Способ расшифровки штрих кода

Штрих-код и его расшифровка

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Штриховой код представляет собой вид информации, наносимой на упаковку товара, и дающей представление об основных свойствах того или иного товара. Наносится штрих-код либо в виде последовательно располагаемых черных и белых полос, являющихся продолжением идеи азбуки Морзе, либо в виде геометрических рисунков, расположенных в определенной последовательности.

Вопрос: Можно ли внести в форму товарной накладной N ТОРГ-12 такой дополнительный реквизит, как штрихкод?
Посмотреть ответ

Расшифровка и структура

Тринадцатизначный код EAN разделяется на отдельные структурные зоны:

    3 цифры для префикса, означающего код национальной (региональной) организации, в реестрах которой зарегистрирован производитель. Будет неправильным отнесение этого 3-значного префикса к коду страны-производителя. Это именно код регистрирующей организации, которая может находиться совсем в другой стране;

  • от 4 до 6 цифр для номера регистрации производителя или дистрибьютора товара;
  • 3-5 цифр для кода товара. Эти цифры не имеют отношения к характеристикам товара по цвету, весу и т.д. Это – номер товара, под которым он зарегистрирован в базе данных продавца, в которой, в свою очередь, под порядковым номером со штрих-кода зарегистрированы наименование товара, его вес и цена;
  • от 1 до 2 цифр – внутренний код изготовителя, отражающий некие производственные процессы;
  • одна цифра для контрольного числа, необходимого для запуска считывания сканером;
  • опциональное поле со знаком «>», означающим «свободную зону».
  • Расчёт контрольной цифры в штрих-коде

    Воспользуйтесь приведённым ниже алгоритмом:

    1. Сложите цифры, находящиеся на четных местах: 2+4+6+8+0+2=22
    2. Полученную сумму умножьте на 3: 22*3=66
    3. Сложите цифры, находящиеся на нечетных местах (кроме последней, контрольной): 1+3+5+7+9+1=26
    4. Сложите числа, полученные в п.2 и п.3: 66+26=92
    5. Отбросьте десятки: 92-90=2
    6. Из 10 вычтите полученное в п.5: 10-2=8

    Полученная цифра и есть контрольная. Если не совпала — товар может быть произведён незаконно.

    Штрих-коды стран производителей

    Код производителя Страна Национальная организация EAN/UCC
    00-13 США и Канада UCC (U.S.A. & Canada)
    30-37 Франция GENCOD-EAN France
    380 Болгария BCCI (Bulgaria)
    383 Словения EAN Slovenia
    385 Хорватия EAN Croatia
    387 Босния и Герцеговина EAN-BIH (Bosnia-Herzegovina)
    400-440 Германия CCG (Germany)
    45-49 Япония Distribution Code Center — DCC (Japan)
    460-469 Россия UNISCAN / EAN RUSSIA (Russian Federation)
    471 Тайвань EAN Taiwan
    474 Эстония EAN Eesti (Estonia)
    475 Латвия EAN Latvia
    476 Азербайджан EAN Azerbaijan
    477 Литва EAN Lithuania
    478 Узбекистан EAN Uzbekistan
    479 Шри-Ланка EAN Sri Lanka
    480 Филиппины PANC (Philippines)
    481 Беларусь EAN Belarus
    482 Украина EAN Ukraine
    484 Молдова EAN Moldova
    485 Армения EAN Armenia
    486 Грузия EAN Georgia
    487 Казахстан EAN Kazakhstan
    489 Гонконг HKANA (Hong Kong)
    50 Великобритания E Centre UK
    520 Греция HELLCAN — EAN HELLAS (Greece)
    528 Ливан EAN Lebanon
    529 Кипр EAN Cyprus
    531 Македония EAN-MAC (FYR Macedonia)
    535 Мальта EAN Malta
    539 Ирландия EAN Ireland
    54 Бельгия, Люксембург ICODIF/EAN Belgium.Luxembourg
    560 Португалия CODIPOR (Portugal)
    569 Исландия EAN Iceland
    57 Дания EAN Danmark
    590 Польша EAN Poland
    594 Румыния EAN Romania
    599 Венгрия EAN Hungary
    600-601 Южная Африка EAN South Africa
    609 Маврикий EAN Mauritius
    611 Марокко EAN Maroc (Marocco)
    613 Алжир EAN Algeria
    616 Кения EAN Kenya
    619 Тунис TUNICODE (Tunisia)
    621 Сирия EAN Syria
    622 Египет EAN Egypt
    624 Ливия EAN Libya
    625 Иордания EAN Jordan
    626 Иран EAN Iran
    627 Кувейт EAN Kuwait
    628 Саудовская Аравия EAN Saudi Arabia
    629 Объединенные Арабские Эмираты EAN Emirates
    64 Финляндия EAN Finland
    690-693 Китай Article Numbering Centre of China — ANCC (China)
    70 Норвегия EAN Norge (Norway)
    729 Израиль Israeli Bar Code Association — EAN Israel
    73 Швеция EAN Sweden
    740 Гватемала EAN Guatemala
    741 Сальвадор EAN El Salvador
    742 Гондурас EAN Honduras
    743 Никарагуа EAN Nikaragua
    744 Коста-Рика EAN Costa Rica
    745 Панама EAN Panama
    746 Доминиканская Республика EAN Republica Dominicana
    750 Мексика AMECE (Mexico)
    759 Венесуэла EAN Venezuela
    76 Швейцария EAN (Schweiz, Suisse, Svizzera)
    770 Колумбия IAC (Colombia)
    773 Уругвай EAN Uruguay
    775 Перу EAN Peru
    777 Боливия EAN Bolivia
    779 Аргентина CODIGO — EAN Argentina
    780 Чили EAN Chile
    784 Парагвай EAN Paraguay
    786 Эквадор ECOP (Ecuador)
    789 Бразилия EAN Brazil
    80-83 Италия INDICOD (Italy)
    84 Испания AECOC (Spain)
    850 Куба Camera de Comercio de la Republica de Cuba (Cuba)
    858 Словакия EAN Slovakia
    859 Чехия EAN Czech
    860 Югославия EAN YU (Yugoslavia)
    867 Северная Корея EAN DPR Korea (North Korea)
    869 Турция Union of Chambers of Commerce of Turkey (Turkey)
    87 Нидерланды EAN Nederland (Netherlands)
    880 Южная Корея EAN Korea (South Korea)
    885 Таиланд EAN Thailand
    888 Сингапур SANC (Singapore)
    890 Индия EAN India
    893 Вьетнам EAN Vietnam
    899 Индонезия EAN Indonesia
    90-91 Австрия EAN Austria
    93 Австралия EAN Australia
    94 Новая Зеландия EAN New Zealand
    955 Малайзия Malaysian Article Numbering Council (MANC)
    958 Макао EAN Macau
    Читайте также:  Способы возникновения права собственности заключение

