- Чем редукцион отличается от аукциона
- Понятие и отличия процедуры
- Порядок проведения в электронной форме по 223-ФЗ
- Редукцион в госзакупках: понятие, особенности и процедура проведения
- Понятие редукциона в закупках
- Виды редукциона
- Обеспечение заявок при редукционе
- Отличие редукциона от аукциона
- Практика проведения редукциона
- Преимущества торгов на понижение цены
- Что такое редукцион по 223-ФЗ и его отличие от аукциона
- Что представляет собой редукцион
- Отличие редукциона от аукциона
- Порядок и сроки проведения открытого редукциона
Чем редукцион отличается от аукциона
Понятие и отличия процедуры
В практике предпринимательства аукционом принято называть торги на повышение, а редукционом — торги на понижение.
Однако в законе 44-ФЗ предписывается закупочные торги проводить с применением начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), которую надлежит снижать в ходе торгов именно в аукционной форме. Т. е. в рамках данного закона термину аукцион придан противоположный смысл, который и был узаконен, хотя с точки зрения предпринимательского права аукционы согласно 44-ФЗ на самом деле являются чистыми редукционами.
Вместе с тем понижающие функции у собственно редукциона не претерпели законодательных изменений и сохранились автоматически. В итоге оба эти изначально разных термина стали обозначать одно и то же. Один из них применяется во время госзакупок по 44-ФЗ, а второй — при закупках по 223-ФЗ.
При этом с юридической точки зрения редукцион — это процесс, который не относится к закупкам, поскольку на него не распространяется действие ст. 447—449 ГК РФ.
Порядок проведения этой формы торгов дополнительно прописывается в закупочных положениях или в извещении о торгах.
А по итогам редукциона заказчик не обязан заключать контракт с победителем.
Именно поэтому и потому, что они дают доступ к торгам по госзакупкам, аукционы заметно популярней редукционов.
Существуют 2 типа редукционов:
- Открытый, сообщение о котором заказчик может направлять неограниченному количеству возможных поставщиков. Чаще всего данный вид торгов проводится в электронном виде, когда все его этапы проходят на электронной торговой площадке (ЭТП).
- Закрытый, в котором могут принять участие только специально приглашённые участники. Закупки в закрытой форме осуществляются вживую. Это означает, что все приглашённые собираются для торгов в определённом месте. Каждый из них получает индивидуальный номер, посредством которого он подаёт свои предложения. При этом заказчик назначает ведущего редукциона, руководящего процедурой, которая завершается после определения поставщика, предложившего минимальную цену.
Редукцион наиболее целесообразно проводить при торгах больших партий однотипных товаров.
Также редукционы делятся на усложнённые и базовые. Схема усложнённого вида состоит из:
- публикации;
- приёма заявок;
- изучения первых частей заявок;
- торгов;
- анализа вторых заявочных частей;
- объявления результатов.
При схеме базового редукциона рассмотрение первых и вторых частей заявок совмещается.
Отличие редукциона от аукциона проявляется в проведении его как в электронном виде, так и вживую, тогда как последний проводится исключительно в электронной форме.
Также для участников закупочных действий актуален вопрос, чем отличаются конкурсы от редукционов и аукционов. Отличаются конкурсы от редукционов и аукционов тем, что в ходе конкурсов победители определяются по предложениям наилучших условий выполнения контракта. Решение об этом принимает сформированная заказчиком конкурсная комиссия.
Хотя аукционы более популярны и востребованы, редукционы имеют и свои преимущества.
Их главный недостаток базируется на нераспространении на них действия ст. 447-449 ГК РФ, что не позволяет их с юридической точки зрения относить к закупкам, зачастую превращаются в плюс. Данные обстоятельства заставляют организаторов этой формы торгов по 223-ФЗ более ответственно относиться к ним, готовя их тщательно и даже скрупулёзно.
В итоге при редукционе в закупках фиксируется меньше нарушений, чем при прочих видах торгов.
Кроме того, редукционы отличаются более соревновательной атмосферой торгов, во время которых участники предлагают выгодные условия по доставке и дают гарантии на длительные сроки. Это заметно добавляет эффективности закупочным действиям.
Порядок проведения в электронной форме по 223-ФЗ
Редукцион в электронной форме по 223-ФЗ представляет собой процедуру, которая проводится в несколько этапов:
- Заказчиком разрабатывается извещение, которое минимум за 5 суток до окончания приёма предложений размещается в открытом доступе. В нём указываются реквизиты заказчика, даётся описание закупочного объекта, обозначается стартовая цена контракта, сроки завершения приёма заявок и проведения торгов.
