Способ разрешения политических конфликтов путем взаимных уступок

Методы урегулирования политических конфликтов

Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

Примирение на основе принуждения, в основе которого:

— явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;

— изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;

— уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Читайте также:  Эссе принятие конституции референдумом это самый демократичный способ

Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:

— достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
— соглашение, основанное на взаимных уступках;
— истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
— обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

Способы урегулирования политических конфликтов прежде всего зависят от определения вида конфликта.

Если мы имеем дело с горизонтальным (частичным) конфликтом, субъектами которого, как правило, выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, Конституцией). Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от искусства политических лидеров, используя группы поддержки, находить сторонников и компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения:

— обращение в Конституционный суд;

— роспуск парламента (Госдумы) и назначение досрочных парламентских выборов;

— организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.

В политической жизни современной России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) президенту Б. Н. Ельцину (25 апреля 1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей. Но в силу определенных причин (важнейшей из которых является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт между исполнительной и законодательными властями тогда не удалось.
Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта — война в Чечне. Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договоров между Центром и отдельными субъектами федерации, например, Татарстаном.

Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие может привести общество к гражданской войне. Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность (легитимность) и незаконность (нелегитимность) носят взаимопереходящий характер. “Незаконные” действия оппозиции, в случае ее победы, приобретают законность (легитимность), а “законные” действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными. Для того, чтобы не допустить негативный ход развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, в котором должны быть выявлены следующие ключевые вопросы:

Каковы основные причины возникновения конфликта? Каковы истинные намерения и цели сторон? Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта? Кому выгодно конфликтное развитие событий?

На основании полученных данных появляются возможности:

— составить прогноз возможного развития событий;

— определить возможные варианты урегулирования конфликта;

— разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи.

Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий:

1) уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтующих (например, информацией о намерениях);

2) четко определить предмет спора и тем самым локализовать конфликт;

3) установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон;

4) организовать диалог между конфликтующими сторонами и открыто информировать общественность о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;

5) отделить проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.

Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта угрозой применения силы.

Заключение.

Существует заявление, которое произносилось на множестве языков руководителями множества стран. Оно звучит примерно так: “Намерения нашей страны – самые мирные”. И все же, как мы знаем, другие страны, лихорадочно вооружаясь, угрожают нам. Поэтому мы должны готовиться к обороне от агрессии. Мы делаем это ради защиты наших идеалов и сохранения мира во всем мире. Почти каждая страна утверждает, что заботится только о сохранении мира, но, не доверяя другим странам, вооружается в целях самообороны. И вот результат: планета, где в развивающихся странах приходится по 8 солдат на каждого врага, где заготовлена 51 тысяча ядерных боеголовок, где каждый день 2 миллиарда долларов тратится на вооружение и содержание армии.

Составляющие таких конфликтов одинаковы на всех уровнях – у держав, раскручивающих гонку вооружений, у воюющих с мусульманами боснийских сербов, у скандалящей супружеской четы и т.д. Верно или неверно их восприятие, но участники конфликта ощущают, что выигрыш одной стороны – это проигрыш другой.

Взаимоотношения или отношения в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.

Мир, в лучшем смысле этого слова, есть нечто большее, чем просто подавление открытых конфликтов, больше чем напряженное, хрупкое, поверхностное спокойствие.

Список используемых источников:

1. Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие М., 1998.

2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов. М., 1997.

3. Грановский С.А. Прикладная политология. М., 2004.

4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию., Москва., Владос., 1999.

5. Конфликтология./ Под ред. А.С. Кармина., Санкт-Петербург., 1999.

6. Политология./ краткий энциклопедический словарь-справочник. Ростов н/Д., 1997.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.

8. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов Ростов н/Д., 1998.

Источник

Политические конфликты: общие принципы, подходы и главные способы их урегулирования и разрешения

Политические конфликты – это вопросы, представляющие общественный интерес и возникающие между различными группами внутри сообщества. Такие конфликты могут происходить на уровне муниципалитетов, регионов, областей или всего государства.

Политические конфликты обычно имеют более широкий размах, чем все виды других конфликтов. Они обычно связаны с неоднозначными и радикальными политическими решениями в правительствах. В политический конфликт вовлечено больше людей. Они сопряжены с более высокими затратами и более серьёзными последствиями для общества и всей окружающей среды.

В структуре любого конфликта, в том числе и политического, помимо позиций «друг» и «враг», есть ряд переходных состояний: «недруг», «оппонент», «противник» и др.

