Способ распространения вишни 4 класс

способ распространения вишни и мака и припспособления к распространению??

Вишня распространяется животными.
Приспособления
1.Яркая окраска которая привлекает животных.
2.Защита семени
3.При поедании плода семя не повреждается и проходя через пищеварительную систему,выходит наружу, получая шанс на образование нового растения

Мак распространяется ветром
Приспособления
1.Семена легкие
2.Плод коробочка.
3.Коробочка легко вскрывается.
4.Большое количество семян

Существуют различные методы селективного размножения. Они варьируются от высокотехнологичных и

дорогостоящих процессов, таких как оплодотворение в колбах (in vitro) или генной инженерии, к простым методам, основанных на селекции на основе имеющихся и желаемых характеристик.

Существует три основных подхода к селекции животных:

1) Ауткроссинг — скрещивание двух животных, которые не связаны между собой (минимум от 4 до 6

поколений разрыва). Этот метод лучше всего работает, когда генетическая вариация для рпределенного признака высока.

2) Линейное разведение включает в себя скрещивание таких животных, как полубрат/полусестра, кузены, тетя/племянник и так же другие отдаленные родственники.

3) Инбридинг – это метод, который включает в себя скрещивание непосредственно связанных

животных, таких как мать/сын, отец/дочь и брат/сестра (родные по крови). Этот метод обычно используется для создания однородности и вытеснить скрытые недостатки из генофонда (так как при этом методе скрещивания выявляются рецессивные признаки, так же рецессивные болезни итд).

Источник

Открытый урок по естествознанию в 4 классе «Способы распространения семян»

Краткосрочный план урока

Тема урока: «Способы распространения семян»

Раздел : 2. Живая природа

Подраздел : 2.1. Растения

Сквозная тема : « Человеческие ценности »

Количество присутствующих: 20

Количество отсутствующих : 0

Цель обучения (ЦО) из долгосрочного плана

4.2.1.4 объяснять способы распространения семян

Все учащиеся: опишут способы распространения семян после просмотра видеоролика, составят кластер, определят причинно-следственные связи по распространению семян каждого способа в отдельности, заполнят таблицу, охарактеризуют способы распространения семян согласно иллюстраций

Большинство учащихся: заполнят таблицу «Способы распространения семян», объяснят значение роли и функции распространения семян в окружающей среде, составят коллаж

Некоторые учащиеся: представят информацию о других способах распространения семян, составят мини-проект (презентацию) по способам распространения, используя Интернет-ресурсы

учащиеся объясняют способы распространения семян, описывают разные способы распространения семян

Учащиеся объясняют, описывают, рассказывают о способах распространения семян.

Вопросы: Где мы можем увидеть растения? Как появляются новые растения в поле, на лугах, в горах или в лесу?

Лексика и терминология: распространение семян, ветер, вода, саморазбрасывание, животные, человек

Полиязычие : семена — тұқымы — seed , ветер — жел — wind , человек — адам — man

Привитие ценностей, основанных на национальной идее «М әнгілік ел »: чуткое и бережное отношение к природе, чувство любви и гордости к родному краю .

Здоровьесберегающие технологии и соблюдение техники безопасности

Используемая физминутка «Цветы».

Познание мира, физкультура.

Навыки использования ИКТ

(указывать, если планируете использование)

Учащиеся на предыдущих уроках ознакомились с жизненным циклом растений, образованием семян в результате опыления .

ванные этапы урока

Запланированная деятельность учащихся на уроке

Психологический настрой «Добрые стихи».

— Скажите, а вы сегодня утром удивлялись? У меня солнце вызвало удивление. Оказывается, оно, как настоящий волшебник и умеет тепло и ласково здороваться.

— Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окошко.

На ладони появилось

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

— Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Деление на группы. «Части растения».

— У вас на партах у каждого лежит карточка с изображением частей растения (цветы, плоды, семена). Объединитесь в группы по общим признакам.

— Где мы можем увидеть растения?

— Рассмотрите иллюстрацию. Какие растения вы видите?

— Как вырос укроп и пастушья сумка на грядке, где растёт чеснок?

— Кто его там посадил?

— Встречали ли вы растения, которые специально не сажались на определённом месте, но выросли там?

— Кто выращивает растения в садах, огородах? И полях?

— Как появляются новые дикорастущие растения на лугах, в горах или в лесу?

— Сформулируйте цель урока.

— Сегодня на уроке вы узнаете, как семена разных растений распространяются на новые места.

