Методы урегулирования политических конфликтов
Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.
Примирение на основе принуждения, в основе которого:
— явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
— изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;
— уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.
Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.
Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
— достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
— соглашение, основанное на взаимных уступках;
— истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
— обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
Способы урегулирования политических конфликтов прежде всего зависят от определения вида конфликта.
Если мы имеем дело с горизонтальным (частичным) конфликтом, субъектами которого, как правило, выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, Конституцией). Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от искусства политических лидеров, используя группы поддержки, находить сторонников и компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения:
— обращение в Конституционный суд;
— роспуск парламента (Госдумы) и назначение досрочных парламентских выборов;
— организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.
В политической жизни современной России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) президенту Б. Н. Ельцину (25 апреля 1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей. Но в силу определенных причин (важнейшей из которых является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт между исполнительной и законодательными властями тогда не удалось.
Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта — война в Чечне. Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договоров между Центром и отдельными субъектами федерации, например, Татарстаном.
Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие может привести общество к гражданской войне. Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность (легитимность) и незаконность (нелегитимность) носят взаимопереходящий характер. “Незаконные” действия оппозиции, в случае ее победы, приобретают законность (легитимность), а “законные” действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными. Для того, чтобы не допустить негативный ход развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, в котором должны быть выявлены следующие ключевые вопросы:
Каковы основные причины возникновения конфликта? Каковы истинные намерения и цели сторон? Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта? Кому выгодно конфликтное развитие событий?
На основании полученных данных появляются возможности:
— составить прогноз возможного развития событий;
— определить возможные варианты урегулирования конфликта;
— разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи.
Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий:
1) уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтующих (например, информацией о намерениях);
2) четко определить предмет спора и тем самым локализовать конфликт;
3) установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон;
4) организовать диалог между конфликтующими сторонами и открыто информировать общественность о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;
5) отделить проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.
Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта угрозой применения силы.
Заключение.
Существует заявление, которое произносилось на множестве языков руководителями множества стран. Оно звучит примерно так: “Намерения нашей страны – самые мирные”. И все же, как мы знаем, другие страны, лихорадочно вооружаясь, угрожают нам. Поэтому мы должны готовиться к обороне от агрессии. Мы делаем это ради защиты наших идеалов и сохранения мира во всем мире. Почти каждая страна утверждает, что заботится только о сохранении мира, но, не доверяя другим странам, вооружается в целях самообороны. И вот результат: планета, где в развивающихся странах приходится по 8 солдат на каждого врага, где заготовлена 51 тысяча ядерных боеголовок, где каждый день 2 миллиарда долларов тратится на вооружение и содержание армии.
Составляющие таких конфликтов одинаковы на всех уровнях – у держав, раскручивающих гонку вооружений, у воюющих с мусульманами боснийских сербов, у скандалящей супружеской четы и т.д. Верно или неверно их восприятие, но участники конфликта ощущают, что выигрыш одной стороны – это проигрыш другой.
Взаимоотношения или отношения в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.
Мир, в лучшем смысле этого слова, есть нечто большее, чем просто подавление открытых конфликтов, больше чем напряженное, хрупкое, поверхностное спокойствие.
Список используемых источников:
1. Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие М., 1998.
2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов. М., 1997.
3. Грановский С.А. Прикладная политология. М., 2004.
4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию., Москва., Владос., 1999.
5. Конфликтология./ Под ред. А.С. Кармина., Санкт-Петербург., 1999.
6. Политология./ краткий энциклопедический словарь-справочник. Ростов н/Д., 1997.
7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.
8. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов Ростов н/Д., 1998.
Источник
Регулирование политических конфликтов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и общая характеристика регулирования политических конфликтов
Любое политическое противоборство требует внимания со стороны вовлеченных в него субъектов, а также иных лиц и объединений, способных повлиять на ход и содержание соответствующей конфронтации, поскольку неконтролируемый политический конфликт создает серьезную угрозу социальной стабильности и государственности в целом.
В этой связи, вопросам разработки теории регулирования и разрешения политических конфликтов уделяется большое внимание в политологии и специальной дисциплине – политической конфликтологии. В наиболее общем виде определение регулирования политических конфликтов может быть сформулировано следующим образом:
Регулирование политических конфликтов – совокупность действий, осуществляемых самими субъектами противоборства, а равно иными участниками политических отношений, направленных на предотвращение дальнйшего развития сложившейся конфликтной ситуации, а равно на минимизацию негативных последствий от соответствующего политического конфликта.
