Способ развития воображения у детей

Мастер-класс для воспитателей «Приемы развития творческого воображения дошкольников»

Светлана Бородина
Мастер-класс для воспитателей «Приемы развития творческого воображения дошкольников»

Для того чтобы стать успешным, нужно потрудиться над полноценным развитием всех качеств личности. А творческому человеку необходимо еще наличие творческого мышления и воображения — способности конструировать образы несуществующих объектов, создавать новые на основе уже имеющихся образов посредством их необычных сочетаний. Рассмотрим, как осуществить полноценное развитие воображения в дошкольном возрасте и вырастить личность способную реализовать свои фантазии во взрослой жизни на благо человечества.

Агглютинация (склеивание). Самый простой, по мнению специалистов, прием творческого воображения. Крупные части разнородных предметов соединяются, склеиваются вместе, и получается новый объект, с новыми, ранее не бывалыми, необычными свойствами. Путем мысленного «склеивания» рождено много героев легенд и мифов. Таких, например, как дракон, кентавр, русалка, химера, пегас, единорог, минотавр и другие.

На основе этого приема можно разработать много интересных, творческих заданий. Соединяя части разных животных «сконструировать» новое, несуществующее животное, с необычными, новыми свойствами.

Задание для первой команды: создать животное большое и добродушное, как бегемот, плавает, как рыба, летает, как птица.

Задание для второй команды: создать необычное животное, которое одновременно было бы добрым, сильным, смелым, но не хищным, умело бы бегать, плавать и летать.

Сначала его надо придумать, затем создать и только потом дать этому животному имя или кличку, где живет, чем питается, что любит.

Главное здесь — это не то, что получится, а задумать конкретное изображение и воплотить его, согласовав в работе все несоответствия, возникшие на этапе планирования замысла.

Путем агглютинации созданы и такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и другие.Предложить сконструировать аналогичным способом технический объект с новыми свойствами: транспортное средство, предмет мебели, посуду.

Аналогии. Аналогия — один из приемов творческого воображения. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как, например, облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создает определенные соотношения и связи. Аналогии, конечно, могут быть связаны не только с формой, но и со звуком, цветом, ритмом.

Детей следует учить искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Например на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками- на что они похожи.

В качестве исходного материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить самые разные предметы и явления: тени, блики, формы кустов, деревьев, корней, узоров на ковре, языки пламени, паутина, пчелиные соты и др.

Нетрадиционная техника рисования — кляксография является успешным способом развития творческого воображения и способностей детей. На лист бумаги жидкой краской наносится клякса. Сверху накрывается другим листом и прижимается ладонью. От тепла ладони часть краски полимеризуется и дает эффект. После разъединения листков на каждом из них остается симметричное пятно. Самое главное — попытаться увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и, доработав это «пятно», превратить его в сюжетный рисунок. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Разновидность этого способа нетрадиционного рисования является кляксография с трубочкой. Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Следующим способом нетрадиционного рисования, способствующего развитию воображения,является кляксография с ниточкой: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

-И сейчас мы с вами попробуем нарисовать этим способом (педагоги выполняют задание).

Этими способами можно создать бесчисленное множество загадочных животных, птиц, зданий, «космических пейзажей», разнообразных картин сказочного леса и др. интересных изображений. И эта задача, хоть и схожа сочинению сказок и рассказов, придумыванию сюжетов рисунков, но все же значительнее сложнее. Здесь требуются работа фантазии в разных направлениях и вместе с тем систематизация разных вариантов, их выбор и оценка. Без этого правильный выбор, а, следовательно, и «фантастический шедевр» не сделать.

Углубить умения использования приема аналогии могут другие специальные задания. Детям предлагаются карточки, на которых содержатся сложные по форме и цвету фигуры. Задача — найти как можно больше аналогий с реальными изображениями («на что похоже»). Карточки можно поворачивать как угодно.

-Возьмите из конверта карточки, в течение 1 минуты рассмотрите их и назовите как можно больше предметов –аналогий. Данную работу можно видоизменить. Дать детям задание найти одновременно несколько изображений на этих карточках. А затем – сочинить рассказ о том, что произошло или происходит с этими героями.

Читайте также:  Мимика человека как способ общения

Прием аналогия широко применятся в биоархитектуре и бионике. Биоархитектура- отрасль архитектуры, в которой при проектировании и сооружении зданий используются элементы конструкций, существующих в природе. Основная задача биоархитектуры. — научиться строить у природы.Задания по тематике биоархитектуры могут быть такими:

рассмотреть шишку хвойного дерева, чешую рыбы и попытаться определить, в каких известных архитектурных сооружениях использовался этот прием (подсказка: Покровский собор в Москве; Театр оперы и балета в Новосибирске и др.); подобрать фотографии зданий, на форму которых оказал влияние пейзаж; нарисовать дом, который бы дети построили в пустыне, в горах, на равнине, в джунглях и в других местах.

Создание фантастических проектов зданий с использованием фрагментов природы – интересная творческая задача. Эти здания дети могут не только рисовать, но и клеить из бумаги или собирать из деталей конструктора.

Бионика- отрасль техники, применяющая знания о природе для решения технических задач. Если биоархитектуру больше интересуют эстетические решения, то бионика интересуется техническими решениями, которые природа использовала при создании собственных конструкций. Она имеет давнюю историю. Еще Леонардо да Винчи, наблюдая за полетом птиц, создал «орнилет» — летательный аппарат с машущими крыльями.

