Способ реализации результатов работ

Глобализация, стратегическая и технологическая интеграция

Глобализация —широкий термин, который применительно к корпоративной стратегии означает, что фирмы добиваются конкурентного преимущества, рассматривая мир как единое целое без учета национальных границ. Движущие силы глобализации:

• Расширение числа участников и интеграция мировой торговли

• Либерализация государственной политики

• Изменения корпоративной стратегии.

• Создание глобальных рынков капитала

Возможности информационных и телекоммуникационных технологий.

Увеличение однородности рынков

Разработка, использование и продажа технологий.

С 90-х годов фирмы становятся более глобальными и расширяют горизонт технологического развития за национальные границы.

В качестве причин того, что активность крупнейших фирм в сфере технологий приобретает все более глобальный характер можно назвать следующие:

• стремление к глобальному использованию технологий,

• технологическое сотрудничество в глобальном масштабе,

• глобализация процессов создания технологий.

Факты свидетельствуют, что стратегическая интеграция фирм в тех-нологической, маркетинговой и финансовой сферах растет в глобальном масштабе.

Лекция №5 Содержание и порядок проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Порядок проведения научно — исследовательских работ регламентируется следующими правилами. НИР является начальным этапом комплекса работ по созданию, освоению и внедрению новых изделий или продукции.

Научно исследовательские работы выполняют в случае, когда разработку продукции невозможно или нецелесообразно осуществлять допроведения соответствующих научных исследований. Основанием для проведения НИР в таких случаях является договор.

Цель проведения НИР

Чаще всего НИР проводят с целью получения методами научного исследования:

— обоснованных исходных данных для разработки технического задания на новую или модернизированную продукцию и выявления наиболее эффективных решений для использовании их в процессе проведения опытно — конструкторских работ или опытно-технологических работ;

— образцов новых веществ или материалов для их всестороннем проверки перед проведением опытно-технологических работ.

Рекомендации завершенной НИР должны обеспечивать возможность создания конкурентоспособной продукции, соответствующей по своему техническому уровню высшим достижениям качества

Техническое задание(ТЗ) на НИР

Обязательным исходным документом НИР является техническое задание (ТЗ). Оно определяет цели и задачи НИР, содержание, порядок проведения работ, способ реализации результатов НИР.

ТЗ для проведения НИР содержит следующие разделы: основание для проведения НИР, цель и исходные данные, этапы НИР, основные требования к выполнению работ, способ реализации получаемых научно-технических результатов, перечень технической документации, предъявляемой по окончании работ, порядок рассмотрения и приемки НИР и ее этапов; технико-экономическое обоснование (ожидаемые преимущества новой продукции перед существующими отечественными и зарубежными аналогами, ориентировочную экономическую, бюджетную, коммерческую, социальную, экологическую эффективность от внедрения этой продукции с учетом рисков от ее постановки на производство).

Требования к выполнению НИР

Основные требования к выполнению НИР устанавливают: номенклатуру параметров, численные значения которые необходимо получить, точность их определения, параметры внешних условий (температуру, влажность, динамические воздействия и т.д.), способы моделирования объектов исследования (математическое моделирование, физические модели, макеты, экспериментальные образцы и их количество, состав разрабатываемой документации для изготовления) и другие требования, обеспечивающие успешное выполнение задач НИР.

Способ реализации результатов НИР

Способ реализации результатов НИР должен характеризовать пути использования результатов НИР для разработки продукции, создания методик расчетов, испытаний, использования результатов НИР, в том числе для обеспечения внешнеэкономической деятельности.

Этапы проведения НИР

Перечень этапов и стадий выполнения НИР может включать:

выбор направления исследования (осуществляется с целью систематизированного анализа исследуемой проблемы и выявления на его основе наиболее предпочтительного направления научных исследований);

теоретические и экспериментальные исследования (проводятся с целью теоретических обоснований предлагаемого решения по объекту исследования, подтвержденных, как правило, экспериментами);

«обобщение и оценка результатов исследований» — на этом этапе обычно составляют отчет о НИР.

В ходе выполнения экспериментальных исследований обычно создаются чертежи моделей (макетов, экспериментальных образцов), которые изготавливают по документации исполнителя НИР.

Содержание отчетов по НИР

Отчеты по НИР , ориентированных на инновационную деятельность. должны содержать:

— предложения по разработке машин, приборов, аппаратов, техно­логических процессов, средств технологического оснащения, выполнению проектов реконструкции и/или технического перевооружения производства;

— технические требования для включения в техническое задание на выполнение опытно-конструкторских работ или инновационный проект;

— предложения по унификации (типизации, стандартизации, симплификации, разработке параметрических рядов машин, приборов или аппаратов);

— копии свидетельств и патентов, копии заявок на изобретения, оформленные исполнителем НИР, проект ТЗ на выполнение опытно-конструкторских работ;

— технико-экономические обоснования, расчеты и/или проект бизнес-плана на внедрение инноваций или на инновационный проект.

Представление результатов НИР

Для представления (презентации) результатов НИР обычно представляют: утвержденное ТЗ НИР; промежуточные отчеты по всем этапам: отчет о НИР; модели (макеты, экспериментальные образцы); проект ТЗ на выполнение опытно-конструкторских работ, технико-экономические обоснования или расчеты на работу в целом.

Экспертиза результатов НИР

Результаты выполненной НИР оценивают на соответствие

требованиям ТЗ НИР, обоснованности рекомендаций по разработке

новой техники и технологий, оценки технического уровня, патентоспособности и патентной чистоты продукции, предназначенной к разработке по данным рекомендациям. Результатом такой экспертизы является оценка научно-технического уровня проведенных исследований, определение перечня вопросов, требующих дальнейшего решения при проведении опытно-конструкторских или опытно-технологических работ. Окончательную приемку НИР осуществляет созданная заказчиком комиссия, которая актирует результаты выполненных работ.

Опытно-конструкторские работы (ОКР)

В процессе ОКР создается опытный образец устройства и комплект документации для его промышленного производства. При этом проводятся следующие основные работы:

проектные работы-разработка принципиальных схем устройства,

конструкторские работы-разработка чертежей на устройство и его детали,технологические работы -подготовка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, дающую определенный полезный результат,

Читайте также:  Движение как способ существования материи взаимосвязь его основных форм

Источник

Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты

Оценка помогает команде определить вектор развития проекта и вовремя его скорректировать. Однако для многих менеджеров оценка — сложный и пугающий процесс, из-за чего она часто упрощается или игнорируется вовсе.

Вместе с Андреем Кокшаровым, продюсером направления «Высшее образование» в Нетологии, разобрались, зачем проводить оценку проекта, из каких этапов она состоит и какие инструменты помогут в этом.

Статья будет полезна участникам проектных команд и начинающим предпринимателям.

Продюсер направления «Высшее образование» в Нетологии

Проект — это временное предприятие, которое направлено на создание уникального продукта или услуги. Проекты могут иметь различные формы и реализовываться в любой сфере и отрасли. Например, проектами можно считать:

  • создание вакцины от коронавируса;
  • разработку приложения по мониторингу за больными;
  • проект слияния двух организаций;
  • разработку нового технического устройства;
  • строительство какого-либо объекта;
  • разработку IT-продукта для удовлетворения неочевидной или новой для рынка потребности.

Также к проектам относят стартапы — молодые компании без опыта операционной или проектной деятельности, работающие над идеей с высокой долей риска и неопределённости.

Любой проект начинается с идеи, а заканчивается, когда:

  • достигнуты цели проекта;
  • становится понятно, что достичь поставленных целей невозможно;
  • проект больше не актуален для заказчика или рынка.

Оценка проекта как раз помогает избежать рисков не уложиться в бюджет или сроки проекта, потерять в качестве продукта или разработать фичи, которые никому не нужны.

Расскажу, зачем командам проводить оценку проекта и какие методы при этом используют.

Что такое оценка проекта и зачем её проводят

Оценка проекта — это способ выяснить, насколько вероятно выполнить задачу в нужные сроки, качественно и в пределах бюджета.

Оценка позволяет понять реальный статус проекта.

