Теория систем и системный анализ (стр. 8 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Сферы применения системного анализа в экономике:
— Решение новых проблем. С помощью системного анализа формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать, кто должен знать.
— Решение проблемы предусматривает увязку целей с множеством средств их достижения.
— Решение проблем имеющих разветвленные связи, вызывающие отдаленные последствия в разных отраслях народного хозяйства, и принятие решения по ним требует учета полной эффективности и полных затрат.
— Решение проблем, в которых существуют различные трудно сравнимые друг с другом варианты решения проблемы или достижения взаимосвязанного комплекса целей.
— При создании в народном хозяйстве совершенно новых систем или коренным образом перестраиваются старые системы.
— При совершенствовании, производства или экономических отношений.
— Проблемы, связанные с автоматизацией производства, а особенно управления, в процессе создания автоматизированных систем управления в любом звене.
— Работа по совершенствованию методов и форм экономического управления, поскольку ни один из методов экономического управления не действует сам по себе, а только во взаимосвязи.
— Совершенствование организации производства или управления на уникальных, нетипичных, отличающихся большой спецификой своей деятельности объектах, на которых невозможно действовать по аналогии.
— При учёте фактора неопределенности и риска в принимаемых на будущее решениях.
— При планировании или выработке ответственных решений о направлениях развития принимаемых на достаточно отдаленную перспективу.
— Разработка или совершенствование системы управления, если имеется в виду создание системы оптимального планирования или управления, где требуется выработка самих критериев оптимальности с учетом целей развития и функционирования экономической системы, ее места в общественном разделении труда и экономических взаимосвязей.
7.6. Системная инженерия
Понятие «системная инженерия» вынесено в название в стандарте ИСО/МЭК 15288 [2] и привязано к понятию жизненного цикла системы. На сегодняшний день понятие считается новым, но некоторые понятия уже приняты и могут использоваться. Основной сферой применения системной инженерии является разработка высокотехнологичной продукции: современных компьютеров и средств связи, всевозможных программных средств, а также классических сверхсложных объектов: самолётов, морских и космических кораблей, а также некоторых комплексов вооружения.
В некотором роде системная инженерия – это мост между теорией систем и проектированем высокотехнологичных систем, между теорией и практикой. Один из наиболее известных авторов в этой области определяет это понятие
«Системная инженерия – это практическое применение научных, инженерных и управленческих навыков, необходимых для преобразования операционных требований в описание конфигурации системы, которая наилучшим образом удовлетворяет этим требованиям. Это общий процесс решения проблем, который применяется ко всему техническому управлению в проекте, посвященном разработке системы, предоставляя механизм формулирования и совершенствования определений изделий и процессов системы» [23].
Выводами из этого определения являются следующие:
1) системная инженерия – это методология, используемая для разработки сложных систем, а не язык описания требований или онтологий;
2) методология системной инженерии шире существующих в организациях-разработчиках подходов, поскольку вносит в практику возможность использования глубоких научных методов;
3) системная инженерия – не метод повышения скорости и экономической эффективности разработки, а методология повышения её качества;
4) системная инженерия эффективная на больших, ответственных проектах по созданию сложных систем.
Основные функции системной инженерии [23]:
— определение проблемы – указание потребностей и ограничений путем анализа требований и взаимодействия с заказчиком;
— анализ решений – выделение набора возможных способов удовлетворения потребностей и ограничений, их анализ и выбор оптимального;
— планирование процессов – определение задач, которые должны быть выполнены, объема ресурсов и затрат, необходимых для создания изделия, очередности задач и потенциальных рисков;
— контроль процессов – определение методов мониторинга проекта и процессов, измерение прогресса, оценка промежуточных изделий и принятие по мере необходимости корректирующих действий;
— оценка изделий – определение качества и количества создаваемых изделий путем оценочного планирования, тестирования, демонстрации, анализа, верификации и контроля.
7.7. Контрольные вопросы
1) В чём состоит принцип эквифинальности?
