Способ развертывания содержания учебного материала

Способ развертывания содержания учебного материала

При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. Такой способ часто обосновывают тем, что тот или иной раздел учебного курса, имеющий принципиальное значение для последующего изложения, тем не менее в силу возрастных особенностей учащихся не может быть достаточно глубоко усвоен на данной ступени обучения. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа и энергия» изучается в VI и VIII классах; раздел биологии «Клетка» — в V и X классах.

При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах. Нужно отметить, что в новых учебных программах линейное расположение материала усилено за счет некоторого уменьшения концентризма.

Не следует механически разделять и противопоставлять эти два способа развертывания содержания образования, поскольку они взаимно дополняют друг друга, а оценка учебной программы по той или иной дисциплине, построенной концентрическим или линейным способом, зависит от ее места в учебном плане.

В реальной педагогической практике порядок развертывания содержания образования иногда ставится в зависимость от способностей и интересов самих учащихся. Это возможно, например, когда в рамках общеобразовательной школы создаются классы с определенным профилем учебных предметов (физико-математический, биологический, химический и т.д.). Иными словами, это происходит в том случае, если учитываются индивидуальные склонности и интересы учащихся, если в обучение вводится элективный принцип. Для этого утверждаются разные учебные программы обязательных и факультативных дисциплин для профильных классов.

Источник

СПОСОБЫ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА

Бушмакина Татьяна Вячеславовна

доцент, ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», г. Ижевск

в статье описаны способы развертывания предметного содержания и теоретические конструкты, а также обоснована зависимость между ними.

Ключевые слова: Ключевые слова: способы развертывания,структурный конструкт,функциональный конструкт,структурно-функциональный конструкт.

Библиографическое описание: Библиографическое описание:

В дидактике разработаны два основных классических способа развертывания содержания образования в процессе обучения – линейныйи концентрический. В последние годы к ним добавились спиралеобразныйи блочно-модульный [4, 5]. Кратко рассмотрим каждый из них.

Линейный способ развертываниясодержания строится на последовательном, непрерывном расположении учебного материала, когда его части раскрываются как звенья единой учебной темы; с помощью совокупности тем раскрывается раздел, с помощью совокупности разделов – учебный курс, при этом каждая часть изучается только один раз. Причём, новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним [5].

Как правило, сущность сложных понятий, законов, методов, логических операций усваивается обучающимися не сразу, не во всей глубине. Это диктует необходимость повторного, часто многократного предъявления одного и того же учебного материала, его повторения, дублирования. Так возникает концентрическийспособ развертывания содержания образования [5]. Концентрическое расположение материала предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. Однако возвращение к пройденному материалу не должно быть простым дублированием – его нужно строить всякий раз на новой основе, в свете новых теоретических идей, с учетом постоянно возрастающих когнитивных возможностей студентов; оно должно носить все более систематический характер и содержать всё более глубокие теоретические выводы. Такой способ развертывания содержания образования называется спиралеобразным. Он предполагает постановку проблем, к разрешению которых субъекты обучения периодически возвращаются, расширяя тем самым круг связанных с ним знаний и способов деятельности. Спиралеобразный способ построения предметного содержания позволяет избежать негативные стороны линейного и концентрического способа построения содержания [4].

Читайте также:  Образуйте приставочно суффиксальный способ гараж голос

Модульное развертывание содержания учебного материала предполагает перераспределение содержания каждой учебной темы (модуля) на несколько блоков. Каждый блок-модуль:

  • представляет собой логически завершенный узел учебного материала, наполненный конкретным содержанием в соответствии с целями профессиональной подготовки, решаемыми задачами и используемым методами;
  • образован из модульных единиц – разделов, содержащих определенный объем учебного материала, последовательное изучение которых отвечает постоянному развитию содержания и отражает структуру учебной дисциплины [4, 5].