Она не призвана наказать отстающих, иначе участники будут приукрашать результаты или прятать неудобные данные и оценка станет необъективной и бесполезной.

Получить реальные данные для принятия решений возможно только, если оценка будет достоверной и актуальной. Чтобы в процессе оценки не возникало искажений, руководителю важно позволить участникам проектных команд высказывать опасения и предположения по ходу проекта.

Например, в некоторых компаниях используют анонимные ящики, которые устанавливают в общедоступных местах, чтобы любой участник команды мог положить туда записанные на листке бумаги сомнения и опасения. С определённой периодичностью менеджер проекта проверяет ящик и узнаёт о проблеме, о которой по какой-то причине подчинённые не говорят лично.

Оценку проекта можно разделить на оценку идеи проекта и оценку самого проекта. Данные блоки в свою очередь состоят из процессов, связанных с оценкой бюджета, сроков, качества и прочих компонентов в зависимости от уровня сложности проекта.

Оценка идеи проекта происходит на этапе, когда формируется бизнес-план и создаётся концепт продукта. Она позволяет руководителю обосновать решение о запуске проекта и его необходимости для бизнеса. В оценке идеи обычно участвуют аналитик, команда маркетинга, менеджер будущего проекта. По её результатам принимают решение об инициации проекта, подписывают устав проекта и набирают команду.

Оценка же самого проекта может происходить на всех этапах, начиная от планирования до этапа завершения. Её задача — скорректировать ход проекта. После проведения оценки проекта обычно вносят изменения в документацию, может измениться состав команды или перечень фичей продукта, либо вовсе решают закрыть проект. Если команда решила продолжать, то после этого оценивают потребности в дополнительных ресурсах.

Менеджер определяет, что важно рассмотреть в ходе оценки проекта. Он же решает, какие процессы нужно оценить и формирует список критериев для оценки каждого из них. В крупных компаниях — особенно тех, которые работают на зарубежном рынке, — инициирует оценку обычно отдельный специалист или команда специалистов отдела контроллинга, которые следят за ходом проекта. В перечень могут входить, например, такие процессы, как:

  • бюджетирование — соответствует ли потенциальный доход от проекта затраченным ресурсам, нет ли несоответствий в запланированном бюджете и реальными запросами рынка;
  • качество получаемого продукта — нет ли изменений в качестве продукта из-за изменений, произошедших в ходе проекта (например, не стало возможности закупить дорогие материалы), соответствует ли продукт требованиям отраслевых сертификатов (ГОСТ, ISO и тому подобные);
  • потребность в материальных и нематериальных ресурсах — нет ли несоответствий с изначально запланированным качеством и количеством ресурсов с реальной ситуацией, нет ли необходимости перераспределить ресурсы или нужно поискать возможности для приобретения новых ресурсов;
  • соответствие запланированным срокам — нет ли проблем с их соблюдением, не нужны ли дополнительные временные ресурсы;
  • дополнительные процессы с учётом отраслевой специфики.

Состав оцениваемых процессов определяет менеджер на этапе инициации проекта. Чаще всего это называется процессом адаптации системы управления проектом к новому проекту — важно настроить его под среду и процессы внутри компании. Во время адаптации менеджер проекта тесно взаимодействует с командой проекта, с владельцем продукта и ключевыми стейкхолдерами. Адаптация помогает определить контролируемые точки в проекте, грамотно распределить ресурсы и разработать базовый план проекта.

Процесс адаптации — важный этап в работе над любым проектом, так как из-за уникальности разрабатываемого продукта каждый новый проект требует свой набор инструментов, компонентов и контрольных точек.

Менеджер проекта разрабатывает план управления выгодами проекта. И в процессе адаптации ему необходимо синхронизировать между собой основные бизнес-документы проекта — понять, нет ли расхождения между ними и бизнес-кейсом, который изначально представлялся руководству.