2) Какие основные этапы жизненного цикла проходит система?
3) По какому признаку проводится сравнение при измерении согласно одноимённому принципу?
4) Какие осеновные подходы используются в системном анализе?
5) В чём состоит принцип децентрализации?
6) Какие виды онтологий существуют?
7) Чем отличается диаграмма классификации от диаграммы состояния объекта?
8) Что такое композиционная схема онтологии?
9) Приведите пример онтологической схемы взаимосвязей?
10) В чём заключается постановка задачи исследования?
11) Какие проблемы возникают при постановке задачи?
12) Каков алгоритм создания искусственной системы?
13) В чём состоит анализ при системном анализе?
14) Как формируется стратегия улучшения (оптимизации) системы в системном анализе?
15) В чём состоит проверка стратегии улучшения (оптимизации) системы?
16) Какие основные этапы включает системный анализ?
17) В каких сферах экономики применяется системный анализ?
18) Какие уровни управления экономическим объектом Вы знаете?
19) Что такое системная инженерия?
Примерный перечень вопросов для теста по дисциплине «Теория систем и системный анализ»
1 Какая причина не связана с проблемой несоответствия между желаемым и существующим состоянием системы?
2 Какое описание ограничений для искусственных систем наиболее корректно?
3 К какому уровню научного знания относятся законы и категории диалектики?
4 К какому уровню научного знания относится системология?
5 К чему обычно приводит неполная, неоднозначная, противоречивая или ошибочная информация, используемая при создании системы?
6 Какой из перечисленных уровней научного знания лишний?
7 Что является научной дисциплиной, изучающей общие закономерности в управлении сложными системами?
8 Что является сферой науки о методах системного изучения мира, о выявлении общих и специальных системных закономерностей и использование их для создания новых систем?
9 Что является научной дисциплиной, разрабатывающей общие принципы изучения сложных систем?
10 Какие факторы явились базисом развития системных идей?
11 Как можно определить совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства объектов, представляя их в качестве систем?
12 Какие из перечисленных определений связаны с научными дисциплинами?
13 Какая задача является одной основных задач системного подхода?
14 Какие подходы используют при исследовании сложных систем?
15 Как в общем виде ведётся исследование при системном подходе?
16 Что называют совокупностью методов и способов исследования, описания и конструирования систем?
17 Как называется способ разбиения системы для исследования целостных свойств?
18 В чём заключается парадокс иерархичности систем?
19 Какие компоненты относятся к системе управления?
20 Что определяется как отношение полученного полезного результата к затраченным ресурсам?
21 Что определяется как совокупность математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом или процессом в соответствии с заданной целью?
22 Каково принципиальное отличие системы автоматического управления от автоматизированной системы управления?
23 Какие воздействия оказывает управляемая система на управляющую?
24 Какие категории в классификации систем по способу управления Вы знаете?
25 Какого признака у системы может и не быть?
26 Какие качества упоминаются в определении системы?
27 Какие компоненты не входят в систему с точки зрения её структуры?
28 Как называется новое качество целостности, порождаемое отношениями между элементами системы?
29 Для каких систем характерно снижение степени неопределенности системы по сравнению с энтропией формирующих систему факторов?
30 Какой признак не входит в определение структуры системы?
31 Какая из характеристик системы является наиболее консервативной?
32 Какое свойство по изменениям, происходящим в одном элементе, позволяет судить об изменениях в других элементах?
33 Каким свойством обладает подсистема в отличие от элемента?
34 Что из потребности и цели является субъективным?
35 Как принято связывать потребность и результат?
36 Что из перечисленного не является существенным для определения понятия «цель»?
37 Что из перечисленного не является способом выделения систем?
38 Что определяется как относительное постоянство состава и свойств, а также устойчивость основных функций системы?
39 Какой термин можно определить как величину, характеризующую состояние системы в любой момент времени?
40 Какое свойство характеризуется такими признаками как единство цели, функционального назначения и функций, наличие окружающей среды?
