- Тест с ответами: “Конфликты в обществе”
- Способы разрешения конфликтных ситуаций
- Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?
- Стратегии поведения в конфликте
- Конкуренция: акула. Как хищник при нападении
- Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь
- Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все
- Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!
- Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию
Тест с ответами: “Конфликты в обществе”
1. В переводе конфликт означает:
а) столкновение +
б) противоречие
в) разногласие
2. Что является главной причиной конфликтов:
а) желание быть лучшим
б) разные интересы +
в) неумение уступать
3. Предмет конфликта – это то:
а) кто в нем участвует
б) какие последствия имеет для участников
в) из-за чего происходит конфликт +
4. Конфликт во Франции в 2011 году возник:
а) из-за запрета ношения хиджаба +
б) из-за ограничения выезда за границу
в) из-за ущемления прав французов
5. Социальный конфликт – это столкновение интересов:
а) небольшой группы людей
б) внутри одного человека
в) государств +
6. К разновидностям социальных конфликтов не относится:
а) масштабный
б) внутриличностный +
в) глобальный
7. Мировая война относится к разновидности:
а) межличностных конфликтов
б) локальных конфликтов
в) глобальных конфликтов +
8. Конфликт между работниками и владельцем предприятия по сборке автомобилей относится к:
а) профессиональным +
б) политическим конфликтам
в) культурным
9. К положительным последствиям конфликта можно отнести:
а) нарушение сложившейся системы
б) разрушение прежних взаимосвязей людей
в) возможность заметить назревшую проблему +
10. Способ разрешения конфликта, предполагающий участие специальных органов власти:
а) переговоры
б) арбитраж +
в) компромисс
11. Технологии рационального поведения в конфликте – это:
а) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте +
б) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе
в) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника
12. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:
а) в 70-е годы ХХ века
б) в конце 50-х годов ХХ века +
в) в 30-е годы ХХ века
13. Конфликт – это:
а) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений +
б) соперничество, направленное на достижение победы в споре
в) столкновение противоположных позиций
14. Ценностные семейные конфликты – это:
а) конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях
б) конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье
в) конфликты, возникающие на основе противоположных интересов и ценностей +
15. Основным противоречием в сфере управления является:
а) противоречия между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий субъектов управления +
б) противоречия подбора и постановки кадров
в) противоречия, связанные с нарушением функций объектов управления
16. Конфронтация как форма управленческого конфликта – это:
а) резкое обострение во взаимоотношениях между различными субъектами управления
б) самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления +
в) открытое противоборство в различных звеньях системы управления, которое характеризуется поляризацией интересов
17. Определите тип конфликта в следующей ситуации:
«Между двумя сотрудниками не сложились отношения. По ошибке письменное задание, предназначенное первому сотруднику, было адресовано второму. Второй расценил данный факт как попытку первого «свалить» свою работу на него. Между ними возник открытый конфликт…»:
а) тип А
б) тип В
в) тип Б +
18. Эквивалентный внутриличностный конфликт – это:
а) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсии и интроверсии
б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов +
в) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами
19. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослого»:
а) уточняет ситуацию, работает с информацией, руководит
б) проявляет чувство вины, руководит, уточняет ситуацию
в) работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных +
20. К факторам микросреды, обусловливающим семейные конфликты, относятся:
а) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; девальвация моральных ценностей
б) ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; длительное отсутствие жилья +
в) рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей; кризисное состояние экономики и социальной сферы; деформация норм сексуальных отношений; изменение положения женщин в обществе
21. Кому из ученых принадлежит разработка «Теории комплекса неполноценности»:
а) Адлеру +
б) Фромму
в) Эриксону
22. Внутриличностный конфликт – это:
а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач
б) столкновение противоположно направленных мотивов личности +
в) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией
23. Первый кризисный период семьи происходит:
а) после рождения первого ребенка в семье
б) с достижением детей школьного возраста
в) в первый год супружеской жизни +
24. Конфликтогены – это:
а) поведенческие реакции личности в конфликте
б) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту +
в) проявления конфликта
25. К групповым конфликтам относятся конфликты:
а) руководитель-коллектив
б) микрогруппа-микрогруппа внутри коллектива
в) личность-группа и группа-группа +
26. Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в:
а) выявлении истинных мотивов общения у своего партнера
б) сопереживании, во взаимной эмпатии +
в) преодолении стереотипов восприятия в процессе общения
27. Несогласие как форма управленческого конфликта – это:
а) отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм +
б) отказ от существующих принципов управления
в) открытое предъявление претензий руководителю
28. Какие поведенческие характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:
а) ведет себя вызывающе, агрессивно, подозрителен, хорошо приспосабливается к различным ситуациям
б) отношение к людям определяет тем, как они к нему относятся, обладает завышенной самооценкой, несамокритичен
в) обладает завышенной самооценкой, подозрителен, прямолинеен и негибок +
29. Основными явлениями, характеризующими типичное субъективное содержание конфликтной ситуации межгруппового конфликта являются:
а) неадекватное групповое сравнение; групповая атрибуция; «деиндивидуализация» взаимного восприятия +
б) неадекватное групповое сравнение; групповая атрибуция; перцентивная деформация
в) «деиндивидуализация» взаимного восприятия; перцентивная деформация; групповая атрибуция
30. Для каких конфликтов характерны следующие причины: взаимная зависимость по выполненным задачам; распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка:
а) конфликт между лидером и микрогруппой
б) конфликт между подразделениями внутри организации +
в) конфликт между микрогруппами в коллективе
Источник
Способы разрешения конфликтных ситуаций
Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?
Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, ценностей, целей. Обычно он связан с отрицательными эмоциональными переживаниями, основан на эмоциях и личной неприязни.
Рассмотрим стандартную цепочку:
1. Установление контакта → 2. Ориентация в ситуации → 3. Обсуждение проблемы → 4. Принятие решения → 5. Выход из контакта. Открытый спор возникает при переходе от пункта 3 к пункту 4 — как правило, из-за того, что стороны не владеют психологическими техниками: не слушают друг друга и не умеют убеждать.
Конфликт выстраивается по простой формуле:
КС — это конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия), И — инцидент (обстоятельства, повод), К — сам конфликт (открытое противостояние как следствие).
«Чтобы выйти из контакта, необходимо разрешить проблему: устранить ситуацию и исчерпать инцидент. Иначе выход не произойдет. Важно понимать, что сам инцидент — это своеобразная верхушка сорняка. Если ее сорвать и не устранить корень, все только усугубится».
Конфликт возникает в разных ситуациях из-за столкновения интересов. Например, поссорились вы со своим сотрудником из-за премии, с коллегой из другой школы из-за расхождения взглядов на воспитание, с администрацией из-за бюджета и т.д. Это все самый распространенный, межличностный тип.
Бывают еще противостояния групп (руководство и подчиненные, «лентяи» и «трудяги», консерваторы и изобретатели и т.д.) — это межгрупповой тип, самый разрушительный и интенсивный. Случаются и внутриличностные разногласия — например, из-за того, что уже собраны чемоданы для долгожданного семейного отпуска, но дела вдруг требуют присутствия на работе.
В конфликтах есть объекты (причины), субъекты (активные стороны), участники, косвенные участники. Их роли могут меняться. В конце концов каждая конфронтация оказывается деструктивной или конструктивной. Первый вариант не сулит ничего хорошего, а для конструктивного исхода необходимы адекватность восприятия ситуации, открытое общение и, конечно, создание атмосферы доверия, сотрудничества.
У каждого человека формируются привычные стратегия и тактика поведения в конфликтах. Чтобы лучше управлять происходящим, нужно идентифицировать свою стратегию и установки окружающих людей, корректировать свою тактику.
Стратегии поведения в конфликте
Конкуренция: акула. Как хищник при нападении
«+» возможность абсолютной победы, эффективность в экстремальных условиях
«-» возможность жесткого проигрыша, недолговечность результатов
Когда стратегия оправдана:
- опасная обстановка;
- «нечего терять»;
- ресурсы (власть) гарантируют победу;
- ставки крайне высоки;
- нужно продвинуть непопулярное, но верное решение;
- необходимо произвести впечатление на сторонних наблюдателей.
Тактические действия: контроль противника и его источников информации, постоянное давление всеми доступными средствами, обман, хитрость, провокации, нежелание вступать в диалог.
Каким личностям свойственна: властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.
Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь
«+» демонстрация запущенности проблемы, компенсаторные факторы (сочувствие, помощь со стороны), экономия сил.
«-» демонстрация своей пассивно-страдальческой установки, усугубление положения из-за неразрешенного противоречия, распространение влияния ссоры на разные области жизни (вплоть до появления психосоматических заболеваний).
Когда стратегия оправдана:
- победа не имеет принципиального значения;
- важнее спокойствие и стабильность;
- важнее сохранить хорошие отношения;
- есть угроза более серьезного разногласия;
- понимание своей неправоты;
- безнадежность проблемы;
- незначительность проблемы;
- победа требует слишком больших затрат.
Тактические действия: демонстративный уход, отказ от силовых приемов, отказ от сбора фактов, отрицание остроты конфликта, медлительность в принятии решений.
Каким личностям свойственна: застенчивым, слишком восприимчивым к критике, склонным к позиции «авось обойдется», не умеющим управлять беседой.
Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все
«+» возможность справедливого исхода и равнозначного разделения благ
«-» зависимость от чужих уступок, растрата сил на ведение переговоров, возможность стать жертвой обмана в процессе торга, недолговечность решения проблемы.
Когда стратегия оправдана:
- обе стороны убедительны;
- дефицит времени;
- сотрудничество и директивный подход неэффективны;
- ресурсы оппонентов равны;
- нужно временное решение;
- победа не имеет принципиального значения;
- лучше получить что-то, чем все потерять.
Тактические действия: торг, обман, лесть, требование равного дележа.
Каким личностям свойственна: осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.
Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!
«+» в некоторых случаях проблема решается сама собой благодаря дружеским отношениям.
«-» жертвование личными целями, доведение до ситуации самосохранения, неразрешенность проблемы.
Когда стратегия оправдана:
- победа не имеет принципиального значения;
- важнее сохранить хорошие отношения;
- нужно выиграть время;
- уступить — значит одержать моральную победу.
Тактические действия: соглашательство, демонстрация непритязательности, потакание, лесть.
Каким личностям свойственна: бесхребетным, угодливым, «мечта манипулятора».
Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию
«+» проработка проблемы, возможность конструктивного разрешения конфликта
«-» затрата сил и времени для волевых решений и мудрого управления ситуацией (не воспользоваться слабостями «Черепахи» и «Плюшевого мишки», противопоставить поведению «Акулы» мирные средства)
Когда стратегия оправдана:
- взаимовыгодное решение крайне важно;
- длительные близкие отношения с другой стороной;
- достаточно времени для проработки проблемы;
- ресурсы оппонентов равны.
Тактические действия: сбор информации о проблеме и противнике, тщательный подсчет ресурсов, открытый диалог, критика «по делу», проявление своих талантов для оказания влияния, принятие разумных идей оппонента.
Каким личностям свойственна: инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.
Источник