Данное учебно-методическое пособие составлено в помощь учителям биологии, учащимся старших классов общеобразовательных школ и абитуриентам.

Альтернативные признаки — взаимоисключающие, контрастные

Анализирующее скрещивание скрещивание особи, генотип которой нужно установить с особью, гомозиготной по рецес­сивному гену;

Аутосома — любая парная хромосома, не относящаяся к половым хромосомам в диплоидных клетках. У человека диплоидный хромосомный набор (кариотип) представлен 22 парами хромосом (аутосом) и одной парой половых хромосом (гоносом).

Второй закон Менделя (правило расщепления) — при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения.( расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 3:1);

Гамета половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары

Ген— участок молекулы ДНК (в некоторых случаях РНК), в котором закодирована информация о биосинтезе одной полипептидной цепи с определенной аминокислотной последовательностью;

Геном — совокупности генов, заключённых в гаплоидном наборе хромосом организмов одного биологического вида;

Генотип — совокупность генов , локализованных в гаплоидном наборе хромосом данного организма. В отличие от понятий генома и генофонда, характеризует особь, а не вид (ещё отличием генотипа от генома является включение в понятие «геном» некодирующих последовательностей, не входящих в понятие «генотип»). Вместе с факторами внешней среды определяет фенотип организма;

Гетерозиготные организмы – организмы, содержащие различные аллельные гены;

Гомозиготные организмы – организмы, содержащие два одинаковых аллельных гена;

Гомологичные хромосомы — парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и набору генов;

Дигибридное скрещивание — скрещивание организмов, отличающихся по двум признакам;

Закона Моргана — гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т. е. наследуются сцеплено;

Закон чистоты гамет — при образова­нии гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов, называют законом чистоты гамет

Кариотип — совокупность признаков (число, размеры, форма и т. д.) полного набора хромосом, присущая клеткам данного биологического вида (видовой кариотип), данного организма (индивидуальный кариотип) или линии (клона) клеток. Кариотипом иногда также называют и визуальное представление полного хромосомного набора (кариограммы).

Кодоминирование – вид взаимодействия аллельных генов, при котором в потомстве появляются признаки генов обоих родителей;

Комплементарное, или дополнительное, взаимодействие генов – это такое взаимодействие генов, когда в результате которого появляются новые признаки;

Локус — участок хромосомы, в котором расположен ген.;

Моногибридное скрещивание – скрещивание организмов, отличающихся по одному признаку (учитывается только один признак);

Неполное доминирование – неполное подавление доминантным геном рецессивного из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки, и признак у гомозиготных особей будет не таким, как у гетерозиготных;

Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения) — при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.

Плейотропность (множественное действие гена) — — это такое взаимодействие генов, при котором один ген, влияет сразу на несколько признаков;

Полимерное действие генов — это такое взаимодействие генов, когда чем больше в генотипе доминантных генов из тех пар, которые влия­ют на этот количественный признак, тем сильнее он про­является;

Полигибридное скрещивание — скрещивание организмов, отличающихся по нескольким признакам;

Сцепленное с полом наследованиенаследование гена, расположенного в половой хромосоме.

Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при дигибридном скрещива­нии гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга (соотношение этих фенотипических вариантов та­ково: 9 : З : З : 1);

Фенотип совокупность всех внешних и внутренних признаков какого-либо организма;

Чистые линии – организмы, не скрещивающиеся с другими сортами, гомозиготные организмы;

Эпистаз — это такое взаимодействие генов, когда один из них подавляет проявления другого, неаллельного ему.

Общие рекомендации по решению задач

3.1. Условные обозначения,

принятые при решении генетических задач:

Символ ♀ обозначает жен­скую особь,

А, В, С — гены, отвечающие за

а, b , c — ген, отвечающий за

Р — родительское поколение,

F 1 — первое поколение потомков,

F 2 — второе поколение потомков,

G ( F 1) – генотип первого поколения потомков

ХХ – половые хромосомы женщины

Х Y — половые хромосомы мужчины

Х А – доминантный ген, локализованный в Х хромосоме

X a – рецессивный ген, локализованный в Х хромосоме

Ph ( F 1) – фенотип первого поколения потомков

3.2. Алгоритм решения генетических задач

Внимательно прочтите условие задачи.

Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи).

Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.

Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.

Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

Запишите ответ на вопрос задачи.

(При решении задач по определённым темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.)

3.3. Оформление задач

Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись — ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись — ♂аавв х ♀ААВВ).

Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).

При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись — ♀ааВВ ; неверная запись -♀ ВВаа).

Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают А_вв).

Под генотипом всегда пишут фенотип.

У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество

верная запись неверная запись

8. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.

9. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.

10. При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы от материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.

IV . Примеры решения генетических задач

4.1. Моногибридное скрещивание

1. Условия задачи: У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких. Женщина с длинны­ми ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с корот­кими ресницами. Ответьте на вопросы:

Сколько типов гамет образу­ется, у женщины, мужчины ?

Какова вероятность (в %) рождения в данной семье ребен­ка с длинными ресницами?

Сколько разных генотипов, фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?

2. Запишем объект исследования и обозначение генов:

Дано: Объект исследования – человек

Исследуемый признак – длина ресниц:

Ген а – короткие

Найти: Количество образуемых гамет у ♀, ; Вероятность рождения ребенка с длинными ресницами; G ( F 1 ), Ph ( F 1 )

Решение. Определяем ге­нотипы родителей. Женщина имеет длинные ресницы, следо­вательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел ко­роткие ресницы, значит, его ге­нотип — аа. Каждый организм из пары аллельных генов полу­чает один — от отца, другой — от матери, значит, генотип жен­щины — Аа. Генотип ее супру­га — аа, так как он с короткими ресницами.

Запишем схему брака

Г А а а

Фенотип: длинные короткие

Выпишем расщепление по генотипу гибридов: 1Аа:1аа, или 1:1. Расщепление по фе­нотипу тоже будет 1:1, одна по­ловина детей (50%) будет с длинными
ресницами, а другая (50%) — с корот­кими.

Ответ: — у женщины 2 типа, у мужчины 1 тип; вероятность рождения ребенка с длинными ресницами 50%, с короткими – 50%; генотипов среди детей – 2 типа

4.2. Дигибридное скрещивание

1. Условия задачи: У фигурной тыквы белая окраска плодов А доминирует над желтой а, а дисковидная форма В — над шаровидной b .

Ответьте на вопросы: как будет выглядеть F 1 и F 2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?

Запишем объект исследования и обозначение генов:

Дано: Объект исследования – тыква

цвет плодов: Ген А – белый

форма плодов: Ген В – дисковидная

Ген b – шаровидная

Решение. Определяем ге­нотипы родительских тыкв. По условиям задачи, тыквы гомозиготны, следо­вательно, содержат две одинаковые аллели каждого признака.

Запишем схему скрещивания

Р ♀ АА bb X ♂ aa ВВ

Г А b а B

F 1 ♀А aBb X ♂ А aBb

Г АВ, А b , аВ, а b АВ, А b , аВ, а b

5. Находим F 2 : строим решетку Пиннета и вносим в нее все возможные типы гамет: по горизонтали вносим гаметы мужской особи, по вертикали – женской. На пересечении получаем возможные генотипы потомства.

6. Выпишем расщепление гибридов по фенотипу: 9 белых дисковидных*, 3 белых шаровидных**, 3 желтых дисковидных, 1 желтая шаровидная***.

7. Ответ: F 1 – все белые дисковидные, F 2 – 9 белые дисковидные, 3 белые шаровидные, 3 желтые дисковидные, 1 желтый шаровидный.

4.3. Сцепленное с полом наследование

1. Условия задачи: Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) находится в Х- хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, а мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу.

Ответьте на вопросы:

Что можно сказать об их будущих сыновьях, дочерях?

Запишем объект исследования и обозначение генов:

Дано: Объект исследования – человек

Исследуемый признак – восприятие цвета ( ген локализован в Х хромосоме):

Ген А – нормальное восприятие цвета

Ген а – дальтонизм

Решение. Определяем ге­нотипы родителей. Половые хромосомы женщины ХХ, мужчины – Х Y . Девушка получает одну Х хромосому от матери, а одну от отца. По условию задачи ген локализован в Х хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, значит имеет генотип Х а Y , мать и все ее предки здоровы, значит ее генотип — X A X A . Каждый организм из пары аллельных генов полу­чает один — от отца, другой — от матери, значит, генотип девушки — X A Х а . Генотип ее супру­га — Х А Y , так как он здоров по условию задачи.