К основным бизнес-документам относят:

  • Бизнес-кейс проекта — анализ целесообразности проекта, описания и оценки идеи, которые используются для определения и обоснования основных выгод проекта. За утверждение бизнес-кейса отвечает спонсор или руководитель продукта. Менеджер проекта выступает в роли администратора, который готовит документы и данные для бизнес-кейса.
  • План управления выгодами проекта — план по определению результатов проекта, реализация которых позволяет получить запланированные выгоды. За него уже полностью отвечает менеджер проекта.
Читайте также:  Способ оплаты айхерб как изменить

Прежде чем сформулировать бизнес-кейс, нужно провести оценку потребностей рынка. В неё будет входить первичная оценка бизнес-идеи, оценка бизнес-задач, потенциальных проблем и возможностей проекта.

Источник

Оптимизация бизнес-процессов: 5 шагов

Аудиоверсия этой статьи

Оптимизация бизнес-процессов компании помогает увеличить прибыль предприятия, устранить риски и уменьшить расходы путем реорганизации всей деятельности или отдельных операций. Самый простой пример – переход на современное оборудование. Совершенствование помогает увеличить количество клиентов и обойти конкурентов за счет сокращения себестоимости продукции и повышения качества товаров

Под бизнес-процессом понимают последовательность действий одного или нескольких людей, направленную на получение результата. Его главная черта – участие людей. Если такой процесс автоматизирован, его относят к технологическим цепочкам.

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Что значит оптимизация бизнес-процессов

Оптимизация – комплекс задач и инструментов, которые направлены на улучшение отдельных операций или всей деятельности компании. Некоторые руководители часто неверно трактуют понятие оптимизации, полагая, что оно означает сокращение числа сотрудников. Данная мера применима лишь в случае, когда грамотное управление и улучшение бизнес-процессов в компании привело к уменьшению нагрузки на работников. Однако список возможных решений не ограничивается увольнением.

Благодаря оптимизации бизнес-процессов в организации удается:

ускорить выполнение операций;

сократить себестоимость товаров или услуг;

повысить качество товара и удовлетворенность клиентов;

сделать ход выполнения операций и распределение ресурсов более прозрачным;

улучшить контроль над деятельностью бизнеса;

получить свободные ресурсы и пространство для развития;

усовершенствовать систему планирования и управления.

Как понять, что необходима оптимизация бизнес-процессов

Есть ряд признаков, которые говорят, что в компании требуется улучшать бизнес-процессы.

Из-за несогласованности на решения и выполнение операций уходит много времени.

Бизнес-процессы на предприятии не контролируются (нет владельца бизнес-процесса).

Качество услуг или товаров ниже ожидаемого, процент возвратов высок, покупатели оставляют негативные отзывы.

Контроль преимущественно осуществляется не за результатом работ, а за сотрудниками.

Отсутствует разграничение ответственности по уровням.

Связи между отделами работают плохо. Пример – сотрудники, занимающиеся продажами, не знают об акциях.

Численность работников и отделов растет, но результаты не меняются, а доходы сокращаются.

Управление бизнес-процессами для малого бизнеса

Пошаговая инструкция по оптимизации бизнес-процессов в компании

Шаг 1. Определите цель оптимизации

Цель оптимизации зависит от стратегии компании, ее рода деятельности и позиции предприятия на рынке. Вот несколько примеров целей оптимизации:

оптимизация затрат и снижения себестоимости товаров;

уменьшение срока изготовления продукции;

сокращение времени доставки продукции.

Шаг 2. Опишите бизнес-процессы «как есть»

На этом шаге нужно выполнить анализ и описание бизнес-процессов «как есть». Для этого нужно составить список всех процессов и для каждого ответить на такие вопросы:

Каковы «вход» в бизнес-процесс и «выход» из него?

Какие процедуры включает процесс?

Кто выполняет каждую процедуру?

Каков результат ее выполнения? (можно попробовать оценить результаты в деньгах)

Кто получает результат и что он с ним делает?

В результате получается подробная карта. При ее анализе выявляют все преимущества и недостатки деятельности организации. Это помогает уточнить список задач и целей.

💡 Лайфхак
Чтобы понять, как работает бизнес-процесс, проведите интервью с сотрудниками, которые в нем участвуют. Цель интервью – понять, как все происходит на самом деле. Желательно, чтобы интервью проводили сторонние эксперты – в этом случае повышается вероятность того, что сотрудник будет максимально откровенен.

