Методы и приемы обучению диалогической речи дошкольников
консультация по развитию речи
Описаны методы и приемы обучению дошкольников диалогической связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диалогическая речь дошкольников | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Любой человек, как взрослый, так и ребенок нуждается в общении с другими людьми, но ребенок-дошкольник нуждается в удовлетворении потребности в разговоре с другими еще в сильнее: ему необходимо делится своими мыслями, чувствами и переживаниями, просто рассказать о том, что видел и слышал.
Чтобы правильно выстроить работу в данном направлении воспитатель должен знать особенности речевого развития ребенка-дошкольника, специфику диалогической речи, и основной целью развития диалогической речи у дошкольников для педагога является научить их пользоваться диалогом как формой общения.
Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но в свободном общении ребенок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени его пребывания в детском саду, а возвращаясь домой, он продолжает диалог со своими домашними.
Обучение детей диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора), т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.
Основной метод формирования диалогической речи – метод разговора (беседы) воспитателя с детьми, (как в повседневной жизни, так и на занятиях). Он состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но говорят не одно и то же (как при методе имитации), а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.
Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания, зависят от возрастных особенностей детей и педагог использует все моменты жизни детского сада для данного способа общения.
Разговоры с детьми могут быть (по любому поводу, в разное время) коллективными (лучшее время – прогулка) и индивидуальными (лучше подходят утренние и вечерние часы).
Также разговоры (беседы) могут быть преднамеренными (подготовленными), которые планируются воспитателем заранее, и непреднамеренными (неподготовленными) – возникающие в свободном речевом общении, как по инициативе детей, так и по инициативе самого воспитателя во время прогулок, игр, режимных процессов.
В свободном речевом общении данный метод чаще всего реализуется как метод неподготовленного диалога через такие приемы, как наблюдение за реальными объектами (к примеру, во время сюжетной игры), прием опоры на словесное представление (в различных режимных моментах и играх), прием опоры на наглядные иллюстрации. В своей речи воспитатель также использует различные общие приемы, такие как пояснения, указания, объяснения и др.
Очень эффективными приемами обучения диалогической речи являются такие как объединение детей сверстников в подгруппы для совместной деятельности (она способствует осознанию детьми необходимости владения диалогическими умениями, а, следовательно, и развивает их) и объединение детей разных возрастов для организации посещения другой группы (особенно в старшем дошкольном возрасте), когда гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.
Также для формирования диалогической речи в повседневной жизни используется приём словесных поручений . Можно дать ребёнку поручение – попросить у ребенка передать что-либо другому ребенку и т.д. Изначально к таким поручениям привлекают самых общительных детей и дают образец словесной просьбы, а постепенно привлекают и менее активных ребят, а по мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает и ребенок сам выбирает подходящую формулу.
Кроме того целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях , направленных на формирование навыков составления диалога (развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения и т.п.) Например, воспитатель может сказать: «У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они будут это делать» (младшие дошкольники), или предложить старшим дошкольникам выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то), расспросив предварительно партнера.
Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
Метод разговора на специальных занятиях может быть реализован через прием подготовленной беседы (разговора). Прямая задача подготовленной беседы: научить детей беседовать, т. е. выслушивать собеседника, не перебивать его речь, сдерживать себя, ожидая, когда прилично вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника. Сопутствующей задачей является научить отрабатывать навыки произносительные и грамматические; уточнять смысл известных детям слов.
Условием результативности такого занятия-беседы является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет разговор. Подготовка в том и состоит, чтобы обратить внимание малышей на эти предметы и явления, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы, т. е. фактический материал подготовленной беседы должен уже быть знаком детям. Во время беседы, когда закрепляются навыки употребления новых слов, их грамматических форм в речи, осмысляются логические отношения действительности, т. е. развивается мышление детей.
Построение беседы идет по следующему плану:
1) вступление (зачин). Цель – привлечь внимание детей к теме разговора. К примеру, вступлением к беседе могут служить такие фразы: «Мне пришлось сегодня идти пешком, а не ехать на автобусе, и я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться. »; «Дети, кто знает, что это у меня в руках. » Вступлением может быть и предложенная воспитателем загадка, чтение стихов на соответствующую тему или рассматриванием картинки.
2) развитие темы разговора. Воспитатель должен стараться, чтобы дети не отвлекались от данной темы, правда, иногда можно отступить от нее ради выяснения каких-то побочных фактов, но нужно обязательно вернуться к основному предмету разговора (заранее наметить план беседы).
3) концовка. Это может быть загадка, стих, показ и комментарий воспитателя соответствующей картины, но чаще беседа заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что они узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, словоформы и синтаксические конструкции, которым он должен был научить детей в течение беседы.
Также на специальных занятиях по развитию диалогической связной речи воспитатель применяет метод имитации, который заключается в том, что и обучающий и обучаемый — оба говорят одно и то же, но говорят по-разному: обучающий несколько энергичнее, чем в разговоре со взрослыми, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь, показывает пример, как надо говорить, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т. д.).
Педагог может применять такие приемы, как наблюдение за реальными объектами (к примеру, во время сюжетной игры), прием опоры на словесное представление (в различных режимных моментах и играх), прием опоры на наглядные иллюстрации, но чаще всего метод имитации с целью обучения диалогической речи реализуется через прием театрализации художественных произведений . При этом данный метод, как правило, объединяется с такими словесными методами как пересказ и заучивание наизусть.
Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении — она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.
В практике детских садов пользуются следующими приемами театрализации :
1) инсценировка-игра ( это может быть дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель, либо свободный пересказ текста детьми в виде сюжетно-ролевой игры детей) ;
2) театрализованное представление ( в нем участвуют дети в театральных костюмах, знающие наизусть текст художественного произведения, выступают они со специальной целью — развлечь своих товарищей-слушателей );
3) кукольный театр (это различные виды сюжетной «режиссерской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т. д.) .
Не менее важно применять метод имитации при обучении речи детей в процессе выполнения каких-либо бытовых действий или практически любой игры, когда воспитатель вызывает ребенка на диалог и тренирует его в употребление связной диалогической речи, и воспитатель при этом не должен имитировать произношение ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»).
Эффективным методическим приемом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра . В младших группах – игры с образными игрушками, когда воспитатель разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений. Очень часто задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.
Полезно использовать подвижные игры , которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун и наседка», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым: он научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению. Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстником. Общение со сверстниками – область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.
- М. М. Алексеева, В. И. Яшина, «Методика р азвития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 2000;
- А. М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981;
- Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977.
Источник
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Ершова Валерия Викторовна
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок.
Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.
Основные задачи обучения диалогической речи:
• развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения)
• учить детейвступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности
• формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами
• развивать умения следовать правилам ведения диалога
В ходе обучения можно использовать разнообразные методы, разработанные Е. И. Тихеевой, О. И. СоловьёвойА. М. Бородич, В. В. Гербовой и другими.
1. Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог). Метод разговора педагога с детьми (неподготовленный диалог) — это наиболее общедоступная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.
Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы. Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры). Именно поэтому беседы и разговоры с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми. Как методические приемы они универсальны, поскольку возможность продемонстрировать образцы различных реплик и выполнение правил ведения диалога в них сочетается с привлечением воспитанников к воспроизведению этих образцов.
Аналогичным методом является беседа. Беседа – организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
В беседе педагог:
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли.
Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали. При проведении беседы педагог должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками.
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли.
Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали. При проведении беседы педагог должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками.Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко
Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т. д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.
Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование к иллюстрациям, совместная аппликация, конструирование, художественный труд. Прием драматизации можно использовать и при рисовании, и при рассказывании сказки, и при сочинении по картине. Дети охотно изображают, как они дуют на одуванчик, на снежинку, которые нарисовали; «съедают» ягодку на аппликации; «пекут пирожки», ожидая маму-козу; «катаются на велосипеде» и так далее. У дошкольников формируются умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, учатся умению вести разговор, участвовать в беседе,что всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребёнок должен научится внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. Ребёнку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, соглашаться с их мнением, самому формулировать свои мысли и высказывать их.
Немаловажным является и прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества.
Своеобразный диалог получается, если взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек с опорой на схему, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке в группах младшего и среднего возраста.
3. Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
4. Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.
По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно.Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай;возникают вопросы: вишня – это фрукт? Кукуруза – это овощ? Телевизор – это мебель? Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками, по мнению А. Г. Рузской, имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2–3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др., а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Игра-драматизация является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры- драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, педагог содействует развитию игры-драматизации.
Игры- инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
Для совершенствования диалогической речи подходят:
— народные подвижные игры;
— игры с правилами (игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх).
Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.
Беседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.
Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность — один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.
Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.
Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.
Источник