— Посмотрите видеоролик «Способы распространения семян».

Заполните кластер «Способы распространения семян», объясните о способах распространения в практике.

учащиеся объясняют способы распространения семян

Все учащиеся: описывают способы распространения семян после просмотра видеоролика, составляют кластер

Стратегия «Открытый микрофон»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Машут руками, изображая ветер.)

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут .

Определите причинно-следственные связи по распространению семян каждого способа в отдельности, заполните таблицу .

учащиеся объясняют способы распространения семян

Читайте также:  Универсальным способом существования материи является

Все учащиеся: определяют причинно-следственные связи по распространению семян каждого способа в отдельности, заполняют таблицу

Стратегия «Подумай — поделись».

Заполните таблицу «Способы распространения семян», дайте им характеристику. Объясните значение роли и функции распространения семян в окружающей среде, составьте коллаж, мини-проект (презентацию).

учащиеся объясняют способы распространения семян

Все учащиеся: характеризуют способы распространения семян согласно иллюстраций

Большинство учащихся: заполняют таблицу «Способы распространения семян», объясняют значение роли и функции распространения семян в окружающей среде, составляют коллаж

Некоторые учащиеся: представляют информацию о других способах распространения семян, составляют мини-проект (презентацию) по способам распространения, используя Интернет-ресурсы

Стратегия «Консул группы».

ФО «Солнце, солнце-туча, туча»

— Ребята, вы умные, находчивые, сообразительные! Я и не сомневалась, что вы справитесь с заданием!

Стратегия «Открытый микрофон». Учащиеся делятся информацией о проделанной работе в парах

Зелёный – справился с заданием . Жёлтый – частично справился с заданием. Красный – всё задание выполнено с ошибками.

Стратегия «Подумай — поделись». Учащиеся обмениваются мнениями, принимают общее решение в паре, оценивают работу друг друга.

ФО «Семена».

Кокос – справился с заданием . Орех – частично справился с заданием. Жёлудь – всё задание выполнено с ошибками.

Стратегия «Консул группы». От каждой группы один участник идет в другие группы, выслушивает, оценивает, возвращается в свою группу и знакомит с работами других групп.

ФО «Солнце, солнце-туча, туча».

Солнце – справился с заданием . Солнце-тучка – частично справился. Т учка – всё задание выполнено с ошибками .

Домашнее задание (дифференцированное).

1 (все). Нарисовать семена и записать способы их распространения.

2 (большинство). Сочинить сказку «Путешествие семени».

3 (некоторые). Найти в Интернете информацию об интересном факте распространения семян.

Учащиеся прикрепляют стикер на сектор соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем лучше оценка, на краях мишени оценка ближе к нулю.

1)Количество учащихся достигших и не достигших ЦО?

2) Если не достигли, то почему?

3) Какие отклонения были от плана урока, почему?

Какие приемы и методы были наиболее эффективны для достижения цели обучения?

Что могло бы способствовать улучшению урока?

Чему нужно уделить внимание на следующих уроках (достижения и затруднения отдельных учеников, класса)?

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учащиеся объясняют способы распространения семян, описывают разные способы распространения семян.

Все учащиеся: опишут способы распространения семян после просмотра видеоролика, составят кластер, определят причинно-следственные связи по распространению семян каждого способа в отдельности, заполнят таблицу, охарактеризуют способы распространения семян согласно иллюстраций

Большинство учащихся: заполнят таблицу «Способы распространения семян», объяснят значение роли и функции распространения семян в окружающей среде, составят коллаж

Некоторые учащиеся: представят информацию о других способах распространения семян, составят мини-проект (презентацию) по способам распространения, используя Интернет-ресурсы

Учащиеся объясняют, описывают, рассказывают о способах распространения семян.

Вопросы: Где мы можем увидеть растения? Как появляются новые растения в поле, на лугах, в горах или в лесу?

Лексика и терминология: распространение семян, ветер, вода, саморазбрасывание, животные, человек

Полиязычие: семена — тұқымы — seed, ветер — жел -wind, человек — адам — man

Привитие ценностей, основанных на национальной идее «Мәнгілік ел»: чуткое и бережное отношение к природе, чувство любви и гордости к родному краю.

