- Художники, продающие запчасти: как раскрыть свой творческий потенциал
- Средства развития творческого потенциала: стремление преодолевать трудности
- Самоконтроль
- Побороть чувство стыда
- Гении или сумасшедшие?
- Искореняем предрассудки
- Целостность восприятия и гениальность
- Вывод: Рай и Данте
- Понравилась статья, расскажи друзьям
- Как развить творческие способности: подробная инструкция
- Поправляем настройки: психологические установки, которые помогут развить креативность
- Творчество доступно каждому
- Творческие способности не нужно “будить”
- Творческие способности проявляются не только в искусстве
- 8 способов развить творческие способности
- 1. Победите внутреннего критика
- 2. Научитесь получать удовольствие от процесса
- 3. Развивайте правое полушарие
- 4. Не пренебрегайте физической активностью
- 5. Ведите утренние страницы
- 6. Мыслите позитивно
- 7. Занимайтесь несколькими творческими занятиями
- 8. Не зацикливайтесь
- Упражнения по развитию творческих способностей
- Что будет, если
- Новые слова
- Многозначные советы
- Курсы по развитию творческих способностей
- Креативность для всех – Анита и Майя Акишевы
- Развитие креативного мышления – Специалист.ru
- Креативное мышление в бизнесе – Высшая школа менеджмента
- Креативное мышление и решение изобретательских задач – GeekBrains
- Заключение
Художники, продающие запчасти: как раскрыть свой творческий потенциал
Время чтения 9 минут
Средства развития творческого потенциала – это способы развития личности, «распаковки» ее внутренних резервов. Если не происходит реализация уникальных способностей, заложенных в человеке, его жизнь теряет значимость. Творчество – это умение находить необычные решения, выходить за рамки заданных правил, устанавливать связи между разными объектами. Противоположностью творчества является следование шаблону.
Плохие представления о творчестве и творческих людях живучи, как сорняки. Поэты и художники предстают перед нами в образе безответственных, бедных и часто пьющих личностей. Но так ли это? Верен ли этот образ? Какие составляющие важны для реализации творческого потенциала? В этой статье мы рассмотрим ответы на эти вопросы. Конечно, ответы будут частичными – каждый может что-то добавить к ним из своего опыта. Верно одно – для того, чтобы воспользоваться заложенными в нас талантами, необходимо совершить определенную работу. Возможно, придется поменять некоторые свои установки, развить умение самоконтроля, проработать психологические комплексы.
Средства развития творческого потенциала: стремление преодолевать трудности
Мало какие средства развития творческого потенциала принесут пользу без культивации этого желания. Некоторые представляют себе творческого человека как некоего титана, способного дневать и ночевать перед своими картинами или сидя за роялем. Но можно взглянуть на идеал и с более трезвыми соображениями. Творческий человек – это тот, кто накапливает уверенность в своих возможностях через каждодневные усилия. Посредством решения задач он по крупицам собирает чувство собственной ценности как профессионала.
Слово «вызов» в английском языке звучит как «challenge». Оно, в свою очередь, имеет глубокие корни и происходит от латинского слова «calumniari», что означает «ложное обвинение». То есть, древние под жизненным испытанием предполагалось нечто несостоятельное и обманчивое. Трудности необходимо преодолевать, так как они не несут истины.
Но шансы преодолеть вызов прямо пропорциональны желанию его преодолеть. «Судьбу не стоит укорять за муки – есть в них и дружеские руки» — так написал стихотворении немецкий поэт Рильке. Если встретить испытания с надеждой на то, что они будут пройдены успешно – борьба, по сути, будет выиграна. Препятствия выпадают на человеческую долю для того, чтобы высветить имеющиеся слабости. Они помогают найти внутри себя силы к самоконтролю, терпение и находчивость.