Практическую реализацию описанные дидактические способы находят в учебных планах, программах, учебниках и учебных пособиях, методических разработках и рекомендациях.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что теоретический конструкт – это отражение теоретической модели курса, его структурных пропорций и основных компонентов [2, 3]. Теоретический конструкт основан на структурном способе организации предметного содержания. Построение конструкта – сложная теоретическая задача, которой свойственны высокая степень обобщения уже имеющихся эмпирических данных описания рассматриваемого феномена. На сегодняшний день можно выделить три основы структурирования содержания предметной области, различающиеся выбором подхода к построению содержания учебного предмета:

1) структурный конструкт;

2) функциональный конструкт;

3) структурно-функциональный конструкт.

Структурный конструкт – это репрезентативное отражение элементов передаваемого предметного содержания с сохранением структурных пропорций [3, с. 7]. Основная цель обучения – овладение всей структурой элементов содержания, т.е. формирование знаний.

Функциональный конструкт определяется как поэлементное представление содержания учебного предмета в виде структуры основных навыков предметной деятельности. Конечной целью обучения предмету является овладение всей структурой навыков предметной деятельности, т.е. формирование навыков профессиональной деятельности, или профессиональных компетенций [1, с. 60].

Структурно-функциональный конструкт строится по аналогии со структурным и функциональным конструктами. При структурно-функциональном конструкте наряду с элементами структуры предметного содержания на уровне знаний формируются умения и навыки, которые являются отражением функций или профессиональных умений, навыков и компетенций, заложенных в стандарт по направлению[1, с. 63].

Анализ различных способов развертывания предметного содержания (линейный, концентрический, спиралеобразный и блочно-модульный), показал, что в каждом из них можно выделить признаки нескольких типов конструктов. То есть наиболее оптимально содержание структурного конструкта может быть предъявлено в форме линейного способа развертывания предметного содержания; содержание структурно-функционального конструкта может быть предъявлено в форме спиралеобразного и блочно-модульного способа развертывания предметного содержания; содержание функционального конструкта может быть предъявлено в форме спиралеобразного и блочно-модульного способа развертывания предметного содержания.

Список литературы:

1. Бушмакина, Т.В. Конструирование смысла содержания профессионального обучения студентов технического вуза (на примере дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика») : дис. …канд. пед. наук : 13.00.08 / Бушмакина Татьяна Вячеславовна ; Ижевский гос. техн. ун-т им. М.Т. Калашникова. – Ижевск, 2012. – 142 л.

2. Казаринов, А. С. Технология педагогического эксперимента / А.С. Казаринов. – Глазов: Глазов, 1999. – 192 с.

3. Караваева, И. А. Валидность педагогических тестов: монография / И. А. Караваева. – Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. – 150 с.

4. Олешков, М. Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования / М. Ю. Олешков // Педагогика. – 2004. – № 6. – С. 32 – 38.

5. Пайвина, Е. Ю. Конструирование профильно-интегрированных структур учебных элементов: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Екатерина Юрьевна Пайвина. – Ижевск, 2002. – 168 л.

Источник

Читайте также:  С каким способом построения моделей вы работали выполняя практическую работу

Сущность содержания образования. Принципы отбора содержания образования. Структуры содержания образования: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Человек — система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта

Принципы и критерии отбора содержания общего образования

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским.

· Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

· Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования.

· Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

. Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.

Содержание общего среднего образования, по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину, включает в себя:

основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания; факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Навыки — частично автоматизированные действия.

Практический компонент содержания общего образования представлен системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности:

· Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию.

· Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры).

· Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям.

· Деятельность по формированию физической культуры формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела.

· Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление учащимися общечеловеческих и этнических ценностей, осознание личной причастности к миру.

· Коммуникативная деятельность – свободное общение в виде специально организованного досуга учащихся.

Исторически в построении содержания образования сложились два способа: концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. При линейном способе развертывания содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.

Читайте также:  Циклический способ зарядки автомобильного аккумулятора

Эти два способа развертывания содержания образования взаимно дополняют друг друга.

Спиральная – система построения материала, когда материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением но по особым концентрам – виткам спирали.

Смешанная – система построения учебного материала с элементами нескольких систем, например линейной и концентрической.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса: Государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебные пособия. Понятие и отличительные особенности Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый — объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй — собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий — некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.

ФГОС 2 поколения имеет свои особенности:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 3432 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы