- Статья 10. Способы размещения заказа
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Проведение открытого конкурса: основные положения 44-ФЗ
- Как происходит извещение о конкурсе
- Документация открытого конкурса
- Запрос на разъяснение положений документации
- Подача заявки на открытый конкурс участниками
- Содержание заявки
- Прием заявок
- Процедура рассмотрения и оценки заявок
- Как вскрываются конверты
- Как производится оценка заявок
- Подведение итогов
- Заключение контракта
- Когда открытый конкурс не состоялся
- Повторный конкурс
Статья 10. Способы размещения заказа
Статья 10 . Способы размещения заказа
1. Размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 79-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1
1.1. Правительство Российской Федерации в порядке, установленном статьей 55.3 настоящего Федерального закона, вправе определить особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд.
2. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
2.1. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.2
2.2. В случае, если предметом торгов, запроса котировок является поставка лекарственных средств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
3. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 4 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
4. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 4.1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
4.1. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ часть 4.2 статьи 10 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
4.2. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.3
4.3. Размещение заказов на поставки пищевых продуктов в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательные учреждения дополнительного образования детей и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций путем проведения торгов осуществляется по решению заказчика или уполномоченного органа в форме конкурса или открытого аукциона в электронной форме.
5. Нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 6 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
6. Два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 6.1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
6.1. Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
7. Порядок взаимодействия заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
8. Решение о проведении совместных торгов для нужд обороны страны и безопасности государства принимается Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона
Источник
Проведение открытого конкурса: основные положения 44-ФЗ
Открытый конкурс — способ закупки для неограниченного круга участников. Для заказчика такой способ закупки хорош тем, что позволяет оценивать заявки не только по цене, но и по прочим критериям. Например, это могут быть качественные характеристики объекта закупки. Поставщики же не слишком жалуют конкурсы, что связано с довольно сложной процедурой подготовки заявки.
Тем не менее закон определяет открытый конкурс как преимущественный метод выбора поставщика. Это значит, что если нет оснований для проведения других процедур, должен проводиться открытый конкурс. О нем и о его этапах расскажем далее.
Как происходит извещение о конкурсе
Размещение извещения об открытом конкурсе осуществляется заказчиком в ЕИС как минимум за 20 дней до процедуры вскрытия конвертов (открытия доступа к электронным заявкам). Заказчику также предоставляется возможность разместить сведения о конкурсе в СМИ. Извещение составляется с указанием:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- информации, которая обязательна для всех закупок;
- требований к участникам и перечня документов, которые нужно направить заказчику;
- способов получения участниками конкурсной документации с указанием сроков, места, оплаты (если она предусмотрена за снятие копий документов);
- даты, места и времени открытия заявок, их рассмотрения и оценки;
- конкурсных преимуществ, предоставляемых участникам;
- требований с учетом национального режима закупки;
- счета для внесения денежных средств в целях обеспечения заявки.
Документация открытого конкурса
Вместе с извещением заказчиком публикуется документация по конкурсу и проект контракта — в целом и по лотам. Все то же самое публикуется в ЕИС в электронно виде и бесплатно доступно неограниченному кругу лиц.
До момента публикации отправка конкурсных документов потенциальным участникам запрещена!
Кроме информации, предусмотренной в извещении, в конкурсной документации:
- описывается объект закупки и условия контракта;
- обосновывается НМЦК;
- приводятся требования в отношении состава и содержания заявки, включая описание предложения поставщика;
- приводится инструкция для правильного заполнения заявки;
- содержится условие об изменении условий контракта (когда это предусмотрено законом);
- разрешается заключение контрактов по НИОКР с несколькими участниками;
- приводится порядок и срок отзыва опоздавших заявок, внесение в них изменений;
- содержатся правила и сроки подачи запроса на разъяснения;
- приведены критерии, по которым оцениваются заявки (включая величину их значимости) и порядок рассмотрения;
- определяется размер обеспечения заявки и контракта, в том числе условия банковской гарантии;
- представляется информация о сотрудниках контрактной службы, ответственных за эту закупку;
- обозначен срок подписания контракта победителем открытого конкурса, условия признания участника уклоняющимся;
- представлена информация о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Требования, ограничивающие число участников или свободный доступ к открытому конкурсу, недопустимы.
