Способ расстановки торгового оборудования

Системы расстановки оборудования в торговых залах

Стандартные системы расстановки торгового оборудования

В торговых залах магазинов применяются различные системы размещения оборудования. Стандартные варианты определены ГОСТом Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (табл. 3.11):

§ выставочная планировка оборудования

§ линейная планировка (решетка)

§ поперечная линейная планировка (прямая решетка)

§ продольная линейная планировка (решетка поперек)

§ диагональная линейная планировка (решетка-колосок)

§ радиальная линейная планировка

§ свободная (произвольная) планировка

Выбор вариантов организации технологической планировки торговых залов магазинов зависит от множества факторов, среди которых можно вы­делить:

— конфигурацию и площадь торгового зала;

— организационные методы обслуживания покупателей;

— тип и формат предприятия;

— ценовая политика (бутик, сток, Cash and carry, дискаунт и др.);

— специализация магазина: вид, широта и глубина ассортимента, его отличительные физические, механические, микробиологические и др. свойства, габариты товаров;

— размещение систем (ы) «вход-выход» (количество, совмещённость);

— систему естественного освещения, расположение и площадь оконных проёмов;

— размещение системы отопительных устройств;

— способы установки (монтажа) оборудования и возможности его подключения к источникам электроэнергии;

— размещение узлов расчета;

— последовательность размещения отделов, секций и товаров;

— способы выкладки товаров на торгово-технологическом оборудо­вании;

— специфические особенности клиентуры;

— психологические особенности и другие составляющие природы человека.

Стандартное название Вид
Боксовая планировка— расстановка оборудования в виде обособлен­ных отделов и секций; обычно представляет собой центральный проход, к которому ведут несколько входов в маленькие секции, ко­торые похожи на отдельные бутики (рис.12)
Линейная планировка (решетка)торгового зала — схема размещения то­варов и проходов для покупателей (в виде параллельных линий) (рис.13)
Поперечная линейная планировка (прямая решетка) — размещение тор­гового оборудования параллельно движению основного потока по­купателей (рис.14)
Продольная линейная планировка (решетка поперек) — размещение торгового оборудования перпендикулярно движению основного потока покупателей (рис.15)

Продолжение таблицы 3.11

Диагональная линейная планировка (решетка- колосок) — размещение торгового оборудования параллельными рядами под острым или ту­пым утлом по отношению к основному потоку покупателей (рис.16)
Радиальная линейная планировка— размещение торгового оборудова­ния радиально под острым или тупым углом по отношению к ос­новному потоку покупателей (рис.17)
Свободная (произвольная) планировка— расстановка оборудования без геометрической системы, по свободному рисунку (рис.18)
Островная планировка— размещение товаров и оборудования вокруг рабочих мест продавцов (рис.19)

Продолжение таблицы 3.11

Выставочная планировка оборудованияприменяется при продаже това­ров по образцам с использованием специальных подиумов (рис.20)
Смешанная планировка— комбинация различных способов плани­ровки (н-р, линейная и боксовая) (рис.21)
Смешанная планировка: а). решётка поперёк;б) решётка прямая; в1) решётка-колосок, увлекающая посетителя вглубь торгового зала;в2) решётка-колосок, выводящая покупателя к выходу (рис.22)

Строительные требования к планировке торгового зала:

1. к оптимальным размерам и положению торгового зала в плане следует отнести квадрат или прямоугольник с отношением сторон 1:1,5. Эти соотношения могут меняться в пределах до 1:2;

2. к торговому залу примыкают (преимущественно по длинной стороне) группы кладовых (помещения для хранения товаров) и площадей для подготовки товаров к продаже (в составе кладовых);

Читайте также:  Способы ограничения токов короткого замыкания

3. предусматривать входы-выходы в торговый зал через тамбуры, которые, в зависимости от климатических условий, могут быть одинарными и двойными;

4. эвакуационные выходы располагать с внешней относительно торгового зала стороны расчетного узла (в неконтролируемой зоне);

5. на каждом этаже размещать единый централизованный узел;

6. при площади торгового зала более 1,5 тыс. м 2 возможно размещать 2 (и более) расчетных узлов или предусматривать (в двух- и более этажных зданиях) на площади первого этажа единый для всех торговых залов расчетный узел;

7. при организации централизованного расчетного узла торговое оборудование может расставляться по линиям, перпендикулярным расчетному узлу или основным эвакуационным проходам;

8. расчетный узел может проектироваться как по линейной системе, так и двойным рядом (шведский узел) с условием обеспечения расчетной ширины основных эвакуационных выходов;

