Пути, способы, методы, формы реализации проекта.
Постановка проблемы.
Самый важный раздел проекта. Он определяет актуальность данного проекта, его необходимость и значимость.
В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ.
При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения.
Покажите причины этого негативного явления и его последствия.
Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации).
В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.
Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.
Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.
Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.
Цель и задачи проекта.
Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта.
Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации.
Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.
Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.
Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.
Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей.
Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.
С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме.
Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах.
Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.
Признаки хороших задач:
§ Являются логическим следствием проблемы;
§ Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
§ Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
§ Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.
Планируемые результаты
Планируемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.
Основные характеристики результатов:
- Соответствие результатов цели, задачам проекта;
- Измеряемость (количественные и качественные показатели);
- Реалистичность;
- Выполнимость / достижимость.
Планируемые результаты реализации проекта
Можно разделить на две смысловые части:
1) те изменения в социуме, условиях среды, окружающей жизни (социальной, школьной), которые произойдут в результате реализации данного проекта;
Это может быть конкретный материализованный продукт, создание и существование которого обеспечивает более благоприятные условия для формирования ЗОЖ, реализации здоровьесберегающих технологий и т.п.
2) те изменения в системе ценностных отношений, взаимоотношений, опыте различных видов деятельности участников, их личностных характеристиках и качествах, знаниях, умениях, компетенциях и т.п., которые произойдут в участниках данного проекта в результате их включения в проектную творческую деятельность.
Планируемые результаты могут формулироваться следующим образом[1].
В результате реализации проекта будет создано: …. для …
(качественное и количественное описание получаемого продукта или тех изменений окружающей среды, на обеспечение которых направлена реализация социального проекта)
В результате реализации проекта будут созданы условия для
— включения его участников в личностно значимые виды деятельности:…
— самореализации участников в области ….
… для развития у его участников:
В результате реализации проекта его участники
— будут иметь представление о …
… у участников проекта
— сформируется (повысится) компетентность…
— сформируется …. отношение … к …
Пути, способы, методы, формы реализации проекта.
Метод – это инструмент, с помощью которого достигается цель проекта.
Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.
В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта.
Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.
При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:
§ Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
§ Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
§ Соответствие деятельности заявленным результатам;
§ Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
§ Инновационность / возможный риск;
§ Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;
§ Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.
§ Этапы реализации проекта.
§ Этапы реализации проекта отражают основные организационные вехи, необходимые при подготовке, реализации проектной деятельности, оценивании ее результатов.
§ Этапы реализации проекта логически связаны с его задачами и являются основными шагами на пути к достижению поставленной цели и решению проблемы.
§ Реализация каждого из этапов привязана к определенным срокам в рамках общего времени проектной деятельности и предполагает достижение определенных промежуточных результатов с указанием ответственных лиц.
§ Примерная схема представления этапов может быть следующей:
№ | Наименование этапа | Решаемые(-ая) задачи(-а) | Содержание работы: | Результат: | Сроки: | Ответственный (-е) |
1. | Проблемно-поисковый | Выявление запроса педагогов на организацию динамических физкультминуток для младших школьников | Разработка анкеты Опрос целевой аудитории Обработка данных Уточнение и конкретизация запроса | Сформулирован запрос на организацию подвижных народных игр с младшими школьниками на переменах | До 5.09.18 | Классный руководитель 10 Б |
2. | Информационно-поисковый | Сбор информационных материалов, направленных на удовлетворение запроса | Выявление и систематизация подвижных народных игр для младших школьников. Выявление правил и техники безопасности при проведении игр | Сборник народных подвижных игр для младших школьников, для их проведения на переменах. Рекомендации по их безопасной организации на переменах | До 15.09.18 | 10 Б класс (творческая группа: Иванова, Петров, Сидоров) |
