Способ регуляции поведения человека

Содержание
  1. Психическая регуляция поведения и деятельности
  2. Читайте также
  3. 3.2. Смысловая установка: регуляция направленности актуальной деятельности
  4. 20. Социальная регуляция поведения личности
  5. 32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  6. Решетников М. М. и др ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТРАДАВШИХ В ОЧАГЕ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ[16]
  7. Решетников М. М. и др УФИМСКАЯ КАТАСТРОФА: ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ[17]
  8. Психическая регуляция поведения и деятельности
  9. Психическая регуляция поведения и деятельности
  10. 7.2. Проблема полимотивации поведения и деятельности
  11. 8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения[35]
  12. § 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения
  13. Волевая регуляция поведения человека
  14. Определение в психологии
  15. Способы саморегуляции
  16. Особенности волевой саморегуляции

Психическая регуляция поведения и деятельности

Психическая регуляция поведения и деятельности

Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.

Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости внешних воздействий, называется эмоциями.

Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные эмоции противостоят волевым действиям, которые совершаются вопреки первым.

Однако свобода проявления эмоционально-импульсивных действий зависит от уровня сознательной регуляции: чем ниже уровень, тем свободнее данные действия, не имеющие сознательной мотивации. Эмоции преобладают при недостатке информации, позволяющей сознательно построить деятельность, при нехватке представлений о сознательных способах поведения. Кроме того, сознание не формирует цели этих действий, поскольку они предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение или защитное движение руками от надвигающегося на человека предмета). В то же время мыслительные действия также базируются на эмоциях, то есть в сознательном действии эмоции имеют большое значение.

Волевая регуляция повышает эффективность соответствующей деятельности, и волевое действие человека начинает выступать в качестве сознательного с целью преодоления внешних и внутренних препятствий, чему способствуют волевые усилия.

Такие свойства личности, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др., являющиеся проявлением воли, рассматриваются как первичные, или базовые, волевые качества личности. Они предопределяют поведение, описываемое перечисленными выше свойствами.

Кроме указанных следует назвать такие волевые качества, как решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Они формируются, как правило, позднее первой группы свойств, поэтому их определяют не только как волевые, но и как характерологические. Эту группу качеств называют вторичными.

Выделяют также и третью группу волевых качеств, связанных с морально-ценностными ориентациями человека. К ним относятся ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Эта группа третичных волевых качеств, складывающихся обычно к подростковому возрасту, включает и отношение человека к труду: деловитость, инициативность.

Основная психологическая функция воли состоит в повышении мотивации и совершенствовании сознательной регуляции действий. То есть сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком происходит под влиянием дополнительного побуждения к действию, смысл которого коррелирует с борьбой мотивов и трансформируется благодаря преднамеренным умственным усилиям.

Волевая регуляция позволяет долгое время поддерживать сконцентрированное на объекте внимание. Все основные психические функции – ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь – связаны с волей. В процессе развития этих процессов (от низших к высшим) человек обретает волевой контроль над ними.

Волевое действие и осознание цели деятельности, ее значимости тесно связаны друг с другом. Волевое действие подчиняет этой цели выполняемые действия. Актуальные потребности человека всегда провоцируют энергию волевых действий и становятся их источником. На их основе человек подбирает сознательный смысл своим произвольным поступкам.

Сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, человек проявляет волю, чтобы заменить его на более сложный способ и придерживаться его в дальнейшем.

«Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним… возвышаясь над ними… произвести выбор между ними» (С. Л. Рубинштейн).

Читайте также:  Способ перевести деньги за границу

Воля человека складывается в течение нескольких фаз. Первая из них придает человеку уверенность в решении обычных задач повседневности в будущем.

Вторая фаза, дающая достаточно материала и представлений из области морали, в будущем позволяет осознавать более тонкие моральные отличия.

Третья фаза, пережитая достаточно глубоко, открывает возможность и в дальнейшем различать «оттенки» моральных вопросов, не позволяя рассматривать их схематично.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3.2. Смысловая установка: регуляция направленности актуальной деятельности

3.2. Смысловая установка: регуляция направленности актуальной деятельности Регулирующее воздействие жизненных смыслов объектов и явлений действительности на протекание деятельности субъекта не обязательно сопряжено с какой-либо формой их презентации в его сознании.

20. Социальная регуляция поведения личности

20. Социальная регуляция поведения личности Под социальным регулированием поведения личности понимают приведение в согласие норм социального поведения личности с нормами общества, в котором эта личность существует. К функциям социальной регуляции относятся:

32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,

Решетников М. М. и др ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТРАДАВШИХ В ОЧАГЕ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ[16]

Решетников М. М. и др ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТРАДАВШИХ В ОЧАГЕ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ[16] В целях изучения особенностей поведения, психофизиологических реакций, состояния и работоспособности людей, подвергшихся воздействию

Решетников М. М. и др УФИМСКАЯ КАТАСТРОФА: ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ[17]