Самоконтроль
Самоконтроль необходим и для профессионального роста, и для личностного развития. Достижения в творческой сфере, как и в любой другой, напрямую зависят от количества посвященных делу единиц времени. Главную роль снова играет отношение человека к самоконтролю, желание его развивать. Одни считают, что уже достигли необходимого уровня, и им совершенно не требуется это качество. Другие принимают удобную позицию, считая, что никогда не смогут должным образом себя контролировать. Но это – две крайности. А крайности, как известно, могут быть фатальными.
Главной предпосылкой к самоконтролю является собранность – это состояние, которое можно охарактеризовать словами «Все под контролем». Храбрость и решительность родственны любви, благодарности, вдохновению. «Иногда просто жить – это проявление храбрости» — говорил Сенека, римский философ.
Как добиться необходимого самоконтроля, чтобы раскрыть свой творческий потенциал? Американские ученые провели занимательный эксперимент. В нем принимало участие 18 женщин и шестеро мужчин. В ходе этого эксперимента испытуемые преобразились практически на глазах. Они научились подолгу концентрироваться на стоящих перед ними задачах. Стали питаться более здоровой пищей, меньше курить и употреблять спиртное. Они перестали тратить время на сплетни и просмотр телевизора, вместо этого занявшись учебой и рабочими делами. Об этих переменах ученые их не просили.
Что это за чудодейственные пилюли? Никакой медицины, и тем более магии. Исследователи просто попросили их регулярно заниматься спортом. Испытуемым подарили абонементы в тренажерный зал, чтобы они могли посещать его раз в неделю. Но когда эксперимент подходил к концу – а он длился два месяца – они уже сами стали посещать спортзал трижды в неделю.
Многие ученые – из тех, которых не отнесешь к категории «сумасшедших» — очень любили спорт. Древнегреческий философ Платон был борцом. Он считал, что для гармоничного развития личности необходимо как знать науку и искусства, так и совершенствовать физическое тело. М. В. Ломоносов любил заниматься фехтованием, стрельбой и подъемом гирь. Л. Д. Ландау много времени посвящал горным лыжам.
Побороть чувство стыда
Стыд – замечательный способ подчинить себе волю другого человека. Обычно стыдят других за такие вещи, которыми сами могут быть смущены. Как реализация творческого потенциала может быть связана с этим чувством? Создание произведения искусства – это процесс, который может быть источником чувств, испытываемых при рассказе личной или семейной тайны. К тому же, очень немногим людям удается избежать в детстве ощущения стыда. Когда человек заканчивает работу над картиной или рассказом, может возникнуть смутное ощущение: а что могут подумать обо мне, когда увидят или прочитают это? Когда другие средства развития творческого потенциала не работают, это может быть связано с тревожным или депрессивным состоянием, которые порождают чувство стыда. В этом случае необходима работа с психологом.
Но искусство является зеркалом, в котором отражаются все пороки общества. И если общество не желает видеть что-то плохое в себе, оно начинает стыдить указывающего ему на эти пороки. Например, ребенка из алкогольной семьи корят за двойки. Но разве ребенок виноват, что стал лакмусовой бумажкой для семьи, где ему «повезло» родиться?
Есть дисфункциональные семьи, где родители губят на корню любое творческое начинание их детей. Сколько бы ребенок ни старался, мать или отец не станут хвалить его за хорошие оценки. Но вот на недостатки всегда укажут. В контексте возможностей профессионального роста не столь важно, намеренно они это делали или нет. Ведь повзрослев, человек имеет дело с теми возможностями, которые имеются у него де-факто. Для творческих людей тщательно привитое извне чувство стыда за свои произведения – не самый лучший двигатель.
Люди могут даже не приступать к творческому процессу только из-за страха потенциальной критики. Критика – прямая дорога к тому, чтобы снова ощутить себя пристыженным ребенком. Конечно, не вся критика является абсолютным злом. Творческим людям необходимо уметь делать правильный выбор – кому показывать свои произведения, и в какое время это делать. Вряд ли у кого-то может вызвать восхищение недоделанный набросок. Невозможно контролировать весь поток отзывов. Но каждый, кто хочет более продуктивно заниматься творчеством, должен по мере своих сил создавать для себя условия развития творчества, искать того общества, в котором можно без опаски являть миру.