- Поставщиками готовятся и подаются заявки на участие в редукционной процедуре. При электронной форме этому предшествует аккредитация на ЭТП, внесение заявочного обеспечения и получение усиленной электронной подписи. Кроме того, необходимо согласие поставщика с условиями будущего договора, без чего заявка будет недействительной.
- На протяжении 2 дней заявки изучаются на предмет их соответствия заявленным требованиям. В случае, если на участие в электронном редукционе поступила всего одна заявка, процедура торгов считается несостоявшейся. Но единственный участник, чья заявка отвечает всем необходимым требованиям, признаётся победителем.
- Если корректно оформленных заявок поступило несколько, в сроки, указанные в извещении, открывается доступ к подаче предложений по цене. Редукционный процесс осуществляется посредством снижения стартовой цены договора. То есть побеждает участник, предложивший минимальную цену.
- По итогам торгов составляется протокол, в котором фиксируются сроки и длительность состоявшейся процедуры, называется победитель с его предложением цены и перечень всех участников. Протокол направляется для размещения в ЕИС.
- С победителем торгов договор заключается по обоюдному желанию сторон, поскольку заказчик не обязан подписывать контракт. Если же поставщик отказывается от заключения контракта, заказчик подписывает договор с участниками, занявшими второе или (в случае повторного отказа) последующие места.
И аукционы, и редукционы при всей их разнице в законодательном признании и обеспечении и при разной частоте использования в закупочной деятельности, тем не менее в ней мирно соседствуют. Редукционы заняли свою нишу в торгах по 223-ФЗ и прекрасно справляются со своими функциями.
Источник
Редукцион в госзакупках: понятие, особенности и процедура проведения
Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! Тему, которую мы раскроем в данной статье, нельзя назвать сложной. Однако, от этого менее важной она не становится. Не все знают, что такое редукцион, ведь этого термина нет в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Рассмотрим особенности данной процедуры, виды и порядок ее проведения.
Понятие редукциона в закупках
Каждый человек, даже не связанный с госзакупками, в той или иной мере знает, что такое аукцион. Эта процедура часто встречается нам на экранах телевизора и на страницах литературных произведений. Некоторое количество людей находится в специальном помещении, в руках у них таблички с номерами. За трибуной стоит ведущий, который выкрикивает наименование лота в ожидании предложения лучшей цены. Участники процесса, поочередно поднимая таблички, показывают, что готовы поднять цену на заранее оговоренную сумму (шаг аукциона). Ведущий считает до трех, и после слов «продано» (а также обязательного удара молотком о поверхность трибуны) лот отходит последнему участнику, предложившему самую высокую цену. Это и есть аукцион.
Схема повышения цены описана в ст.447 Гражданского кодекса РФ. Но 44-ФЗ понимает под аукционом процедуру, при которой сведения о закупке сообщаются заказчиком неограниченному кругу лиц посредством направления и размещения извещения и документации о закупке на сайте Единой информационной системы (zakupki.gov.ru). При этом к участникам предъявляются единые и дополнительные требования. Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену. По сути, этот процесс называется редукционом.
Виды редукциона
Редукцион – вид закупки, при которой победителем признается тот, кто предложит наименьшую цену. Названный вид торгов делится на две категории:
Открытый – когда информация о проведении сообщается заказчиком неограниченному количеству лиц;
Закрытый – поучаствовать могут не все поставщики, а только те, которые получили от заказчика приглашение на участие.
По способу проведения редукцион бывает:
В электронной форме – это значит, что все этапы данного вида закупки будут проводиться на электронной торговой площадке (ЭТП).
Порядок проведения открытого редукциона в электронной форме:
- Принять участие вправе лица, зарегистрированные на сайте ЕИС, аккредитованные на ЭТП, имеющие усиленную электронную подпись;
- Проводится на ЭТП в сроки, указанные в извещении. Извещение должно быть доступно всем участникам не менее чем за 5 дней до конца приема предложений. Указываются реквизиты заказчика, описание объекта закупки, начальная цена, сроки принятия заявок и проведения торгов;
- Заявки, поданные участниками, должны соответствовать требованиям закупочной документации. Обязательным требованием является согласие на условия будущего договора. В противном случае заказчик имеет право отклонить заявку;
- После подачи предложений заказчик рассматривает и оценивает заявки на соответствие. Торги признаются несостоявшимися, если была подана только одна заявка. Побеждает единственный участник, если его заявка соответствует требованиям закупочной документации;
- Проводится путем понижения цены контракта;
- Стоимость закупки понижается на «шаг», значения которого составляют от 0,5% до 5% от НМЦК);
- Предложение можно подать независимо от «шага», если соблюдены требования ч. 9 ст.68 44-ФЗ;
- Предложения о цене должны подаваться в строго установленные сроки согласно ч.11 ст.68 44-ФЗ;
- Оператором ЭТП будут отклонены предложения о цене, не соответствующие требованиям ст.68 44-ФЗ;
- Протокол проведения размещается на ЭТП в сроки, предусмотренные ч.18 ст.68, 44-ФЗ;
- В конце заказчиком формируется итоговый протокол для заключения договора с победителем. Указывается хронометраж торгов, наименование всех участников, победитель и его цена. Размещается на ЭТП.