Источник

Способ распространения вишни 4 класс

У растений с односемянными сухими плодами (жёлудь, орех, семянка, зерновка) рассеиваются сами плоды вместе с семенем. Семенная кожура у таких семян развита слабо, т.к. функцию защиты выполняет околоплодник. Такие плоды часто распространяют звери, которые ими питаются и делают запасы (бурундуки, белки, мыши).
Семена сочных плодов распространяют животные, которые их поедают. Такие семена должны сохранить способность прорастать, пройдя через пищеварительный тракт животного (некоторые при этом даже улучшают свою всхожесть). Поэтому у них есть плотная семенная кожура (у ягод) или каменистый слой околоплодника – косточка.

Некоторые семена переносят насекомые. Например, муравьи перетаскивают семена трав с сочными придатками-выростами (чистотел, копытень, фиалка). Поэтому заросли этих растений могут указывать и на муравьиные тропы.

Способы распространения плодов, семян

После образования семян либо весь плод, либо содержащиеся в нем семена (или семя), отделяются от родительского растения. Чем дольше разносятся семена, тем менее вероятна конкуренция со стороны родительского растения. Это дает также больше шансов колонизировать новую территорию, что со временем приводит к увеличению размеров популяции в целом. Однако при этом существует опасность, что семя, будучи занесено слишком далеко от родительского растения, не найдет подходящего места для прорастания.

Способы расселения семян и плодов у цветковых растений очень разнообразны. Конечно, ветер и вода здесь широко используются как посредники в расселении, но к ним еще добавляется посредничество животных, а также использование механических сил, возникающих в самом растении, и, кроме того, многочисленные приспособления плода, позволяющие наиболее эффективным образом использовать перечисленных посредников.

Существуют три главных внешних фактора, распространяющие семена, — ветер , животные и вода .

Распространение животными

Распространение семян при помощи животных.

Семена некоторых растений имеют цепкие усики. Например, лопух. А знаете ли вы то, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.

Читайте также:  Способ измерения электромагнитного загрязнения

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.

Птицы, питающиеся семенами и плодами растений, тоже вносят свой вклад. Вот сойка и клёст. Неся к себе в гнездо лакомство, птицы роняют отдельные семена, которые затем и прорастают.

Белки, бурундуки и многие другие животные питаются плодами и семенами растений, делают запасы на зиму. Но не все семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные и вовсе забывают.

Семена многих растений разносят насекомые. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.

Распространение семян животными, в общем, более надежно, так как животные обычно посещают плодородные участки, подходящие для прорастания семян. Плоды, снабженные колючками или крючочками, прицепляются к коже или шерсти проходящих мимо животных и могут быть перенесены на некоторое расстояние, прежде чем будут содраны или отпадут. Прицепки развиваются из разных частей плода или окружающих структур .

Примерами служат плоды подмаренника цепкого, гравилата, лопуха, моркови, лютика, череды, репешка. У гравилата крючочки имеются на столбике. У лопуха скопление мелких плодов окружено крючковидными листочками обёртки (видоизменённые листья), образующими единую структуру: кроме того, здесь имеются мелкие жёсткие волоски, которые проникают в кожу, вызывая раздражение и расчёсывание, в результате чего плоды отпадают. У подмаренника, моркови и лютика перикарпий покрыт выростами (прицепками). У череды плод снабжён летучкой, как у одуванчика, но с прочными шипами. Цветоложе репешка покрыто жёсткими загнутыми колючками. Примерами сочных плодов служат плоды сливы, ежевики, земляники, томата, яблони. Мясистые части этих плодов служат пищей животным и птицам. При созревании они обычно приобретают яркую окраску и аромат, привлекающие животных. Животное съедает, и семена проходят через кишечник и выходят с испражнениями, часто попадая на плодородную почву. Содержащиеся в экскрементах питательные вещества могут повышать плодородие почвы вокруг семени.

Распространение ветром

1 группа: Распространение семян ветром.

Больше всего среди семян любителей полетов. Самый выгодный удобный способ попасть в далекие края. Семена растений, распространяемых ветрам, имеют парашютики или крылышки. Они медленно кружатся в воздухе и размещаются на большие расстояния. Дунет ветер, и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения.

Исследование семян: ели, сосны, липы, клена, березы.

У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень интересно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.

Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Семена снабжены парашютом из волосков (тополиный «пух»). Тополиный «пух» гонимый ветром, кружится, как снег. А затем медленно опускается на землю, устилает улицы.

Перекати – поле – неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Они принимают шарообразную форму и могут перекатываться ветром на десятки и сотни километров. А если прибавить те километры, которые перекатывается из стороны в сторону, то ещё добавится, возможно, тысяча. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, перекати – поле рассеивает семена. Под именем перекати – поле объединяют большую группу степных растений: рогачку, кичим, катран и другие растения.

