Способ развитие воображения у ребенка

Содержание
  1. Консультация для педагогов «Как развивать воображение у ребенка»
  2. Познание мира
  3. Развитие воображения у детей
  4. Типы воображения
  5. Плюсы развитого детского воображения
  6. Развитие пространственного воображения детей
  7. Методы развития воображения у детей
  8. Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников
  9. Упражнение «На что похожи наши ладошки»
  10. Игра — упражнение «Три краски».
  11. Упражнение «Волшебные кляксы».
  12. Упражнение «Волшебная ниточка».
  13. Игра – «Неоконченный рисунок».
  14. Упражнение «Волшебники».
  15. Упражнение «Танец».
  16. Упражнение «О чем рассказала музыка».
  17. Игра «Что это такое?»
  18. Игра «Камешки на берегу».
  19. Упражнение «Волшебная мозаика».
  20. Игра «Поможем художнику».
  21. Игра «Волшебные картинки».
  22. Игра «Чудесные превращения».
  23. Игра «Чудесный лес».
  24. Игра «Перевертыши».
  25. Игра «Разные сказки».
  26. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».
  27. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».
  28. Игра «Сказочное животное (растение)».
  29. Упражнение «Сказка – рассказ».
  30. Развитие творческого воображения детей в рисовании
  31. Рисуем красками (пальчиковые, акварельные, гуашь)
  32. Пальчиковые краски
  33. Гуашь
  34. Рисование гуашью
  35. Акварельные краски
  36. Книги для развития воображения детей(для родителей)
  37. Полезное видео о том, как развить детское воображение

Консультация для педагогов «Как развивать воображение у ребенка»

Буланчик Наталья
Консультация для педагогов «Как развивать воображение у ребенка»

Актуальность проблемы

На сегодняшний день сложилась тенденция недооценивать такой психический процесс, как воображение. Родителей в основном волнуют два вопроса – здоровье детей и их подготовка к школе. Решая последний, они начинают обучать малыша чуть ли не с пеленок, превращая окружающую среду в маленькую школу.

Таким образом, жизнь ребенка подчиняется одной задаче – как можно лучше подготовиться к школе. Увы, такой подход себя не оправдывает, и с каждым годом растет количество детей – да, умненьких, начитанных, умеющих пользоваться компьютером и, наверное, знающих, что такое губные, переднеязычные и заднеязычные согласные – но совершенно не готовых психологически к роли учащегося. В чем же дело?

Психическое развитие детей идет скачкообразно, определенными периодами, каждый из которых основывается на предыдущем и обеспечивается ведущею деятельностью каждого этапа и его возрастным новообразованием. Если по каким-либо причинам на одном из этапов ребенок не освоил определенный вид деятельности, не получил развитие специфические черты его личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьезные трудности.

Ведущая деятельность для дошкольного возраста – игра, а возрастное психологическое новообразование – воображение. Следовательно, если ребенок не доиграл, не до фантазировал, не овладел всеми видами игры, он не сможет легко обучаться в школе.

Готовность к школе – далеко не сумма каких-то знаний, умений и навыков, это определенная цепь психического развития, которая характеризуется в числе прочего последовательным появлением «умных» эмоций, способностью предвосхищать исход ситуации, умением выйти за ее пределы и, таким образом, управлять ею.

Значение воображения

Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями и памятью, поэтому его развитие имеет большое значение для общего развития дошкольников.

Воображение выполняет ряд специфических функций:

представление действительности в образах и использование их для решения задач. Эта функция связана с мышлением и органически в него включена;

регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность;

участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами;

планирование и программирование деятельности, оценка ее правильности процесса реализации.

Помогая ребенку развить воображение, наряду с другими способностями, взрослые помогают ему в будущем найти себя и свое место в жизни.

Способы развития воображения

Психологи выделяют три вида воображения, в зависимости от способа его формирования:

1. Воссоздающее – образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.

2. Творческое – ребенок начинает фантазировать без опоры на какие-либо факты, только с помощью своего ума (это самый продуктивный вид воображения, развитием которого и следует заниматься)

3. Неуправляемое – ребенок настолько верит в созданные фантазией образы, что начинает жить в придуманном мире и буквально с пеной у рта отстаивает его реальность. Этот вид воображения часто свойствен неуравновешенным детям, живущим в проблемных семьях.

Существует много способов развития творческого воображения. Все они вполне доступны родителям, не требуют специальной подготовки, больших затрат или серьезной предварительной организации. Главное – желание, стремление использовать каждую минуту общения с малышом с пользой, внимание к его потребности проявить себя.

Итак, для того, чтобы стимулировать развитие воображения у ребенка, необходимо следующее:

1. Обогащать жизненный опыт. Чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии малыша. Для этого необходимо:

— разнообразить тактильные ощущения;

— пробовать новые вкусы и ароматы;

— ходить на концерты, спектакли, в музеи;

— совершать прогулки на природе – в лес, к берегу реки, озера;

— играть на подручных музыкальных инструментах – кастрюлях, ложках, разделочных досках, и пр.