Оппонент – это лицо, которое имеет противоположный взгляд, альтернативное мнение и выступает в споре со своей критикой. Оппонировать – означает оспаривать чужое мнение, возражать. По этой причине с оппонентом возможно строить диалог:

  • защищать свою точку зрения;
  • уточнять идеологические позиции каждой из сторон;
  • принимать к сведению обоюдные претензии, отыскивать компромиссы и взаимовыгодные соглашения.

Противник – это лицо, которое настроено против кого-то или чего-то. Есть ряд значений этого термина:

  • лицо, относящееся отрицательно (враждебно) к другому лицу;
  • человек, который стремится победить другого человека;
  • враг, недоброжелатель.

Как правило, противник может и не являться врагом (например, в процессе шахматной игры). В то время как понятие «враг» всегда подразумевает радикальное сопротивление противнику, его уничтожение. С противником возможно состязаться, доказывать свою правоту, соревноваться, демонстрировать своё превосходство. А с «врагом» речь идёт об уничтожении.

Условия предупреждения политических конфликтов

История нам ярко показывает, что политические конфликты всегда легче предупредить, чем разбираться с их последствиями. Для «профилактики» политических конфликтов нужны 3 обязательных условия.

  1. Существование действенной нормативно-правовой базы, работающей правовой системы, в основании которой лежат правовые нормы, способные предотвратить социально-политическую напряжённость, урегулировать и разрешить возможные противоречия. Прежде всего это обеспечивается Конституцией и иными законодательными актами. На международном уровне конфликты сдерживаются коллективными международными законодательными нормами, правовыми актами.
  2. Готовность и желание всех общественно-политических субъектов исполнять имеющуюся правовую систему.
  3. Организация и осуществление мониторинга по раскрытию вероятных конфликтных зон и поиск возможных мер по предупреждению социально-политических конфликтов.

Действия в случае появления политических конфликтов

В случае появления открытого политического конфликта нужно принять ряд мер:

  • обнаружить причины конфликта, его мотивы, объективную сторону конфликта и субъективные интересы участников;
  • установить настоящих субъектов конфликта, у которых может быть свой личный интерес в возникшем конфликте;
  • проявить конфликтные установки (цели, задачи, намерения и ожидания) каждой из сторон;
  • дать оценку внешним факторам и условиям, которые могут влиять на динамику конфликта;
  • институционализировать конфликт – выяснить общие правила и принципы в урегулировании конфликта;
  • легитимировать конфликт – добиться соблюдения каждой из сторон принятых решений, норм и правил ради конструктивного разрешения конфликта;
  • структурировать конфликтующие группы – обнаружить носителей, которые могут преследовать в конфликте свои интересы;
  • определить количественные и качественные свойства каждого из участников конфликта;
  • последовательно ослабить течение конфликта посредством его перевода на новый уровень (редукция).

Способы разрешения политических конфликтов

К самым распространённым способам разрешения политических конфликтов относятся:

  • переговоры, предпринимаемые в поисках решений, которые удовлетворили бы обе стороны конфликта;
  • посредничество, т.е. переговоры, предпринимаемые для поиска решений, подходящих для обеих сторон конфликта, но с деятельностью посредника (а посредник при этом всегда нейтрален);
  • эскалация насилия – стороны начинают открыто бороться друг с другом, конфликт разрешается победой одной стороны, вторая сторона должна подчиниться воле, навязанной победителем;
  • избегание конфликта – когда одна из сторон отказывается от своих позиций и аргументов, чтобы избежать конфликта;
  • арбитраж – конфликт разрешает третье лицо – арбитр, решения которого являются обязательным для всех сторон (арбитр независим и выбирается обеими сторонами конфликта);
  • суд, который используется, когда одна из сторон не соглашается на переговоры, посредничество или арбитраж в качестве метода разрешения конфликта или эти методы не удовлетворяют обе стороны (ни одна из сторон не имеет никакого влияния на состав суда, а его решения являются обязательными);
  • голосование на выборах – используется в демократических странах, как правило, для разрешения политических конфликтов.