Гении или сумасшедшие?
Многие ошибочно полагают, что творческий человек – обязательно безумный гений. В прошлом веке довольно широкую популярность имела концепция о сумасшествии как о верном спутнике гениальности. Этому поспособствовали биографии таких блистательных представителей человечества, как художники Врубель, Эдвард Мунк, Винсент Ван Гог. Конечно, их биографии насыщены любопытными фактами. Например, Врубель после смерти своего ребенка начал страдать от признаков душевной болезни. Родственниками, которые страдали от них не меньше, художник был помещен в психиатрическую клинику. Там он и скончался через несколько лет. Эдвард Мунк – автор широко известной картины «Крик» — страдал от маниакально-депрессивного психоза. По поводу Ван Гога биографы не могут прийти к единому мнению – одни считают, что у него была шизофрения. Другие склонны полагать, что художник также страдал от биполярного расстройства.
Не меньшими странностями удивляли своих современников и ученые. Физик Фримэн Дайсон верит в инопланетян. Отец ядерной бомбы Оппенгеймер как-то выучил два языка – голландский и санскрит – просто так. Примеры же безумия ученых уходят туда, где берет начало вся европейская цивилизация – и это, конечно, Древняя Греция. Своим помешательством уже тогда успел прославиться великий древнегреческий ученый Эмпедокл. Его вклад в развитие науки сложно переоценить. Но ценой его гениальности был один-единственный минус – Эмпедокл считал себя богом. Однажды он решил доказать глупым неверующим свое бессмертие и прыгнул в вулкан. Но этот эксперимент ему не удался – к сожалению, Эмпедокл просто зажарился в жерле Этны…
Искореняем предрассудки
Такие примеры бросаются в глаза, однако считать, что творчество непременно должно коррелировать с безумием – не совсем верная идея. Во-первых, она не корректна статистически. Если объединить всех светил человечества в одну популяцию, далеко не все сто процентов от общего количества будут соответствовать профилю пациента психиатрической клиники. А также такая позиция опасна для мировосприятия многих творческих людей.
Творчество – это уникальный вклад человека в его культуру. Не обязательно быть прославленным гением, чтобы быть творческой личностью. С другой стороны, многие «гениальные» художники современности поспособствовали зарождению споров о смысле современного искусства. На многих биеннале демонстрируются настолько бессмысленные инсталляции, которые невольно заставляют ахнуть – «А король-то голый!».
Средства развития творческого потенциала направлены на то, чтобы человек мог реализовать себя именно в той сфере, которая наиболее соответствует его способностям. Не обязательно корпеть над пробирками или демонстрировать чудачества в обществе, чтобы быть креативной личностью. Творчество, если оно соответствует призванию – это и работа менеджера по продажам, и стоматолога, и даже механика.
Наличие или отсутствие профессионального роста также напрямую зависит от того, «на своем ли месте» находится человек. Тех, кто занимается работой вопреки своему желанию, окружающие – и он сам – могут упрекать в лени, отсутствии мотивации и других смертных грехах. Но скука на работе – прямой показатель грустного факта: жизнь тратится впустую. Чтобы остановить этот процесс, нужно избавляться от неверных представлений о творчестве, определять свои истинные таланты.
Борьба с предрассудками о гениальности и творчестве – всего лишь первый шаг. За ним следует целое путешествие, во время которого раскрываются подлинные возможности человека.
Целостность восприятия и гениальность
Гениальность связана с тем, что называется целостностью восприятия, широким охватом. Но именно увеличение скорости понимания, а не восприятия, влечет за собой ускорение познавательных и творческих процессов. Анализ биографий многих выдающихся людей показал, что такое восприятие достигается путем постоянного напряженного мышления. Такое мышление с целью разрешить определенную задачу со временем переходит в творческое озарение.
Что такое творческий потенциал, который реализуется в процессе постоянного мыслительного напряжения? Схема креативного мышления имеет следующий вид: напряженное мышление – фиксация внимания на проблеме – вынашивание проблемы – целостный охват – вдохновение – оценка проделанной работы.