41 Какое свойство подразумевает одинаковость структуры систем?
42 Какие проблемы связаны с определением внешней среды системы?
43 Какое свойство подобия определяет множество объектов, различающихся по составу или отношению между элементами?
44 Какое свойство подобия характеризует системы, из которых одна является упрощенной копией другой?
45 Какое свойство подобия означает сохранение признаков одной системы относительно изменений?
46 Какое свойство характеризует способность системы сохранять свой гомеостаз под действием внешней среды?
47 Как называется система, если количественные изменения характеристик элементов и их связей приводят к качественным изменением?
48 Какое свойство характеризует деятельность системы в одном стабильном состоянии?
49 Какое свойство характеризуется внутренней согласованностью взаимодействия частей системы, обусловленной внутренними законами её строения?
50 Какой принцип функционирования систем подразумевает, что элементы обладают общностью главных функций, обеспечивающую взаимодействие элементов в системе?
51 Какой принцип функционирования систем подразумевает, повышение устойчивости системы за счёт усложнения её структуры?
52 Какого принципа функционирования систем не существует?
53 Какой принцип функционирования систем подразумевает, что функции элементов подчинены функциям системы?
54 Какой принцип функционирования систем подразумевает, что для повышения устойчивости систем важно дублирование функций элементами, имеющими различную структуру?
55 В какой шкале присутствуют упорядоченность и интервальность, но нет нулевой точки?
56 Как называется шкала, в которой отсутствуют все главные атрибуты измерительных шкал?
57 Какой атрибут не принято относить к измерительным шкалам?
58 В каком типе шкал присутствует только упорядоченность?
59 Какая шкала характеризуется всеми атрибутами интервальной шкалы и имеет фиксированную нулевую точку?
60 К какому типу шкал относится шкала измерения температуры Цельсия?
61 Какой вид схем накопления информации об онтологии представляет механизм графического представления состава классов?
62 Какой вид схем накопления информации об онтологии обеспечивает механизм для логической систематизации знаний?
63 Какой вид схем накопления информации об онтологии позволяет описать процесс в динамике?
64 Какое определение наиболее характеризует понятие «онтология»?
65 Какие задачи следует решить на начальном этапе построения онтологии?
66 Какие языки используют для построения онтологий?
67 К какой группе методов моделирования относятся антогонистические игры?
68 Какая группа методов моделирования основана в основном на методах естественных наук?
69 Какой из методов моделирования не относится к качественным?
70 Какая функция является важнейшей функцией моделирования?
71 Какое действие не связано с определением «моделирования»?
72 К какой группе методов моделирования относятся аксиоматические методы?
73 Какое утверждение наиболее верно для принципа конечной цели?
74 Через какое правило раскрывается принцип конечной цели?
75 Какое утверждение наиболее верно по отношению к принципу измерений?
76 Какой принцип подразумевает рассмотрение любой части системы совместно с ее окружением?
77 Какой принцип предполагает рассмотрение системы, и как целого, и как совокупности её элементов?
78 Какое утверждение наиболее близко к формулировке принципа эквифинальности?
79 Какой принцип указывает на свойство изменчивости систем со временем?
80 В чём состоит принцип модульного построения?
81 В чём состоит принцип иерархии?
82 В чём состоит принцип функциональности?
83 В чём состоит принцип неопределённости?
84 Чем полезен принцип децентрализации в сфере управления?
85 Что представляет собой системный анализ как метод познания?
86 Какая семантическая мера формируется после определения границ предметной области при системном анализе?
87 Чего позволяют добиться при системном анализе семантические меры «точка зрения» и «цель исследования»?
88 Какой термин обозначает представление системы с помощью некоторых известных методов?
89 Что включает системное исследование для решения задачи системного анализа?
90 Какая структура этапов системного анализа наиболее корректна?
91 Какое из требований не предъявляются к моделям предметных областей?
92 Как определить совокупность неких объектов, свойства и связи между которыми рассматриваются при исследовании?
93 Какие стороны принимают участие при постановке задачи системного анализа?