2. Читать. Чтение книг о далеких, загадочных странах, приключениях, жизни людей способствует развитию фантазии – ребенок представляет себе сюжеты, портреты главных героев, страны, в которых происходят те или иные события, кроме того, пополняется его запас слов и образов.

3. Сочинять истории. Благодаря этому ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. А делая малыша главным героем рассказов, родители укрепляют его чувство собственной значимости.

4. Рисовать. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Рисуя, ребенок создает свой собственный мир, придумывает его героев, события, выстраивает отношения между ними. Важно обсуждать с ним его работы, просить рассказать историю каждого героя, что с ними было, что будет.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, что обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир и способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает его индивидуальный жизненный опыт.

5. Придумывать разнообразные способы использования подручного материала. В игре может пригодиться абсолютно все: из полотенца получится отличный тюрбан, из простыни и стульев – палатка или крепость, бусинки могут стать драгоценными камнями, одеяло — ковром-самолетом, коробка из под телевизора – домом, в который даже можно провести свет, занавески на окнах – парусами, а квартира кораблем.

6. Поощрять детские игры с вымышленными персонажами. Изображая события повседневной, а также вымышленной жизни, ребенок черпает новые знания. Изображая волшебника, рыцаря, он не только почувствует себя сильным и могущественным, но и поймет, что может быть кем угодно. Такие игры развивают самодисциплину: ребенок сам придумывает правила и неукоснительно следит за их выполнением, лучше понимает причинно-следственные связи.

Создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического конца, он учится творчески мыслить и решать различные проблемы.

7. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пример классической задачи: «Вы попали на необитаемый остров. Как выжить?» Подобные задачи способствуют активизации умственной деятельности, воображения, формируют умение придумывать неординарные выходы из сложных ситуаций, находить способы для их решения в окружающем мире, не унывать и не падать духом.

Таким образом, ребенок с хорошо развитым воображением умеет:

— гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны;

— находить несколько решений для одной задачи;

— ставить цели, визуализировать их, планировать пути их достижения;

— предполагать возможный исход событий, видеть несколько вариантов их развития и возможные риски;

— быстро ориентироваться в сложной ситуации, находить необходимое решение, проявлять смекалку.

Читайте также:  Способы обработки следов папиллярных узоров дактилоскопическими порошками

Согласно проведенным исследованиям у детей с богатым воображением по мере взросления не только продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы. Тестирование таких детей в старшем дошкольном возрасте показывает, что у «выдумщика» всегда найдутся идеи, как справиться с непредвиденными обстоятельствами и как выйти из сложной ситуации.

Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.

Конспект консультации для родителей «Как развивать воображение ребенка» Конспект консультации для родителей на тему: «Как развивать воображение ребенка» Воображение – это способность создавать новые образы на.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка младшего дошкольного возраста» До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка. Игры и упражнения» Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов,.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка» Родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания ребёнка, даже если его речь развивается без видимых проблем и соответствует.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка трёх, четырёх лет» Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка 2–3 лет» Развитие речи у детей 2-3 лет Рано или поздно малыш начинает развивать навыки речи и высказывание своих мыслей. Однако не все детки начинают.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка через сказку» Как развивать речь ребенка через сказку Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие малыша в целом и речи в частности.

Консультация для родителей «Как развивать творческое воображение и фантазию ребенка» Цель: активизация родительского внимания к вопросам развития творческих способностей, повышение педагогической компетенции. Уеет ли ваш.

Консультация для родителей «Развивать самостоятельность ребенка. Как?» Определенные качества и способности у ребенка появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности. Поэтому для развития тех.

Источник

Познание мира

Развитие воображения у детей

Проблема развития воображения детей младшего дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности. В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображении.

Важно! Развитие воображения – осознанно выбранный процесс, в ходе которого человек преследует цель усовершенствования своего воображения, а именно сделать его более ярким, более глубоким и особенным.

Что же такое воображение? Творческое воображение – это способность к неожиданному или задуманному появлению в сознании и мыслях каких-либо образов, идей и так далее.

То, что возникает в мыслях, в ходе представления, может отличаться от реальность. Воображение – мир отдельный от реальности, в воображении могут появляться мысли, идеи и объекты, несуществующие в природе. Именно воображение помогает в уме решать задачи для которых требуется наглядное визуальное представление.

  • как вставить батарейку в часы;
  • как вставить батарейку в мышь;
  • как вставить батарейку в калькулятор;
  • как закрывается крышка кастрюли;
  • как гайка закручивается на болт.

