- 3.3. Способы реализации административно-правовых норм
- Способ реализации административно правовых норм который заключается
- Методы реализации норм административного права
- Общие и специальная формы реализации норм административного права
- Особенности исполнения, использования и соблюдения норм административного права
- Правоприменительная форма реализации норм административного права
- Административное право
- 4.3. Реализация административно-правовых норм
3.3. Способы реализации административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм – это практическое их использование в соответствии с целями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений.
Различают два основных способа реализации административно-правовых норм – исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение заключается в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъекта управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.
Применение административно-правовых норм заключается в издании уполномоченными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Акты издаются в процессе решения конкретного дела.
Использование состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Соблюдение административно-правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
Способ реализации административно правовых норм который заключается
256. Обобщающим термином для обозначения двух понятий «меры административного наказания» и «меры административного пресечения» являются:
• меры административного принуждения
257. Обобщающим термином для понятий «страховая деятельность государства» и «налоговая деятельность государства» является такая деятельность государства, как:
• финансовая
258. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
• добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда
• добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении
• предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения
• раскаяние лица, совершившего административное правонарушение
• совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка
• совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств
• совершение административного правонарушения несовершеннолетним
259. Общее руководство внутренними войсками осуществляет:
• Министр внутренних дел РФ
260. Общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, — это:
• предмет административного права
261. Общий административный надзор — это:
• надведомственный контроль исполнительной власти за соблюдением гражданами и организациями правовых норм
262. Общими признаками субъекта административного правонарушения являются те, которые .
• должны быть у любого лица, привлекаемого к административной ответственности (достижение определенного возраста и вменяемость)
263. Объект административного правоотношения — это:
• то, по поводу чего возникает правоотношение
264. Обязано ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, доказывать свою невиновность?
• нет
265. Обязательными условиями при производстве личного досмотра являются:
• осуществление досмотра специально уполномоченным на то должностным лицом
• присутствие двух понятых одного пола с досматриваемым
266. Ограничения в приватизации распространяются на предприятия .
• связи
267. Один из способов реализации административно-правовых норм, которые заключаются в совершении субъектом права активных действий по осуществлению его субъективного права, называется:
• использованием
268. Один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в воздержании субъекта права от действий, запрещенных этими нормами, без вступления субъекта в конкретные административные правоотношения, называется:
• соблюдение
269. Один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах, называется:
• исполнение
270. Одним из видов административных договоров является:
• контракт о прохождении военной службы
Источник
Методы реализации норм административного права
Важную практическую роль играет проблема осуществления норм административного права. Административно правовые нормы выполняются тогда, когда предусмотренные ими общие обязательные правила случаются в фактическом поведении участников общественных правоотношений, когда достигнут заключенный в них правовой результат. Настоящая реализация данных норм говорит о том, что государственная администрация организуется и функционирует в полном согласии с волеизъявлением законодателя, поставленными им общественными целями и интересами. А все другие субъекты, которые находятся под её юрисдикцией, непреклонно следуют нормам административного права.
Административно правовое регулирование и административное управление выполняется и развивается должным образом, как это угодно обществу и государству. Одновременно с этим все стороны, участвующие в административно-правовых отношениях, удовлетворяют собственные потребности и интересы в полном соответствии с нормами.
Общие и специальная формы реализации норм административного права
Существуют 2 формы реализации правовых норм:
- общие (универсальные) – в них воплощают правовые веления абсолютно все субъекты.
- специальная.
Общие формы реализации норм подразделяются на 3 вида:
Все из перечисленных общих форм «привязаны» к соответствующим способам административно правового регулирования (обязывание, дозволение, запрет) и соответственно обязывающим, управомочивающим и запрещающим нормам.
Особенности исполнения, использования и соблюдения норм административного права
Исполнение представляет собой одну из общих форм реализации, при которой субъекты соблюдают обязывающие административно правовые нормы, а также возложенные на них обязательства к активному поведению, совершая тем самым активные действия.
53 статья Градостроительного кодекса России содержит обязывающую административно правовую норму, в соответствии с которой люди, осуществляющие строительство, обязаны оповещать органы госстройнадзора о любых случаях аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
Указанную обязывающую норму могут реализовывать все субъекты, осуществляющие строительство, только путём выполнения возложенных на них обязательств по предоставлению необходимой информации, в случае если на подведомственных им объектах происходили аварийные ситуации. С этой целью им надо совершить личные активные действия в качестве обязанной стороны соответствующего административно правового отношения.
Использование является другой общей формой реализации норм административного права. Она тоже выражена активным поведением субъектов, но в отличие от первой формы базируется не на исполнении обязательств, а на следовании правилам, прописанным в управомочивающих нормах.
Тут применяются права на свое активное поведение. Причём у субъектов есть правовая возможность в определённых пределах воспользоваться предоставленными им правами путём выполнения своих активных действий либо воздержаться от них.
