Способ развития фонематического слуха

Приёмы развития фонематического слуха

Михайлюк Наталья Владимировна
Приёмы развития фонематического слуха

Фонематический слух (ф/с) — способность к дифференцированному восприятию звуков речи — фонем, являющийся основой для овладения звуковой стороной речи.

Развитие ф/с положительно влияет на формирование фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. При системной работе по развитию ф/с дети быстрее воспринимают и различают грамматическое оформление слов: приставки в олнокоренных словах, суффиксы, окончания слов и т. д. Несформированность фонематического восприятия ведёт к нарушению его высшей сиупени — звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы)различных звукокомплексов: сочетаний звуков, сло6ов и слов.

Наиболее благоприятным периодом для оазвития ф/с является возраст 4-5 лет. Но не смотря на такие возрастные огоаничения, заниматься развитием ф/с можно в любом возрасте с помощью занимательных игр и упражнений.

Формирование ф/с осуществляется поэтапно:

* развитие навыка узнавания неречевых звуков;

* различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембра голоса;

* различение слов, близких по звуковому составу;

* дифференциация фонем;

1. Восприятие неречевых звуков.

Слушаем звуки: бытовые (сиук, звон, скрежет.); природные (дождь, гром, ветер, голоса птиц и животных., музыкальные и т. д.

Первоначально работа осуществляется с опорой на сохранные анализаторы, затем предмет убирают за ширму или экран. Постепенно количество звучащих предметов увеличивается.Например:на столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колоколтчик, погремушка и т. д. Взрослый предлагает ребёнку прослушатт и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно толтко на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого предмета проговаривается. Аналогичная работа проводится с предметами, сделанными из различных материалов (стекла, пластмассы, железа.); затем нужно услышать, что делает взрослый (режет ножницами бумагу, мнет бумагу, рвёт бумагу, переливает воду и т. д); слушает, что звучит в стеклянных баночках (горох, крупа, камешки.).

Количество предметов увеличивается постепенно с трех до пяти. Упражнения проводятся до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

2. Различение слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу, и тембр голоса.

Игра «лягушка».Цель: узнать по голосу, кто квакал. Сказка про Машу и трёх медведей (одна и та же реплика произносится поочерёдно различными по высоте голосом: Кто ел из моей чашки? Кто сидел на моем стуле? Кто спал в моей постели). Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука (А — плачет девочка, А — показывают горло врачу, А — поёт певица, А- качаем малыша, А — девочка укололась иголкой и т д.)

» Я знаю, что так звучит!».

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

«Сигнальщики» — взрослый даёт ребёнку два кружка (красный и зелёный), если ребёнок услышит правильное название предмета, который изображён на картинке, то поднимет зелёный кружок, если неправильное — красный. Затем громко, медленно, чётко произносит слова : баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т д.

Из 4 слов, отчётливо произнесённых взрослым, нужно назвать то,которое отличается от осталтных : канава-канава-какао-канава; ком-кот-ком-ком; буква-будка-будка-будка и т. д.

Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить,на какое из названных трех слов больше похоже 4-е:

(Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка) и т. д.

«По порядку» — взрослый произносит в определённой последовательности слова, а ребёнок должен повторить их в этой же последователтности или выложить картинки (дом, ком, суп, сук, ветка и т. д.)

Читайте также:  Уравнивание коррелатным способом полигонометрического хода пример

4. Дифференциация звуков.

» Песенки гласных звуков».

Проводится с использовани4м карточек. Взрослый поочерёдно демонстрирует карточки с изображением гласных букв и их «песенок»:

— Открываем мы глаза,

Вдох — и тянем долго (карточка с буквой А) А-А-А (песенка изображена прямой длинной чертой);

— Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем (буква О)О-О-О. (линия снизу вверх — голос звучит от низкой до высокой ноты);

— Днем по горкам едздим мы : Ы-Ы-Ы (волнистая линия — меняем высоту голоса: то высоко, то низко);

— Ночью смотрим на звезду —

Сверху вниз слетает У-У-У (линия стрелочкой указывает сверху вниз);

И не видно ни зги : И-И-И. и т. д.