Это все слишком простые и очевидные примеры. А как на счет того, чтобы сыграть в уме в шашки или шахматы, собрать часовой механизм из шестеренок или домик из конструктора.

Важно! Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у современного ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».

Дети раннего трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

Типы воображения

  1. Воссоздающее. Сюда относятся образы, представляемые в мыслях по существующему описанию: во время прочтения стихотворений, книг, чертежей, нот и т. п. По-другому данный тип воображения называют вспоминающим, репродуктивным либо воспроизводящим.
  2. Творческое. Это формирование образов или идей самостоятельно по личному усмотрению.
  3. Неуправляемое. Этот тип воображения известен большинству из нас как нелепость и буйная фантазия.

Плюсы развитого детского воображения

  • желание узнавать новое, искать ответы на свои вопросы;
  • умение придумывать, фантазировать, сочинять «на ходу». Живой, подвижный склад ума, активность в любой деятельности;
  • умение видеть банальные вещи под необычным ракурсом;
  • развитая интуиция, способность угадывать;
  • проявление инициативы;
  • умение использовать опыт – применять полученные ранее в другой деятельности навыки и умения;
  • решение задач новыми способами.

Эти свойства личности имеют одну основу – работу воображения и креативного мышления. Чем чаще ребенок фантазирует, чем больше он играет, занимается созидательной деятельностью, задатки перерастают в способности, творчество становится частью жизни ребенка в дошкольном возрасте.

Развитие пространственного воображения детей

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Внимание! Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Дошкольникам дается необходимая первичная информация, а затем ставится задача: «Что произойдет, если…». Формулируются условия, при которых должно произойти действие. Ребенок должен осмыслить полученные данные, понять поставленную задачу и принять верное решение в виде устного или письменного ответа.

Методы развития воображения у детей

  1. Больше читать и во время прочтения описаний природы, внешности человека и интерьера жилища обязательно представлять себе все это в ярких красках. Читая малышу сказку, обязательно просите его описать своими словами, как выглядит тот или иной герой или местность, где происходят события.
  2. Повторять в голове реально прожитый день ярко, во всех подробностях, не упуская никакой мелочи: запахов, звуков, света и цвета. При этом можно мысленно изменять события. Возьмите за правило каждый вечер расспрашивать малыша о том, как прошел его день: с кем из друзей он встретился, какой цветок видел на клумбе и т.д.
  3. Начать рисовать мир или событие в красках таким, каким его хотелось бы видеть. Попробуйте, например, предложить ребенку изобразить необычных животных или растения на неизвестной планете, или пофантазировать на тему: что было бы, если бы…
  4. Нужно мечтать: ярко, красочно и позитивно. Поэтому всегда поддерживайте стремление ребенка мечтать. Ни в коем случае нельзя говорить малышу фразы типа «мечтать вредно» или «мечты не сбываются».
  5. Ненавязчиво наблюдать за окружающими и представлять, о чем они думают, что любят, чем занимаются в жизни. Предложите ребенку предположить, чем занимается, например, мужчина в форменной одежде или о чем думает собака, ожидающая хозяина возле магазина.
  6. Начать творить. Фантазию развивает создание креативных вещей: вязание, плетение макраме, живопись, сочинение сказок и стихов, лепка из пластилина или глины, оригами и другие виды творчества. Предоставьте ребенку максимум возможностей для проявления своих фантазий и реализации его творческих задатков.
  7. Путешествовать мысленно: подняться в горы, искупаться в море, полететь в космос, за пределы нашей Вселенной. Фантазируйте вместе с ребенком на тему, например, совместного отдыха в каком-нибудь необычном месте: в гостях у Деда Мороза, на острове Чунга-Чанга и т.д.
  8. Играть в игры с несколькими участниками, в которых каждый игрок выполняет определенную роль. Игры могут быть как настольными, так и ролевыми. Главное, чтобы взрослые принимали самое активное участие и не стеснялись проявлять свои положительные чувства и эмоции.
Читайте также:  Аевит способ применения детям

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников

В психологии отмечается роль игры в формировании воображения как исключительно важного средства, дающего мощный толчок к проявлению фантазии (т. е. импровизации) у детей. Однако выбор игровых способов будет зависеть от возраста ребенка; от того, каковы индивидуальные особенности воображения у каждого дошкольника.

Важно! В дошкольном возрасте ведущими видами деятельности являются игровая и творческая. Именно они способствуют воспитанию всех личностных качеств детей, полноценному формированию их психических свойств, раскрытию творческого потенциала. В домашнем воспитании игра и творчество — самые доступные способы развития воображения у дошкольников.

Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Игра — упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Технология выполнения: предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Методика: без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)

Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Игра «Поможем художнику».

Цель занятия: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.

Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

Читайте также:  Засаливаем огурцы холодным способом

Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческих навыков воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Развитие творческого воображения детей в рисовании

Рисование, наверное, самый известный и широко используемый вид творческой деятельности. Благодаря рисованию ребенок развивает память, учится сосредотачиваться, улучшает мелкую моторику рук, все анализирует, сравнивает, ищет отличия, рисование заставляет ребенка думать и мыслить.

В самом маленьком возрасте ребенок больше обращает внимание на качества, которыми обладает тот или иной материал, рисунки пятилетних детей уже можно понять и осмыслить, в 10 лет ребенок делает уже сюжетные рисунки.

Важно! Рисование помогает наладить и укрепить связь правого и левого полушарий мозга ребенка, поэтому оно так сильно влияет на развитие малыша.

Материалы для рисования на сегодня очень разнообразны, от мелков до всевозможных видов красок.

Рисуем красками (пальчиковые, акварельные, гуашь)

В Европе рисование красками с детьми возрастом от 6 месяцев практикуется уже более 20 лет и имеет положительные результаты.

Именно краски дают больший простор для фантазии.

  1. Во-первых, ими удобней рисовать, при работе с ними не нужно прилагать усилия, как при рисовании карандашами или фломастерами.
  2. Во-вторых, их можно смешивать и получать новые цвета и оттенки.
  3. В-третьих, можно использовать разные инструменты для рисования, ребенок может выбрать наиболее понравившийся ему способ.

Пальчиковые краски

Пальчиковые краски отлично подойдут самым маленьким, потому что они сделаны из безопасных материалов, и даже если ребенок оближет пальчик в краске, мамам не о чем беспокоиться. Вдобавок такие краски легко отмываются и отстирываются с одежды. Это довольно приятный бонус, потому что кроха не ограничится рисованием только на бумаге.

Гуашь

Гуашь подойдет для деток немного старше, примерно с двух лет, т.к. она не настолько безопасна, как пальчиковые краски и тяжелее отстирывается. Гуашью тоже можно рисовать пальчиками, ладошками, а можно и кисточкой. Пусть ребенок для начала порисует ею, как и привычными для него пальчиковыми красками, а потом уже покажите ему как это делать кисточкой.

Важно! До 3 лет дети не могут правильно держать кисточку и контролировать интенсивность нажатия, поэтому не требуйте от малыша слишком много, пусть осваивает.

Гуашь очень нравится деткам, т.к. обладает следующими свойствами:

  • она непрозрачная;
  • хорошо растворяется в воде;
  • ею можно рисовать и на холсте, и на листе бумаги, и даже по дереву;
  • хорошо сохнет и после высыхания становится матовой и бархатистой;
  • без запаха, поэтому подходит деткам;
  • она очень плотная, с насыщенным цветом.

Рисование гуашью

С двух лет ребенку можно давать раскраски, только выбирайте для начала крупные рисунки с минимумом деталей. Покажите ребенку как раскрашивать, не выходя за границы. Пробуйте разные цвета.

Важно! Гуашь очень хороша тем, что можно смешивать цвета и получать новые. Это занятие должно понравиться юному исследователю.

Акварельные краски

С четырех лет рисунки ребенка уже приобретают более узнаваемые очертания и ему уже можно давать акварельные краски.

Акварель — это водорастворимая краска, поэтому водой она хорошо смывается. Нарисованные акварелью картины создают впечатление невесомости, полупрозрачности и легкости.

Чем меньше ребенок, тем меньше выбирайте цветов для работы. Для школьника вполне достаточно 12 цветов, для деток помладше и того меньше. Цвета акварельных красок можно смешивать на отдельной палитре и получать новые цвета и оттенки.

Важно! Также для работы с акварелью вам понадобятся кисти, лучше выбирать мягкие и качественные, например, сделанные из ворса пони или белки.

Объясните ребенку, что перед тем как брать новый цвет, кисточку нужно хорошо вымыть в воде, иначе цвета смешаются.

Существует специальная бумага для акварели, она отличается от обычной тем, что рисунки на ней получаются более яркие и, соответственно, живые. К тому же она не будет морщиниться от влаги.

Книги для развития воображения детей(для родителей)

Название книги Автор книги
Дошкольная психология. Урунтаева Г.А.
Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Субботина Л.Ю.
Развитие творческого воображения у детей. Соловей Л.Б.
Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. Синельников В.
Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии. Сапогова Е.Е.
Психология дошкольника. Хрестоматия. Г.А. Урунтаева.
Игровые площадки фантазии // Дошкольное воспитание. Пройслер О.
Фантазии и реальность. Петровский А.В. и др.
Развитие воображения у детей второго года жизни // Дошкольное воспитание. Палагина Н.
Психология дошкольника. Мухина В.С.
Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. Кудрявцев В., Синельников В.
Развитие воображения // Дошкольное воспитание. Кравцова Е.
Воображение и его роль в познании. Коршунова Л.С.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.

Полезное видео о том, как развить детское воображение


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Оцените статью
Разные способы