3. | Разработка модели организации работы | Разработать модель организации динамических физкультминуток | Определение направлений работы и ответственных старшеклассников Определение показателей качества реализации проекта | График участия старшеклассников в организации игр с младшими школьниками. Показатели качества: количество участников, позитивный настрой, отсутствие конфликтов и травм, инициатива детей в проведении игр, интерес к ним, систематичность работы | До 20.09.18 | |
4. | Подготовительный | Подготовка старшеклассников к организации игр с младшими школьниками. Подготовка игрового оборудования | Овладение старшеклассниками содержанием игр, правилами их проведения, правилами техники безопасности, правилами игрового взаимодействия с младшими школьниками. Подбор или создание необходимого игрового оборудования | Знание старшеклассников о — содержании и правилах игр, — рекомендаций по игровому взаимодействию с младшими школьниками — техники безопасности при проведении подвижных игр. Создан уголок с игровым оборудованием | До 5.10.18 | Классный руководитель 10 Б, учитель ФК |
Практической реализации | Проведение динамических физкультминуток Коррекция деятельности по результатам оценивания ее эффективности | Организация подвижных игр на переменах для младших школьников Отслеживание показателей качества реализации проекта | Вовлечение младших школьников в подвижные игры на переменах, поддержка их хорошего настроения, формирование у них интереса к народным подвижным играм и желания в них участвовать самостоятельно | С 6.10.18 по 25.05.19 | Рабочая группа по реализации проекта. Творческие группы старшеклассников по графику | |
6. | Контрольно-оценочный | Контроль качества реализации проекта | Заполнение контрольно-оценочных таблиц по показателям качества реализации проекта | Получение динамической информации о количестве участников и их отношении к данной деятельности. Коррекция содержания работы по результатам обнаружения недостатков. | ||
7. | … |
Этапы могут иметь другие названия в зависимости от содержания и логики проектной деятельности в каждом конкретном случае.
Календарный план.
Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:
§ Наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы, см. выше);
§ Реалистичность, выполнимость плана;
§ Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;
§ Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.
Источник
Методы реализации проекта
Раздел «Описание проблемы»
Опишите конкретные проблемы, решению/снижению остроты которых посвящен проект. Каждая проблема должна быть решаема в рамках проекта и носить конкретный не глобальный характер. Дайте обоснование социальной значимости и остроты каждой проблемы в настоящее время, ссылайтесь на факты и статистические данные, мониторинг проблемного поля, результаты опросов (анкетирований), которые Вы провели. Укажите возможные качественные/количественные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта, основываясь на результатах ваших предыдущих проектов и деятельности.
Чтобы раскрыть данные раздел, опирайтесь на описание актуальности проекта для молодёжи, соответствие его «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), «Стратегии инновационного развития России до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р).
Основные целевые группы, на которые направлен проект – это те, на кого воздействует проектная команда при реализации проекта. Целевая группа — это будущие участники проекта, они же — благополучатели (это те люди, чья жизнь каким-то образом улучшится с помощью проекта), клиенты, получатели услуг, бенефициары и пр.
В данном разделе должно присутствовать описание возрастной категории (или отсутствие возрастных рамок), для которых будет осуществляться проект; социальный статус потенциальных участников проекта. Не менее важно четко указать численность ваших целевых групп. Оценивайте ваши силы — не завышайте и не занижайте чрезмерно размер ваших целевых групп по проекту. Любое число целевой аудитории проекта должно быть обоснованным и реальным.
Как правильно сформулировать цель проекта:
Целями проекта являются:
• продукт, который следует произвести;
• услуга, которую следует оказать;
• результат, которого следует достичь.
Цель проекта – разрешить указанную проблему, она должна быть достижима в принципе, а так же в обозначенные сроки и при тех затратах, которые указаны в бюджете. Цель проекта – это получение ожидаемых изменений ситуации в обществе в результате выполнения проекта.
При формулировки цели опирайтесь на стандарт постановки целей, который задает требования к эффективно сформулированной цели, т.е. наSMART-анализ.
S – Specific (специфичность – уникальность). Цель нужно описать простыми словами, чтобы была понятна уникальность проекта. Необходима конкретика, чтоб можно было сравнить результат проекта с целью
M – Measurable (измеримость). Цель должна быть измерима количественно. Необходимо в цели задать основополагающие параметры запланированного результата, чтобы в ходе реализации проекта можно было контролировать процесс достижения результата.
A – Appropriate (уместность). Цель должна быть уместной, актуальной в данное время и соответствовать стратегическим задачам и перспективам организации.