    Назначение штрих-кода

    Введение в действие штрихового кода имело место в 1974 году, хоть патент на его изобретение был выдан в 1962 году.

    Изначально назначением штрих-кода было нанесение маркировочных признаков на товары потребления с целью упрощения процедуры передачи товаров на реализацию и их последующей продажи конечным потребителям.

    В настоящее время штриховой код имеет и иные функции, а именно:

    • функцию идентификации товара при помощи сканеров;
    • функцию учета и контроля товаров на складах;
    • логистическую функцию – транспортировку, разгрузку, погрузку и т.д.;
    • функцию оптимизации обслуживания;
    • статистическую функцию, необходимую для исследований в сфере маркетинга.

    Местом нанесения штрихового кода является упаковка товара, а способом его нанесения – приклеивание ярлыков с нанесенными на них печатными штрих-кодами.

    Виды штрих-кодов

    Существует два вида штриховых кодов, дифференцируемых по типу наносимых на товар графических изображений: линейный и двумерный. Различие состоит в способе кодирования информации и в способе ее считывания.

    Линейный код читается по горизонтали, то есть в одном направлении. К линейным штрих-кодам относятся следующие подвиды, различающиеся, в том числе, и по количеству включаемых в код символов. Например, код EAN имеет два варианта – восьмизначный и тринадцатизначный. Логично предположить, что 13-значный код включает в себя больший объем информации о товаре.

    Однако по сравнению с двумерными кодами все линейные штриховые коды обладают относительно малой информативной емкостью.

    Двумерные штриховые коды изначально создавались для включения в них большего объема информации. Для обеспечения желаемой цели была разработана система, позволяющая включать в штрих-код два направления для считывания – горизонтальное и вертикальное.

    Дополнительно двумерные штриховые коды дифференцируются на:

    • коды с несколькими уровнями (stacked), представляющие собой совокупность линейных кодов, расположенных друг над другом;
    • матричные, то есть представляющие собой плотное размещение информации по вертикали.

    Современные двумерные штриховые коды могут вмещать в себя, в зависимости от количества слоев, от 7 до 1900 байт информации о товаре.

    Применение в штрих-кодов в РФ

    В Российской Федерации наиболее распространенным видом штриховых кодов являются линейный 13-значный и линейный 8-значный.

    Предполагается, что в ближайшее время в РФ будет введен в действие расширенный штриховой код, в который будет вноситься информация о дополнительных характеристиках товара. Например:

    • при нанесении штрих-кода на мясную продукцию будет дополнительно вводиться информация о дате забоя и о способе выращивания скота у производителя;
    • при нанесении штрих-кода на рыбную продукцию предполагается вводить информацию о количестве улова и о способе раздела тушек рыбы.