94 Как называется проблема согласования несопоставимых показателей при формулировке задачи системного анализа?
95 Как называется проблема согласования функционирования подсистем и элементов при формулировке задачи системного анализа?
96 Какое требование не предъявляется к модели предметной области?
Автоморфизм – взаимнооднозначное отображение системы объектов с заданными отношениями на саму себя.
Анализ (от греческого analysis – разложение):
— расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое);
— синоним научного исследования вообще;
— в формальной логике – уточнение логической формы (структуры) рассуждения.
Архитектоникой называют изучение структуры в пространственном срезе.
Отношение в пространстве структуры характеризуется такими показателями как:
Вероятностные системы – это системы, когда их поведение в любой момент времени точно нельзя определить. Пример, общество.
Виртуальные системы – это несуществующие в действительности модельные или мыслительные представления реальных объектов, явлений, процессов, являющиеся изоморфными к ним.
Внешняя среда – множество элементов, находящихся вне системы и оказывающая существенное, но нецеленаправленное воздействие на элементы самой системы или сильно зависящих от них.
Проблемы, связанные с определением внешней среды:
— проблема определения границ системы;
— проблема определения среди элементов вне системы совокупности тех, которые оказывают существенное влияние на систему.
Гетерогенные системы состоят из разнородных элементов, не обладающих свойством взаимозаменяемости.
В гомогенных системах, например, в газах, жидкостях или в популяции организмов, структурные элементы системы однородны и поэтому взаимозаменяемы.
Гомеостаз (гомеостазис) (от греч. homoios подобный, тот же самый и stásis – состояние, неподвижность), в физиологии, относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма человека, животных. Понятие «гомеостаз» применяют в генетике и кибернетике [9].
Гомоморфизм представляет собой такое соответствие между двумя системами, которое не является взаимно однозначным. Другими словами, при гомоморфизме аналогия между двумя системами меньше, чем при изоморфизме, и одна из систем является как бы упрощенной копией другой, аналогично тому, как географическая карта является упрощенной копией по отношению к местности.
Деградирующие системы – системы, которые теряют во времени свои свойства, функции из-за постепенного разрушения структуры.
Дедукция (от лат. deductio – выведение) вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теоремы. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия.
Декомпозиция – процесс и состояние разделения системы на составные части, элементы.
Детерминированные системы – это системы, поведение которых предсказуемо. Пример, радиоэлемент с жесткой логикой.
Естественные системы – это системы, объективно существующие в действительности, в живой и неживой природе и обществе: атом, молекула, клетка, организм, общество, вселенная и т. п.
Система закрытая, если она не имеют связей с внешней средой или этими связями можно пренебречь.
С точки зрения взаимообмена со средой энергией, веществом и информацией не существует полностью закрытых от внешней среды, не полностью открытых систем. Всякая система, если она система, должна иметь границы между собой и внешней средой, иначе она не была бы отличима от внешней среды.
В сложных системах связь между системами строится по принципу иерархии, предусматривающему подчиненность системы надсистеме и подсистемы системе. Цель каждого элемента нижнего уровня – подчинение цели более высокого уровня, только тогда вся сложная иерархическая система может функционировать как единое целое.
Идеальные (концептуальные) системы
Идеальные (концептуальные) системы – это системы, которые выражают образцовую действительность или образцовый мир. Они часто бывают целью, в большинстве случаев недостижимой, к которой должна стремиться реальная система. Пример картина или абсолютный вакуум.
Понятие изоморфизма в математике формализует, уточняет интуитивное понятие одинаковости структуры. Одинаковость структуры означает, что различный смысл системообразующих отношений, равно как и различие элементов системы при их сопоставлении не учитываются.
Индукция (от лат. inductio – наведение) умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно – или конечнонеобозримой области фактов.
Интегративным (системным) качеством называется новое особое качество целостности, порождаемое отношениями совокупности взаимосвязанных структурных элементов образующих систему.