9. не занятое оборудованием пространство между линиями касс и выходами из торгового зала следует отделять свободно стоящими ограждениями, цветочницами или рекламными указателями, которые не должны препятствовать свободному выходу из зала;

10. в продовольственных магазинах торговой площадью не менее 1000 м 2 и в непродовольственных торговой площадью 3500 м 2 и более рекомендуется предусматривать место для администратора;

11. в магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров следует принимать соответственно площади торгового зала (табл. 3.8), без учета площади отделов заказов и кулинарии, кафетерия и помещений для других видов услуг, расчет в которых производится через отдельные кассы;

12. площадь для расчетного узла должна составлять не более 15 % площади торгового зала;

13. расстояние между рассредоточенными эвакуационными проходами определяется в зависимости от площади торгового зала:

— до 150 м 2 — не менее 10,5 магазин;

— при площади 1500 и более м 2 — не менее 20 м.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Расстановка торгового оборудования

Первое, что оценивает покупатель, заходя в магазин – планировка торгового пространства, логичность расположения товара и комфортность перемещения по залу. Правильная расстановка торгового оборудования в магазине и продуманная выкладка продукции способны 1,5-2 раза увеличить товарооборот и соответственно повысить прибыль.

Это правило особенно важно для Москвы, где на рынке продовольственного бизнеса многим приходится «выживать» в условиях жесткой конкуренции.

Содержание

Как обустроить идеальный магазин для покупателя?

Чтобы привлечь внимание клиентской аудитории и с каждым днем увеличивать поток покупателей не обязательно их завлекать акциями. Для этого достаточно создать в помещении такую атмосферу, чтобы человек легко находил нужный товар и чувствовал себя в торговом зале комфортно. Оказавшись в уютном пространстве, покупатель не будет испытывать неудобства из-за высоких стеллажей. Оно попросту будет получать максимум удовольствия, с интересом рассматривая продукцию на витринах и выбирая нужные позиции.

Создать в магазине такую обстановку не сложно если придерживаться советов мерчандайзеров:

  • как минимум 60% торговой площади оставить для нужд покупателей;
  • стеллажи установить так, чтобы проход между ними оставался не меньше 2,5 метра. При такой ширине человек сможет свободно перемещаться с тележкой;
  • верхняя полка стеллажа не должна находиться выше 2 метров, поскольку посетители не смогут достать необходимый продукт и попросту будут уходить из магазина;
  • товары по акциям и наиболее ходовые позиции размещать лучше в «слепых» зонах, так кан при любом раскладе они найдут своего покупателя. Человек пойдет в любой участок зала за любимыми конфетами или предложенным по скидке йогуртом.
Читайте также:  Самые действенные способы мотивации

Мерчандайзеры рекомендуют настраивать посетителей на спонтанные покупки. Если, собирая продуктовую корзину человек не планировал покупать жевательную резинку или шоколадку, то увидев изделия в красочных упаковках на стеллаже возле кассы у него возникнет желание побаловать себя вкусной сладостью. Главное, витрину с выкладкой установить поближе к кассе, тогда точно не останется времени на прежнее место возвратить продукт.

Принципы оформления торговой площади

Чтобы продуктовый или любой другой магазин приносил стабильно высокую прибыль помимо доступных цен и обширного ассортимента он должен быть правильно обустроен внутри. Для этого следует знать основные правила размещения торгового оборудования и зонирования пространства.

Правило «Золотой треугольник»

Мерчандайзеры всегда акцентируют внимание именно на золотом треугольнике. Принцип очень простой. Треугольник имеет три вершины, которые в данном случае обозначают вход в магазин, зона с наиболее ходовым товаром и касса. Соединив на плане все три вершины, получится треугольник при условии, что оборудование расставлено правильно.

  • Красные точки – это вершины «золотого треугольника» и главные точки магазина.
  • Зеленый цвет – товары импульсного спроса. Размещать их нужно в горячих зонах. Там они будут заметны большей части посетителей, что в свою очередь стимулирует к незапланированным покупкам.
  • Синий цвет – товары повседневного спроса. На картинке видно, что они размещены по периметру зала и по направлению покупательского потока.
  • Серый цвет – товары периодического спроса. Поскольку повышенной востребованностью они не пользуются, то размещать их целесообразно в центре торгового зала.

Правильная расстановка торгового оборудования

Чтобы «золотой треугольник» действительно работал на прибыль, необходимо тщательно и грамотно продумать каким должно быть размещение торгового оборудования в магазине.