Мак. Плод — коробочка. Созревшие семена могут высыпаться на ветру из отверстий коробочки, как соль из солонки. Также они могут выбрасываться на большое расстояние в результате резкого лопанья коробочки.

Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления. К их числу относятся летучки, которыми снабжены, например, семена ивы, кипрея, хлопчатника, плоды одуванчика, и крылатки, как, например, у сосны (голосемянные), яза, ясеня, клёна, граба.

У ряда растений, например у мака, чернушки, наперстянки, лихниса, плод – коробочка, сидящая на ножке, которую колышет ветер, так что многочисленные мелкие семена высыпаются через поры в верхней части плода.

Семена некоторых растений, например, орхидей, настолько мелкие и лёгкие, что разносятся ветром, не имея никаких специальных придатков, вскрывающихся плодов. Вскрытие у них происходит путём растрескивания по шву между плодолистиками, как, например, у бобов. Семена при этом либо выбрасываются из плодов более или менее сильным толчком, либо просто выпадают из них. Некоторые из таких семян имеют приспособления для распространения ветром (например, у кипрея). Коробочки тоже бывают вскрывающимися (например, у мака и кипрея), причём у некоторых растений семена выбрасываются из них с силой (например, у фиалки).

Читайте также:  Какие есть способы принятия решений

Распространение водой

Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.

Плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до 2 кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа.

Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём.

В клетках стенки завязи накапливаются такие вещества как белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины и др. Лишь немногие плоды и семена специально приспособлены для распространения с помощью воды. Они содержат воздушные полости, удерживающие их на поверхности воды.

Кокосовый орех — костянка с волокнистым мезокарпием и многочисленными воздухоносными полостями. У кувшинки семя снабжено губчатой оболочкой, происходящей из ножки семязачатка.

Случайное распространение

Разделение семян и плодов на категории в зависимости от способа их распространения никак нельзя считать строгим, а также степень их специализации к распространению; ветром, животными или автохории (сильно варьирует). Очевидно, во многих случаях большую роль играет элемент случайности, и данный плод или семя может распространяться двумя из названных трёх способов или даже всеми тремя. Один из главных факторов случайного распространения является человек; семена могут прицепляться или прилипать к его одежде и т. д. или перевозиться с разными грузами на транспортных средствах. Засорение зерновых культур семенами сорняков обычное явление, наблюдаемое по всему земному шару. Орехи, припрятанные про запас грызунами, могут остаться, и прорасти следующей весной. Наводнения, ураганы и т. д. могут занести семена дальше, чем обычно.

Иные способы распространения плодов и семян

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян недотроги, акации.

Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.

Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него – небольшой огурец. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.

Пожалуй, наиболее интересный пример – разбрасывание семян бешеным огурцом. Плод этого растения, принадлежащего к семейству тыквенных, очень похож на своего родственника – обыкновенного огурца.

Когда семена бешеного огурца достигают полной зрелости, окружающие их мясистые ткани превращаются в слизистую массу.

При отделении огурца от плодоножки создается давление на содержимое плода по принципу реактивной тяги, которая двигает плод в противоположную полету семян сторону, что способствует разбрасыванию семян на более значительной площади.

Любопытный механизм разбрасывания семян есть у обыкновенной кислицы (заячий щавель). Конструкция механизма сходна с таковой у бешеного огурца.

Бобы – плоды, характерные для представителей сем. бобовых, например, для гороха, конских бобов, фасоли, утёсника, ракитника, золотого дождя из одного плодолистика содержащего много семян. Перикарпий, высыхая, скручивается, так как его наружные и внутренние волокнистые слои сокращаются в разных косых направлениях; в результате создаётся напряжение, и боб может внезапно раскрыться по боковым швам, с силой выталкивая наружу несколько семян. Другие семена выбрасываются менее энергично по мере дальнейшего скручивания.

У эшшольции от растения активно отделяется – отскакивает — целиком весь плод с созревшими семенами.

Растения, разбрасывающие семена, обычно произрастают в таких местах, где по тем или иным причинам невозможно использовать другие пути расселения (ветер, животные). Чаще всего они обитают в глухих уголках леса, где почти не бывает ветра, и где редко проходят звери.

У многих ирисовых, лилейных, примул распространение семян построено по принципу метательных приспособлений.

Есть плоды, способные ползать и скакать (овес, ковыль, др.)

Источник

Оцените статью
Разные способы