Информационный подход в научном познании можно рассматривать как развитие системного подхода, органически дополняющее его, создавая при этом новые возможности для исследования разнообразных явлений в природе и обществе, а также для изучения и понимания природы человека.
Искусственные системы – это системы созданные человеком. Диапазон их реализации очень широк: от простейших механизмов о сложных производственных комплексов в технике; от лаборатории, кафедры до Совета Министров в организационных структурах.
Классификация – это распределение заданного множества объектов на подмножества в соответствии с принятыми признаками классификации.
Координация – упорядоченность элементов системы одного уровня иерархии.
Мнемосхема – наглядное, графическо-схематическое представление объекта исследования в виде системы.
Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, а также построение и изучение моделей реально существующих объектов, явлений, процессов и конструируемых объектов (систем) для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т. п.
Модель предметной области
Модель предметной области – система, имитирующая структуру или функционирование исследуемой предметной области и отвечающая основному требованию – быть адекватной этой области.
Под моделью системы понимается определённое формализованное представление, позволяющее получить ответ на вопрос, заданный о реальной системе.
В неравновесных системах, если идут изменения одновременно в двух противоположных направлениях, система преобразуется в одну сторону и равновесие нарушается. Пример, революция, смерть, пожар.
Обратная связь – это передача влияния с выхода системы на её вход.
Организованность системы – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей системы, обусловленные внутренними законами её строения, а также это совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершению взаимодействий между частями системы [36].
Система открытая, если она имеет связи с внешней средой.
Предикат (от латинского praedicatum – сказуемое) – пропозициональная функция, т. е. выражение с неопределенными терминами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание [6].
Предметная область – множество всех объектов, явлений и процессов, свойства и отношения между которыми рассматриваются в научной теории.
Поведение системы – характер изменения состояний системы.
Полиморфизм – множество объектов, построенных из р элементов по n, или множество объектов, различающихся по составу и/или отношению между элементами.
Принцип системного анализа
Принципы системного анализа – это некоторые положения общего характера, являющиеся обобщением опыта работы человека со сложными системами.
В ходе изменения состояний системы может происходить изменение их качества, их основного интеграционного свойства. Изменение качества объекта или системы во времени называется процессом [15]. Иногда под процессом подразумевают преобразование одного качества в другое: обработка металла, сборка стула, написание письма и т. д. Это изменение может происходить в двух основных режимах: развитие (эволюция) и функционирование.
В системе наступает равновесие, если изменения в ней идут одновременно в двух противоположных направлениях и взаимно компенсируются или нейтрализуются на некотором уровне. Каждое из возникающих изменений уравновешивается другим, ему противоположным, и система сохраняется в равновесном состоянии. Пример, общество, организм, экосистема.
Развитие – деятельность системы со сменой цели и структуры. При развитии системы качественно изменяется её инфраструктура. Развитие связано с накоплением информации и усложнением организации системы.
Самоорганизация – процесс упорядочения (пространственного, временного или пространственно-временного) в открытой системе, за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих [9].
Связь между элементами системы
Совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов. Элементы считаются взаимосвязанными, если по изменениям происходящим в одном элементе, можно судить об изменениях в других элементах.
Семантическая модель – система значений, приписываемых выражениям некоторого формализованного языка, то же, что интерпретация.
Симметрия – это категория, обозначающая сохранение признаков объекта относительно изменений. Поскольку относительно другой совокупности изменений рассматриваемое множество признаков не будет инвариантным, то необходимое дополнение любой симметрии – соответствующая ей асимметрия. Важно отметить, что симметрия является частным случаем полиморфии, когда полиморфные объекты полностью состоят из одних и тех же элементов, а законы преобразования всех элементов одинаковы. Симметрия является также частным случаем изоморфии, когда имеет место отображение объекта на самого себя.
Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем) [9].
Синергетический подход представляет собой новый метод научного познания, переосмысливающий роль случайных факторов, открывающий новые возможности для анализа воздействия этих факторов, пересматривающий роль организации и хаоса в природе и обществе.