Запишем схему брака

Р ♀ X A Х а X ♂ Х А Y

Г X A Х а Х А Y

F 1 X A X A X A Y X A X a X a Y

Фенотип : здоровая здоровый здоровая больной

Ответ: Дочка может быть здоровой ( X A X A ) или быть здоровой, но являться носителем гена гемофилии ( X A X ) , а сын может как здоровым ( X A Y ) , так и больным ( X a Y ).

V . Задания на определение количества и типы образующихся гамет

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АА

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом аа

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Аа

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВВ

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВВ

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВв

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВа

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВВСС

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВВСС

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВвСС

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВВСс

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВвСС

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВВСс

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВвСс

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Х а Х а

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Х А Х А

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Х а Y

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Х А Х а

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Х А Y

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Х В Х В

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Х в Y

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Х В Х а

Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Х В Y

Какие типы гамет образует организм с генотипом АА

Какие типы гамет образует организм с генотипом аа

Какие типы гамет образует организм с генотипом Аа

Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВВ

Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВВ

Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВв

Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВа

Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВВСС

Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВВСС

Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВвСС

Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВВСс

Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВвСС

Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВВСс

Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВвСс

Какие типы гамет образует организм с генотипом Х а Х а

Какие типы гамет образует организм с генотипом Х А Х А

Какие типы гамет образует организм с генотипом Х а Y

Какие типы гамет образует организм с генотипом Х А Х а

Какие типы гамет образует организм с генотипом Х А Y

Какие типы гамет образует организм с генотипом Х В Х В

Какие типы гамет образует организм с генотипом Х в Y

Какие типы гамет образует организм с генотипом Х В Х а

Какие типы гамет образует организм с генотипом Х В Y

Сколько и какие типы гамет образует организм с генотипом aabb

Сколько и какие типы гамет образует организм с генотипом Aabb

Сколько и какие типы гамет образует организм с генотипом AaBB

Сколько и какие типы гамет образует организм с генотипом AAbb

VI . Генетические задачи

У мышей длинные уши наследуются как доминантный признак, а короткие — как рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В F 1 все по­томство получилось с длинными ушами. Определить генотип самца.

Сколько и какие типы гамет образует организм генотипа АаВЬСс Dd ?

3. Муж и жена имеют вьющиеся (А) и темные (В) волосы. У них родился ребенок с вьющимися (А) и светлыми (в) волосами. Каковы возможные генотипы родителей?

При скрещивании мохнатой (А) белой крольчихи (в) с мохнатым (А) черным кроликом родилось несколько белых гладких немохнатых крольчат. Каковы генотипы родительских особей?

Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери — голубые. От этого брака родился голубоглазый сын. Определите генотип всех лиц и составьте схему родословной.

Ген гемофилии рецессивен и локализован в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину-гемофилика. Ка­ких детей можно ожидать от этого брака?

Скрещены 2 сорта земляники: безусая красная и безусая белая. В F 1 все усатые красные, в F 2 расщепление: 331 усатая красная, 98 усатых белых, 235 безусых красных, 88 безусых белых. Как наследуются признаки?

Бежевая норка скрещена с серой. В F 1 все норки коричневые, в F 2 получилось 14 серых, 46 коричневых, 5 кремовых, 16 бе­жевых. Как наследуется признак? (6 баллов)

1. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. От скрещивания черной самки с коричневым самцом было получено 4 черных и 3 коричневых щенка. Определите гено­типы-родителей и потомства.

2. У человека фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Заболевание связано с отсутствием фермента, рас­щепляющего фенилаланин. Избыток этой аминокислоты в крови приводит к поражению центральной нервной системы и развитию слабоумия. Определите вероятность развития за­болевания у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку.

Серповидноклеточная анемия у человека наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак. Гомозиго­ты умирают в раннем детстве, гетерозиготы жизнеспособны и устойчивы к заболеванию малярией. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии, в семье, где один из родителей гетерозиготен в отношении признака серповидноклеточной анемии, а другой нормален в отношении этого признака?