Решетников М. М. и др УФИМСКАЯ КАТАСТРОФА: ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ[17] В период с 5 по 13 июня 1989 г. авторами проведено социально-психологическое изучение и психофизиологическое обследование пострадавших в результате взрыва газа большой

Психическая регуляция поведения и деятельности

Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости

Психическая регуляция поведения и деятельности

Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные

7.2. Проблема полимотивации поведения и деятельности

7.2. Проблема полимотивации поведения и деятельности Долгое время соотношение между мотивом и поведением (деятельностью) рассматривалось с мономотивационной позиции. Исходя из того что мотив является системообразующим фактором деятельности и поведения, психологи тесно

8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения[35]

8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения[35] Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему

§ 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения

§ 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения Воля — сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей. Воля — социально

Источник

Волевая регуляция поведения человека

Волевая регуляция – деятельность, направленная на управление поведением, постановку целей и их достижение, расширение возможностей человека, улучшение его адаптивных способностей и защитных качеств. Воля предопределяет успех в профессиональной, учебно-познавательной, спортивной, направленной на сохранение здоровья деятельности. Формирование качеств, отражающих наличие силы воли, происходит на фоне уверенности в себе, в своей состоятельности и компетентности.

Определение в психологии

Воля – способность индивида осуществлять желания и достигать цели, умение принимать решения, сообразные с поставленными задачами. Волевая регуляция в психологии – форма поведения, которая предполагает осознанное управление мыслями и действиями. Сила воли показывает, насколько человек способен управлять мыслями, чувствами, поведением, подчинять деятельность поставленным задачам.

Читайте также:  Способы печати банкнот евро

Волевое поведение предполагает способность индивида действовать согласно намеченным планам, выполнять задания любой сложности. Воля тесно взаимосвязана с мотивацией. Наличие мотивов побуждает индивида прилагать усилия, чтобы противостоять тормозящим внешним влияниям, преодолевать преграды. Воля – компонент психики, который направляет деятельность индивида исходя из позиции полезности и целесообразности.

Например, если человеку, обладающему силой воли, сложно делать дело, он не бросает его, не выбирает более легкие задачи. Он активно концентрирует волю, действует согласно намеченному плану. Волевые свойства отличаются устойчивостью, участвуют в познавательных процессах и в регуляции эмоциональных реакций. Волевое поведение направляет произвольную деятельность.

Задачи человека включают познание мира и влияние на него. Он ставит перед собой цели, определяет пути их достижения и выполняет намеченный план. Целенаправленная деятельность встречает препятствия, которые нужно преодолеть. В психологии выделяют объективные и субъективные препятствия. В первом случае речь идет о противодействии со стороны людей и неблагоприятных внешних условиях.

Субъективные препятствия связаны с недостатками личности, такими чертами характера, как лень, отсутствие инициативности, страх, неорганизованность, болезненное самолюбие, необдуманные, поспешные решения. Чтобы преодолевать препятствия, индивид мобилизует физические силы и умственный потенциал, что в психологии рассматривается как волевое поведение.

В ходе осуществления намеченных планов произвольные и непроизвольные действия сочетаются. Произвольные действия выполняются под контролем сознания, непроизвольные – слабее поддаются сознательной регуляции, возникают как спонтанные реакции. Человек, обладающий силой воли, способен управлять рефлекторными реакциями организма. Произвольная деятельность включает:

  1. Физическое напряжение, сила и вектор которого регулируются сознанием.
  2. Контролируемое, четко направленное восприятие.
  3. Процесс концентрации внимания.
  4. Процесс умственного напряжения с учетом определенных задач.
  5. Процесс умственной обработки и запоминания информации.

Становление воли ассоциируется со способностью индивида делать осознанный выбор, с обретением навыков самоопределения и саморегуляции. В рамках волевой регуляции индивид находит компромисс между внешними воздействиями, влиянием на собственное поведение и деятельность. Воля предопределяет сознательные, умышленные действия. Волевое поведение тесно соприкасается с психическими процессами:

  • Выбор мотивов.
  • Желание получить результат.
  • Приложение усилий для получения результата.
  • Регуляция внутренней напряженности, собранности.
  • Управление побуждениями.
  • Принятие решений.
  • Торможение нежелательных поведенческих реакций.

Волевая регуляция – это процесс управления поведением человека, который приобретает особую значимость в экстремальных ситуациях. Качества, отражающие наличие силы воли, обязательно присутствуют в структуре характера личности, занятой в определенных профессиональных сферах. Речь в первую очередь о представителях силовых ведомств, пожарных, спасателях.

В экстремальных ситуациях повышается нагрузка (психическая, физическая), что приводит к состоянию психического перенапряжения. В результате понижается эффективность деятельности, происходит дезорганизация рабочего процесса. Человеку, не способному к волевому регулированию, присущи неадекватные реакции на внешние воздействия, он совершает ошибки и действия, которые губительны для дела.

Неоднократное повторение промахов на фоне психического перенапряжения провоцирует понижение самооценки и развитие депрессии. В психологии овладение методами волевой регуляции – это способ повышения устойчивости к стрессовым воздействиям, тренировка выдержки и выносливости, овладение способностью сохранять спокойствие и быстро принимать адекватные ситуации решения.