Синтез (от греческого synthesis – соединение), соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).
Под системой понимают совокупность взаимосвязанных некоторой структурой элементов, объединенных единством цели (или назначения) и функциональной целостностью.
Под системным мышлением понимают совокупность методов и способов исследования, описания и конструирования систем. Системному мышлению присуща внутренняя противоречивость и парадоксальность.
Системный анализ – научная дисциплина, разрабатывающая общие принципы исследования (анализа) сложных объектов с учетом их системного характера.
Системный подход представляет собой совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства, структуру и функции объектов, явлений или процессов в целом, представив их в качестве систем со всеми сложными межэлементными взаимосвязями, взаимовлиянием элементов на систему и на окружающую среду, а также влиянием самой системы на ее структурные элементы.
Системология – область науки о методах системного исследования окружающего нас мира, о выявлении присущих системам общих и специальных закономерностей и использование их для анализа и познания существующих систем и для создания более совершенных систем, обеспечивающих более эффективное достижение поставленных целей.
Сложность системы определяется количеством и разнообразием типов элементов, внутренних межэлементных связей и связей системы со средой. Уровень или степень сложности системы больше зависит от разнообразия связей и элементов, чем от их количества.
Состояние системы – характеристика системы на данный момент ее функционирования.
Стабильные системы – системы, у которых свойства, структура, функции в течение длительного периода не меняются.
Если структура и функции системы практически не изменяются в течение определенного периода ее существования, то система в этот период времени называется стационарной.
Структура – совокупность устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающая её целостность и тождественность самой себе [36].
Под структурными элементами системы понимают ту ее наименьшую часть, поведение которой подчиняется структурным закономерностям системы.
Субординация – упорядоченность элементов системы различных уровней иерархии по их месту в ней.
Теория массового обслуживания
Теория массового обслуживания – раздел математики, изучающий системы, предназначенные для обслуживания массового потока требований случайного характера [6].
Теория систем – научная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности в строении, функционировании и управлении сложными системами различной физической природы.
Точка бифуркации – точка, в которой происходит разветвление траекторий развития системы [15].
Устойчивость системы определяет её способность поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на возмущения, действующие со стороны внешней среды.
Функциональность – проявление изучаемых целостных свойств системы.
Функционирование – это деятельность системы без смены цели и структуры.
Определённое логикой функционирования надсистемы назначение системы, которое определяет её структуру и основные свойства.
Под целостностью понимают внутренне единство и принципиальную не сводимость свойств системы к сумме свойств, составляющих ее элементов.
В качестве признаков, которые характеризуют именно целостность систем используют: единство цели, функциональное назначение, определение функции, наличие окружающей среды (мира вне системы), с которой система взаимодействует как целое.
Целеориентированные системы – системы, характеризующиеся наличием совокупности четких целей, связанных иерархией и уровнями управления (любой бытовой прибор как система).
Ценностноориентированные системы – это сложные системы, поведение которых основано не на заданной иерархии целей, а на общих ценностях (общественное объединение, государство, коллектив ученых, занимающихся фундаментальными исследованиями и т. д.).
Цель системы – это желаемое состояние выходов системы (конечное состояние) в результате управляемого процесса её функционирования, а также вариант удовлетворения потребности.
Наиболее простая часть, логическая сущность, декомпозиция которой в рамках данной системы нецелесообразна.
1 ISO-портал / http:///iso/ISO/index. html
2 ИСО/МЭК 15288: 2 Процессы жизненного цикла систем. Системная инженерия. Информационная технология.
3 Антонов анализ. 3-е изд., стер – М.: Высшая школа, 2008. – 453 с.
4 и др. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / , , . – М.: Финансы и статистика, 2009 – 368 с.
5 Богданов : Всеобщая организационная наука: в 2 кн. М.: Экономика, 2003. – 496 с.
6 Большая советская энциклопедия / http://www.
7 , Кирюшин систем: Учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003. – 100 с.