У человека имеется два вида слепоты, и каждый определяется своим рецессивным аутосомным геном. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рожде­ния слепого ребенка, если отец и мать страдают одним и тем же видом слепоты, а по другой паре генов нормальны?

У мух дрозофил гены, определяющие окраску тела и форму крыльев, сцеплены. Скрестили самку с нормальными крыль­ями и серым телом с самцом, имеющим черное тело и редуци­рованные крылья. В первом поколении все потомство имело серое тело и нормальные крылья. Определите генотипы ро­дителей и потомства.

У матери I группа крови, а у отца IV . Могут ли дети унаследо­вать группу крови одного из родителей?

Справка. Группа крови зависит от действия не двух, а трех аллельных ге­нов, обозначаемых символами А, В, 0. Они, комбинируясь в диплоидных клетках по два, могут образовать 6 ге­нотипов (00 – 1 группа крови; АА, , АО – II группа крови; ВО, ВВ – III группа крови; АВ – IV группа крови). Предполагают, что над ре­цессивным геном 0 доминирует как аллельный ген А, так и В, но А и В друг друга не подавляют.

При скрещивании двух линий тутового шелкопряда, гусеницы которых образуют белые коконы, в первом поколении все ко­коны были желтые. При последующем скрещивании гибридов во втором поколении произошло расщепление: 9 желтых коко­нов к 7 белым. Определите генотипы всех особей.

У кошек ген черной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х-хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска. От кошки черепаховой масти родилось 5 котят, один из которых оказал­ся рыжим, 2 имели черепаховую окраску и 2 были черными. Рыжий котенок оказался самкой. Определите генотип кота, а также генотипы кошки и потомства.

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой были голубые глаза, а у матери — карие. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что карий цвет — доминантный признак? Определите генотипы родителей муж­чины и женщины.

У человека аллель полидактилии (6 пальцев) доминирует над нормальной пятипалой рукой. В семье, где у одного родителя шестипалая кисть, а у второго — нормальное строение кисти, родился ребенок с нормальной кистью. Определите вероятность рождения второго ребенка без аномалии,

У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет аллеля длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схе­му скрещивания. Каков должен быть результат, если собака чистопородна?

У крупного рогатого скота комолость (безрогость) и черный цвет шерсти доминируют над рогатостыо и красной окрас­кой. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. При скрещивании комолого черного быка с тремя красными безрогими коровами телята оказались все черные, но один из них был рогатым. Определите вероятные генотипы родите­лей и потомства.

У томатов гены, определяющие высоту стебля и форму пло­дов, сцеплены, причем высокий стебель доминирует над кар­ликовостью, а шаровидная форма плодов над грушевидной. Какое потомство следует ожидать от скрещивания гетерози­готного по обоим признакам растения с карликовым, имею­щим шаровидные плоды,

Родители имеют II и III группы крови, а их сын — I . Опреде­лите генотипы родителей.

Справка. Группа крови зависит от действия не двух, а трех аллельных ге­нов, обозначаемых символами А, В, 0. Они, комбинируясь в диплоидных клетках по два, могут образовать 6 ге­ нотипов (00 – 1 группа крови; АА, , АО – II группа крови; ВО, ВВ – III группа крови; АВ – IV группа крови). Предполагают, что над ре­цессивным геном 0 доминирует как аллельный ген А, так и В, но А и В друг друга не подавляют.

При скрещивании двух сортов ржи с белым и желтым зерном в первом поколении все растения имели зеленые зерна. При скрещивании этих зеленых гибридов между собой получили 450 зеленых, 150 желтых и 200 белых. Определите генотипы родителей и потомства. Как наследуется признак?

У плодовой мухи дрозофилы белоглазость наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Какое потомство получится, если скрестить белоглазую самку с красноглазым самцом?

Черный цвет шерсти доминирует у собак над коричневым. Черная самка несколько раз скрещивалась с коричневым самцом. Всего родилось 15 черных и 13 коричневых щенков. Определите генотипы родителей и потомства.