Для лучшего понимания этого средства развития творческого потенциала можно рассмотреть некоторые феномены восприятия человека. Сознание каждую секунду воспринимает порядка двух миллионов деталей окружающего мира. При этом фотоснимок, состоящий из 2 млн. пикселей, покажется нам некачественной и смазанной. Даже фотография, сделанная ярким весенним днем, не дает такого количества элементов, которое охватывает взгляд человека. Считается, что целостное восприятие человеческого сознание достоверно имеет верхний предел в 1 млн. деталей.
Из-за этой особенности восприятия каждый раз, когда человек начинает мыслить, любое новое знание, по меньшей мере, затрагивается уже имеющимися аналогиями. При постоянном процессе мышления оно начинает наслаиваться, группироваться, усиливаться уже без усилий со стороны человека. О процессе целостного восприятия говорили многие поэты, композиторы и ученые. Например, В.В. Введенский так описывал свои воспоминания о Сеченове. «Вы больны?» — спросил я его однажды. – «Нет. Меня страшно занимает один вопрос, до такой степени, что, боюсь, я сойду с ума». Оказалось, что в этот период времени Сеченова занимала гипотеза о составе воздуха в легких». Не используя другие средства развития творческого потенциала, о которых раньше не было известно, Сеченов и подобные ему совершали достижения и открытия только за счет беспрерывного и напряженного мышления над проблемой.
Вывод: Рай и Данте
Даже если сейчас вы находитесь в творческом кризисе, продолжайте искать себя и творить. Помните – многие успешные произведения искусства создавались далеко не самыми одаренными людьми. В вопросе самореализации не стоит ориентироваться на устоявшиеся мнения о творчестве или навязанные извне установки.
Олицетворение идеала, нечто божественное, явившееся с неба, чтобы уделить земле луч райского блаженства, царица добродетели, облеченная в скромность, сияя красотой, шествует она среди похвал, будто ангел, сошедший на землю, чтобы явить миру зрелище своих совершенств. Ее присутствие дает блаженство, разливает отраду в сердцах. Кто ее не видал, не может понять всей сладости ее присутствия. © Данте Алигьери
Состоявшаяся личность – это тот человек, который сумел максимально использовать свои внутренние и наработанные в течение жизни ресурсы, умения. Здесь важен не только профессиональный рост и признание общества. Гораздо важнее включенность в выбранный вид деятельности, волевые качества, умение проработать неверные психологические установки, что, в конечном счете, помогает достичь полноценной и счастливой жизни.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter
Источник
Как развить творческие способности: подробная инструкция
Сегодня мы поговорим о том, как развить творческие способности всем, кто этого действительно хочет. Даже если вы далеки от искусства и не отличаете Шопена от Шагала, у вас есть шанс научиться творить. Разберем советы психологов, физиологов, искусствоведов и великих творцов.
Я считаю себя по-настоящему счастливым человеком. Меня окружают интересные и творческие люди, у которых можно учиться и заимствовать вдохновение. Среди них гениальный художник, мастер по росписи керамики, пианистка, поэтесса, несколько танцоров, певец и гитарист. Я знакома с ними много лет и имела возможность воочию созерцать весь путь становления их как творческих личностей.
Некоторые начинали еще в детстве и на протяжении нескольких десятков лет оттачивали свое мастерство. Однако есть парочка людей, которые пришли к творчеству уже во взрослом сознательном возрасте. Но это не помешало им достичь выдающихся результатов. В этом плане их опыт очень интересен и показателен. Он подтверждает, что каждый желающий может пробудить в себе творческую жилку и превратить ее в золотую жилу.
Поправляем настройки: психологические установки, которые помогут развить креативность
Прежде чем перейти к практическим рекомендациям, я хочу должное внимание уделить психологическим настройкам. Давайте поговорим о том, как нужно воспринимать творчество и себя в нем, как относиться к нему, чего ждать. А заодно развеем несколько вредных мифов о творческих способностях.