- Если победивший участник отказывается от контракта, то заказчик вправе заключить его с лицом, занявшим второе место.
«Вживую» — участники собираются в заранее указанном месте. Им выдаются номера, с помощью которых они будут вносить окончательные ценовые предложения. Когда процедура начинается, участники предлагают цену, поднимая таблички. Побеждает последний человек, предложивший самую низкую цену.
По степени сложности редукцион бывает усложненный и базовый.
Схема усложненного редукциона:
Публикация – прием заявок – рассмотрение первых частей заявок – торги – рассмотрение вторых частей заявок – объявление результатов.
Схема базового редукциона:
Публикация – прием заявок – рассмотрение – торги – объявление результатов.
Как мы видим из схем при базовой разновидности перед проведением торгов рассмотрение первых и вторых частей заявок происходит одновременно.
Обеспечение заявок при редукционе
Участник заранее должен побеспокоиться о сумме, необходимой для обеспечения заявки, на своем спецсчете (с 01.10.2018 г. нужно обязательно иметь такой счет для участия в госзакупках);
Денежная сумма блокируется на спецсчете банком, а после прохождения мероприятия средства возвращаются участникам путем разблокирования в течение не более чем одного рабочего дня в соответствии с ч.8 ст.44 44-ФЗ.
Отличие редукциона от аукциона
Из сказанного мы можем сделать вывод об отличии редукциона от аукциона. Попросту говоря, аукцион – это торги на повышение цены, а редукцион – на понижение. Но в 44-ФЗ принят термин «аукцион», который принято проводить на понижение. На самом же деле заказчики проводят редукционы.
Заказчикам, которые организовывают закупки по 223-ФЗ, разрешено использовать нестандартные способы закупки, т.е. можно применять редукцион. Проводя редукцион по 223-ФЗ, заказчики обязаны включить его в Положение о закупках.
Схема проведения аукциона и редукциона очень похожа, но второй термин не закреплен в ст. 447-449 ГК РФ, а следовательно, не является торгами. К заказчику нет строгих требований о размещении извещения и принятии заявок. Предъявляются требования о сроках размещения извещения и принятия заявок. Также заказчик не обязан заключать контракт с победителем, если это указано в закупочной документации. Он регулируется только правилами, прописанными в положении о закупках. Если в покупке товаров и услуг нет необходимости, то договор не оформляется.
Практика проведения редукциона
Статистика показывает, что торги на понижение проводятся намного реже, чем на повышение. Количество редукционов на сайте ЕИС проводилось в 15 раз меньше, чем аукционов. А самая высокая цена редукциона была мизерной по сравнению с самой высокой ценой аукциона.
Заказчик вправе не составлять закупочную документацию. Всю полагающуюся информацию он указывает в извещении.
Данный вид торгов выбирают, когда предлагаемая цена становится главным условием при определении поставщика. Рационально проводить редукцион при покупке большой партии товара с однотипными характеристиками.
Преимущества торгов на понижение цены
Редукцион можно назвать очень выгодным мероприятием, потому что обеспечиваются гарантии, что торги пройдут без нарушений (в отличие других способов закупки и на других площадках). Такие закупки отличаются соревновательным духом между участниками. В основном заказчики предлагают выгодные условия, касающиеся доставки, дают гарантию на долгий срок. Часто такие условия делают проведение торгов более эффективными. Также следует отметить, что для участия в них нужно иметь определенные знания и навыки, чтобы не допустить ошибок.
Конечная стоимость зависит от того, сколько участников подали заявки. В ходе мероприятия заказчики изучают различные данные, чтобы понизить цену товара. Такие условия влияют на размер его дохода. Участники в свою очередь стараются перекрыть расходы. При изменении условий по сделке, меняется цена заявки. Но в таких случаях заказчики получат низкую прибыль.
Источник
Что такое редукцион по 223-ФЗ и его отличие от аукциона
Заказчикам, которые приобретают товары и услуги в соответствии с нормами 223-ФЗ, разрешено применять нестандартные способы закупки. Одним из которых является редукцион. Он предполагает заключение контракта с поставщиком, предложившим минимальную цену. Суть редукциона аналогична аукциону, проводимому в рамках 44-ФЗ. В данной статье мы постараемся разобраться, в чем сходство и отличие этих процедур.