Одна из форм цистинурии (нарушение обмена четырех ами­нокислот) наследуется как аутосомный рецессивный признак. Однако у гетерозигот наблюдается лишь повышенное содержание цистина в моче, а у гомозигот- образование циетиновых камней в почках. Определите возможные формы проявления цистинурии у детей в семье, где один из супругов страдал этим заболеванием, а другой имел лишь повышенное содержание цистина в моче.

В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют Г и II группы крови, родители другого — II и IV . Исследования показали, что Дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей сын. Возможно ли это сделать наверняка при других комбинациях групп крови? Приведите примеры.

Справка. Группа крови зависит от действия не двух, а трех аллельных ге­нов, обозначаемых символами А, В, 0. Они, комбинируясь в диплоидных клетках по два, могут образовать 6 ге­нотипов (00 – 1 группа крови; АА, , АО – II группа крови; ВО, ВВ – III группа крови; АВ – IV группа крови). Предполагают, что над ре­цессивным геном 0 доминирует как аллельный ген А, так и В, но А и В друг друга не подавляют.

В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой — вьющиеся, родился глухой ребенок с глад­кими волосами. Их второй ребёнок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность рождения глухого ре­бенка с вьющимися волосами в этой семье, если известно, что аллель вьющихся волос доминирует над аллелем гладких; а глухота — рецессивный признак, и оба гена находятся в раз­ных хромосомах?

Сцепленный с полом ген В у канареек определяет зеленую ок­раску оперения, в — коричневую. Зеленого самца скрестили с коричневой самкой. Получено потомство: 2 коричневых самца и 2 зеленые самки. Каковы генотипы родителей?

При скрещивании двух сортов левкоя, один из которых име­ет махровые красные цветки, а второй — махровые белые, все гибриды первого поколения имели простые красные цветки, а во втором поколении наблюдалось расщепление: 68 — с мах­ровыми белыми цветками, 275 — с простыми красными, 86 — с простыми белыми и 213 — с махровыми красными цветками. Как наследуется окраска и форма цветка?

Науке известны доминантные гены, которые никогда не удавалось получить в гомозиготах, так как гомозиготное по этому гену потомство погибает на стадии зародыша. Такие «убивающие» гены называют летальными. Летальным является доминантный ген платиновой окраски у пушных лис, аллель которого – рецессивный ген, определяющий серебристую окраску зверьков. Определите, какое потомство и в каком отношении родится от скрещивания двух платиновых родителей.

У фигурной тыквы белая окраска плодов А доминирует над желтой а, а дисковидная форма В — над шаровидной b . Как будет выглядеть F 1 и F 2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?

Раннеспелый сорт овса нормального роста скрещивали с позднеспелым сортом гигантского роста. Определите, какими будут гибриды первого поколения. Каким окажется потомство от скре­щивания гибридов между собой по генотипу и фенотипу, а так­же их количественное соотношение? (Ген раннеспелости домини­рует над геном позднеспелости, ген нормального роста — над геном гигантского роста.)

Какими будут котята от скрещивания черепаховой кошки с черным котом, черепаховой кошки с рыжим котом? Ген черной и рыжей масти находится в Х-хромосоме (признак цвета сцеплен с полом); ни один из них не доминирует над другим; при наличии обоих генов в Х-хромосоме окраска получается пятнистой: «черепаховой»/

Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) находится в Х- хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, а мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях, дочерях, а также внуках обоего пола (при условии, что сыновья и дочери не будут вступать в брак с носителями гена дальтонизма)?

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были го­лубые, а у матери карие. От этого брака родился один ребенок, глаза у которого оказались карими. Каковы генотипы всех упо­мянутых здесь лиц?

Кровь людей подразделяют на четыре группы. Группа крови — наследственный признак, зависящий от одного гена. Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А, В, 0. Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипом АА или АО — вторую, с генотипами ВВ и ВО — третью, а с геноти­пом АВ — четвертую (аллели А и В доминируют над аллелью 0, но друг друга не подавляют). Какие группы крови возможны у детей, если у их матери вторая группа, а у отца четвертая?

Мать И. обнаружила на своем ребенке бирку с фамилией соседки по палате Н. У родителей детей были взяты анализы крови. Группы крови распределились следующим образом: И. — I , ее муж — IV , ребенок — I ; Н. — I , ее муж — I , ребенок — III .

Какой вывод из этого следует?

Справка. Группа крови зависит от действия не двух, а трех аллельных ге­нов, обозначаемых символами А, В, 0. Они, комбинируясь в диплоидных клетках по два, могут образовать 6 ге­нотипов (00 – 1 группа крови; АА, , АО – II группа крови; ВО, ВВ – III группа крови; АВ – IV группа крови). Предполагают, что над ре­цессивным геном 0 доминирует как аллельный ген А, так и В, но А и В друг друга не подавляют.

У дрозофилы серый цвет тела (В) доминирует над черным (в). При скрещивании серых родителей потомство оказалось так­же серым. Определите возмож­ные генотипы родителей.

Напишите возможные гено­типы человека, если по феноти­пу у него:

а). большие карие глаза — .

б) большие голубые глаза — .

в) тонкие губы и римский нос —.

г) тонкие губы и прямой нос —…

Справка. Доминантные признаки: большие глаза, карие глаза, римский нос. Рецессивные признаки: голубые глаза, тонкие губы, прямой нос.

Какие группы крови возможны у детей, если у их матери II группа крови, а у отца VI группа крови?

При скрещивании двух раз­ных сортов белоцветкового ду­шистого горошка все гибридные растения Р1 оказываются красноцветковыми. Чем это объяс­нить?

Справка. Синтез красного пигмента в цветке гороха происходит только при наличии двух неаллельных доминант­ных генов А и В; при отсутствии хотя бы одного из них цветок лишается красного пигмента. Эти гены локализо­ваны в негомологичных хромосомах и наследуются независимо, как при дигибридном скрещивании.

Вы приобрели кролика-самца с черной шерстью (признак доминантный), но точный генотип этого животного неизвестен. Каким образом можно узнать его генотип?

Могут ли белые кролики быть нечистоплотными (гетерозиготными) по окраске шерсти?

У растения дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) – над гладкими (в). Растение с пурпурными цветками и неколючими коробочками, скрещенное с растением с белыми цветками и колючими коробочками, образовало 320 потомков с пурпурными цветками и колючими коробочками и 312 – м пурпурными цветками и гладкими коробочками. Каковы генотипы родительских растений?

От серых крольчих и серых кроликов было получено потомство: 503 серых и 137 белых крольчат. Какой цвет шерсти является доминантным, а какой рецессивным?

В стаде были коровы черной и красной масти. Бык имел черную масть. Все телята, появившиеся в этом стаде, были черными. Определите рецессивную масть. Какое потомство будет у этих телят, когда они выростут?

Что можно сказать о характере наследования окраски плодов яблони при скрещивании сорта Антоновка (зеленые плоды) с сортом Уэсли (красные плоды), если все плоды гибридов, полученных от этого скрещивания, имели красную окраску? Запишите генотипы родителей и гибридов. Составьте схему наследования окраски плодов в F 1 и F 2 .

В результате гибридизации растений с красными и белыми цветками все гибридные растения имели розовые цветки. Запишите генотип родительского растения. Каков характер наследования?

Нормальное растение скрещено с карликовым, первое поколение – нормальное. Определите, какое будет потомство от самоопыления гибридов первого поколения.

В школьный уголок живой природы принесли двух серых кроликов (самку и самца), считая их чистопородными. Но в F 2 среди их внуков появились черные крольчата. Почему?

Куры с белым оперением при скрещивании между собой всегда дают белое потомство, а куры с черным оперением – черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей, оказывается серым. Какая часть потомства от скрещивания серого петуха и курицы будет с серым оперением?

Отец и сын-дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого сын уцнаследовал ген дальтонизма?

При скрщивании чистой линии мышей с коричневой шерстью с чистой линией мышей с чистой линией мышей с серой шерстью получаются потомки с коричневой шерстью. В F 2 от скрещивания между этими мышами F 1 получаются коричневые и серые мыши в соотношении 3:1. Дайте полное объяснение этим результатам.

Две черные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Одна самка дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а другая – 33 черных. Каковы генотипы родителей и потомков?

При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными плодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?

Фенилкетонурия (нарушение обмена аминокислоты – фенилаланина) наследуется как рецессивный признак. Муж гетерозиготен по гену фенилкетонурии, а жена гомозиготна по доминантному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?

