- Государственное регулирование экономики
- Государственное регулирование экономики – определение термина
- Роль государства в экономике
- Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
- Типы экономических систем
- Понятие экономической системы
- Основные типы экономических систем
- Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем
- Отличительные черты экономических систем
- Черты традиционной экономики
- Особенности командно-административной экономики
- Черты рыночной экономики
- Характерные черты смешанной экономики
- Таблица с различиями видов экономических систем
- Достоинства и недостатки типов экономических систем
- Способы регулирования экономических систем
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
- создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
- проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
- распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
- развитие научной деятельности;
- контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
- регулирование отраслевой структуры экономики;
- проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
- контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
- производство общественно необходимых благ.
—>
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Источник
Типы экономических систем
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Понятие экономической системы
Экономическая система ― это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена и потребления экономического продукта.
Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.
Тип экономической системы характеризует:
- формы собственности;
- способы распределения ограниченных ресурсов;
- способы регулирования экономики.
Перечислим основные типы экономических систем, которые рассматривают в школе на уроках обществознания.
Основные типы экономических систем
В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:
Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.
Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.
Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.
Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.
Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.
Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.
Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.
Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем
К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:
Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.
Взаимоотношения с соседними странами. Этот фактор тоже определяется географическим положением. С граничащим государством можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.
Уровень развития экономики. Переход от одной системы к другой требует серьезных изменений во всех сферах деятельности. Если экономика не способна справиться с текущими проблемами, ее нужно реформировать.
Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.
Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.
Отличительные черты экономических систем
Черты традиционной экономики
- Ручной труд преобладает во всех отраслях экономики.
- Характерно натуральное хозяйство.
- Медленное развитие техники и технологий производства или их отсутствие из-за противоречий с действующим укладом и традиционными религиозными и культурными особенностями.
- Широкое развитие обмена товарами и услугами (бартер).
- Незначительная роль предпринимательства.
- Преобладание традиций и обычаев. При этом главные экономические вопросы решаются в соответствии с ними.
- Активная роль государства.
- Объединенность членов экономических отношений.
- Религиозные и культурные особенности имеют первостепенную важность в экономической деятельности.
Особенности командно-административной экономики
- Все экономические решения принимают государственные органы через централизованное (директивное) планирование. То есть на каждом предприятии есть производственный план и исходя из него принимается решение, что и в каком объеме производить.
- Производители не могут решать, что им производить.
- У производителя нет интереса в повышении эффективности производства.
- Преобладает государственная форма собственности практически на все ресурсы.
- Управление всеми предприятиями из единого центра.
- Государство полностью контролирует производство и распределение продукции.
Черты рыночной экономики
- Свободное решение основных экономических вопросов на основе механизма спроса-предложения.
- Рынок ориентируется на покупателя.
- Экономические субъекты реализуют деятельность в соответствии с личными экономическими интересами.
- Государство почти не играет роли в распределении ресурсов, в том числе не производит общественные блага, не борется с безработицей и др.
- Преобладание частной собственности.
- Свободная конкуренция.
- Самостоятельный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции.
- Рыночная экономика развивается, при этом является крайне нестабильной.
- Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Характерные черты смешанной экономики
У смешанной экономики нет уникальных отличительных черт, так как в ней присутствуют элементы других экономических систем. Вот что характерно для этой экономической системы:
- Сочетание двух механизмов регулирования: рыночного и государственного.
- Наличие частного и государственного сектора экономики.
- Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задачами в экономике. То есть участие государства в предоставлении социальных благ.
- Развитая инфраструктура.
- Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономики, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки, культуры и другие.
Таблица с различиями видов экономических систем
Критерии отличия | Традиционная экономика | Командно-административная | Рыночная | Смешанная |
Кому принадлежит собственность | Преимущественно общине | Преимущественно государству | Преимущественно частным лицам | Разнообразие форм собственности |
Что производят | Основано на традициях | Общественные блага | Потребительские товары | Общественные и потребительские товары |
Как производят | Решает государство | Решает производитель | Решает производитель и государство | |
Для кого производят | Для всех потребителей | Для конкретных потребителей | Для всех и для отдельных потребителей | |
Роль государства | Активная | Определяющая | Охранная | Охранная, антимонопольная, информационная, роль по перераспределению доходов |
Достоинства и недостатки типов экономических систем
Рассмотрим достоинства и недостатки каждой экономической системы.
Источник
Способы регулирования экономических систем
Исторические типы экономических систем
Понятие экономической системы.
Лекция 7. Закономерности развития и особенности экономических систем.
3. Социально-экономические системы: формационный подход
1. Под экономической системой обычно понимается упорядоченная совокупность экономических институтов (правил, норм, законов, учреждений, традиций и т.п.), которые выполняют функцию размещения и использования экономических ресурсов в целях производства, обмена, распределения и потребления благ для удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Совокупность элементов системы, взятых в их взаимосвязи и взаимозависимости, образует ее структуру. В структуре системы принято выделять технико-экономическую (производительные силы) и социально-экономическую (производственные отношения) подсистемы. Через производительные силы осуществляется воздействие общества на природу, а характер производственных отношений определяет особенности этого воздействия, регулирует размещение и использование природных ресурсов в соответствии с потребностями людей.
Экономика – это открытая система, на которую воздействуют различные факторы. К числу их необходимо отнести как природные факторы (географические и демографические), так и социальные (культура, право, религия, политика). Правила и законы, которые закрепляют определенные стандарты экономического поведения людей, называются институтами. Институты также входят в социально-экономическую структуру экономической системы.
2. Исторический взгляд на характер взаимодействия природы и экономики позволяет выделить два типа технико-экономических систем: присваивающее и производящее хозяйство.
Присваивающее хозяйство преобладало на ранних ступенях развития человечества при отсутствии общественного разделения труда, низком уровне развития производительных сил и неразвитости человеческих потребностей. Оно характеризуется добыванием из природы готовых продуктов (собирательство, рыболовство, охота).
Производящее хозяйство базируется на общественном разделении труда (выделение земледелия, скотоводства, ремесла) и развитии способов преобразования веществ природы в ремесленные, а затем и промышленные изделия.
В рамках производящего хозяйства в зависимости от преобладающего технологического способа производства и структуры отраслей экономики некоторые ученые (например, Д.Белл) выделяют три вида технико-экономических систем: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Доиндустриальная экономика характеризуется неразвитыми производительными силами, в ней сильны элементы присваивающего хозяйства, ведущим сектором экономики является аграрный. Индустриальная экономика организована на основе машинного производства, ведущая отрасль – промышленность. Постиндустриальная экономика характеризуется ведущим положением в структуре отраслей сектора нематериальных услуг, повсеместным распространением телекоммуникаций и компьютерных технологий, превращением информации в важнейший фактор развития.
3. Не менее важной является и формационная классификация социально-экономических систем: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая) экономика.
Древнейшая из таких систем – первобытно-общинная – охватывает период от выделения человека из царства животных до возникновения Древних цивилизаций (4-3 тыс. лет до н.э.). Она сформировалась на базе присваивающего хозяйства, общинной (групповой) собственности на главное средство производство – землю и уравнительного распределения продукта потребления. Эволюция первобытной экономики к воспроизводящему хозяйству, появление частной собственности и государства усложняет экономические отношения и приводит к возникновению рабовладельческой экономической системы, которая характеризовалась аграрной направленностью и сочетанием государственного, общинного и частного секторов экономики. Рабы рассматривались в качестве горящего орудия производства.
В период Средневековья (V-XVII вв.) формируется и функционирует феодальная экономическая система, базирующаяся на замкнутом натуральном хозяйстве, почти ничем не ограниченной частной собственности правящего класса феодалов на землю и на крепостных крестьян, эту землю обрабатывающих. В эпоху позднего Средневековья происходит размывание феодальной замкнутости, резкое усиление товарно-денежных отношений, формирование внутренних рынков государств. Складывается капиталистическая экономическая система как всеобщее товарное и конкурентное, то есть рыночное хозяйство. Здесь наряду с рынками товаров начинают функционировать рынки капитала, земли и рабочей силы. Главным стимулом развития производства становится частный интерес капиталиста в присвоении прибыли. Эта система оказалась экономически и исторически наиболее гибкой и устойчивой. Она существует в тех или иных вариантах в большинстве стран мира по сей день.
Ученые-марксисты предсказали, а история нашей страны и некоторых других стран Восточной Европы, Азии и Америки дала еще один тип социально-экономической системы – социализм, в основе которой лежит общественная собственность на средства производства и социальноеравенство всех членов общества. Регулирующий механизм экономики опирается на государственное централизованное планирование, а доходы распределяются по трудовому принципу. Социалистическая система хозяйствования функционировала в нашей стране в течение семидесяти с лишним лет, тем не менее рухнула в ходе глубокого социально-экономического и политического кризиса 80-90-х годов ХХ века. Произошла реставрация капиталистической системы, подкрепленная перестройкой разнообразных институтов общества, способствующих развитию частного предпринимательства и рыночного регулирования.
4. Еще одним критерием, по которому возможна классификация экономических систем, является способ регулирования. По этому критерию выделяют традиционную, центрально-управляемую, рыночную и смешанную экономические системы.
Традиционная система все проблемы производства и распределения решает путем следования обычаям и традициям, унаследованным из прошлого. Обычно это замкнутые, а не открытые системы. Они обеспечивает стабильность социально-экономических отношений в обществе, но не позволяют адекватно реагировать на возникновение новых потребностей.
Центрально-управляемая экономика базируется на административных методах управления. Она характеризуется жестким диктатом государства в области экономики: преобладанием госсобственности на средства производства, государственным директивным планированием хозяйства, финансовой диктатурой государства. Основными достоинствами такой экономики стоит признать ее относительную стабильность, а также социальное равенство, гарантии трудоустройства и обеспечения минимального жизненного уровня для всех членов общества, бесплатность образования и здравоохранения.
Основными минусами центрально-управляемой системы являются: неэффективность экономики, проявляющаяся прежде всего в различных дефицитах, вырастающий из этого диктат производителя над потребителем, отсутствие выраженных стимулов к эффективному труду, невысокий уровень жизни большинства населения.
Основой рыночной системы является саморегулирование, основанное на частном интересе, свободе выбора и стремлении к личной выгоде субъектов рынка, частной собственности на факторы и результаты производства. Государственное вмешательство в этих условиях сводится к минимуму. Достоинствами такой системы являются: постоянная нацеленность на эффективность экономики, возможности получения субъектами рынка высоких доходов, широкие права и свобода выбора потребителей, относительная дешевизна госаппарата управления.
Недостатки рыночной системы: периодические кризисы в развитии экономики, большая дифференциация в доходах и уровне жизни населения, безразличие к возможному ущербу человеку и природе со стороны производителей, равнодушие производителей к отраслям и сферам экономики, необходимым обществу, но не приносящим прибыли.
В настоящее время преобладающее распространение получили различные модели смешанной экономики. В смешанной экономике распределение ресурсов частично осуществляется на рыночных основаниях, частично – обеспечивается решениями государства. Это система демонстрирует способность органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием, поэтому она может ослабить или даже снять ряд негативных моментов, присущих чисто рыночной или чисто централизованной системам. Наиболее эффективными в этом аспекте являются немецкая (социальное рыночное хозяйство) и шведская модели смешанной экономики.
В России произошел сложный и болезненный переход от централизованной к смешанной системе, однако, до сих пор общество и его руководители не определились с моделью, к которой следует стремиться.
Источник