Волевое поведение ассоциируется с успехами на трудовом поприще, профессиональным ростом, повышением самооценки человека. Индивид с развитой силой воли рационально распоряжается физическими ресурсами, умственным потенциалом, поддерживает на оптимальном уровне физическую и психическую активность. Волевая регуляция в процессе общения проявляется управлением поведения, эмоций и чувств.

Индивид повергает свои эмоциональные импульсы сознательному контролю, в результате учится сдерживать эмоции и контролировать настроение. Качества характера, которые ассоциируются с развитой силой воли: самоконтроль, самообладание, выдержка, выносливость. Совершая волевые поступки, человек тренирует силу воли.

Читайте также:  Нечестный бизнес найти способ вычислить зоба

Способы саморегуляции

Один из источников формирования волевой регуляции – национальная культура, которая во многом определяет поведение и личностные характеристики человека. Культура – совокупность ценностей, набор средств и способов их достижения. Если кратко, волевая регуляция дает возможность контролировать поведение, вырабатывать качества характера, необходимые для успешного построения карьеры в любой профессиональной сфере.

Выделяют типы воздействия на работу нервной системы и мышечного аппарата, которые охватывают методы контроля мышления и функций тела. В рамках управления функциями тела подразумевается регуляция тонуса мышц, дыхательной и сердечной деятельности. Способы контроля мышления и поведения в рамках волевой регуляции:

  • Избегать эмоциональной окраски образов, сопровождающих текущие события, например, появления чувства неприязни, страха, злобы, раздражения.
  • Переключать внимание на реальную действительность. Управлять вниманием. Тренировать умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой, оттачивать навык концентрации внимания на нужном объекте.
  • Сохранять спокойствие, планировать дальнейшие действия с учетом текущих обстоятельств независимо от внешних дестабилизирующих влияний.

Эмоциональное напряжение сопровождается изменением психического и физического состояния организма. В этот момент повышается тонус мышц скелета, изменяется мимика, темп и тональность речи, учащаются пульс и дыхательные движения. Простые способы саморегуляции:

  1. Расслабление мускулатуры лица. Чем раньше подключается осознанный контроль эмоций, тем больше его эффективность. Например, в состоянии гнева рефлекторно сжимаются зубы, меняется мимика. В этот момент важно приложить усилие и произвольно расслабить мускулатуру.
  2. Совершенствование техники дыхания. Делать упражнение – сидя на стуле, расслабить шейные мышцы, расположить руки свободно на коленях, закрыть глаза, сосредоточившись на процессе дыхания. Легко и ритмично, без усилий дышать через носовые ходы. При выполнении дыхательных движений не задействовать дополнительные мышцы, например, живота, области диафрагмы, плеч (приподнимая их). Одновременно увеличивать время вдоха и выдоха, не напрягая дополнительные мышцы. Зафиксировать в памяти технику дыхания, применять в экстремальных ситуациях.
  3. Визуализация. Мысленно представляя объекты, можно регулировать эмоциональное состояние. Например, чтобы отдохнуть и расслабиться, мысленно представляют широкое пространство – бесконечную водную гладь, открытое, чистое небо, обширную комнату, зал. Если нужно мобилизовать ресурсы организма, воображают узкое, ограниченное пространство – ущелье, маленькую комнату, узкую улицу с высотными домами.

Исследования показывают, тонус мышц влияет на деятельность головного мозга. По афферентным путям к головному мозгу поступают импульсы от разных отделов тела. Доля сигналов, поступающих от скелетных мышц, составляет 60%, что обуславливает зависимость активности мозговых структур от состояния мышц. Мускулы расслаблены – мозговые структуры меньше возбуждены и наоборот.

Напрягая мышцы, индивид активизирует работу мозга. Снижение значимости планируемого результата и параллельная концентрация внимания на способах преодоления трудностей, технических деталях задачи, выборе тактических приемов повышает эффективность работы. С этой целью применяют волевые качества, которые включают целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание.

Особенности волевой саморегуляции

Управляемое регулирование поведения, работы организма и умственной деятельности направлено на формулирование цели, определение методов ее достижения (выбор мероприятий, форма усилий и действий) и реализацию плана. Волевая саморегуляция – совокупность процессов побуждения и торможения активности, эмоциональных проявлений с учетом текущих условий и обстоятельств. Структура волевой регуляции:

  • Инициация волевых действий.
  • Волевой выбор.
  • Управление психическими и соматическими функциями сообразно поставленным задачам.
  • Формирование и укрепление волевых качеств.

Побуждение или торможение активности происходит под влиянием приоритетных произвольных (самостоятельно выбранных) мотивов. Работа, которая выполняется при участии волевой регуляции, дает эффективные результаты, что обусловлено мобилизацией всех ресурсов организма и четкой организацией рабочего процесса.

Волевая регуляция – процесс сознательного управления поведением, фундамент формирования и достижения целей.

Источник

Оцените статью
Разные способы