Способ реализации управленческой деятельности называется

Способ реализации управленческой деятельности называется

  • Главная
  • Менеджмент организации: основные понятия
  • 1.4 Методы управленческой деятельности и принципы их реализации

1.4 Методы управленческой деятельности и принципы их реализации

Реализация рассмотренных функций управления осуществляется путем применения различных методов. Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Методы управления классифицируются по самым различным признакам: в зависимости от масштабов применения, по отраслям и сферам применения, в соответствии с содержанием методов.

В зависимости от масштабов применения можно выделить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применимы практически в любых управленческих процессах независимо от их сущности и специфики.
Системные относятся к конкретным системам управления, а локальные обращены к отдельным элементам управленческих систем.

По отраслям и сферам применения можно выделить методы управления, применяемые в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности и т. п.

Наибольшее распространение получила классификация методов управления, обусловленная их содержанием. Выделяют организационные, административные, экономические и социально-психологические методы управления. Подобный способ деления методов управления на группы является достаточно условным, так как все они имеют множество общих черт и подвержены взаимному влиянию. Только характерные различия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из вышеперечисленных методов в отдельности.

Организационные методы позволяют создать необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. При их посредстве организация проектируется, учреждается, ориентируется во иремени и пространстве. Ее деятельность нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Эти методы создают своего рода рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными.

К организационным методам управления относятся: подбор, расстановка и работа с кадрами; организационное регламентирование (нормирование); организационное планирование; организационное распорядительство; организационный инструктаж; организационный контроль; организационный анализ; организационное проектирование; обобщение организационного опыта.

Административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. Административные методы воздействия призваны:

1) обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность работы управленческого аппарата;

2) поддерживать необходимый распорядок в работе предприятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц;

3) проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

В рамках организации возможны три формы проявления административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.); согласительные (консультация, разрешение компромисса); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т. п.).

Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих перед организацией задач, сведение инициативы до минимума и возложение всей ответственности за результаты на руководителя. Наибольшее распространение они имеют в армии и других военизированного типа структурах, например, на транспорте. На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы.

Читайте также:  Подрядного способ организации строительства

Недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее безграничный рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Возникает необходимость в методах, позволяющих рядовым работникам на основе материальной заинтересованности самим проявлять инициативу и отвечать за результаты принимаемых ими решений. Данные методы — экономические методы. В отличие от административных экономические методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Непосредственным исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые являются не просто заслуженными, а заработанными, например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявления личной инициативы. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.

Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер. Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а с другой стороны — на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в его совершенствовании, что в конечном итоге, ведет к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а, следовательно, к повышению ее эффективности.

Принципы менеджмента — это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К факторам, определяющим принципы менеджмента можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, социально-культурные факторы, опыт управления, законы управления.

Факторы, определяющие принципы управления

Важнейшие принципы эффективного менеджмента: целостность, принцип системного подхода, иерархическая упорядоченность, целевая направленность, научная обоснованность и оптимальность, демократизация.

Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы. Принцип системного подхода к решению управленческих задач требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей. Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации. Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента. Научная обоснованность формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений. Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств. Демократизация предполагает использование поведенческих инструментов для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.

Выходные данные учебника:

Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. — ред.-сост., Изд.: ИТК «Дашков и К», НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.

Читайте также:  Пять способов получения хлора

Источник

Методы управленческой деятельности и принципы их реализации

Методы управления — это способы воздействия управляющей подсистемы — субъекта управления — на управляемую подсистему — объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами, процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия: методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

В менеджменте принято выделять четыре группы методов управленческой деятельности:

1. с помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным методам. Это пассивные методы, которые создают так называемые рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации. Они способствуют проектированию и учреждению предприятия (организации) во времени и пространстве; с их помощью создают нормы, регламенты, необходимые инструкции поведения в различных ситуациях. К ним относятся: методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и др.

2. на основе административных методов (методов властной мотивации) происходит вмешательство в саму деятельность организации. Это активные методы, получившие наибольшее распространение в армии, на транспорте, и ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создание возможности такого принуждения. На практике они реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Причем, их применение может сопровождаться поощрениями или санкциями в отношении исполнителей за выполненную работу. Основной недостаток административных методов состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на инициативу и рост.

3. экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект управления, когда непосредственным исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они самостоятельно ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые в отличие от административных методов являются не просто заслуженными, а заработанными (например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленной личной инициативы). Так как размер выплат прямо пропорционально зависит от достигнутого результата, ра­ботник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении. Основ­ным недостатком этих методов является ограниченность в стимулировании действий работника (например, применительно к людям интеллектуальных профессий, поскольку для них деньги — важный, но зачастую не самый главный стимул работы).

4. социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности:

• они нацелены на формирование благоприятного морально-психоло-гического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя из «диктатора» в «отца семейства»;

• направлены на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в его совершенствовании, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а следовательно – к повышению ее эффективности.

Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». На основе изучения способов «выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

Читайте также:  Способы расширения своих возможностей

научный подход к выполнению каждого элемента работы:

научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

кооперация с рабочими;

разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области менеджмента Анри Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление», предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач при выполнении функций менеджмента.

Социолог М. Вебер на основе обобщения прусского опыта управления административными организациями разработал так называемые универсальные правила, которыми, по его мнению должны руководствоваться любые органы управления. Изучение принципов управления было в дальнейшем продолжено рядом отечественных и зарубежных ученых.

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

Следует отметить, что перечисленные выше методы управления на практике реализуются в соответствии с определенными принципами (правилами):

1. Принцип научности в сочетании с элементами искусства, который означает использование данных и выводов множества наук, требует от руководителей большого опыта, владения искусством межличностного общения и т.д.

2. Принцип целенаправленности, согласно которому процесс управления должен быть ориентированным на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.

3. Важным принципом менеджмента является его функциональная специализация в сочетании с универсальностью, сущность которого состоит в том, к каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования.

4. Принцип руководства людьми заключается в том, что действия, предпринимаемые по отношению к различным категориям людей, должны иметь в основе нечто общее, универсальное (независимо от того, кто эти люди — солдаты или академики, артисты или чиновники).

5. Принцип последовательности означает, что действия, из которых состоит любой управленческий процесс, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Причем, в ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, например: планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов и др.

6. Непрерывность осуществления хозяйственных процессов в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы.

7. Принцип оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации позволяет обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.

8. Так как само управление осуществляется людьми, то оно, в свою очередь, невозможно без соблюдения такого принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Соблюдение этого принципа обеспечит нормальный морально-психологический климат в организации и принятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.

9. Принцип обеспечения единства прав и ответственности в каждом его звене необходим для нормального протекания управленческого процесса, так как избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; а недостаток парализует деловую активность и инициативу.

10.Принцип состязательности участников управления на основе личной заинтересованности в успехе должен способствовать поддержке и развитию на предприятии разнообразных мотиваторов (материальное поощрение, возможность продвижения по службе), самореализации, получения новых знаний и навыков.

11 Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем на самых ранних его стадиях означает, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».

Источник

Оцените статью
Разные способы