- Системы расстановки оборудования в торговых залах
- Расстановка торгового оборудования
- Содержание
- Как обустроить идеальный магазин для покупателя?
- Принципы оформления торговой площади
- Правило «Золотой треугольник»
- Правильная расстановка торгового оборудования
- Размещаем торговое оборудование в магазине правильно
- Схемы размещения
Системы расстановки оборудования в торговых залах
Стандартные системы расстановки торгового оборудования
В торговых залах магазинов применяются различные системы размещения оборудования. Стандартные варианты определены ГОСТом Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (табл. 3.11):
§ выставочная планировка оборудования
§ линейная планировка (решетка)
§ поперечная линейная планировка (прямая решетка)
§ продольная линейная планировка (решетка поперек)
§ диагональная линейная планировка (решетка-колосок)
§ радиальная линейная планировка
§ свободная (произвольная) планировка
Выбор вариантов организации технологической планировки торговых залов магазинов зависит от множества факторов, среди которых можно выделить:
— конфигурацию и площадь торгового зала;
— организационные методы обслуживания покупателей;
— тип и формат предприятия;
— ценовая политика (бутик, сток, Cash and carry, дискаунт и др.);
— специализация магазина: вид, широта и глубина ассортимента, его отличительные физические, механические, микробиологические и др. свойства, габариты товаров;
— размещение систем (ы) «вход-выход» (количество, совмещённость);
— систему естественного освещения, расположение и площадь оконных проёмов;
— размещение системы отопительных устройств;
— способы установки (монтажа) оборудования и возможности его подключения к источникам электроэнергии;
— размещение узлов расчета;
— последовательность размещения отделов, секций и товаров;
— способы выкладки товаров на торгово-технологическом оборудовании;
— специфические особенности клиентуры;
— психологические особенности и другие составляющие природы человека.
Стандартное название | Вид |
Боксовая планировка— расстановка оборудования в виде обособленных отделов и секций; обычно представляет собой центральный проход, к которому ведут несколько входов в маленькие секции, которые похожи на отдельные бутики (рис.12) | |
Линейная планировка (решетка)торгового зала — схема размещения товаров и проходов для покупателей (в виде параллельных линий) (рис.13) | |
Поперечная линейная планировка (прямая решетка) — размещение торгового оборудования параллельно движению основного потока покупателей (рис.14) | |
Продольная линейная планировка (решетка поперек) — размещение торгового оборудования перпендикулярно движению основного потока покупателей (рис.15) | |
Продолжение таблицы 3.11
Диагональная линейная планировка (решетка- колосок) — размещение торгового оборудования параллельными рядами под острым или тупым утлом по отношению к основному потоку покупателей (рис.16) | |
Радиальная линейная планировка— размещение торгового оборудования радиально под острым или тупым углом по отношению к основному потоку покупателей (рис.17) | |
Свободная (произвольная) планировка— расстановка оборудования без геометрической системы, по свободному рисунку (рис.18) | |
Островная планировка— размещение товаров и оборудования вокруг рабочих мест продавцов (рис.19) | |
Продолжение таблицы 3.11
Выставочная планировка оборудованияприменяется при продаже товаров по образцам с использованием специальных подиумов (рис.20) | |
Смешанная планировка— комбинация различных способов планировки (н-р, линейная и боксовая) (рис.21) | |
Смешанная планировка: а). решётка поперёк;б) решётка прямая; в1) решётка-колосок, увлекающая посетителя вглубь торгового зала;в2) решётка-колосок, выводящая покупателя к выходу (рис.22) | |
Строительные требования к планировке торгового зала:
1. к оптимальным размерам и положению торгового зала в плане следует отнести квадрат или прямоугольник с отношением сторон 1:1,5. Эти соотношения могут меняться в пределах до 1:2;
2. к торговому залу примыкают (преимущественно по длинной стороне) группы кладовых (помещения для хранения товаров) и площадей для подготовки товаров к продаже (в составе кладовых);
3. предусматривать входы-выходы в торговый зал через тамбуры, которые, в зависимости от климатических условий, могут быть одинарными и двойными;
4. эвакуационные выходы располагать с внешней относительно торгового зала стороны расчетного узла (в неконтролируемой зоне);
5. на каждом этаже размещать единый централизованный узел;
6. при площади торгового зала более 1,5 тыс. м 2 возможно размещать 2 (и более) расчетных узлов или предусматривать (в двух- и более этажных зданиях) на площади первого этажа единый для всех торговых залов расчетный узел;
7. при организации централизованного расчетного узла торговое оборудование может расставляться по линиям, перпендикулярным расчетному узлу или основным эвакуационным проходам;