R – Realistic (реалистичность). Реалистичность цели означает реальную возможность достижения цели с ресурсами, имеющимися в организации и техническим прогрессом. Например, торговать фейерверками на солнце не реалистично.
T – Time bound (ограниченность во времени). В цели указываются временные рамки проекта, то есть дата начала и окончания проекта.
Что такое задачи проекта?
Задачи— конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую Вы описывали в разделе «Описание проблемы». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления Вашего проекта. Из правильно поставленных задач достаточно легко сформулировать результаты, подтверждающие достижение цели.
Задачи должны быть логически и эмпирически направлены на достижение этой цели. Что еще более важно, задачи должны быть напрямую связаны с эффективным осуществлением деятельности по проекту.
Раздел по задачам в заявке является первым этапом (уровнем), на котором эксперт уже ожидает увидеть определенную степень точности, ясности и измеряемости. Если формулировка задач нечеткая, выражена общими словами, построена недостаточно логично, и вообще выполнение задачи не может быть никоим образом оценено, эксперт может принять решение вернуть заявку без дальнейшего анализа.
1. Выявление и анализ ресурса
2. Создание продукта (услуги)
3. Продвижение продукта (услуги)
4. Приращение, прибавление стоимости ресурса
5. Накопление, выявление новых ресурсов
Методы реализации проекта
В данном разделе описывается то, что именно заявитель планирует сделать, чтобы выполнить задачи. Методы – это пути и способы достижения цели: Кто? Когда? Где? Как? В какой последовательности? Что делает?
Виды деятельности могут включать такие знакомые пункты как:
— разработка образовательной программы;
— разработка и выпуск печатной продукции,
— разработка сайта, и т.д.
Наиболее важный вопрос — имеют ли предложенные виды деятельности четкую и возможную причинную связь с поставленными задачами. Эксперт должен суметь найти в заявке подтверждение следующему: Если проводится деятельность А, то задача Б будет выполнена.
Календарный план реализации проекта
Основная цель планирования заключается в разработке плана проекта.
С учетом уточненных целей определяется объем и виды предстоящих работ – тех видов деятельности, которые необходимы для достижения конкретных результатов (конечных продуктов нижнего уровня).
На всех стадиях проектирования производится многократное уточнение планов путем перехода от более укрупненного описания предстоящих работ к более детальному. Затем производится оценка длительности планируемых работ и составляется календарный план-график, содержащий сведения о работах, последовательности и времени их выполнения.
Ожидаемые результаты — в этом разделе должна содержаться конкретная информация (с указанием количественных и качественных показателей) о результатах проекта.
Данный раздел содержит подразделы:
· количественные показатели — описываются все количественные результаты проекта (количество участников семинара, количество выпущенных методических пособий и т.д.).
· качественные показатели – те качественные позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта (например, уровень знаний участников проекта).
Так, с помощью ожидаемых результатов можно проверить достижимость и правильность постановки любой цели.
Мультипликативность (мультипликативный — получаемый через умножение, перемноженный, множественный в сущности) в данном разделе необходимо указать как будет (если будет) распространяться опыт по реализации проекта в других регионах, т.е. каким образом можно растиражировать Ваш положительный опыт реализованного проекта. Возможно, рассмотреть эффект международного или межрегионального распространения опыта реализации проекта.
Детализированная смета расходов – заключительным этапом разработки проекта является подготовка бюджета (сметы расходов). Определяющим фактором при бюджетировании является оптимальность финансирования, соответствие заложенных финансовых затрат мероприятиям, запланированным в ходе реализации проекта. Составление бюджета может быть творческим процессом, однако должно основываться на реалистичных предположениях. На данном этапе на основе разработанного реального календарного план-графика рассчитывается стоимость проекта с указанием всех расходов по проекту. В смету включаются не только прямые расходы на закупку необходимых материалов, инвентаря и т.д., но и предполагаемые средства на оказание услуг (изготовление печатной продукции, приобретение канцелярских принадлежностей, услуги привлеченных специалистов, транспортные расходы и т.д. – каждая категория расписывается детально, если канцелярские товары, то прописывается каждая позиция: ручки, карандаши, количество штук и стоимость).
Источник