8 Стандарт онтологического исследования IDEF5 / http://www. *****
9 Википедия / http://ru. wikipedia. org
10 , Емельянов систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 846 с.
11 ГОСТ Р ИСО Система менеджмента качества. Требования. – М.: Стандартинформ, 2009. – 25 с.
12 Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства.: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 360 с.
13 , Власова моделирование экономических процессов, М.: 2006. – 416 с.
14 Ерохина экономического развития: системно-синергетический – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. – 160 с.
15 Жилин систем: Опыт построения курса. Изд. 4-е, испр. – М. Издательство ЛКИ, 2010. – 176 с.
16 Иванова организации: учебник / , . — 3-е изд., переаб. и доп. – М. КНОРУС, 2010. – 432 с.
17 и др. Автоматизированное проектирование ИУС. Системное моделирование предметной области: Учеб. пособие. Изд. 2-е / , , . – Уфа: УГАТУ, 2003. – 104 с.
18 , Конев управления машиностроительным предприятием на основе интеграции его бизнес-процессов // Вестник УГАТУ – 2006. № 2, Т.7. С. 43-47.
19 Колобашкина теории игр: учебное пособие. – М.: Бином. ЛЗ, 20с.
20 Конев функции управления выпускающей кафедры // Методы менеджмента качества. – 2009. № 3. С. 26-30.
21 , Старцев система рейтинговой оценки качества образования // Вестник УГАТУ – 2009. № 1(30). Т 12. С. 96-102.
22 , , Старцев бизнес-процессов выпускающей кафедры образовательного учреждения // Методы менеджмента качества. – 2008. № 2. С. 20 – 25.
23 Левенчук обзор по системной инженерии. / http://www. /ailev/ss-998595
24 Методологии моделирования предметной области / http://www. *****
25 Мухин систем управления: учебник – М.: Экзамен, 2006. – 479 с.
26 Новосельцев основы системного анализа. – М.: Майор, 2006. – 592 с.
27 , Тарасенко системного анализа: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. – Томск: НТЛ, 1997.
28 Прангишвили подход и общесистемные закономерности. Серия «Системы и проблемы управления». – М.: Синергетика, 2000. – 528 с.
29 Рапис и супермолекулярная химия пленки белка от нано — до макромасштаба. // Журнал технической физики, 2004, том 74, вып. 4, с. 117–122.
30 Серенков бизнес процессов и менеджмент качества как части одного целого / , // Минск, Новости. Стандартизация и сертификация №С. 11–23.
31 , , Лукашевич и тезаурусы: Учебное пособие. — Казань, Москва: Казанский государственный университет, МГУ им. , 2006.
32 Сурмин систем и системный анализ: Учебное пособие. — К.: МАУП, 2003 – 368 c.
33 Фомин методы и модели в коммерческой деятельности. М: Финансы и статистика, 2001. – 324 с.
34 Хомяков анализ: Экспресс-курс лекций. Изд.4-е, стер. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 216 с.
35 Черняховская -ориентированное моделирование систем искусственного интеллекта. Учеб. пособие / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 2006. – 90 с.
36 Шведин проектирования — terra incognita? – Научный журнал «Онтология проектирования». №1, 2011. – с.9-21.
37 Шеметов организации: Учеб. пособие. – изд. 3-е, стер. – М.: Омега-Л, 2008. – 282 с.
Т 38 Теория систем и системный анализ. Учебное пособие / Ошибка! Источник ссылки не найден. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2012. – 185 с.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Теория систем и системный анализ» направления подготовки бакалавров (0808″Прикладная информатика».
Рассмотрены основные понятия и методы системного анализа и теории систем. Главное внимание уделено….
Предназначено для студентов 1 курса изучающих дисциплину «Теория систем и системный анализ»
Табл. 5. Ил.98. Библиогр.: 36 назв.
Рецензенты: д-р техн. наук, проф. ,
канд. пед. наук, доц.
© Уфимский государственный авиационный технический университет, 2012
Источник