- Способы распространения плодов и семян в природе
- помогите плиз каким способом распространяются семена подсолнуха ?
- Bio-Lessons
- Образовательный сайт по биологии
- Распространение плодов и семян
- Распространение плодов и семян
- Конспект урока по биологии «Распространение плодов и семян»
- Способы распространения плодов и семян
- Просмотр содержимого документа «Способы распространения плодов и семян»
Способы распространения плодов и семян в природе
Вопрос 1. Какими способами распространяются плоды и семена в природе?
В процессе эволюции у плодов и семян возникло множество приспособлений для распространения ветром, водой, животными, человеком, саморазбрасыванием.
Вопрос 2. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
При помощи ветра разносятся очень легкие, мелкие семена, например, у растений семейства Орхидные. Семена многих растений имеют тонкие пленчатые выросты — крылатки (берёза, ясень, клён) или хохолки (подсолнечник) или летучки (одуванчик). Эти образования также способствуют переносу семян воздушными течениями (тополь, одуванчик, клен, береза и т.д.).
Вопрос 3. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?
Распространение семян животными и человеком происходит в том случае, когда семена имеют специальные выросты: крючочки, шипики, клейкие выделения и др., с помощью которых семена цепляются за шкуру животных.
Плоды с сочным околоплодником обычно распространяются птицами, но иногда животными и человеком. Животные и человек питаются такими плодами (рябина, калина, вишня и др.), переваривают околоплодник, а семена выбрасываются неповрежденными. Находящиеся в сочных плодах семена защищены твердой оболочкой, поэтому не перевариваются и вместе с калом или пометом попадают на землю иногда очень далеко от места их созревания.
В распространении семян могут принимать участие муравьи (семена в которых содержится много масел), а также человек (обычно семена сорных растений). Человек распространяет такие семена вместе с семенами культурных растений (василек, подорожник).
Вопрос 4. Какие растения разбрасывают свои семена?
Разбрасывание семян можно наблюдать у акации, мака, виолы, недотроги, гороха, фасоли и др. У бальзамина, бешеного огурца разбрасывание семян происходит при самопроизвольном раскрывании плода.
Вопрос 5. Каково значение распространения плодов и семян?
Распространение плодов и семян способствует расселению растений.
Источник
помогите плиз каким способом распространяются семена подсолнуха ?
После образования семян либо весь плод, либо содержащиеся в нем семена (или семя) отделяются от родительского спорофита. Если перикарпий (стенка плода) становится твердым и сухим, плод называют сухим, если же он становится мясистым, то плод называют сочным. Сухой плод может быть вскрывающимся или невскрывающимся в зависимости от того, связано ли освобождение семян с разрывом его стенки или нет. Сухие плоды могут также распадаться на несколько односеменных члеников; такие плоды называют схизокарпными.
Чем дальше разносятся семена, тем менее вероятна конкуренция со стороны родительского растения. Это дает также больше шансов колонизировать новую территорию, что со временем приводит к увеличению размеров популяции в целом. Однако при этом существует опасность, что семя, будучи занесено слишком далеко от родительского растения, не найдет подходящего места для прорастания.
Существуют три главных внешних фактора, распространяющих семена, — ветер, животные и вода. Кроме того, имеются механизмы автохории, часто связанные со взрывным освобождением семян из плода. Примеры всех этих способов распространения семян представлены на рис. 20.28.
Распространение животными
Распространение семян животными в общем более надежно, так как животные обычно посещают плодородные участки, подходящие для прорастания семян. Плоды, снабженные колючками или крючочками, прицепляются к коже или шерсти проходящих мимо животных и могут быть перенесены на некоторое расстояние, прежде чем отпадут или будут содраны. Прицепки развиваются из разных частей плода или окружающих структур. Примерами служат плоды подмаренника цепкого (Galium aparine), гравилата (Geum), лопуха (Arctium), моркови (Daucus), лютика (Ranunculus), череды (Bidens), репешка (Agrimonia). У гравилата крючочки имеются на столбике. У лопуха скопление мелких плодов окружено крючковидными листочками обертки (видоизмененные листья), образующими единую структуру; кроме того, здесь имеются мелкие жесткие волоски, которые проникают в кожу, вызывая раздражение и расчесывание, в результате чего плоды отпадают. У подмаренника, моркови и лютика перикарпий покрыт выростами (прицепками). У череды плод снабжен летучкой, как у одуванчика, но с прочными шипами. Цветоложе репешка покрыто жесткими загнутыми колючками.
Источник
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Распространение плодов и семян
Распространение плодов и семян
В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.
В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).
Рис. 1 Саморазбрасывание семян
Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.
У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.
Рис.2 Распространение семян ветром
Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.
У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).
Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).
Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой
Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.
Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка
У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.
Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.
От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.
Плоды
Источник
Конспект урока по биологии «Распространение плодов и семян»
Конспект урока по биологии
Тема: Распространение плодов и семян.
Цель: сформировать у учащихся представление о приспособлениях плодов и семян к различным способам распространения.
Планируемые образовательные результаты:
1) Предметные: сформировать представления о приспособлениях плодов и семян к распространению при помощи ветра, воды и животных.
2) Метопредметные: способствовать формированию умения делать выводы на основании практических работ; уметь находить причинно-следственные связи; продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, учебником.
3) Личностные: сформировать позитивное эмоциональное отношение к изучаемым объектам; р азвивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли; способствовать управлению своей познавательной деятельностью.
Тип урока: урок освоение новых знаний.
Структура урока: 1) Организационный момент; 2) Актуализация знаний; 3) Создание проблемной ситуации; 4) Целеполагание; 5) Изучение нового материала; 6) Закрепление; 7) Рефлексия; 8) Д/з
Основные понятия: крылатки, пушинки (парашютики), прицепки, воздушные полости, сочные съедобные плоды, саморазбрасывание.
Формы организации учебной деятельности: парная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетради, набор плодов и семян, гербарные экземпляры растений с разными типами соцветий, таблица «Плоды и семена».
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто дежурный? Кто отсутствует? Настрой класса на работу.
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Готовность класса на работу.
Наблюдение. Фронтальная беседа.
2. Актуализация знаний
Ребята, на прошлом уроке мы проходили разнообразие плодов. Давайте вспомним, из чего состоит плод? какими бывают плоды? Какие есть классификации? Каковы функции плода?
Правильно, ребята! Вы молодцы. Мы сегодня продолжим изучать тему плод. Более детально рассмотрим одну из важнейших функций плода, а именно функцию распространения семян. Записываем тему нашего урока: Распространение плодов и семян.
Слушают, отвечают на вопросы:
Плод состоит из околоплодника и семян.
По количеству семян, плоды разделяются на односемянные и многосемянные.
В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды.
Важнейшие функции плода защита и распространение семян.
Записывают тему урока.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Устный. Фронтальная беседа. Письменный.
3. Создание проблемной ситуации
Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябину, увешанную алыми гроздьями, или найдя, бронзовые гномики желудей вдалеке от многовекового исполина дуба.
— Всегда ли мы можем ответить на вопрос: как попало сюда это растение?
— Задумайтесь, почему плоды боярышника красные, семена клена имеют крылья, а плоды репейника имеют прицепки?
В ходе сегодняшнего урока, мы найдем ответы на эти вопросы и проверим ваши предположения.
Слушают вопрос. Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи. Излагают свое мнение, аргументируя его.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
Устный. Фронтальная беседа.
Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок исходя из нашей темы? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…” ( Поделитесь своими мыслями вслух)
А теперь давайте сформулируем общую цель урока.
Цель урока: изучить приспособление плодов и семян к распространению при помощи различных способов.
Формулируют цель урока и записывают ее в тетрадь.
Познавательные, коммуникативные регулятивные
Устный. Фронтальная беседа. Письменный.
5. Изучение нового материала
Существуют разные способы распространения семян.
Как вы думаете при помощи чего или семена могут распространятся? Пользуясь учебником, составьте схему «Способы распространения плодов и семян»
А теперь давайте выясним, какие приспособления имеют семена для распространения.
Самостоятельная работа. Просмотрите дополнительный раздаточный материал(плоды и гербарий), материал учебника, и назовите приспособления семян для распространения ветром.
Какие вы можете привести примеры, распространения семян ветром?
— Покажите их по таблице на доске.
— Итак, выяснили, как помогает ветер, семена летят с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Это и есть специальные приспособления.
— А теперь давайте выясним приспособления для распространения у других растений.
Водой, животными и человеком, саморазбрасыванием. Работа ведется аналогично.
Какие вы можете привести примеры, распространения семян водой и что этому способствует?
Какие вы можете привести примеры, распространения семян животными и человеком?
Объяснение учителем. Способы саморазбрасывания.
1. Отскакивание плодов при падении (каштан, дуб).
2. Выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании (горох, бешенный огурец, фиалка)
3. Рассыпание семян при качании стебля (мак, тюльпан)
Ребята, теперь после всех обсуждений, заполните общую таблицу «Способы распространения семян». Можете использовать учебник.
Способ распространения плодов и семян
Источник
Способы распространения плодов и семян
Разработка предназначена для учителей начальной школы. Включает беседы, игру, загадки, кроссворд.
Просмотр содержимого документа
«Способы распространения плодов и семян»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Новокузнецк
Петрушина Галина Николаевна
Педагог дополнительного образования
Методическая разработка занятия
«Способы распространения плодов и семян»
Аннотация: Методическая разработка занятия на тему «Способы распространения плодов и семян» предназначена в помощь педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов. В ней в доступной для детей начальных классов форме дается представление о способах распространения плодов и семян. Занятие включает беседу, ГРУ кроссворд, загадки.
Тема Способы распространения плодов и семян
Цель: выяснить приспособления семян и плодов для продолжения своего вида.
-познакомить со способами распространения плодов и семян
-формировать навыки исследовательской деятельности;
развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы;
-развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения
-воспитывать самостоятельность, наблюдательность, любознательность;
-прививать бережное отношение к природе, природному наследию нашего региона.
Оборудование: коллекция плодов и семян, иллюстрации: орхидея, одуванчик, тополь, клен, перекати-поле, кокосовая пальма, ольха, бешеный огурец, недотрога, мак, горох, фасоль, рябина, черемуха, череда, медуница, подсолнечник. Иллюстрации: плоды яблоко, огурец, подсолнечника и винограда.
2. Изучение нового материала
Прикрепляю на доску иллюстрации плодов.
— Назовите, что изображено? (Слива, вишня, томаты, огурцы, яблоки и т.д).
— Как одним словом можно назвать всё, что вы перечислили? (это плоды)
— А из чего они образуются? (из цветов)
— Скажите, а для чего растению плоды? (для размножения)
— Что находится внутри каждого плода? (семена)
— Итак, вы сами дали определение, что
ПЛОД – это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена.
— Посмотрите на плоды: яблоко и банан.
— Чем они отличаются? (формой, цветом)
— Теперь давайте, сравним виноградинку и земляной орех или маковую головку – Чем они отличаются?
Сочные плоды (яблоки, виноград, апельсин, вишня, лимон).
Сухие плоды (клен, подсолнух, мак, пшеница).
Сочные делятся еще на две группы, и чтобы узнать на какие, мы сравним эти плоды: Арбуз и вишенку
— Чем они отличаются? (количеством семян)
Сухие плоды в свою очередь тоже делятся на две группы:
— Давайте рассмотрим стручки гороха и семена одуванчика.
— Чем они отличаются?
— Тем, что стручки при высыхании, лопаются и вскрываются. Также и в маковых головках при созревании образуются дырочки, т.е. вскрываются, и оттуда можно высыпать семена.
А одуванчик просто состоит из множества невскрывающихся семян, также орехи, пшеница, подсолнух, они сами не вскрываются.
Итак, мы с вами узнали, что плоды очень разнообразны.
Игра “Ленивая белка” Часто плоды и семена оказываются далеко от тех мест, где они созрели.
Все участники – белки. Из них выбирают одного, он будет “Ленивой белкой”.
Всем, кроме “ленивой белки” ведущий раздает по 8 орехов (фасоли) и говорит:
— Чтобы белкам прожить холодную зиму надо спрятать свои запасы.
“ленивой белке” можно подсматривать, куда белки прячут свои запасы.
После этого все подходят к ведущему. Он говорит:
— Прошло время. Наступил декабрь. Белкам, чтобы прожить, надо найти по 2 ореха (фасолины) и “ленивой белке” тоже. Можно брать чужие запасы. Кто не принес- “умирает”(встает рядом с ведущим и больше не играет).
— Наступил январь, а затем и февраль. Принесите по 4 ореха.
— чтобы прожить март еще по 2 ореха.
Кто смог принести все орехи, тот выжил в суровое время в лесу.
Не найденные настоящими белками орехи весной прорастают. Так белки распространяют семена.
Распространение плодов и семян.
— Часто плоды и семена оказываются далеко от тех мест, где они созрели.
— Какие способы распространения семян и плодов вы знаете?
А) С помощью ветра:
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе»
А мы бы с вами добавили: «Ты переносишь плоды и семена».
Педагог: В самом деле, что произошло бы, если бы не было ветра и все семена падали бы тут же около материнского растения?
Они задушили бы друг друга при прорастании. Им бы не хватило места. Необходимо, чтобы зрелые семена как можно дальше разлетались от материнского растения и друг от друга. Вот тут — то ветер и приходит на помощь. Массы воздуха никогда не остаются неподвижными. В свою очередь семена и плоды имеют множество приспособлений, чтобы «на крыльях» ветра улететь подальше.
А) это маленький размер и легкость семени
У орхидей семена настолько малы и легки, что свободно держатся в воздухе даже при едва ощутимом ветерке.
Но ведь не у всех растений семена мелкие и легкие. У мелких семян мало питательных веществ, а они нужны для прорастания.
Б) Природа смастерила для семян «летательные аппараты»
Послушайте стих про одуванчик (см.иллюстрацию)
Когда идешь тропинкою, куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики на стройных стебельках
Сквозные, серебристые они, как пух, легки
Стоят и не качаются от ветерка с реки.
Но лишь пройдется осенью других ветров волна –
Срываются, взвиваются на воздух семена.
Летят пушинки чистые за луг за сад за лес
И к нам парашютистами спускаются с небес.
Всмотритесь в пушистый одуванчик. Он состоит из множества плодиков – семянок, снабженных волосистым хохолком на ножке. (рисую на доске). В дождь и вечером этих шариков нет. В ненастную погоду семянки с парашютиками упакованы в корзинку. Корзинки одуванчика раскрываются только в сухую погоду. Волоски в прогретом воздухе распушатся, парашютик с плодиком оторвется и поднимется в воздух. Налетит ветерок, сплющит волоски, превратив их в парус, и унесет плодик.
Но сколько можно летать?
Хохолок парашютика впитает влагу из воздуха, волоски слипнутся, отяжелеют, и плодик плавно спикирует вниз.
У тополя – семена покрыты пушистыми волосками, созревают в июне. Семена падают на землю, сбиваются в кучи, напоминая вату. Порывы ветра легко перегоняют семена по поверхности почвы.
Плоды клена снабжены крыльями (показываю крылатки клена. Падая с высоты она кружатся и долго не попадают на землю. Вращательные движения увеличивают продолжительность и значит дальность полета
В пустыне по песку ветром перекатывается растение «перекати-поле». Эти растения при созревании плодов высыхают, отрываются от почвы и, перекатываясь, постепенно рассеивают семена.
Вода распространяет семена не только водных растений, но и наземных. В тропиках растет кокосовая пальма. В течение всего года на ней созревают округлые гладкие плоды. Их называют «кокосовые орехи». Несмотря на массивность, плод не тонет. В центре плода – жидкость, ее окружает жирная рыхлая масса (жир легче воды), затем деревянистая скорлупа. Все оболочки прочные. Орех не размокнет, не сгниет и не расколется.
У ольхи, которая растет по берегам рек, плоды осыпаются в воду и уносятся течением.
В Крыму и на Кавказе растет травянистое растение под названием “бешеный огурец”. Его колючие, зеленоватые плоды похожи на маленькие огурчики. Когда плоды созревают,
в них возникает колоссальное давление. Не повезет тому, кто потревожит заросли бешеного огурца! Даже при легком прикосновении от плодоножки отрывается плод и из образовавшегося отверстия выстреливается сильная струя клейкой слизи. Огурец может «плюнуть» на лицо, одежду, шерсть животного. Расстояние «плевка» – 6 метров. Постепенно слизь высыхает на шерсти животного, семена одно за другим отпадают и разносятся на большие расстояния.
Недотрога – растет в оврагах. Когда созреют плоды, то легкое прикосновение к ним, вызывает настоящий выстрел.
Спелая коробочка мака похожа на перечницу: такая же кругленькая с дырочками наверху. Стебель мака раскачивается и сеет из коробочки семена.
Разбрасывают свои семена горох, фасоль, бобы, раскрывая при созревании створки. Поэтому их надо собирать, не дожидаясь полного высыхания.
Д) Животными, человеком.
Птицами: плоды и семена, даже неприятные людям или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц, но семена с твердой оболочкой не перевариваются у них в желудке и вместе с птичьим пометом оказываются на далеком расстоянии от своего созревания. Так распространяются сочные плоды рябины, черемухи, черники. Более того, на Дальнем востоке есть растение из семейства аралиевые, у которого семена непременно должны дозреть в желудке птицы, иначе они не смогут прорасти.
А вот какой случай произошел с мелколепестником канадским. Плодики у него с летучками. Оно росло только в Канаде. Один канадец набил чучело птицы плодиками и повез в Париж в подарок. Чучело оставили на окне. Кошка напала на чучело, вспорола его, и семена разлетелись. Сейчас это растение можно встретить в любой европейской стране.
Животными: есть плоды и семена снабженные колючками, крючочками, которые цепляются за шерсть животных или одежду людей, тем самым распространяются. (показать различные семена). Например, в канавах растет сорное растение – череда. У них плоды с 2 шипами. Пробежит собака или пройдет человек, плоды прицепятся своими шипами к одежде или шерсти. Человек отряхнет одежду и семена осыпятся совсем в другом месте, где созрели.
Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений, особенно тех, что богаты маслами (фиалки, кислицы, медуницы, молочая) часть семян теряют в пути и они прорастают.
Плоды некоторых растений покрыты липкими волосками (например: Пизония растет на островах Тихого океана). Эти липкие волоски приклеиваются легко к любому предмету. Пресмыкающиеся и мелкие птицы бывают настолько облеплены этими плодами, что не могут двигаться и погибают.
— Назовите растение, у которого самые большие семена.
Самые большие семена в мире у плодов веерной пальмы, растущей на Сейшельских островах. Плод имеет одно семя весом до 18 кг.
А самые мелкие семена у эпифитных орхидей (больше млн.семян весят всего 1г.)
1. Над лугом парашютики качаются на прутике.
Кто ни прикасается – за того цепляется. Одуванчик.
2.Пока тихо – он молчит, но лишь ветер налетит
Шлет в воздушный океан парашютный свой десант. Одуванчик.
3.Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. Репей
4.На жарком солнышке подсох, и рвётся из стручков … Горох.
5. Золотое решето черных домиков полно,
Сколько черных домиков – столько беленьких жильцов. Подсолнечник
6.Круглый да гладкий- он рос не на грядке.
На ветке висел, на солнышке зрел
Белка нашла – в дупло принесла. Орех
Кроссворд “Способы распространения плодов и семян”
Задание: вспомнить способы распространения плодов и семян и вставить их в кроссворд, используя букву «О»
Источник