Также в документации приводятся дополнительные требования для специфических закупок:
- Связанных с услугами депозитариев, управлением пенсионными накоплениями и ипотекой военнослужащих.
- Связанных с перевозкой пассажиров и багажа при помощи автомобильного и городского наземного электротранспорта.
Заказчик должен удовлетворить запрос по получению закупочных документов от любого потенциального участника не позднее 2 рабочих дней. За предоставление документации на бумажных или электронных носителях заказчик имеет право установить плату, не превышающую затрат на их изготовление.
Не менее чем за 5 дней до конца срока направления заявок заказчик имеет право изменить положения документации. При этом объект закупки и сумма обеспечения остаются неизменными.
На размещение изменений в ЕИС у заказчика есть 1 рабочий день. Для отправки новой информации участникам, которым представлена документация, предусмотрено 2 рабочих дня.
Между публикацией изменений и окончанием срока принятия заявок должно пройти не менее 10 дней. Если это условие не исполняется, прием заявок продлевается. При замене конкурсной документации только по отношению к одному лоту продление срока принятия заявок делается только для него.
Запрос на разъяснение положений документации
Участники могут направлять заказчику запросы относительно конкурсной документации. Это можно сделать в том случае, если до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней. Заказчик отвечает в течение 2 рабочих дней с момента получения запроса в бумажном или электронном виде. Для размещения разъяснений в ЕИС дается 1 рабочий день. Запрещается указывать адресата запроса о разъяснении. Данное по запросу разъяснение не должно менять сущность документации.
О подготовке конкурсной заявки пр 44-ФЗ:
Подача заявки на открытый конкурс участниками
Ознакомиться с порядком, местом и сроками подачи заявки можно в документации по закупке. В законе указаны две формы подачи заявок на конкурс:
- запечатанный конверт, не позволяющий просматривать содержимое;
- электронный документ, доступ к которому закрыт, пока не кончится срок подачи заявок.
На практике до 1 июля 2018 года заявки могут подаваться исключительно в бумажном виде. Далее все должно измениться — закупки переведут на электронные площадки, и появится такая процедура, как электронный конкурс.
Заказчиком в документации может быть предложен шаблон заявки, однако он необязателен для использования участником.
Содержание заявки
Заявка участника включает информацию о нем с приложением пакета необходимых документов.
- Основные сведения. Для организаций: название, контактные данные, адрес, ИНН учредителей, руководства. Для физических лиц: ФИО, данные паспорта, ИНН, адрес.
- Выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (оригинал или заверенная у нотариуса), полученной не ранее 6 месяцев с момента даты опубликования конкурса в ЕИС. Не все заказчики принимают электронную выписку с ЭЦП инспектора. Оптимальным выбором является бумажный вариант.
- Иностранные лица предоставляют:
- копии удостоверяющих личность документов;
- нотариально заверенный перевод документов о государственной регистрации юридического лица или ИП по правилам законодательства иностранного государства.
- Документ, подтверждающий полномочия представителя организации:
- копия решения, в котором говорится о назначении или избрании руководителя;
- копия приказа о назначении;
- представителем организации может быть не только руководитель, но и иное лицо. К такой заявке нужно приложить доверенность. При подписании доверенности уполномоченным лицом, а не руководителем, к заявке прилагается документ, подтверждающий полномочия.
- Учредительные документы (копии) организации.
- Решение об одобрении крупной сделки (оригинал, копия) в случаях:
- если обеспечение заявки или контракта для участника является крупной сделкой;
- если сумма контракта является крупной сделкой (когда необходимость иметь решение предусмотрена учредительными документами организации или законодательством).
- Оригиналы (или копии, заверенные нотариально) документов, свидетельствующих о подтверждении преимуществ для уголовно-исправительных предприятий и организаций инвалидов.
- Если для объекта закупки установлен национальный режим — документы о соответствии участника и объекта закупки установленным условиям, запретам и ограничениям.
- Декларация о принадлежности к СМП или СОНКО при закупке, объявленной для данной категории участников.