Окрска цветков у ночной красавицы наследуется по промежуточному типу, а высота растения доминирует над карливковостью. Произведено скрещивание гомозиготного растения ночной красавицы с красными цветами, нормальным ростом и растения, имеющего белые цветы, карликовый рост. Какими будут гибриды первого и второго поколения? Какое расщепление будет наблюдаться во втором поколении по каждому признаку в отдельности?

Отец и мать здоровы, а ребенок болен гемофилией. Какой пол у ребенка?

У кошек короткая шерсть доминирует над длинной шерстью. Длинношерстная кошка при скрещивании с короткошерстным котом принесла трех короткошерстных и двух длинношерстных котят. Определите генотипы родительских и гибридных форм.

Какое потомство следует ожидать от брака мужчины дальтоника и здоровой женщины, отец которой страдал дальтонизмом?

Все задачи по генетике можно классифицировать по двум ос­новным критериям: А) по типу наследования; Б) по вопросу задачи (то есть тому, что необходимо найти или определить). На основании задач вариантов 1-4, а также рекомендованной учителем литературы составьте классификацию генетичес­ких задач по каждому из указанных критериев. (20 баллов). Для каждого класса задач составьте и решите пример зада­чи (40 баллов). Во избежание биологических ошибок, лучше всего для задач брать выдуманные организмы и признаки. (Примеры задач с выдуманными организмами и признаками смотри ниже.) Предложите свой критерий классификации генетических задач.

У альдебаранского ноздрохвоста аллель, определяющий 3 ноз­дри, неполно доминирует над аллелем, определяющим одну ноздрю. Сколько ноздрей на хвосте может быть у детенышей, если у обоих родителей по 2 ноздри.

Безмозглая женщина, отец и мать которой также были без­мозглые, вышла замуж за безмозглого мужчину. У них родил­ся ребенок, имеющий мозг. Предложите не менее 2-х вариан­тов наследования данного признака.

В семье сумчатых микроцефалов у гетерозиготной квадратноголовой саблезубой самки и треугольноголового нормальнозубого самца появилось на свет 83 квадратноголовых саблезубых, 79 треугольноголовых нормальнозубых, 18 треугольноголовых саблезубых и 17 квадратноголовых нормаль­нозубых микроцефалят. Определите, как наследуются при­знаки.

Самка париоголовой выпухоли со ртом на животе и длинным яйцекладом скрестилась с самцом, имеющим рот на спине и короткий яйцеклад. Самка отложила яйца на астероиде, съе­ла самца и улетела. Из яиц вылупились детеныши со ртами на животе и длинным яйцекладом. Они беспорядочно скрещи­вались между собой, итогом чего стало появление на свет 58 самок со ртом на животе и длинным яйцекладом, 21 самки со ртом на животе и коротким яйцекладом, 29 самцов со ртом на животе и длинным яйцекладом, 11 самцов со ртом на животе и коротким яйцекладом, 9 самцовхо ртом на спине и коротким яйцекладом и 32 самца со ртом на спине и длинным яйцекла­дом. Определите, как наследуются признаки.

VII . Список использованных источников

Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989 — 175 с.

Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.

Борисова, Л.В. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 9 кл.: кучебнику ,Мамонтова С.Г., ., Захарова В.Б, Сонина Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Метод. пособие/Борисова Л.В. – М.:Издательство «Экзамен», 2006. – 159 с.

Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А.А, Криксунова Е.А, Пасечника В.В «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 286 с.

Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-1 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/ Красновидова С.С, Павлов С.А, Хватов А.Б. – М.: Просвещение, 2000. – 159 с.

Ловкова Т.А. Биология. Общие закономерности. 9 класс: Методическое пособие к учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б, Сонина Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»/ Ловкова Т.А., Сонин Н.И. – М.;Дрофа, 2003. – 128 с.

Пепеляева О..А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: BAKO , 2006. – 464 с.

Сухова Т.С. Оющая биология. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебникам «Общая биология. 10 класс» и «Общая биология. 11 класс»/ Сухова Т.С, Козлова Т.А, Сонин Н.И; под редакцией Захарова В.Б. – М.: Дрофа, 2006. -171 с.

Источник

Читайте также:  Понятие структура классификация норм права способы изложения норм права
Оцените статью
Разные способы