Творчество доступно каждому
В голове некоторых людей до сих пор господствуют стереотипы 50-летней давности, согласно которым творчество – удел избранных. Якобы судьба человека предопределена генами, физиологическими особенностями и другими неизменными предпосылками. И если, к примеру, ребенок в 5 лет не демонстрирует идеальный слух, то путь в музыканты ему закрыт.
Однако этот миф давно развеян многочисленными научными исследованиями. Ученые во весь голос заявляют, что творческие способности можно и нужно развивать. И делать это можно в любом возрасте. Безусловно, есть люди, которые природой наделены творческими задатками. Но рассматривать эти задатки нужно не как неоспоримое преимущество, а как небольшую фору.
Так же ситуация обстоит и в любом другом деле. Упорство, целеустремленность, самодисциплина на чаше весов перевешивают природные задатки. И это здорово! Значит, человек может полностью создать себя сам и подтвердить звание венца природы.
Творческие способности не нужно “будить”
“Пробудить творческие способности” – в корне неверное и вредное выражение. Из него складывается впечатление, что внутри каждого человека эти способности уже есть и нужно лишь хорошенько покопаться в себе, чтобы их найти.
Это все равно что считать, что в каждом человеке заложено умение читать. Мы ведь знаем, что это не так. На самом деле у нас есть лишь инструменты, с помощью которых мы можем добиться развития любого умения или навыка, в том числе и творческих способностей. Это наши с вами нейроны и гормоны головного мозга, которые отвечают за высшую нервную деятельность.
Любой навык – это система нейронных связей, образованных в процессе активности. Чем гуще и разветвленнее эта система, тем выше мастерство человека в каком-то конкретном деле. Поэтому никакие танцы с бубнами и особые ритуалы не смогут пробудить в вас творческие способности. Их можно только создать самим с помощью длительного целенаправленного и плодотворного труда.
Творческие способности проявляются не только в искусстве
Еще одно распространенное заблуждение гласит: “Если вы нехудожник, неписатель, немузыкант и нетанцор, то и творческие способности вам ни к чему”. На самом деле творческие способности отвечают за умение мыслить нешаблонно, генерировать качественно новые идеи и, что самое важное, искренне наслаждаться жизнью.
Мир стремительно меняется и требует от человека гибкости. Чтобы добиться успеха, сегодня недостаточно просто следовать заданным инструкциям. Нужно уметь выходить за привычные рамки и расширять границы возможностей. Развитие творческих способностей как раз помогает в этом.
8 способов развить творческие способности
Переходим к практике. Внимательно изучите предложенные рекомендации и подумайте над тем, как внедрить их в свою жизнь. Не пытайтесь охватить сразу все. Для начала ограничьтесь лишь несколькими. Когда хорошенько освоите одни, можете добавлять другие.
1. Победите внутреннего критика
Люди, которые никогда раньше не имели дела с творчеством, сталкиваются с одной проблемой: они смотрят на свои первые попытки слишком критически. Под взглядом строгой внутренней училки любой творческий порыв рискует погаснуть, не успев разгореться. Поэтому выключите критика хотя бы на первое время.
Мне очень нравится упражнение, которые мы часто выполняем с сыном. Оно называется “Свободное рисование”. Суть в том, что вы начинаете рисовать все, что приходит на ум, не задумываясь над смыслом и не заморачиваясь насчет техники. Просто рисуете для души, пока вам не надоест.
Поначалу кажется, что мозг будто зажат в тиски и не может из себя ничего выдавить. Но уже примерно через 10 минут границы как бы растворяются и возникает состояние внутренней творческой свободы. Образы словно передаются напрямую к руке, минуя надзор сознания.
Вместо рисования можно использовать музыку, танец, сочинение стихов и рассказов и пр. А если чередовать различные виды творчества, то будет еще лучше.
2. Научитесь получать удовольствие от процесса
В творчестве важен не столько результат, сколько сам процесс его достижения. Наблюдать, как штрих за штрихом из разрозненного хаоса появляются законченные образы, и осознавать, что именно ты подарил им жизнь, – это непередаваемое блаженство. Мало что в жизни сравнится с ним.