Шаг 3. Поиск недостатков и «узких горлышках»

На данном этапе нужно выявить проблемные участки как отдельных бизнес-процессов, так и бизнеса в целом. Не исключено, что есть повторяющиеся проблемы. Пример узкого места отдельного бизнес-процесса: выходные дни мебельный салон заходит достаточное количество покупателей, однако продажи не растут. Узкое место – продавцы-консультанты, в выходные их столько же, сколько и в будние дни. В итоге клиенты приходят, им не уделяют внимания и продажи не происходит.

На этом этапе анализа учитывают:

время работы салона;

преимущества для клиентов;

💡 Лайфхак
Чтобы выявить узкое место, можно попробовать оцифровать каждый этап бизнес-процесса. Допустим, ежемесячно юристам поступает 10 заявок на заключение договора. На первое согласование контрагентам в течение месяца уходит 4 договора, на повторное согласование – 3 договора. Заключают же лишь 2 договора из 10.
В этом примере сбой происходит между первым и вторым этапом – лишь 4 договора из 10 уходят оперативно на согласование. Здесь нужен анализ – возможно, в юридической службе работает только 1 юрист, вторая возможная причина – юристов достаточно, но они не получают необходимую информацию от инициаторов заключения договоров. Выявить причины также помогают интервью с сотрудниками.

Шаг 4. Описание желаемого бизнес-процесса

После того, как будут описаны бизнес-процессы «как есть» и выявлены узкие места, нужно описать, как должно быть.

Простой пример: менеджер по продажам общается с клиентом по телефону и вносит информацию в таблицу Excel. Зачастую, клиенту надо перезванивать с некой периодичностью, однако у менеджера нет инструмента, который бы напоминал о коммуникации с покупателем. В данном примере – желаемый результат, чтобы клиент утром получал напоминани, кому надо позвонить, на каком этапе переговоров он находится и другую важную информацию. Хорошим решением может быть CRM система. Но чтобы прийти к такому решению, нужно сначала описать видение будущего результата. Когда вы поймете, как должно быть, то сможете найти оптимальное решение.

Читайте также:  Алгебра логики или способы решения логических задач

Шаг 5. Внедрение изменений

На этом этапе важно проявлять гибкость и просчитывать риски. Дело в том, что все бизнес-процессы взаимосвязаны и изменение одного из них может привести к негативным последствиям для другого. Например, владелец бизнеса понял, что узкое место – продавцы консультанты, он нанял еще 5 человек, заказов прибавилось, однако производство перестало с ними справляться. Начал возникать брак из-за спешки, в итоге – недовольные клиенты и много жалоб.

Чтобы избежать подобных рисков, можно внедрять изменения в отдельные бизнес-процессы постепенно. Например, как в примере с мебельным магазином, взять сначала 1-2 консультантов, которые будут работать по выходным и посмотреть, как изменится выручка, как производство будет справляться с заказами.

Персонал обычно сопротивляется любым изменениям, особенно тем, которые потенциально могут привести к сокращению численности за счет автоматизации. Важно объяснить людям, что оптимизация бизнес-процессов происходит не для увольнения части работников, а для повышения эффективности предприятия. При увеличении доходов компании заработные платы тоже вырастут. Сотрудников, которые наверняка окажутся «не у дел», можно отправить на дополнительное обучение и затем предложить им поработать на новых направлениях.

💡 Лайфхак
Чтобы показать персоналу, что изменения позитивно скажутся на их работе, можно в течение месяца работать по двум схемам – старой и новой. Например, часть персонала работает с таблицами Excel, а часть – в новой CRM. Затем вы сравниваете результаты обеих групп. Конечно, во вторую группу нужно включить тех, кто не только не сопротивляется переменам, а, напротив, всячески их поддерживает.

Топ-5 ошибок оптимизации

Слишком резкие изменения. Внедрение новых алгоритмов и отказ от старых, в том числе рабочих, целесообразен, если предприятие балансирует на грани банкротства. В остальных случаях это приводит как минимум ко временной остановке производства, так как новые процессы еще не налажены, а прежние уже не применяются.