Здесь располагать нужно уникальный продукт, который способен выигрышно выделить ваш магазин среди конкурентов и при этом пользовался потребительским спросом. Например, для этой зоны отлично подойдут экзотические фрукты, подарочные наборы или же сладкая выпечка собственного производства.

Такая планировка сформирует положительное впечатление о магазине и будет стимулировать человека стать постоянным клиентом.

Правильным считается расположение первых стеллажей возле правой стены. Именно сюда человек заходит с пока еще пустой корзиной и среди изобилия продукция интенсивно пытается хоть что-то в нее положить. В данном случае идеальным вариантом будет стеллаж с ароматными фруктами, сухофруктами и другими позициями этой группы.

Также высокие продажи в этой зоне обеспечивают сезонные товары: наборы для пикника, новогодние или другие тематические подарки.

На этих участках выкладывать нужно те продукты, которые приносят магазину наивысшую прибыль. Перемещаясь к этой зоне по залу как правило покупатель положит в корзину незапланированный товар. Здесь же рядом следует установить холодильные витрины для выкладки молочных, колбасных и других изделий ежедневного спроса.

Читайте также:  Методы педагогического исследования это способы деятельности

Наилучшим местом для их установки считается центральная часть внутреннего пространства торговой площади. Выкладывают на островных стеллажных системах различные соусы, приправы, консервы и другие продуктовые позиции.

В отдельном блоке можно также разместить бытовую химию и средства личной гигиены. Направляясь в эту зону, например, за зубной пастой человек по пути захватит изделия, покупать которые не собирался.

Место возле кассы – последний и основной этап отрезок пространства для бюджетных импульсных покупок. Шоколадные батончики, чупа-чупсы, жвачки, «киндер-сюрпризы» и другие мелочи выкладывать следует именно здесь. При этом нужно расстановку продумать так, чтобы обеспечить обзор для детей. Родители обязательно купят что-нибудь, если ребенок просит и нетерпеливо дергает за руку.

Грамотным обустройством прикассовой зоны завершается правильный и сверхэффективный золотой треугольник.

Размещаем торговое оборудование в магазине правильно

Для магазина самообслуживания главная задача состоит в том, чтобы четко структурировать торговую площадь. Речь идет и том, что все оборудование и продукцию располагать необходимо логично, доступно, понятно для посетителей. Именно с этим принципом в магазине будет достигнут должный порядок и атмосфера будет настраивать на новые покупки.

Как расставить торговое оборудование? Прежде всего важно соблюсти пропорции:

  • чем больше высота стеллажа, тем шире проход нужно оставлять между рядами;
  • если магазин небольшой и в нем покупатели пользуются только корзинами, то достаточно оставить ширину прохода 0,8 метра. Когда в зале используются тележки, то проход должен составлять около 2 метров;
  • при размещении продукции на нижних полках, то, как минимум метр площади необходимо оставить свободной для свободного доступа к стеллажу.

Схемы размещения

Не менее важный аспект – схема размещения торговой мебели. Наиболее эффективными считаются следующие варианты расстановки оборудования:

  • «Грабли». Основные стеллажи устанавливаются рядами параллельно короткой стене и от касс проходят через весь зал. Длинная стена при том остается свободной и возле нее разместить можно холодильные витрины, шкафы, морозильные лари и бонеты. Если при такой расстановке останется свободная площадь, то дополнительно установить можно витрину «рыба на льду» или кондитерскую;
  • «Сетка». Отличная схема установки стеллажей в помещениях больших площадей. Стеллажные системы расставлены вдоль длинной стены с четким соблюдением геометрии, что позволяет регулировать покупательский поток в нужном направлении;
  • «Диагональ». Такой вид расстановки является разновидностью «Сетки». Стеллажи расположены под углом к стене и параллельно один к другому. При такой планировке остается меньше свободного пространства, но выглядит она очень оригинально и стимулирует покупательскую активность;
  • «Фристайл». Используется данный вариант для помещений, когда планировка не позволяет применить указанные выше схемы. При грамотном подходе можно создавать необычные дизайнерские решения. Минус – потери полезной площади;
  • «Петля». Еще одна достаточно актуальная схема для больших помещений. Используют ее как правило в магазинах одежды и универсальных супермаркетах. Мебель располагается таким образом, что в зале создаются отдельные секции с товарами разного функционального назначения. Заходя в такую секцию, человек перемещается по спирали вдоль замкнутой линии.

Требования расстановки оборудования достаточно простые, но при таком подходе к устройству магазина вы сможете существенно увеличить продажи и соответственно получать большую прибыль.

Источник

Оцените статью
Разные способы