Поэтому излишняя прагматичность убивает творчество. Стараясь побыстрее получить дивиденды с творческой деятельности, человек очень быстро выгорает и теряет мотивацию.
Начиная развивать творческие способности, сместите фокус с результата на процесс. Проникнитесь занятием, в котором собираетесь развиваться, полюбите его всей душой и приготовьтесь без сожаления отдавать ему свои силы и время.
3. Развивайте правое полушарие
В результате многочисленных исследований было выявлено, что за творческое мышление в большей степени отвечает правое полушарие мозга. У большинства людей оно развито хуже, чем левое. И лишь у левшей, коих всего около 15 %, оно является доминирующим.
К счастью, правое полушарие можно развить. Для этого нужно обзавестись привычкой выполнять рутинные действия левой рукой. Начните с простых: чистки зубов, приема пищи, вытирания пыли, мытья окон.
Чувствуете, насколько непривычно делать все это другой рукой? Это значит, что нейронные связи, которые отвечают за действия левой рукой, еще очень слабые. Но с каждым днем будут расти, разветвляться и становиться сильнее. Организм будет гнать кровь в зоны правого полушария. Туда же устремятся и электрические импульсы.
4. Не пренебрегайте физической активностью
Творческие способности обитают где? Правильно, в нашей голове. От того, насколько хорошо работает эта часть тела, зависит качество всех процессов, происходящих в ней.
Хоть голова и редко задействована при выполнении физических упражнений, они оказывают непосредственное влияние на ее работу. Во-первых, во время занятий спортом улучшается кровообращение. К мозгу поступает больше кислорода, наполняя клетки живительной энергией. Во-вторых, во время физических упражнений выделяются гормоны дофамин, адреналин и серотонин, которые являются катализаторами для многих мозговых процессов.
Ученые Нью-Йоркского университета в ходе ряда исследований выяснили, что регулярные занятия спортом стимулируют формирование новых клеток головного мозга и установление нейронных связей между ними.
5. Ведите утренние страницы
Эту технику я позаимствовала в книге Джулии Кэмерон “Путь художника”. Суть ее в том, что каждое утро вы должны брать в руки ручку и переносить на бумагу свой поток сознания. У этой писанины нет никакой художественной и эстетической ценности, ее никто не должен читать (даже вы сами в течение первых двух месяцев). Поэтому не стоит стараться писать красиво и тщательно подбирать слова.
Приведу наглядное и меткое сравнение. Я думаю, всем в детстве приходилось пить горячее кипяченое молоко. Сверху него образуется противная густая пенка, одним своим видом вызывающая отвращение. Пока ее не уберешь, пить молоко было невозможно.
Когда мы выплескиваем на бумагу то, что сидит в нашем сознании, мы словно убираем эту мерзкую пенку с молока. Попробуйте! Вы заметите, что в основном это будет различная унылая чепуха: переживания по поводу каких-то мелочей, констатация своей никчемности, страхи, сомнения и т. п. Именно эти ментальные паразиты и не дают нам начать творить. Освободите мозг от них, предав бумаге, и вы тут же сдвинетесь с мертвой точки.
6. Мыслите позитивно
Позитивное мышление стимулирует развитие творческих способностей. Когда человек в хорошем настроении, бодр и счастлив, мозг с легкостью генерирует новые идеи. Обратный эффект испытывают люди, находящиеся в депрессивном состоянии. Фокус внимания сужается до насущных проблем, в голове крутятся одни и те же негативные мысли, энергия на нуле.
Конечно, не всегда есть возможность влиять на свое состояние сознательно, но мы попробуем. Понаблюдайте за собой некоторое время. Вы заметите, что катализатором большинства наших состояний являются мысли. Думаете о хорошем – настроение повышается. Предаетесь негативным мыслям – опускаетесь на эмоциональное дно.