Кроме перечисленных документов, в состав заявки включают:
- Предложение участника относительно предмета закупки, цена за его единицу, указание страны происхождения товара.
- При конкретных требованиях к объекту закупки — документы подтверждающие его соответствие этим требованиям.При этом заказчик не имеет права истребовать документацию, передаваемую на основе законодательства поставщиком вместе с товаром.
- При цене, сниженной в предложении участника более, чем на 25% от НМЦ (при стоимости закупки Правила оформления
Требований к оформлению немного:
- Каждый из листов заявки должен быть прошит и пронумерован. Непрошитая заявка будет отклонена, а вот непронумерованных листов это не касается.
- В качестве первого листа прикрепляется опись документов в составе заявки. Без описи заявка будет отклонена.
- Заявка скрепляется подписью руководителя и печатью (если она есть).
Иных требований заказчик к оформлению заявки устанавливать не должен!
Прием заявок
Заказчик регистрирует заявки, которые поступили в срок. Правила приема заявок таковы:
- Заявки не могут быть отклонены, если на конверте не содержится информация о подавшем ее лице. Этого также нельзя требовать в документации.
- Заявки принимаются вплоть до наступления сроков вскрытия конвертов (или заявок в электронном формате).
- Конфиденциальность обеспечивается заказчиком в обязательном порядке. Конверты до момента вскрытия не повреждаются и не открываются.
- При достижении крайнего срока подачи заявок их прием прекращается. Заявки более не подлежат регистрации заказчиком и отправляются обратно (при наличии адреса на конверте).
Если ни одной заявки на открытый конкурс так и не поступило, он будет считаться несостоявшимся. При наличии нескольких лотов в закупке несостоявшимся считается тот, на который не подано ни единой заявки.
Процедура рассмотрения и оценки заявок
Как вскрываются конверты
Комиссия одновременно вскрывает поступившие заявки в бумажном или электронном виде в то время и в том месте, которые указаны в информации о закупке. Каждый из участников, подавших заявку, может присутствовать при этом процессе. Заказчик, со своей стороны, обеспечивает ведение аудиозаписи процедуры.
Подать заявку допустимо непосредственно на вскрытии конвертов — об этом заказчик должен объявить заранее.
Заказчиком объявляются вслух и вносятся в протокол следующие сведения:
- в отношении вскрытия конвертов: дата, место, время;
- информация о компании или физическом лице, подавшем заявку;
- сведения о наличии в составе заявки документов и информации об участнике;
- условия исполнения контракта для оценки заявки.
При отсутствии заявок или подаче всего одной заявки признается, что открытый конкурс не состоялся. Это фиксируется в протоколе вскрытия конвертов всеми членами комиссии по окончании процедуры. До конца следующего рабочего дня протокол публикуется в ЕИС.
При подаче двух заявок от одного участника заказчик не производит рассмотрения ни одной из них.
Как производится оценка заявок
На оценку заказчику отводится до 20 дней с момента вскрытия конвертов. Продление на срок до 10 рабочих дней допускается при закупках в научной и культурной областях, в сфере искусства. При продлении срока информация об этом размещается в ЕИС.
Если оформление и содержание заявки, а также сам участник, отвечают требованиям 44-ФЗ и заказчика (согласно документации к конкурсу), то заявку признают соответствующей.
Отклонение заявки возможно в следующих случаях:
- несоответствие участника или заявки указанным требованиям;
- предоставление участником недостоверных сведений.
Оценка заявок производится комиссией согласно критериям, указанным в конкурсной документации. При соответствии требованиям лишь одной заявки или при отсутствии таковых конкурс признается несостоявшимся.
Подведение итогов
На основе результатов оценки каждой заявки комиссией присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности условий. Заявка участника с наилучшими условиями становится № 1. При одинаковых условиях в нескольких заявках меньший порядковый номер присваивается предложению, поступившему ранее прочих. Конкурс на выполнение нескольких научно-исследовательских работ подразумевает выбор нескольких победителей.