Как частично было отмечено выше, деятельность по регулированию политического конфликта отличает особый субъектный состав, представленный не только самими конфликтующими сторонами, стремящимися к поиску выхода из сложившейся ситуации, но и посредниками (третья сторона), непосредственно не вовлеченными в соответствующее противодействие, однако заинтересованными в его прекращении.
Переходя к непосредственной характеристике сущностной стороны деятельности по регулированию политического конфликта, следует отметить, что принято выделять два основных вида соответствующего регулирования – предупреждение и собственно регулирование (управление) конфликта, подробная характеристика которых будет представлена ниже.
Предупреждение как вид регулирования политического конфликта
Как было отмечено выше, первым способом регулирования политического конфликта традиционно признается его предупреждение:
Предупреждение политического конфликта – осуществление совокупности мер, направленных на исключение потенциальной возможности возникновения конфликтного взаимодействия.
Готовые работы на аналогичную тему
При этом важной чертой рассматриваемого способа регулирования политического конфликта выступает то, что рассматриваемая форма применима не на всем протяжении его существования, а только на стадии выдвижения политическими оппонентами собственных притязаний, и осуществления взаимных действий по поводу выяснений позиций друг друга. Поскольку смысл действий по предупреждению политического конфликта состоит в направлении развития событий в русло конкурентного взаимодействия, как условия полного или частичного удовлетворения, либо, напротив, отказа от соответствующих притязаний политических конкурентов.
Говоря о вариантах проведения предупреждения политических конфликтов, следует отметить, что в числе таковых в специальной литературе принято выделять:
- Участие сторон в переговорах, в процессе проведения которых предпринимаются попытки выяснения взаимных претензий и поиска компромиссных решений в условиях действующей системы правового регулирования, а при возможности – также посредством принятия новых актов и соглашений. Обозначенная форма предупреждения политического конфликта является наиболее предпочтительной, и, в то же время, наиболее сложной для практического воплощения, поскольку каждая из сторон должна понимать опасность развития сложившейся конфликтной ситуации;
- Переключение внимания оппонента на другую проблему, либо на иного субъекта конфронтации не прибегая к применению насилия;
- Комбинированный метод, в рамках которого одновременно используются договорные механизмы, а также рассеивается внимание политического оппонента.
Так, например, в специальной литературе, в качестве примера комбинированного метода предупреждения политического конфликта приводится ситуация, при которой в процессе переговоров с работниками промышленного предприятия, готовящихся к политической стачке, последних убеждают в том, что виновником их социально-экономических проблем является не правительство или иные органы государственной власти, или их должностные лица, а руководство соответствующего предприятия. В результате, внутри соответствующего трудового коллектива, как потенциальной стороны политического конфликта происходит дезорганизация, а все внимание, закономерно, переключается на внутренние проблемы, а глобального конфликта удается избежать.
Иными словами, анализ содержания предупреждения, как формы регулирования политического конфликта позволяет сделать вывод о том, что соответствующая деятельность заключается в превентивном воздействии, преследующем цель недопущения открытого политического противостояния и перехода сторон к обострению текущей напряженности.
Непосредственное регулирование конфликта
Следующей формой воздействия на политический конфликт, используемой в тех случаях, когда исчерпываются методы превентивного воздействия, выступает непосредственное регулирование конфликта, определение которого может быть сформулировано следующим образом:
Регулирование конфликта – совокупность мер, предпринимаемых сторонами конфликта или третьими лицами в тех случаях, когда противостояние сторон уже носит ярко выраженный характер, и направленных на снижение враждебности и поиск адекватного совместного выхода из сложившейся ситуации.
Говоря о видах непосредственного регулирования политического конфликта следует отметить, что в числе таковых выступают:
- Регулирование конфликта в ситуации, когда развитие событий демонстрирует готовность участников политического конфликта к принятию агрессивных действий в отношении друг друга, однако характер текущего поведения не выражен в активных актах насилия или вооруженного противостояния;
- Регулирование вооруженного конфликта.
Источник