В истории политики существует множество примеров разрешения конфликтов:

  • ликвидация объекта, из-за которого возник конфликт;
  • замещение первого объекта вторым;
  • распределение объекта конфликта среди всех сторон;
  • уничтожение одной из конфликтующих сторон;
  • перестраивание идеологических позиций и взглядов одной стороны (или обеих сторон);
  • трансформация характеристик объекта;
  • предотвращения любого (непосредственного или опосредованного) контакта и взаимодействия участников между собой (примером может быть введение миротворческих сил в зону политического конфликта);
  • достижение общего единого решения всех участников конфликта, либо обращение к нейтральному «арбитру» при обязательном условии подчинения всех сторон решению арбитра.

Процедурные модели разрешения конфликтов

Конфликты как в частной, так и в политической сфере могут привести к драматической эскалации. Из-за страха перед этими последствиями, конфликта иногда удаётся избежать, сдавшись или избегая его. Однако это обычно порождает или увековечивает несправедливость и насилие.

В условиях верховенства закона, судебная юрисдикция, полиция и тюрьмы часто могут предотвращать дальнейшую эскалацию (на время). Но это не удовлетворяет проигравшую сторону, особенно если её «поставили на место» с помощью насильственных мер. Этим конфликт не разрешается, а только откладывается на будущее. Конфликт продолжает тлеть и может снова вспыхнуть в другом месте – с такими же негативными эксцессами.

Выход из этого цикла насилия может быть достигнут только путём конструктивного урегулирования конфликта. Эта мера характеризуется отказом от принудительных мер, уважительным диалогом и поиском решений, которые могут поддержать все участники. Это основы для различных процессов консенсуального разрешения конфликтов:

  • прямые переговоры противоборствующих сторон, если они равны друг другу, или более сильная сторона отказывается от своих полномочий по санкционированию и принятию решений;
  • консультации и переговоры, если в споре участвуют все стороны;
  • модерация как форма переговоров, поддерживаемая нейтральной третьей стороной;
  • посредничество как внешняя, беспристрастная поддержка конфликтов, в которых сильные эмоции затрудняют или делают невозможным правильное решение проблемы, а также для обострения споров;
  • судебное разбирательство и примирительные постановления;
  • арбитраж или третейский суд, если стороны, участвующие в конфликте, готовы разрешить разработку предлагаемого решения сторонним лицам.

Различают необязательные и обязательные арбитражные решения: в первом случае участвующие стороны могут выбрать, хотят ли они принять арбитражное решение или нет.

Во втором случае стороны договариваются, что арбитражное решение приобретёт юридическую силу, обязательную для всех.

Прямые переговоры между двумя сторонами в споре – наиболее распространённый и подходящий способ урегулирования конфликта. Переговоры могут протекать быстро, они не требуют длительной организационной подготовки, ничего не стоят в финансовом плане и в значительной степени самоопределены.

Но поскольку стороны в обостряющихся конфликтах обычно не могут продвинуться вперёд без внешней поддержки, а любое вмешательство воспринимается как пристрастное и подрывающее автономию, то посредничество становится наиболее полезной процедурой в этой ситуации. Поэтому следует кратко описать отличия посредничества от других средств разрешения политических конфликтов.

Принципы постепенности и синхронности в урегулировании политических конфликтов

Принцип синхронности означает то, что каждая из сторон конфликта должна находится на одной и той же фазе одновременно.

Принцип постепенности даёт возможность всем сторонам конфликта к началу непосредственного разрешения конфликта:

  • поиску точек зрения и идеологических позиций;
  • снижению напряжённости в коммуникациях;
  • улучшению взаимного доверия разных сторон конфликта друг к другу;
  • прорабатыванию всевозможных вариантов решений;
  • согласованию конечного решения.

В случае вооружённого конфликта принцип постепенности означает урегулирование конфликта через ряд этапов:

  • остановка насильственных мероприятий — снижение уровня противоборства, выравнивание ситуации;
  • осуществление диалога, организация переговорного процесса;
  • начало переговоров;
  • достижение договорённостей;
  • соблюдение этих договорённостей.

Конфликт ценностей

В политических конфликтах группы с разными системами ценностей обычно сталкиваются друг с другом, независимо от того, основаны ли они на политических взглядах, идеологии, религии или принадлежат к определённой культуре. Фактические споры быстро становятся чем-то принципиальным, что затрудняет решение.

Конфликты ценностей (идеологические конфликты) обычно очень эмоциональны. Противник часто рассматривается как «противник» или «враг» с нечестными намерениями, существует большое недоверие.

Эта ситуация может быть разрешена только в том случае, когда системы ценностей противоборствующих сторон не будут поставлены под вопрос и не будут подвергаться сомнению, а скорее станут результатом определённого поведения и действий, которые воспринимаются другими как нарушение.

На этом конкретном, ограниченном фактическом уровне конфликты также могут конструктивно разрешаться людьми или группами с разными ценностями. В процессе доверительного сотрудничества многие образы врага также будут релятивизированы, и понимание идеологических взглядов другой стороны будет только возрастать.

Принципы и процесс посредничества в политическом конфликте

Участие посредника в политическом конфликте требует нескольких предварительных условий, чтобы он действительно помог, а не обострил конфликт.

  1. Вовлечение всех сторон в конфликт. Урегулирование конфликта с помощью посредничества заключается в том, чтобы все заинтересованные стороны конфликта вступили в диалог друг с другом для достижения мирного решения. Если отдельные конфликтующие стороны отсутствуют, то конфликт не может быть разрешён.
  2. Нейтралитет и беспристрастность. Посредники не должны участвовать в конфликте или влиять на его исход. Потому что это может ограничить их беспристрастность. Нейтралитет является главным приоритетом.
  3. Готовность к посредничеству. Добровольное участие – лучшая предпосылка для продуктивного и успешного процесса.
  4. Конфиденциальность. Чтобы иметь возможность говорить открыто при посредничестве, не бояться потерять лицо, не допустить негативных последствий, содержание разговора должно анализироваться посредниками конфиденциально.
  5. Личная ответственность. Посредники несут ответственность за процесс переговоров, а участники конфликта несут ответственность за содержание. Это даёт участникам максимальную автономию в отношении результатов посреднического процесса.
  6. Консенсусные решения. Конфликт разрешается только тогда, когда все участники соглашаются с решением, поддерживают его и внедряют. Это означает, что в посредничестве нет решений большинства.

Переговоры как средство урегулирования конфликта

Переговоры – это метод мирного разрешения имеющихся конфликтных противоречий, их урегулирование посредством взаимодействия всех сторон ради определения взаимовыгодных решений и законодательного оформления полученных соглашений.

Переговоры являются не только средством урегулирования конфликтов, но и их предупреждением. Так, в случае появления конфликтной ситуации, стороны могут начать переговоры и предотвратить непосредственное противоборство между собой (не допустить открытого столкновения). Даже если конфликт уже находится в открытой стадии и его нельзя окончательно разрешить, то стороны посредством переговоров и частичных договорённостей способны предотвращать расширение и эскалацию конфликта, держать течение конфликта под своим контролем.

Нередко переговоры или подготовку к ним используют заинтересованные стороны в качестве «отвлекающего манёвра» ради достижения собственных целей в политическом конфликте. Так, в период первой и второй чеченской войны сепаратисты часто шли на переговоры только для того, что отвлечь внимание, перевооружить своих боевиков и пополнить свои ряды новыми боевиками.

Типы политических переговоров:

  • двусторонние и многосторонние (по количеству участников);
  • прямые и непрямые (в зависимости от того, привлекается ли третья сторона в процесс конфликта);
  • внутренние и международные (по масштабу и охвату решаемых проблем);
  • на уровне глав государств, на уровне министров иностранных дел, на уровне представителей партий и организаций (по статусу участников).

Этапы подготовки и осуществления переговоров:

  • подготовительный этап;
  • отыскивание взаимовыгодных решений;
  • заключение «мирного» договора;
  • контролирование реализации взятых на себя обязательств каждой из сторон.

Основные стратегии ведения переговоров:

  • взаимных компромиссов, которые предполагают учёт сильных и слабых позиций каждой из сторон, их интересов, согласие на обоюдовыгодные уступки;
  • затяжных переговоров, которые выражаются в стремлении каждой из сторон оттягивать пик конфликта и выигрывать для себя много полезного времени;
  • жёсткого прессинга, что выражается в бескомпромиссном желании выигрыша одной из сторон и отказ от уступок (такая стратегия провоцирует ответную аналогичную бескомпромиссную реакцию, а переговоры заходят окончательно в тупик).

Функции политических переговоров:

  • продуктивная – разрешение общих проблем;
  • регулятивная – координирование и контролирование общей деятельности;
  • коммуникативная – формирование условий для взаимного диалога и обнаружение точек соприкосновения для разрешения конфликтных ситуаций;
  • пропагандистская – влияние на общественное мнение ради объяснения собственной позиции, реабилитация в глазах общественности своих политических решений и взглядов.

Источник

Оцените статью
Разные способы