Пора научиться брать свои мысли под контроль. Это не так сложно, как кажется. Для начала нужно искоренить весь негатив. Каждый раз, когда в голове будет возникать плохая мысль, гоните ее прочь изо всех своих ментальных сил.
Самый эффективный способ остановить негативный внутренний диалог – отвлечься. Как только чувствуете, что предательская мысль пробралась в ваш мозг и хочет захватить внимание, переключайтесь на что-то легкое и залипательное. Можете включить смешные короткие видео, почитать анекдоты. Когда почувствуете, что негативные мысли отступили, можете возвращаться к своим делам.
7. Занимайтесь несколькими творческими занятиями
Творческие люди обычно не ограничиваются одним видом активности. Берите и вы с них пример. Пополните арсенал своих творческих занятий. Если вы рисуете, можете увлечься музыкой, если пишете стихи, то обратите внимание на театр. Миксовать творческие занятия можно как угодно. Лишь бы они были вам интересны и приносили удовольствие.
Новое увлечение подпитает энергией ваше основное занятие, дополнит и обогатит его. У вас будет как минимум два источника для вдохновения, которыми можно пользоваться попеременно.
8. Не зацикливайтесь
Творчество не терпит насилия. Чем яростней вы пытаетесь ухватить его, тем сильнее оно сопротивляется. Занимаясь развитием творческих способностей, нужно не забывать про чувство меры. Если вы несколько часов подряд насилуете свой мозг в попытках выдавить из него какой-то творческий результат, усилия ваши будут напрасными. Лучше пойдите и прогуляйтесь на свежем воздухе.
Умение переключать внимание – важный навык, без которого творческому человеку просто не обойтись. Иначе выгорание неизбежно. Поэтому учитесь отпускать ситуацию, даже когда у вас что-то не получается и все идет не по плану.
Упражнения по развитию творческих способностей
А теперь давайте потренируем наш творческий мускул с помощью специальных упражнений.
Что будет, если
Это упражнение использовал сам Станиславский для подготовки начинающих актеров. Включите фантазию и придумайте несколько альтернативных настоящей реальности историй. Например, что будет, если кошки научатся говорить? А что будет, если перестанет действовать сила притяжения? Что будет, если муравьи объявят войну паукам?
Старайтесь, чтобы и вопросы, и ответы на них были как можно необычней. Выполняя это упражнение регулярно, вы будете постепенно расширять границы сознания и впускать в него новые идеи.
Новые слова
Язык не только помогает людям общаться между собой, но и определяет наше восприятие мира. Лингвист Бенджамин Ли Уорф, изучавший языки северных народов, пришел к выводу, что язык отражает ход мыслей его носителей. Например, в языке эскимосов есть около 200 слов, обозначающих наше одно слово “снег”. Поэтому они легко различают состояния снега и никогда их не перепутают, ведь для каждого есть свое название.
Давайте немного поэкспериментируем с родным языком. Постарайтесь придумать как можно больше новых слов, о значении которых можно легко догадаться. Например:
- поздномаркет – магазин, работающий допоздна;
- трамвася – Вася, катающийся на трамвае;
- карпорация – рация, по которой можно разговаривать с карпами;
- воролубь – гибрид вороны и голубя.
Многозначные советы
Это упражнение помогает выйти из творческого тупика и нащупать опору внутри себя. Выполнять его нужно, когда не получается сдвинуться с мертвой точки. Чем яростней мы пытаемся заставить себя сотворить что-то стоящее, тем сильнее мозг начинает сопротивляться.
Для таких случаев вы должны заранее приготовить карточки с подсказками. Написать на них можно абсолютно все. Главное, чтобы послание нельзя было интерпретировать слишком однозначно. В зависимости от ситуации вы каждый раз будете видеть разный смысл в этих словах.
Приведу несколько примеров:
- Двигайся внутрь, пока не увидишь свет.
- Слушай звуки своего безумия.
- Включи песню, которая заставит тебя плакать.
- Погаси свет внутри своей души.
- Вместо того чтобы ломать стену, сделай подкоп.
Сделайте хотя бы 20 таких карточек, сложите их в вазу и в нужный момент используйте. Если серьезно отнестись к этому упражнению и выполнить его со всей отдачей, то эффект будет поразительный. Вы обретете доброго помощника в лице самого себя, научитесь интерпретировать знаки, искать новые смыслы.
Курсы по развитию творческих способностей
На просторах интернета можно найти множество готовых программ по развитию креативности. Можете воспользоваться ими, если хотите получить результат максимально быстро.
Креативность для всех – Анита и Майя Акишевы
Курс Креативность для всех создан на основе невероятно популярной сегодня концепции дизайн-мышления. Авторы курса утверждают, что он будет полезен всем без исключения. Даже тем, чья деятельность совсем никак не связана с творчеством.
- генерировать новаторские идеи;
- тестировать их на актуальность и целесообразность;
- проводить творческие исследования;
- создавать карты эмпатии;
- писать и рассказывать увлекательные истории и пр.
Эти знания пригодятся вам при решении практически любых задач: от рутинных до стратегических.
Стоимость курса – 44,99 $. Действует 30-дневная гарантия возврата денег.
Развитие креативного мышления – Специалист.ru
Развитие креативного мышления – курс от учебного центра при МГТУ им. Н. Э. Баумана, который можно пройти как очно, так и онлайн. Он научит вас мыслить нестандартно и находить оригинальные решения для любых задач.
- развитие гибкости мышления;
- формирование навыков создания качественно новых идей;
- освоение приемов, которые ускоряют поиск оригинальных решений;
- обучение креативному выходу из сложных ситуаций.
Стоимость очного обучения – 11 490 руб., в режиме онлайн – 10 300 руб. Продолжительность – 16 академических часов. По окончании выдается документ, подтверждающий прохождение курса.
Креативное мышление в бизнесе – Высшая школа менеджмента
Курс Креативное мышление в бизнесе научит вас нестандартно мыслить и применять это мышление для решения бизнес-задач. Автор и преподаватель курса – доктор психологических наук Оксана Пикулева.
Вы освоите множество техник развития креативности, сможете расширить коридоры мышления и избавиться от ментальных шаблонов и стереотипов. Курс динамичен и лаконичен. Никакой воды и пустых разговоров!
- отличие творчества от креативности;
- разрушение ментальных шаблонов;
- стратегии гениев;
- нейронные подходы к креативности;
- инновации в бизнесе;
- дизайн-мышление;
- латеральное мышление.
Стоимость курса – 4 900 руб.
Креативное мышление и решение изобретательских задач – GeekBrains
Курс Креативное мышление и решение изобретательских задач создан специально для детей старше 6 лет и подростков. Он поможет заложить основы для формирования творческих способностей и креативного мышления в раннем возрасте. Ведет курс художник и скульптор Евгения Горская.
В ходе обучения каждый ученик создает и презентует собственный проект – волшебный город GeekCity. При его создании используются различные творческие техники, которые ребенок осваивает и тут же применяет на практике.
- модульная лепка;
- аппликация;
- техника коллажа;
- техника печати;
- рисунок пастелью;
- ассамбляж и другие.
После прохождения курса у каждого участника остается объемная книга с изображениями волшебного города, сделанная своими руками.
Всего 12 уроков. Стоимость одного занятия – 1 440 руб.
Заключение
Давайте подведем итоги. Мы выяснили, что творческие способности нельзя пробудить, обнаружить и раскрыть, их можно только развить с помощью активной работы. Процесс этот небыстрый и непростой, но очень увлекательный и плодотворный. Ведь творческие способности нужны не только людям искусства, но и представителям самых разных профессий. Они позволяют мыслить нешаблонно, генерировать новые идеи, лучше адаптироваться к переменчивым условиям.
Следуя изложенным советам и выполняя упражнения, вы сможете повысить уровень креативности в несколько раз. Когда получите первые результаты, обязательно возвращайтесь, чтобы поделиться ими в комментариях.
Легкости вам в покорении творческих вершин!
Источник