В качестве заданий, представляющих это направление творчества,можно использовать следующие:

— найти технические объекты, делая которые люди использовали аналогии с живой природой;

— сконструировать (нарисовать) автомобиль, (вертолет, самолет, корабль и т. п., похожий на божью коровку, глубоководную рыбу, ежа и др.

Хорошо тренируют способность находить аналогии задания, ориентированные на поиск аналогов какого-либо предмета.

В качестве примера возьмем такую задачу — найти как можно больше аналогов корабля. Нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблем по каким-то существенным признакам. При решении этого задания более успешен будет тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.

Например: самолет, поезд, автобус, так же как и корабль, — транспорт; рыбы, киты, тюлени, так же как и корабль, плавают по воде; танк, бронетранспортер, подводная лодка, вертолет, так же как и корабль, — могут использоваться в военных целях.

Аналогии можно строить, используя и художественно-эстетические характеристики объекта (цвет, форма, объем и др.).Например: чайка, облака, молоко, так же как и корабль, белые; дом, кит, айсберг — такие же огромные, как корабль.

Преувеличение и преуменьшение. Также относят к приемам творческого воображения. Путем преувеличения, как и путем преуменьшения, можно создавать новое. Этот прием может быть наглядно продемонстрирован детям на примере рисования карикатур, изучения специфики изображения сказочных персонажей, героев мультфильмов.

Для развития способности подмечать особенно характерные черты и детали, умело их преувеличивать или преуменьшать вполне пригодна задача нарисовавть карикатуру или шарж. Более простая задача такого рода – сделать карикатуру на героя сказки или мультфильма.

Потренировать эту способность можно с помощью интересной игры — «Очень правдивые истории». Можно попросить рассказать о каком-то событии, что-то преувеличив, а что-то преуменьшив. Еще одно задание — предлагается сочинить такую историю, какой никогда не было и не могло произойти.

В качестве примера такой истории — отрывок из стихотворения поэта В.Лунина:

Я однажды видел сам:

Як летел по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил.

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

Акцентирование. Умение подметить и выделить главное называется акцентированием. Это еще один из приемов творческого воображения. Он очень близок предыдущему, но здесь важно не преувеличить или преуменьшить, а подчеркнуть самое главное.

Задания для развитиямогут быть следующими:

1.рассказать о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы- Яги, Ивана Царевича и др. ; объяснить, как художники, рисуя их портрет, изображают эти черты.

2. нарисовать героя своей любимой сказки, подчеркнув главные черты характера, определяющий его образ.

Типизация. Одним из самых сложных приемов творческого воображения считается «типизация». Этот прием практически не используется в техническом творчестве, но в художественном творчестве он является основным. Задача создания типичного образа — подлинно художественная задача, но работа в этом направлении с детьми рассматриваемого образа крайне затруднена. Для успешной деятельности такого рода кроме высокоразвитой способности аналитически мыслить, необходима способность к сопереживанию, эмпатии в ее высокоразвитой форме.

Но на определенном уровне с помощью специальных заданий эту, еще не раскрывшуюся в силу возрастных особенностей, способность можно развивать.Детям можно предложить следующие задания:

— сложив в несколько раз листок цветной бумаги, вырезать из него снежинку; если вырезать несколько разных, то можно посмотреть, какая из них больше похожа на настоящую — более типична;

— предложить детям схемы, изображающие человеческие эмоции; Задание — объяснить, какие чувства выражает каждое из изображений, и сказать, какие выражения лиц (наиболее типичны) характерны для людей веселых, добрых, общительных, ворчливых, злых и т. п. ;

Читайте также:  Отключить способ идентификации пользователя canvas fingerprint

— нарисовать врача, художника, моряка, военного т. п. и рассказать о своем рисунке, какие типичные черты выделены у представителей этих профессий.

• Справочник старшего воспитателя 2009 г. № 11, с. 52

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 6 Цели: -продолжать знакомить детей с игрой «Хорошо-плохо»; -способствовать.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 7 Цели: -развивать творческое воображение; -развивать умение логически.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Мастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображения Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию » Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования».

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Источник

«Методы развития воображения у детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа) на тему

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.

Скачать:

Вложение Размер
metody_razvitiya_voobrazheniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы развития воображения у детей дошкольного возраста»

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.

Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.

В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.

Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.

В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.

Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.

Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:

  1. воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
  2. творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
  3. мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.

Особенности воображения у дошкольников

Психологи различают три стадии развития воображения человека:

  • преобладание вымысла, фантазии, сказок;
  • сочетание фантазии с практическим расчетом;
  • полное подчинение этой способности интеллекту.

В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.

Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.

Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.

Дидактическая игра – средство развития воображения

Существует три основных вида дидактических игр:

  1. словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
  2. настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
  3. с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.

Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.

Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.

Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.

Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.

Воображение в изодеятельности дошкольника

Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.

Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.

В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:

  • произвольность;
  • креативность;
  • устойчивость;
  • широта.

Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

Сказка и воображение дошкольника

Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.

Сказка сама по себе является основой для развития воображения:

  • это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
  • воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
  • в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
  • это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
  • окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
  • дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
  • развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.

Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.

Воображение на занятиях конструкторской деятельностью

Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.

Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов

  • ребенок представляет в уме требуемый результат;
  • углубляются представления об окружающем мире;
  • идет процесс осмысления предметных свойств;
  • запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
  • дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.

Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:

  1. готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
  2. наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
  3. различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.

Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

Источник

Читайте также:  Надежность теста как устойчивость способы проверки ретестовой надежности
Оцените статью
Разные способы