Протокол рассмотрения и оценки заявок содержит:
- сведения о дате, месте и времени оценки заявок;
- сведения об участниках, чьи заявки были рассмотрены;
- сведения об участниках, чьи заявки отклонили (с указанием причины, ссылки на законодательные нормы или закупочные документы);
- решение каждого члена комиссии о том, что заявка на участие в конкурсе отклонена;
- порядок, согласно которому происходит оценка заявок;
- баллы, которые присвоены заявкам по критериям оценки;
- порядковый номер, под которым зарегистрирована заявка;
- наименования и контакты участников, чьи заявки получили номера «1» и «2».
Протокол рассмотрения единственной заявки содержит:
- время, дату и место, где проводится оценка;
- наименование и контакты юрлица или физлица, от которого поступила заявка;
- решение каждого из членов комиссии относительно соответствия заявки 44-ФЗ и закупочной документации;
- решение о заключении контракта с данным участником.
Составление протоколов происходит в двух экземплярах с подписями каждого из членов комиссии. Первый экземпляр заказчик оставляет у себя, а второй вместе с проектом контракта отправляется победителю конкурса в срок до 3 рабочих дней с момента подписания протокола. В течение 1 рабочего дня происходит публикация протокола в ЕИС.
Любому участнику предоставляется возможность отправки запроса для выяснения итогов конкурса. Ответить на него заказчик должен в течение 2 рабочих дней.
Хранение протокола и аудиозаписей вскрытия конвертов заказчиком осуществляется не менее 3 лет.
Заключение контракта
Заключение контракта происходит в срок от 10 до 20 дней с момента публикации протокола оценки. Условия берутся из проекта контракта, добавляются лишь сведения из заявки победителя. Стоимость контракта не должна превышать НМЦК.
Подписание контракта победителем происходит в срок до 10 дней с того момента, как опубликован итоговый протокол. Перед подписанием он обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. При невыполнении данных условий считается, что победитель уклоняется от заключения контракта. При этом заказчика может:
- Подать судебный иск относительно возмещения убытков из-за уклонения, если их сумма больше обеспечения заявки.
- Заключить контракт с участником конкурса под номером «2», если тот согласен. Заказчик направляет ему проект контракта с обновленными условиями в срок до 10 дней со дня признания первого победителя уклонившимся. Участник № 2 предпринимает те же шаги, что и первый победитель (вносит обеспечение, подписывает контракт). Однако если даже он этого не сделает, «уклонистом» признан не будет.
После подписания контракта участником заказчику предоставляется 10 дней на внесение своей подписи, в противном случае уклонившимся будет признан уже он. Победитель, с которым не заключили контракт в срок, может обратиться в суд для возмещения убытков, вызванных отказом заказчика.
Денежные средства за обеспечение заявки должны быть выплачены победителю в течение 5 рабочих дней после того, как будет заключен контракт.
Если подписанию контракта в срок что-то препятствует (решение суда, непреодолимые обстоятельства), другая сторона уведомляется в течение 1 дня. Течение всех сроков приостанавливается до 30 дней. При отмене или изменении судебного решения либо недействительности обстоятельств непреодолимой силы второй стороне вновь направляется уведомление.
Небольшое видео о парктике признания победителя закупки уклонившимся от подписания контракта:
Когда открытый конкурс не состоялся
Заказчик прибегает к заключению контракта с единственным поставщиком в случае:
- если на конкурс подается одна заявка, соответствующая требованиям;
- если из всех присланных на конкурс заявок лишь одна соответствует полному списку требований.
Заказчик меняет план-график и проводит повторный конкурс в случаях:
- когда не подано ни одной заявки на участие в конкурсе;
- когда комиссией отклонены все заявки;
- если последовал отказ участника, занявшего второе место.
Повторный конкурс
Публикация извещения заказчика о повторном конкурсе в ЕИС происходит как минимум за 10 дней до момента вскрытия заявок. В документации можно изменить срок исполнения контракта с добавлением времени на проведение повторного конкурса, а также увеличить цену на 10%. Объект закупки и его объем, равно как основные требования к участникам, остаются неизменными.
При невозможности проведения повторного конкурса заказчик меняет план-график и осуществляет закупку того же объекта путем запроса предложений.
Источник