В Таможенном кодексе Таможенного союза (статья 135) содержится управомочивающая административно правовая норма, предоставляющая проверяемому лицу в процессе проведения таможенной проверки право запрашивать у таможенных органов и получать от них сведения о законодательных положениях государств (являющихся членами Таможенного союза) касательно порядка проведения проверки. Осуществление нормы будет проводиться в форме использования в момент, когда проверяемый обратится к сотрудникам таможенного органа за предоставлением ему указанной информации и получит её.
Соблюдение представляет собой третью из общих форм реализации норм административного права. Она применима при реализации запрещающих норм и ее суть заключается в том, что субъекты должны следовать установленным в этих нормах запретам, а поэтому не осуществляют никаких действий.
При этой форме реализации они исполняют возложенные на них обязательства путём бездействия или же пассивного поведения.
Путём соблюдения осуществляются административно правовые нормы, которые запрещают совершение административных правовых нарушений и служебных проступков. В соответствии с ТК ТС товары, которые запрещено вывозить с таможенной территории Таможенного союза, фактически не разрешается вывозить с таможенной территории Таможенного союза, если другое не предусмотрено в международных договорах государств-членов Таможенного союза (статья 152). Для выполнения приводимой административно правовой нормы достаточно не вывозить указанные товары с таможенной территории Таможенного союза, соблюдая таким образом установленный запрет.
Правоприменительная форма реализации норм административного права
Реализация норм в специальной форме выполняется только органами государственной административной власти, а также их должностными лицами. Если сравнивать с общими нормами, то реализация в специальной форме является возможной при наличии властных полномочий, правоприменительной компетенции. Субъекты, наделённые данной компетенцией, в процессе реализации административно-правовых норм разрешают индивидуальные дела принятием индивидуальных правовых актов, которые именуются правоприменительными. Такие дела связаны, к примеру, с назначением на госдолжность гражданина, вынесением решения лицензирующим органом по поводу предоставления лицензии для юридического лица или индивидуального предпринимателя либо путем издания постановления о наложении на правонарушителя админ наказания.
Специальную форму реализации права называют правоприменением (правоприменительная деятельность). Она базируется тоже на общих формах реализации права – использовании и исполнении. Для административно правового регулирования эта форма играет важную роль и по содержанию, и по объёму. Многие конкретные административно правовые дела решаются лишь благодаря правоприменительным актам госадминистрации, включая принятым её должностным лицам. Граждане и организации, помимо их органов и должностных лиц, не наделены правоприменительной компетенцией.
Проблема реализации права и законодательства представляет острейшую для госадминистрации проблему, так как неисполнительность – это её пока что неискоренимый и серьёзный недостаток. Значит, усовершенствование правореализационной функции должно стать главным направлением формирования в РФ по-настоящему правового государства, единообразного правового пространства с развитым гражданским обществом.
Источник
Административное право
4.3. Реализация административно-правовых норм
Реализация норм административного права означает практическое осуществление содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений. Претворение правил норм административного права в правомерное поведение субъектов выражается в формах (способах) исполнения обязанностей, соблюдения запретов, использования прав и применения правовых норм.
Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. Пассивное поведение, невыполнение предписаний, обязанностей может рассматриваться как халатность, неправомерное поведение. Так, согласно Закону Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14 декабря 1995 г.) орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок.
Статья 32.2 КоАП обязывает правонарушителя уплатить штраф не позднее 30 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа. Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения заключается в воздержании субъектами административного права от совершения запрещенных нормой действий. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения. По существу, большинство норм Особенной части КоАП, классифицирующих административные правонарушения с указанием конкретных видов административных взысканий, являются запрещающими и реализуются по средствам их соблюдения, то есть воздержания от совершения противоправных действий, указанных в нормах.
Реализация административно-правовых норм в форме использования заключается в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от исполнения и соблюдения, при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования субъективного права, предоставленного административно-правовой нормой. Использование субъективного права всегда осуществляется по средствам управомочивающих норм. Именно управомочивающие, а не обязывающие и запрещающие нормы предоставляют обладателю прав возможность свободного выбора варианта, порядка их использования. Например, гражданин, осуществляя свое конституционное право на образование (ст. 43 КоАП), может выбрать обучение в вузе, техникуме или ином учебном заведении, очную или заочную форму обучения, определенную специальность.
Применение как форма реализации права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер и осуществляется компетентными государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями в установленном законодательством процессуальном порядке. Применение административно-правовых норм заключается в действиях соответствующих государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по соотнесению конкретного юридического факта с административно-правовой нормой и принятием должного государственно-властного решения. Практически применение выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов применительно к конкретным административным делам (приказ о назначении на должность, об увольнении, решение по жалобе гражданина, постановление о наложении административного взыскания). Правоприменение является прерогативой субъектов исполнительной власти и судов, неотъемлемой частью всей управленческой деятельности и правосудия. Именно поэтому граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Все правоприменительные действия можно условно подразделить на четыре стадии.
1. Установление фактических обстоятельств.
2. Выбор и анализ норм права (установление юридической основы дела, то есть юридическая квалификация).
3. Решение дела, выраженное в акте применения права.
4. Исполнение принятого решения.
Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, целесообразность, обоснованность и научная организация правоприменительной деятельности. Принципиальное значение для реализации административно-правовых норм имеет положение ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Источник