    Считывание

    Функциональная польза от штрих-кодов может быть только в случае применения сканеров, считывающих со штрих-кода информацию. То есть отсутствие сканера сделает из штрих-кода всего лишь более или менее красивую картинку.

    В настоящее время существуют два вида сканеров – стационарные, то есть кассовые, и портативные, чаще всего выглядящие как небольшая трубка с читающим устройством на одном из ее концов.

    Применение того или иного вида сканера обусловлено их разрешительной способностью при считывании информации, объемом товаров, товарооборотом и количеством покупателей.

    Сканер, считывая информацию, находится в постоянном контакте с базой данных конкретного субъекта предпринимательской деятельности. То есть, считывая штриховой код, сканер передает в компьютерную сеть не только факт покупки или отгрузки, но одновременно запускает алгоритмы перерасчета остатков продукции на складе и выдает информацию о необходимости пополнения запасов.

    Читайте также:  Типы технологических способов производства

    Что касается EAN-8:
    По сути это младший собрат EAN-13, был введён для малоразмерных упаковок, для таких, где нет достаточно места для нанесения символики EAN-13.

    Источник

    Справочная информация на «Добро ЕСТЬ!»

    Штриховой код (штрихкод) — это последовательность черных и белых полос, представляющая некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами. Информация, содержащаяся в коде может быть напечатана в читаемом виде под кодом (расшифровка).

    Штриховые коды используются в торговле, складском учете, библиотечном деле, охранных системах, почтовом деле, сборочном производстве, обработка документов.

    В мировой практике торговли принято использование штрихкодов символики EAN для маркировки товаров. В соответствии с принятым порядком, производитель товара наносит на него штриховой код, формируемый с использованием данных о стране местонахождения производителя и кода производителя. Код производителя присваивается региональным отделением международной организации EAN International. Такой порядок регистрации позволяет исключить возможность появления двух различных товаров с одинаковыми кодами.

    История изобретения штрихкода

    В 1948 году Бернард Сильвер (Bernard Silver) (1924—1962), аспирант Института Технологии Университета Дрекселя (Drexel University) в Филадельфии, услышал, как президент местной продовольственной сети просил одного из деканов разработать систему, автоматически считывающую информацию о продукте при его контроле. Сильвер рассказал об этом друзьям — Норману Джозефу Вудланду (Norman Joseph Woodland) (род. 1921) и Джордину Джохэнсону (Jordin Johanson). Втроём они начали исследовать различные системы маркировки. Их первая работающая система использовала ультрафиолетовые чернила, но они были довольно дороги, а кроме того, со временем исчезали.

    Убеждённый в том, что система реализуема, Вудланд покинул Филадельфию и перебрался во Флориду в апартаменты своего отца для продолжения работы. Его следующее вдохновение неожиданно дала Азбука Морзе — он сформировал свой первый штриховой код из песка на берегу. Как он сам сказал: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Чтобы прочитать штрихи, он приспособил технологию саундтрек (звуковой дорожки), а именно оптический саундтрек, используемую для записи звука в кинофильмах. 20 октября 1949 года Вудланд и Сильвер подали заявку на изобретение. В результате ими был получен патент США № 2 612 994, изданный 7 октября 1952.

    В 1951 году Вудланд и Сильвер попытались заинтересовать компанию IBM в развитии их системы. Компания, признав реализуемость и привлекательность идеи, отказалась от её реализации. IBM посчитала, что обработка получающейся информации потребует сложного оборудования, и что его разработку она сможет провести при наличии свободного времени в будущем.

    В 1952 году Вудланд и Сильвер продали патент компании Филко (Philco — в дальнейшем известна как Helios Electric Company). В том же самом году Филко перепродала патент компании RCA.

    Виды штрихкода

    Существуют различные способы кодирования информации, называемые (штрихкодовыми кодировками или символиками). Различают линейные и двухмерные символики штрихкодов.

    Линейными (обычными) в отличие от двухмерных называются штрихкоды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространненые линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позоволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов — обычно цифр) с помощью несложных штрихкодов, читаемых недорогими сканерами. Пример кода символики EAN-13:

    В некоторых странах, например в Японии, можно встретить штрихкод в несколько необычном виде, но суть значения кода от этого не меняется:

    Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

    Datamatrix . Data Glyph . Aztec

    Штриховой код можно наносить при производстве упаковки (типографским способом) или использовать самоклеящиеся этикетки, которые печатаются с использованием специальных принтеров.