8. расчетный узел может проектироваться как по линейной системе, так и двойным рядом (шведский узел) с условием обеспечения расчетной ширины основных эвакуационных выходов;
9. не занятое оборудованием пространство между линиями касс и выходами из торгового зала следует отделять свободно стоящими ограждениями, цветочницами или рекламными указателями, которые не должны препятствовать свободному выходу из зала;
10. в продовольственных магазинах торговой площадью не менее 1000 м 2 и в непродовольственных торговой площадью 3500 м 2 и более рекомендуется предусматривать место для администратора;
11. в магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров следует принимать соответственно площади торгового зала (табл. 3.8), без учета площади отделов заказов и кулинарии, кафетерия и помещений для других видов услуг, расчет в которых производится через отдельные кассы;
12. площадь для расчетного узла должна составлять не более 15 % площади торгового зала;
13. расстояние между рассредоточенными эвакуационными проходами определяется в зависимости от площади торгового зала:
— до 150 м 2 — не менее 10,5 магазин;
— при площади 1500 и более м 2 — не менее 20 м.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Расстановка торгового оборудования
Первое, что оценивает покупатель, заходя в магазин – планировка торгового пространства, логичность расположения товара и комфортность перемещения по залу. Правильная расстановка торгового оборудования в магазине и продуманная выкладка продукции способны 1,5-2 раза увеличить товарооборот и соответственно повысить прибыль.
Это правило особенно важно для Москвы, где на рынке продовольственного бизнеса многим приходится «выживать» в условиях жесткой конкуренции.
Содержание
Как обустроить идеальный магазин для покупателя?
Чтобы привлечь внимание клиентской аудитории и с каждым днем увеличивать поток покупателей не обязательно их завлекать акциями. Для этого достаточно создать в помещении такую атмосферу, чтобы человек легко находил нужный товар и чувствовал себя в торговом зале комфортно. Оказавшись в уютном пространстве, покупатель не будет испытывать неудобства из-за высоких стеллажей. Оно попросту будет получать максимум удовольствия, с интересом рассматривая продукцию на витринах и выбирая нужные позиции.
Создать в магазине такую обстановку не сложно если придерживаться советов мерчандайзеров:
- как минимум 60% торговой площади оставить для нужд покупателей;
- стеллажи установить так, чтобы проход между ними оставался не меньше 2,5 метра. При такой ширине человек сможет свободно перемещаться с тележкой;
- верхняя полка стеллажа не должна находиться выше 2 метров, поскольку посетители не смогут достать необходимый продукт и попросту будут уходить из магазина;
- товары по акциям и наиболее ходовые позиции размещать лучше в «слепых» зонах, так кан при любом раскладе они найдут своего покупателя. Человек пойдет в любой участок зала за любимыми конфетами или предложенным по скидке йогуртом.
Мерчандайзеры рекомендуют настраивать посетителей на спонтанные покупки. Если, собирая продуктовую корзину человек не планировал покупать жевательную резинку или шоколадку, то увидев изделия в красочных упаковках на стеллаже возле кассы у него возникнет желание побаловать себя вкусной сладостью. Главное, витрину с выкладкой установить поближе к кассе, тогда точно не останется времени на прежнее место возвратить продукт.
Принципы оформления торговой площади
Чтобы продуктовый или любой другой магазин приносил стабильно высокую прибыль помимо доступных цен и обширного ассортимента он должен быть правильно обустроен внутри. Для этого следует знать основные правила размещения торгового оборудования и зонирования пространства.
Правило «Золотой треугольник»
Мерчандайзеры всегда акцентируют внимание именно на золотом треугольнике. Принцип очень простой. Треугольник имеет три вершины, которые в данном случае обозначают вход в магазин, зона с наиболее ходовым товаром и касса. Соединив на плане все три вершины, получится треугольник при условии, что оборудование расставлено правильно.
- Красные точки – это вершины «золотого треугольника» и главные точки магазина.
- Зеленый цвет – товары импульсного спроса. Размещать их нужно в горячих зонах. Там они будут заметны большей части посетителей, что в свою очередь стимулирует к незапланированным покупкам.
- Синий цвет – товары повседневного спроса. На картинке видно, что они размещены по периметру зала и по направлению покупательского потока.
- Серый цвет – товары периодического спроса. Поскольку повышенной востребованностью они не пользуются, то размещать их целесообразно в центре торгового зала.
Правильная расстановка торгового оборудования
Чтобы «золотой треугольник» действительно работал на прибыль, необходимо тщательно и грамотно продумать каким должно быть размещение торгового оборудования в магазине.
Здесь располагать нужно уникальный продукт, который способен выигрышно выделить ваш магазин среди конкурентов и при этом пользовался потребительским спросом. Например, для этой зоны отлично подойдут экзотические фрукты, подарочные наборы или же сладкая выпечка собственного производства.
Такая планировка сформирует положительное впечатление о магазине и будет стимулировать человека стать постоянным клиентом.
Правильным считается расположение первых стеллажей возле правой стены. Именно сюда человек заходит с пока еще пустой корзиной и среди изобилия продукция интенсивно пытается хоть что-то в нее положить. В данном случае идеальным вариантом будет стеллаж с ароматными фруктами, сухофруктами и другими позициями этой группы.
Также высокие продажи в этой зоне обеспечивают сезонные товары: наборы для пикника, новогодние или другие тематические подарки.
На этих участках выкладывать нужно те продукты, которые приносят магазину наивысшую прибыль. Перемещаясь к этой зоне по залу как правило покупатель положит в корзину незапланированный товар. Здесь же рядом следует установить холодильные витрины для выкладки молочных, колбасных и других изделий ежедневного спроса.
Наилучшим местом для их установки считается центральная часть внутреннего пространства торговой площади. Выкладывают на островных стеллажных системах различные соусы, приправы, консервы и другие продуктовые позиции.
В отдельном блоке можно также разместить бытовую химию и средства личной гигиены. Направляясь в эту зону, например, за зубной пастой человек по пути захватит изделия, покупать которые не собирался.
Место возле кассы – последний и основной этап отрезок пространства для бюджетных импульсных покупок. Шоколадные батончики, чупа-чупсы, жвачки, «киндер-сюрпризы» и другие мелочи выкладывать следует именно здесь. При этом нужно расстановку продумать так, чтобы обеспечить обзор для детей. Родители обязательно купят что-нибудь, если ребенок просит и нетерпеливо дергает за руку.
Грамотным обустройством прикассовой зоны завершается правильный и сверхэффективный золотой треугольник.
Размещаем торговое оборудование в магазине правильно
Для магазина самообслуживания главная задача состоит в том, чтобы четко структурировать торговую площадь. Речь идет и том, что все оборудование и продукцию располагать необходимо логично, доступно, понятно для посетителей. Именно с этим принципом в магазине будет достигнут должный порядок и атмосфера будет настраивать на новые покупки.
Как расставить торговое оборудование? Прежде всего важно соблюсти пропорции:
- чем больше высота стеллажа, тем шире проход нужно оставлять между рядами;
- если магазин небольшой и в нем покупатели пользуются только корзинами, то достаточно оставить ширину прохода 0,8 метра. Когда в зале используются тележки, то проход должен составлять около 2 метров;
- при размещении продукции на нижних полках, то, как минимум метр площади необходимо оставить свободной для свободного доступа к стеллажу.
Схемы размещения
Не менее важный аспект – схема размещения торговой мебели. Наиболее эффективными считаются следующие варианты расстановки оборудования:
- «Грабли». Основные стеллажи устанавливаются рядами параллельно короткой стене и от касс проходят через весь зал. Длинная стена при том остается свободной и возле нее разместить можно холодильные витрины, шкафы, морозильные лари и бонеты. Если при такой расстановке останется свободная площадь, то дополнительно установить можно витрину «рыба на льду» или кондитерскую;
- «Сетка». Отличная схема установки стеллажей в помещениях больших площадей. Стеллажные системы расставлены вдоль длинной стены с четким соблюдением геометрии, что позволяет регулировать покупательский поток в нужном направлении;
- «Диагональ». Такой вид расстановки является разновидностью «Сетки». Стеллажи расположены под углом к стене и параллельно один к другому. При такой планировке остается меньше свободного пространства, но выглядит она очень оригинально и стимулирует покупательскую активность;
- «Фристайл». Используется данный вариант для помещений, когда планировка не позволяет применить указанные выше схемы. При грамотном подходе можно создавать необычные дизайнерские решения. Минус – потери полезной площади;
- «Петля». Еще одна достаточно актуальная схема для больших помещений. Используют ее как правило в магазинах одежды и универсальных супермаркетах. Мебель располагается таким образом, что в зале создаются отдельные секции с товарами разного функционального назначения. Заходя в такую секцию, человек перемещается по спирали вдоль замкнутой линии.
Требования расстановки оборудования достаточно простые, но при таком подходе к устройству магазина вы сможете существенно увеличить продажи и соответственно получать большую прибыль.
Источник