4. Дифференциация слогов.

та-ка-па ба-да-га га-ба-да

ка-на-па ма-на-ва ка-фа-ха

фа-ка-ха па-ка-та ва-ма-на.

(то же с гласными О, У, Ы);

па-пя ма-мя ва-вя пы-пи ты-ти.

Па-тпа та-пта фа-тфа та-фта и т. д.

Пта- тпа пка-кпа фпа -пфа, кта-тка.

Восприятие материала в занимательной форме вызывает у детей желание слушатт, слышатт и различать. Систематическая, планомерная работа по развитию ф/с позволяет сократить сроки коррекции и достичт желаемого результата по преодолению речевых нарушений.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Методические приемы для развития голоса и музыкального слуха Здравствуйте,уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию методические приемы для развития голоса и музыкального слуха на примере песни.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Источник

Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха

Юлия Тришкина
Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха

Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха.

Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Описание наиболее эффективных способов работы с детьми приведены ниже. Но для начала отметим, что необходима последовательная отработка состоящая из шести этапов:

• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);

• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;

• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);

• различение отдельных слогов;

• различение отдельных звуков речи;

• освоение азов анализа и синтеза слов.

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Читайте также:  Налоги по способу обложения у источника пример

• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого ребенка. Путь угадывает, кому принадлежит голос. («Кто сказал мяу?»)

• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

• «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их ребенку и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т. д. или бамам – паман – банан – ванн ам. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

• «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.

Учимся различать слоги.

• «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

• Чистоговорки. Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.

Ба – бо – ба – у дороги два стол (ба).

За – зу – за – уходи домой ко (за).

Ти – ди – ти – на Луну ле (ти).

Де – де – те – сяде в темно (те).

Лю – лу – лю – лук зеленый я по (лю).

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

• «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

• «Поймай звук». Взрослый несколько раз произносит звук, который ребенок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д., далее медленно, четко произносить звуковой ряд: А – Л – Х – С – Д – Ж – И – А – Ф – У – А…Согласные нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»)

• «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).

Читайте также:  Способы перемены лиц с обязательствами

• Можно потом поиграть наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

• Хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части. Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т. д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.

• «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, ау – 2 звука, аио – 3 звука).

• «Потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти и назвать пропущенный звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

• «Что внутри?» Взрослый называет звук, который ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

• «Звук заблудился». Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и –айда!

По реке туда – сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Подготовил: учитель – логопед МБДОУ № 99

Тришкина Юлия Владимировна

Материалы взяты с просторов интернета

Звуковой лэпбук для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста Целью данного пособия было сделать рабочую интересную для детей книжку с заданиями- играми. Не секрет, что в последнее время мы покупаем.

Игры для развития у детей фонематического слуха «Глазки закрывай, что звучит, отгадай?» Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами. Оборудование. Ширма,.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ,.

Игры для развития фонематического слуха в старшей логогруппе Игры на развитие фонематического слуха в старшей логогруппе 1. Где звук? Цель: нахождение места звука в слове. Игровой материал. Домик.

Консультация для родителей и педагогов «Дидактические игры для развития фонематического слуха» Дидактические игры для развития фонематического слуха Фонематический слух — умения выделять и различать звуки речи. Без полноценного восприятия.

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ (5–6 лет) Развитие фонематического и слухового восприятия является одной из главных задач коррекционной работы, наряду с развитием грамматического.

Педагогическая копилка. Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Подарки для матрешек» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука [М] в слове. Ход.

Простые упражнения игрового стретчинга. Занимаемся с детьми дома Игра всегда являлась для детей любимым занятием, и с ее помощью можно было увлечь ребят в любой вид занятий. Один из таких видов –игровой.

Сообщение для родителей «Игры для развития фонематического слуха» «Игры для развития фонематического слуха» Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются упражнения, которые хотят подготовить своих.

Источник

Оцените статью
Разные способы