Что представляет собой редукцион
Редукционом называют конкурентный способ проведения закупки, при котором торги проводятся с понижением цены. Шаг снижения предложений участников варьируется в пределах от 0,5% до 5%. Процедура проведения такой закупки аналогична реализации аукциона. Заказчики оценивают заявки, поданные участниками, при наличии оснований отклоняют некоторые из них. После определения победителя заказчик может заключить с ним контракт.
Юридически редукцион не относится к закупкам. На него не распространяется действие статей 447 – 449 Гражданского Кодекса России. Извещение о проведении аукциона, размещенное в сети интернет, считается приглашением делать оферты.
Порядок проведения редукциона прописывается в положении о закупках. Заказчик не обязан составлять закупочную документацию. Все необходимые сведения он излагает в извещении.
Такую форму выбирают в том случае, когда предлагаемая цена становится приоритетным критерием определения поставщика. Целесообразно проводить редукцион при приобретении крупной партии однотипного товара.
Отличие редукциона от аукциона
Изначально термином редукцион обозначались торги на понижение цены, а аукцион – на повышение цены. При составлении законодательства в сфере государственных закупок проведение торгов на понижение стоимости контракта было обозначено понятием «аукцион». Таким образом, оба термина стали обозначать одно и то же.
Основным отличием этих процедур становится то, что на редукцион не распространяются нормы Гражданского Кодекса России. Он регулируется только правилами, прописанными в положении о закупках. После проведения редукциона заказчик не обязан заключать контракт с победителем. Если в приобретении товаров и услуг отпала надобность, то договор не оформляется.
Выделяют два вида редукциона:
- Открытый. О проведении закупки заказчик сообщает неограниченному числу потенциальных поставщиков. Открытые редукционы чаще проводятся в электронной форме.
- Закрытый. Участвовать в такой процедуре могут только те компании, которые получили специальное приглашение. Закрытые закупки проводят «вживую». В назначенное место все представители компаний-поставщиков собираются в определенном месте. Каждому присваивается номер, при помощи которого он будет подавать свои предложения. Со стороны заказчика назначается ведущий, который руководит процедурой. Закупка завершается после того, как определяется поставщик, предложивший наименьшую цену.
Выбор формы проведения редукциона будет зависеть от статуса заказчика и особенностей закупаемых товаров или услуг. Проводить процедуру можно в том случае, если на участие в ней подали заявки.
Порядок и сроки проведения открытого редукциона
Открытые редукционы чаще проводятся с использованием функционала электронной торговой площадки. Процедуру можно разделить на несколько ключевых этапов:
- Заказчик разрабатывает извещение, оно размещается в открытом доступе не менее чем за 5 суток до момента окончания приема предложений. В извещении прописываются реквизиты заказчика, описывается объект закупки, указывается стартовая цена контракта, даты окончания приема заявок и проведения торгов.
- Поставщики подготавливают и подают заявки на участие в процедуре. Для этого они должны пройти аккредитацию на ЭТП и внести обеспечение заявки. Обязательной частью любой заявки становится согласие поставщика на условия будущего договора.
- Рассмотрение заявок. В течение двух дней со дня окончания подачи предложений заказчик оценивает все заявки на их соответствие установленным требованиям. Если к моменту окончания срока подачи предложений поступила только одна заявка, то процедура признается несостоявшейся. Победителем признается единственный участник в том случае, если его заявка соответствует установленным требованиям.
- Проведение редукциона. В день и время, указанные в извещении, открывается доступ к подаче ценовых предложений. Процедура проводится путем понижения стартовой цены договора. Победителем признается участник, предложивший минимальную стоимость контракта.
- Оформление итогового протокола. Результаты проведения редукциона оформляются документально. В протоколе указывается длительность процедуры, перечисляются все участники, обозначается победитель и предложенная им цена контракта. Документ размещается на электронной торговой площадке.
- Заключение контракта. Если надобность в объекте закупки у заказчика сохранилась, он заключает договор с победителем редукциона. Если поставщик отказывается подписывать документ, то заказчик предлагает заключить контракт фирме, занявшей второе место по результатам торгов.
Редукционы проводят крупные компании, такие как ФГУП «Почта России», ПАО ВТБ, МУП «Ритуал» и другие. Часто такие процедуры признаются несостоявшимися, так как на участие в них подается только одна заявка или вовсе не находится организации, которая захочет подать предложение.
Источник