Завышенные требования. Строго прописанные требования загоняют компанию в узкие рамки. Другая проблема – слишком большие траты ради идеализации. Например, покупка мощных программ для маленькой компании. Их стоимость превышает возможные доходы от использования высоких технологий.

Отсутствие учета человеческого фактора. Если есть желание сделать бизнес-процессы согласованными, понятными и эффективными, работать нужно и с персоналом. Выявите сильные и слабые стороны сотрудников и проведите обучение. Иногда хороший результат дает дополнительная мотивация.

Неправильная постановка задачи. Если что-то пошло не так еще на этапе анализа и определения целей, результаты не будут соответствовать ожиданиям. Примеры подобной ошибки – сильный акцент на второстепенных факторах или несоответствие цели затратам.

Слишком активная вовлеченность руководства. Найдите золотую середину. Если руководитель уделяет много времени контролю и анализу, понижается его эффективность, соответственно сокращается прибыль. Если предприятие большое, разумнее доверить оптимизацию сторонним экспертам, обладающим навыками в этой области. Каждый представитель приглашенной компании должен быть занят теми задачами, которые лежат в зоне его обязанностей и компетенции.

Главная ошибка – это оптимизация ради оптимизации. Проводить ее нужно, когда в этом есть необходимость, иначе она станет дополнительной нагрузкой на персонал, отвлечет внимание от первостепенных задач и вызовет отток сотрудников. Это прибавит количество строк в списке расходов и даже может стать причиной банкротства и прекращения производства.

Вместо заключения: 3 совета по оптимизации

Совет 1. Назначьте руководителя, ответственного за оптимизацию бизнес-процессов. Статус, ресурсы, навыки и особенности характера этого человека должны сочетаться с задачами, возложенными на него. Например, не стоит ставить на это место начальника отдела. Лучший вариант – заместители руководителей или генеральный директор. Последний берет на себя дополнительные обязанности только на небольших предприятиях, в остальных случаях разумнее распределить задачи.

Совет 2. Привлеките сторонних экспертов, которые взглянут на ваш бизнес со стороны. При этом е стоит соблазняться низкими ценами: на первое место поставьте качество услуг. Выберите организацию или эксперта с опытом, обязательно изучите отзывы.

Совет 3. Создайте проектную группу, в которую включите как консультантов, так и сотрудников компании. Первые займутся обучением персонала, вторые – внедрением новых инструментов и технологий. Такой подход улучшит все этапы производства.

Методы оптимизации бизнес-процессов
1. Инжиниринг.
Дословный перевод с английского – проектирование, изобретение. Способ представляет собой внедрение информационных технологий в модель бизнеса. Понятие «инжиниринг» балансирует на грани между производством и наукой. Метод создает технико-технологическую базу. Он подразумевает введение технологий менеджмента и пересмотр способов управления компанией и отделами. Модернизация может заключаться в улучшении обслуживания объектов, изменении методов эксплуатации инструментов и т. д.
2. Реинжиниринг. Радикальный метод, инструменты которого связаны с полной сменой системы работы. Это рискованный вариант, часто сопряженный с большими вложениями. Его выбирают в случае с убыточным бизнесом, чтобы реанимировать компанию, близкую к банкротству. Однако реинжиниринг не всегда приносит результат, поэтому подготовьтесь к возможному закрытию предприятий. При реорганизации сокращают ресурсы и кадры, объединяют отделы и т. д.
3. CPI – непрерывное совершенствование. Метод противоположен предыдущему: изменения внедряются в процессы предприятия с сохранением основ. Процедура совершенствования длительная, на каждом этапе отслеживают ее эффективность. Реорганизацию начинают с маленького отдела или одного процесса. При повышении показателей изменения распространяют на все производство. Параллельно повышают квалификацию персонала и вводят новые инструменты.
4. TQM – управление качеством. Метод подразумевает создание нового продукта, отвечающего потребностям клиентов. Товар или услуга могут заменять уже имеющиеся. Задача мероприятий – улучшение производственных процессов в условиях ограниченного времени. Данную технологию оптимизации также применяют для параллельного повышения клиентоориентированности. Для реализации TQM обязательно нужны документы системы качества.

Источник

Оцените статью
Разные способы