    Для считывания штрихкодов используются специальные приборы, называемые сканерами штриховых кодов. Сканер засвечивает штрихкод своим осветителем и считывает полученную картинку. После этого он определяет наличие на картинке черных полос штрихкода. Если в сканере нет встроенного декодера (блок расшифровки штрихкода), то сканер передает в приемное устройство серию сигналов, соответствующих ширине черных и белых полос. Расшифровка штрихкода должна выполняться приемным устройством или внешним декодером. Если сканер оснащен внутренним декодером, то этот декодер расшифровывает штрихкод и передает информацию в приемное устройство (компьютер, кассовый аппарат и т.д.) в соответствии с сигналами интерфейса, определяемого моделью сканера.

    Читайте также:  Способы выборов главы местного самоуправления

    Расшифровка штрихкода

    C помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболее распространены американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN. Наиболее распространенны EAN/UCC товарные номера EAN-13, EAN-8, UPC-A, UPC-E и 14-разрядный код транспортной упаковки ITF-14. Так же существует 128 разрядная система UCC/EAN-128. Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13).

    Возьмем, к примеру, цифровой код: 4820024700016. Первые две цифры (482) означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта, следующие 4 или 5 в зависимости от длинны кода страны (0024) — предприятие-изготовитель, еще пять (70001) — наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (6) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. EAN — 13:

    Для кода товара:
    1 цифра: наименование товара,
    2 цифра: потребительские свойства,
    3 цифра: размеры, масса,
    4 цифра: ингредиенты,
    5 цифра: цвет.

    Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара

    1. Сложить цифры, стоящие на четных местах:
    8+0+2+7+0+1=18

    2. Полученную сумму умножить на 3:
    18×3=54

    3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:
    4+2+0+4+0+0=10

    4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:
    54+10=64

    5. Отбросить десятки:
    получим 4

    6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:
    10-4=6

    Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.

    Для кода страны-изготовителя отводится два или три знака, а для кода предприятия — четыре или пять. Товары, имеющие большие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из восьми цифр — EAN-8.

    Как правило, код страны присваивается Международной ассоциацией EAN. Обращаем внимание потребителей на то, что код странны никогда не состоит из одной цифры.

    Иногда код, нанесенный на этикетку, не соответствует стране изготовителю заявленной на упаковке, тут причин может быть несколько:

    Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции.

    Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии.

    Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.

    Четвертая — когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.

    Таблица соответствия штрихкодов стран в системе «EAN»

    Страна Штрихкод
    Канада 00-09
    США 00-09
    Франция 30-37
    Япония 49
    Великобритания 50
    Бельгия 54
    Люксембург 54
    Финляндия 64
    Норвегия 70
    Швеция 73
    Швейцария 76
    Италия 80-83
    Испания 84
    Нидерланды 87
    Австрия 90-91
    Австралия 93
    Новая Зеландия 94
    Болгария 380
    Словения 383
    Хорватия 385
    Германия 400-440
    Россия 460
    Тайвань 471
    Эстония 474
    Латвия 475
    Литва 477
    Шри-Ланка 479
    Филиппины 480
    Украина 482
    Молдова 484
    Гваделупа 489
    Греция 520
    Кипр 529
    Мальта 535
    Ирландия 539
    Португалия 560
    Исландия 569
    Польша 590
    Румыния 594
    Венгрия 599
    Южно-Африканская Республика 600-601
    Мавритания 609
    Марокко и Западная Сахара 611
    Тунис 619
    Босния 687
    Китай 690-691
    Израиль 729
    Гватемала 740-745
    Гондурас 740-745
    Коста-Рика 740-745
    Никарагуа 740-745
    Панама 740-745
    Сальвадор 740-745
    Доминиканская республика 746
    Мексика 750
    Венесуэла 759
    Колумбия 770
    Уругвай 773
    Перу 775
    Боливия 777
    Аргентина 779
    Чили 780
    Парагвай 784
    Эквадор 786
    Бразилия 789
    Куба 850
    Словакия 858
    Чехия 859
    Сербия 860
    Турция 869
    Южная Корея 880
    Таиланд 885
    Сингапур 888
    Индия 890
    Вьетнам 893
    Индонезия 899
    Малайзия 955

    Теги: штрих код, штрих кода, штрихкод, коды штрих кодов, штрихкоды, штрих коды страны, штрих коды стран, штрих коды государств, страна по штрих коду, расшифровка штрих кода, штрих коды производителей, штрих коды изготовителей, штрих код страна производитель, штрих код расшифровка, штриховой код, чтение штрих кода, штрих код товара, штрих коды товаров, страна производитель по штрих коду, картинка штрих кода, чтение штрих кодов, страна изготовитель по штрих коду, штрих код Украина, таблица штрих кодов, штрих код изготовителя, значение штрих кода, фото штрих кода, узнать производителя по штрих коду, определить страну по штрих коду, что означает штрих код, штрих код России, штрих код Франции, штрих код Италии, штрих код Китая, таблица штрих кодов стран, обозначение штрих кода, определение товара по штрих коду, как узнать страну по штрих коду, справочник штрих кодов

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы