- Bio-Lessons
- Образовательный сайт по биологии
- Распространение плодов и семян
- Распространение плодов и семян
- Распространение плодов
- Роль человека в распространении плодов
- Значение плодов
- Строение, проращивание и способы распространения семян.
- Проект «Строение семян»
- Что нам понадобится:
- Ход эксперимента:
- Вывод:
- Проект «Проращивание семян фасоли»
- Что нам понадобится:
- Ход эксперимента:
- Вывод:
- Проект «Проращивание семян кукурузы»
- Что нам понадобится:
- Ход эксперимента:
- Вывод:
- Проект «Факторы, влияющие на прорастание семян»
- Что нам понадобится:
- Ход эксперимента:
- Вывод:
- Проект «Гидропоника или почва. Где лучше выращивать семена.»
- Что нам понадобится:
- Ход эксперимента:
- Вывод:
- Проект «Лучший материал для переноса семян»
- Что нам понадобится:
- Ход эксперимента:
- Вывод:
- Проект «Прорастание семян после термической обработки»
- Что нам понадобится:
- Ход эксперимента:
- Вывод:
- Проект «Какие семена выживают при сильных минусовых температурах»
- Что нам понадобится:
- Ход эксперимента:
- Вывод:
- Проект «Проращивание сухих бобов»
- Что нам понадобится:
- Ход эксперимента:
- Вывод:
- Заключение
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Распространение плодов и семян
Распространение плодов и семян
В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.
В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).
Рис. 1 Саморазбрасывание семян
Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.
У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.
Рис.2 Распространение семян ветром
Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.
У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).
Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).
Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой
Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.
Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка
У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.
Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.
От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.
Плоды
Источник
Распространение плодов
Распространение плодов растений и семян вместе с ними может происходить при помощи ветра, воды, различных животных и человека, а также без помощи посредников (автохория). Рассмотрим эти способы подробнее.
Саморазбрасывание плодов и семян растений (автохория)
Саморазбрасывание или автохория может осуществляться:
- Под собственной тяжестью плодов. Такой способ распространения встречается у различных видов пальм, каштана, дуба и т.п.;
- При отрывании плода от плодоножки его содержимое с силой выбрасывается наружу (бешенный огурец).
- В плодах образуются сахаросодержащие слои, которые в стенках плода образуют напор, вызывающий их разрыв, даже при легком прикосновении плода (недотрога, кислица).
Плод пальмы Коко-Де-Мер
Плоды, разносимые ветром
У плодов, разносимых ветром, есть специальные приспособления, которые помогают полёту. Это может быть, например:
- хохолок, как у сложноцветных растений;
Приспособление для полета: хохолок
Приспособление для полета: перистый стилодий
Приспособление для полета: крыловидные выросты
Плоды, разносимые водой
В перикарпии (околоплоднике) плодов, разносимых водой, развиваются или воздухоносные ткани и полости, или образуются наружные выступы, задерживающие воздух (осоки и большинство водных растений).
Плоды, снабженные различными цепкими выростами
Плоды могут иметь всевозможные цепкие выросты: крючки, щетинки, шипы, липучки и т.п. (репей, гравилат, подмаренник, морковь). С помощью этих приспособлений они цепляются к шерсти животных и одежде человека.
Плоды с сочными придатками
У некоторых плодов образуются мясистые богатые липидами придатки, которые привлекают насекомых, например муравьев. Муравьи переносят такие плоды к своему гнезду, играя главную роль в распространении семян. Также очень часто они могут обеспечить и подходящие условия для прорастания этих семян (перловник, некоторые виды осок).
Плоды с сочным околоплодником
Такие плоды, как правило, распространяются с помощью птиц или других животных, которые поедают эти плоды.
Плоды с сочными придатками
У некоторых плодов образуются мясистые богатые липидами придатки, которые привлекают насекомых, например муравьев. Муравьи переносят такие плоды к своему гнезду, играя главную роль в распространении семян. Также очень часто они могут обеспечить и подходящие условия для прорастания этих семян (перловник, некоторые виды осок).
Роль человека в распространении плодов
Человек также может участвовать в распространении плодов, причем как сознательно, так и бессознательно. Он переносит плоды сорных и некоторых других растений в качестве примеси к посевному материалу, вместе с органическими удобрениями, транспортом или орудиями для обработки почвы.
Значение плодов
Очень часто в плодах содержится большое количество важных питательных веществ. Это белки у бобовых; жиры у подсолнечника, рапса, кукурузы, горчицы, масличной пальмы и т.д.; углеводы у зерновых злаковых; витамины у овощей и фруктов. За счет этого различные плоды могут составлять в различном виде (свежем, консервированном или переработанном) существенную часть пищевого рациона человека.
Многие плоды могут использоваться в качестве корма для сельскохозяйственный и диких животных, для получения всевозможных лекарственных средств, наркотических веществ, красителей волокон для изготовления тканей и т.д. Этот список можно продолжить.
Плоды сорных растений не только засоряют почву и ухудшают качество посевного и фуражного зерна, но и могут иногда вызывать отравления.
Необходимо еще отметить, что плоды играют важную роль в систематике видов цветковых растений, т.к. имеют устойчивые признаки видов, родов и семейств.
Таким образом, благодаря тому, что растения приспособились к распространению своих плодов, расширяются площади популяцией или видов, происходит равномерное распределение особей в популяции и достигается более высокий эффект перекрестного опыления. Кроме того заселяются свободные участки суши, и происходит уход от различных неблагоприятных факторов: вредителей, очагов болезней, изменениям почвенных факторов.
Источник
Строение, проращивание и способы распространения семян.
В растительном мире существует два способа размножения: вегетативное размножение и семенное. Семя – это особая многоклеточная структура сложного строения, содержащая зародыш растения. Также строение семени включает запасающие ткани, которые являются основным источником питательных веществ для зародыша, и семенную кожуру.
В зависимости от состава запасающего вещества семена подразделяют на четыре типа:
- крахмалистые;
- белковые;
- маслянистые;
- с запасной клетчаткой.
Эволюция растительного мира предусмотрела не только развитие и приспособленность растений к окружающей среде, но также выработала приспособление к их эффективному распространению. Распространение семян и плодов необходимо для того, чтобы растения не конкурировали за ресурсы.
Разнообразное строение плодов предоставляет различные способы распространения. Существует четыре способа распространения семян и плодов:
- животные и человек;
- ветер;
- вода;
- самораспространение.
С помощью предложенных далее экспериментов мы определим наиболее благоприятные условия для проращивания семян, понаблюдаем за влиянием температуры на скорость прорастания семян, а также за влиянием на прорастание других факторов, рассмотрим более детально, как происходит перенос семян.
Проект «Строение семян»
Что находится внутри бобового семени? Взгляните на основание бобового стебля, и посмотрите, как растут бобы.
Что нам понадобится:
- банка;
- 8 бобовых зёрен;
- дистиллированная вода;
- холодильник;
- бумажное полотенце;
- увеличительное стекло;
- нож;
- 5 маленьких чашек;
- бумага;
- карандаш;
- 5 горшочков;
- почва;
- пульверизатор.
Ход эксперимента:
- Поместите 8 бобовых зёрен в банку, залейте их водой. Через 24 часа возьмите их и разложите на бумажном полотенце.
- Бобы должны быть влажными и легко вскрываться. Уберите наружную часть, которая называется семенной оболочкой. Она защищает внутреннее содержимое. Поставьте ноготь на выпуклый край боба, разделите половинки по длине.
- Используйте увеличительное стекло и рассмотрите середину. Что вы видите? Зарисуйте внутреннюю часть каждого семени. Промаркируйте все половинки, присваивая каждой из них номера от 1 до 16. Заметили ли вы отличия, сравнивая разные зёрна, или же они все одинаковые?
Вывод:
Если внимательно присмотреться, вы увидите, что зерно состоит из нескольких частей. Они отчётливо видны через увеличительное стекло.
Строение семени похоже на строение куриного яйца с зародышем. Будущий росток – это желток и пуповина. Белок – семядоля, самая крупная часть. Она обеспечивает полезные вещества, необходимые для роста бобов. В ее верхней части находится надсемядольное колено. Это – начало бобового побега. Впоследствии из него сформируются листья. Посмотрите внимательнее. Видите ли вы, где будут сформированы будущие листья? Как раз под надсемядольным коленом находится подсемядольное колено. Это – основание бобового ствола. Под ним располагается зародышевый корень. Отсюда позже при развитии появятся корни.
Проращивание семян – это процесс, начинающийся с их замачивания и сливания воды, а затем состоящий из регулярного промывания до тех пор, пока появившиеся ростки не вырастут до нужного размера.
Для проращивания необходима вода. Вначале она впитывается через маленькие отверстия, называемые семявыходами, которые расположены в области гилума – рубца, оставшегося после отделения зерна от растения.
Что произойдёт, если срезать часть семядоли? Чтобы продолжить эксперимент, возьмите ещё 5 бобовых зёрен и залейте их водой, оставив на ночь. Срежьте нижнюю половину одной семядоли боба, половину каждой семядоли в другом бобовом зерне, ¾ семядоли в третьем и все семядоли в четвёртом, оставив только эмбрион. Для контроля оставьте одно зерно без изменений.
Сделайте следующие пометки на горшочках:
- 100% — ни одна часть семядоли не срезана;
- 75% — срезана нижняя половина одной семядоли;
- 50% — срезана половина каждой семядоли;
- 25% — срезано ¾ семядоли, осталась только та секция, которая примыкает к эмбриону;
- 0% — остался только эмбрион.
Высадите семена в землю по пяти горшочкам. Посмотрите, что из них вырастет. Ежедневно опрыскивайте. Помните, что именно семядоли обеспечивают питание зародыша.
В каком из вышеперечисленных случаев семя проросло быстрее всего?
Проект «Проращивание семян фасоли»
Как появляются соцветия? Когда приходит весенняя пора, дети интересуются, откуда берётся столько цветов. Этот удивительный проект поможет ребёнку найти ответы на вопросы. Он проведет наблюдение за прорастанием семян фасоли и увидит, что происходит, если за ними правильно ухаживать.
Следующий проект включает лабораторную работу по проращиванию фасоли.
Что нам понадобится:
- 3 вида фасоли (золотистая, зелёная, лимская);
- бумажные полотенца;
- противень для выпечки;
- бумага и карандаш.
Ход эксперимента:
- Дайте одну из фасолин ребёнку. Объясните, что в каждой из них есть отверстие, через которое внутрь попадает вода. Вспомните вместе, каково строение семени фасоли. Расскажите ему, как замачивать фасоль.
- Пусть ваш маленький учёный разместит несколько влажных бумажных полотенец на противне и положит на них несколько фасолин. Сверху разложите ещё несколько влажных полотенец. Поставьте противень в светлое место. Убедитесь, что на них попадает не слишком много солнечных лучей, иначе они могут выгореть.
- Попросите ребёнка записать свои размышления на бумаге. Пусть он выскажет предположения относительно последовательности прорастания семян. Сколько времени понадобится для полного прорастания?
- Каждый день ребёнок должен увлажнять полотенца. Изменилось ли что-то? Какие можно определить основные этапы прорастания семян?
- В конце недели фасоль, вероятнее всего, пустит ростки. Если нет, то подождите ещё и продолжайте наблюдать.
- Когда появятся ростки, расспросите ребёнка о них. Задайте ему вопрос, какова цель такой сложной подготовки, что необходимо для роста зёрнышек, как они прорастают на улице.
- Вы можете продлить этот весёлый эксперимент и посадить ростки на улице!
Вывод:
Как прорастить семена фасоли? Что важно для прорастания семян фасоли? Как затем может быть использована пророщенная фасоль?
Проект «Проращивание семян кукурузы»
Можно ли дома вырастить кукурузу? Хотя вы не будете выращивать целое поле кукурузных стеблей, вы можете посадить несколько зёрен в небольшом контейнере и таким образом больше узнать про проращивание семян в домашних условиях!
Как растёт кукурузное зерно и насколько его рост отличается от роста боба?
Что нам понадобится:
- 7 зёрен кукурузы;
- 2 боба;
- 2 прозрачных пластиковых стаканчика;
- бумажные полотенца;
- пульверизатор;
- пинцет;
- увеличительное стекло;
- почвенная горшечная смесь;
- фотоаппарат, по желанию;
- блокнот;
- карандаш.
Ход эксперимента:
- Чтобы провести эксперимент, высадите кукурузу в двух пластиковых стаканчиках. Сложите две бумажных салфетки в несколько слоёв и сформируйте квадрат.
- Поместите бумажные салфетки в стаканчик так, чтобы они примыкали к его стенкам.
- Увлажните несколько других бумажных полотенец, сомните их и поместите внутрь. Те салфетки, которые примыкают к стенкам, должны быть плотно прижаты. Повторите то же самое со вторым пластиковым стаканчиком.
- Между салфеткой и пластиком первого стаканчика равномерно разместите пять кукурузных зёрен. Во втором – поместите два бобовых и два кукурузных зерна. Добавьте влажные салфетки в каждый стаканчик, чтобы при необходимости зафиксировать содержимое.
- Поставьте стаканчики в тёплое светлое место.
- Проводите наблюдение на протяжении недели. Салфетки должны быть влажными, но не слишком мокрыми. Если возможно, используйте цифровой фотоаппарат и фиксируйте этапы процесса роста.
- Каждый день рассматривайте зёрна через увеличительное стекло. Заметны ли какие-либо изменения? Сделайте сравнение семени и проростка, чем они отличаются? Записывайте свои наблюдения в блокнот.
- Изучите бобы. Изменилось ли в них что-то? Как они выглядят, если сравнивать их с кукурузой?
- Через пять дней возьмите зерно одного вида. Откройте его и посмотрите, как оно выглядит внутри.
- В конце недели возьмите все семена кукурузы и бобов. Добавьте в стаканчики почву. Посадите в них зёрна. Продолжайте наблюдать.
Вывод:
Через четыре или пять дней зёрна кукурузы начинают прорастать. Почему? Зерно – это дом будущего растения, предназначенный для благополучного роста и дальнейшей жизнедеятельности. Оно имеет плотную оболочку, которая защищает будущий росток от повреждений. Внутри имеется запас питательных веществ, необходимых для дальнейшего роста.
Цветущие растения делятся на однодольные и двудольные. Строение семян однодольных растений включает семядолю и эмбрион, из которого появляются первые листья. Строение двудольного семени включает эмбрион с двумя семядолями. Они способны поглощать питательные элементы до тех пор, пока растение не сможет получать питание самостоятельно через фотосинтез. Семена кукурузы относятся к однодольным, а бобовые – к двудольным.
Внутри кукурузного зерна в нижней части расположена семядоля. Она окружена запасающей тканью, или эндоспермом, которая обеспечивает крахмал для питания будущего ростка. В процессе проращивания зерна защитная оболочка раскрывается в двух местах. В верхней части появляется колеоптиль, а затем и почка зародыша, будущий побег растения. В нижней части открывается колеориза, после чего появляется зародышевый корень, будущий корень растения.
Как и кукурузные, бобовые зёрна содержат определённые места, из которых со временем появляются корни и листья. Однако, учитывая, что бобовые относятся к двудольным, вы увидите, что внутри расположены две одинаковые семядоли. Также внутри находится эндосперм, являющийся источником питания.
Для дополнительного изучения:
Что происходит, когда у обоих видов растений появляются корни и листья? Каковы сходства и отличия между однодольными и двудольными растениями?
Проект «Факторы, влияющие на прорастание семян»
Что необходимо растению для роста? С помощью этого эксперимента вы будете изучать один из важнейших факторов, влияющих на прорастание семени, и узнаете, зависит ли скорость роста от количества воды.
Зерно содержит источник жизни. Для роста нужна вода. Она необходима для различных процессов, происходящих внутри него, помогая питательным веществам попадать из почвы в клетки растения.
Как различные уровни влажности влияют на процесс роста зерна?
Что нам понадобится:
- почвенная горшечная смесь;
- 12 бобовых зёрен;
- 4 прозрачных пластиковых стаканчика;
- пульверизатор;
- перманентный маркер;
- дистиллированная вода;
- блокнот;
- карандаш.
Ход эксперимента:
- Чтобы попробовать прорастить семена, подготовьте четыре разных образца почвы. Сохраните небольшое количество почвы из каждого горшочка, чтобы позже использовать её.
- Пометьте на первом стаканчике «Сухой», на втором – «Сырой», на третьем – «Влажный», на четвёртом – «Мокрый».
- Разделите почву на четыре равные части. Первую часть поместите в стаканчик с надписью «Сухой».
- Слегка увлажните вторую часть почвы при помощи пульверизатора и поместите её во второй стаканчик с надписью «Сырой». Почва должна быть слегка влажной на ощупь.
- Добавьте воду в третий стаканчик с землёй. Должна получиться грязь.
- Добавьте много воды в четвёртый стаканчик с землёй. Земля должна быть очень мокрой. Когда вы сжимаете её рукой, должны появляться капли.
- Посадите в каждый стаканчик по одному бобовому зёрнышку, стараясь разместить его в верхней части слоя почвы ближе к краю. Вы должны видеть его снаружи. Покройте соответствующей почвой на ¼ дюйма (1 см).
- Выскажите гипотезу относительно дальнейшего роста. Будут ли все зёрна расти с одинаковой скоростью? Или скорость их роста будет разной? Почему?
- Каждый день следите за процессом роста. Делайте пометки карандашом в блокноте ежедневно.
- Действительно ли одни зёрна растут быстрее других? Возможно, некоторые из них не растут вовсе? Почему?
Вывод:
Для зёрен лучше всего подходит сырая почва. Почему? Какие условия должны быть обеспечены для прорастания семян? Потребности зародышей довольно простые. Им необходима почва с питательными веществами, вода, солнечный свет, подходящая температура и воздух, особенно углекислый газ.
Однако найти правильное соотношение всех важных элементов довольно сложно. Если зерно попадает туда, где мало света, его рост будет замедлен. То же самое происходит и тогда, когда оно не получает достаточное количество воды.
Вода очень важна для благополучного роста. Поступая из почвы, она обеспечивает каждое зёрнышко питательными веществами. Растения обладают системой циркуляции, как и человеческий организм. В организме человека система кровообращения способствует перемещению питательных веществ. Нечто подобное происходит и с растениями. Вода действует так же, как и кровь.
Ещё один источник питания – фотосинтез. Этот процесс задействует свет, воду и углекислый газ. Это – главные условия, необходимые для прорастания семян.
Растениям нужна вода, однако её не должно быть слишком много, иначе ее большое количество способствует процессу гниения, вследствие чего зерно прекращает свой рост. Если добавить в почву слишком много воды, она заполняет всю ёмкость, вытесняя воздух. Это значит, что корни не смогут дышать и начнут гнить. Лучший вариант для растения – небольшое количество влаги.
Проект «Гидропоника или почва. Где лучше выращивать семена.»
Определите, какие условия будут способствовать тому, что бобовое зерно будет расти быстрее. Что лучше: обычный способ посадки или гидропоника?
Что нам понадобится:
- бобовые семена;
- четыре пластиковых горшочка;
- один пакет почвенной смеси;
- 10-20 л дистиллированной воды;
- две торфяные таблетки;
- два горшочка для гидропоники;
- линейка;
- дневник или блокнот.
Ход эксперимента:
- Подготовьте два горшочка с почвой. Посадите зёрна на 1-2 см и слегка присыпьте их землёй. Обеспечьте им достаточное количество солнечного света и поддерживайте одинаковый климат. Любые отличия в условиях для выращивания семян по методу гидропоники и традиционным способом могут повлиять на результаты эксперимента. Поэтому старайтесь обеспечить одинаковые условия.
- Подготовьте горшки для гидропоники, поместите зёрна в торфяную смесь, добавьте достаточное количество воды. Убедитесь, что зёрна покрыты небольшим количеством смеси.
- Наполните два других горшочка дистиллированной водой. Разместите горшки для гидропоники в верхней части этих ёмкостей. Убедитесь, что горшки касаются поверхности воды.
- Поливайте почву каждые три дня или же тогда, когда земля станет сухой. Горшочки, в которых выращивают растения по методу гидропоники, опрыскивайте при помощи пульверизатора, чтобы смесь оставалась влажной. Когда появятся корни, они будут тянуться к воде, которой всегда должно быть достаточно!
- Наблюдайте, записывайте и анализируйте. Измеряйте длину ростков до миллиметра каждые три дня. Составьте план. Отслеживайте изменения. Заполняйте таблицу результатов.
Вывод:
Какой метод выращивания зёрен лучше? Что будет способствовать более быстрому росту? Какие условия приведут к тому, что растение вырастит выше? В целом, что, по вашему мнению, лучше – почва или вода?
Проект «Лучший материал для переноса семян»
Дети смогут узнать, как происходит распространение семян с помощью определённых материалов. Они также смогут учесть другие факторы, такие как высота растения или необходимость попадания зерна на землю, прежде чем оно сможет переместиться в другое место.
Этот научный проект поможет определить, как зёрна перемещаются при помощи животных или одежды.
Что нам понадобится:
- небольшой кусочек шкуры животного, например кроличий мех со старой шапки;
- кусочек вискозы;
- кусочек джинсовой ткани;
- кусочек шерстяной ткани;
- 4,5 м плотной прочной верёвки;
- пластиковые пакеты;
- рулетка для измерения;
- ножницы.
Ход эксперимента:
- Вырежьте кусочки каждой ткани. Размер каждого из них должен составлять приблизительно 30 см на 12 см. Они могут быть немного меньше или больше. Однако все кусочки должны быть одинаковыми между собой.
- Сформулируйте гипотезу, какой материал, вероятнее всего, сможет собрать больше зёрен.
- Привяжите образцы ткани к верёвке на одинаковом расстоянии (приблизительно в 50-60 см друг от друга). Запишите, в каком порядке образцы ткани расположены на верёвке. Между первым и последним кусочком ткани должно быть около 120 см.
- Выберите поле для проведения эксперимента. Определите маршрут длиной около километра, по которому вы будете тащить верёвку.
- Возьмите один конец верёвки и пройдите с ней по намеченному маршруту.
- Соберите тестовые образцы ткани и положите каждый из них в пластиковый пакет. На каждом пакете отметьте, какой материал помещён внутри и под каким номером этот образец был размещён на верёвке.
- Используйте чистый набор таких же материалов и повторите всю последовательность действия, начиная с пункта 3. Но на этот раз разметите образцы в другом порядке.
- Повторите шаги 4, 5 и 6.
- Продолжайте искать новые маршруты. К концу эксперимента у вас должно быть 16 пакетов с тестовыми материалами.
- Используя ручную лупу и пинцет, найдите любые семена, которые попали на ткань. Посчитайте, сколько их. Запишите, какой материал собрал их больше всего.
- Тщательно изучите семена. Определите, как они попали на тестовые материалы.
Вывод:
Какие существуют способы распространения семян? Как происходит распространение семян животными? Можно ли утверждать, что зёрна определённого типа перемещаются эффективнее остальных? Должно ли зерно отделиться от растения и упасть, прежде чем переместиться? Какие виды животных вашего региона способствуют перемещению зёрен?
Проект «Прорастание семян после термической обработки»
В процессе приготовления еды погибают бактерии и другие вредные организмы. Благодаря такой обработке пища становится безопасной для употребления. К тому же после уничтожения бактерий бобовые зёрна растут быстрее, а растение становится более здоровым. Проварить зёрна перед посадкой – хорошая идея, поскольку такая обработка ускоряет рост и увеличивает шансы хорошего урожая.
Главная цель – узнать, может ли бобовое зерно, прошедшее термическую обработку, в конечном счёте, прорасти.
Увидеть, смогут ли проваренные семена, избавленные от бактерий, прорасти.
Определить, сколько нужно варить, чтобы дать им возможность прорасти.
Что нам понадобится:
- 7 маленьких чашек петри;
- бумажные салфетки;
- 1 пакет непроваренных семян чечевицы (их можно приобрести в любом продуктовом магазине);
- прихватки для защиты рук;
- горшочек для приготовления зёрен;
- ложка для перемещения приготовленных зёрен в ёмкость;
- кухонная плита;
- бумага и карандаш для ведения записей;
- фотоаппарат.
Ход эксперимента:
- Соберите материалы.
- Пометьте каждую ёмкость (от 1 до 7).
- Отрежьте бумажное полотенце и поместите его на дно ёмкости.
- Возьмите 1 ложку сырых бобов и поместите в блюдо 1.
- Возьмите 200 г чечевицы и поместите в ёмкость, на 1/3 наполненную водой.
- Включите печку и доведите воду до кипения (будьте осторожны, используйте прихватки, когда будете брать горячую ёмкость).
- Через пять минут после начала кипения возьмите из кастрюли одну ложку зёрен и выложите в блюдо 2.
- Через 10 минут выложите ложку зёрен в блюдо 3.
- Через 15 минут выложите ложку зёрен в блюдо 4.
- Через 20 минут выложите ложку зёрен в блюдо 5.
- Через 25 минут выложите ложку зёрен в блюдо 6.
- И ещё через 30 минут выложите ложку зёрен в блюдо 7.
- Возьмите 7 влажных бумажных салфеток и накройте ими каждое блюдо с зёрнами.
- Поставьте блюда на подоконник или в другое место, куда попадают солнечные лучи.
- Поливайте их ежедневно на протяжении 4-5 дней.
- Каждый день после полива делайте фотографию и записывайте результаты в журнал.
- Через 5 дней запишите, какие зёрна проросли лучше всего, а какие хуже.
Вывод:
Будут ли проваренные зёрна расти быстрее? Действительно ли процесс термической обработки не только убивает бактерии, но и способствует более быстрому росту? Уничтожаются ли в процессе проваривания клетки, необходимые для роста?
Проект «Какие семена выживают при сильных минусовых температурах»
Некоторые зерна переносят низкую температуру лучше, чем остальные. Для проведения этого научного исследования, вы создадите условия суровой зимы, чтобы узнать про влияние температуры на прорастание семян.
Цель этого проекта – определить, какие зёрна лучше всего переносят суровые условия (низкую температуру).
Что нам понадобится:
- пакеты с тремя видами семян;
- маленькие пластиковые пакеты;
- перманентный маркер;
- морозильник;
- бумажное полотенце;
- небольшая пластмассовая пластина;
- пластиковые пакеты объёмом 3,7 л.
Ход эксперимента:
- Отсчитайте по 25 семян каждого вида.
- Поместите каждую группу в отдельный пластиковый пакет.
- Подпишите пластиковые пакеты, указывая названия растений, а также слово «замороженный».
- Отсчитайте ещё по 25 семян каждого вида и разложите их в отдельные пакеты.
- Подпишите названия растений и укажите слово «контрольный».
- Поместите пластиковые пакеты с отметкой «замороженный» в морозильники на пять дней. Это поможет создать условия суровой зимы.
- Намочите бумажное полотенце и сожмите его, чтобы убрать лишнюю воду. Сложите полотенце в четыре слоя. Разложите его на небольшой пластмассовой тарелке.
- Разложите на поверхности полотенца замороженные семена. Всю тарелку поместите в пакет объёмом около 3-4 л и запечатайте. Подпишите пакет.
- Повторите шаги 7 и 8 с остальными семенами. Поместите все пакеты в светлом месте, но не под прямыми солнечными лучами.
- Каждые два дня добавляйте немного воды, чтобы поддерживать необходимый уровень влажности. Считайте количество появившихся ростков. Записывайте данные.
- Через две недели проанализируйте данные. Сколько семян проросло? Если хотите, можете перевести количество в проценты. Какие семена лучше всего переносят «суровые зимние условия»?
Вывод:
Какие зёрна лучше всего переносят холодную температуру? Осенью многие цветы распространяют свои семена. Весной они начинают прорастать. Но что происходит во время зимы, когда температура понижается? Как правильно хранить семена?
Проект «Проращивание сухих бобов»
Многие семена высушиваются при определённых условиях. После высушивания их можно употреблять в пищу на протяжении длительного периода времени. Что касается рассады, семена можно сажать на протяжении года после сбора урожая. Если после высушивания спящий эмбрион не погибает, из таких семян могут появиться полноценные растения.
Главная цель этого эксперимента – узнать, становятся ли сухие зёрна, которые мы употребляем в пищу, нежизнеспособными. Этот эксперимент можно проводить с любым видом бобовых зёрен, приобретённых в магазине.
Что нам понадобится:
- семена зелёных бобов (будут использоваться для контроля);
- высушенные семена фасоли, белых бобов и др.;
- 4 ящика для цветов;
- почва.
Семена и необходимые для рассады материалы можно приобрести в специальном магазине. Экспериментальные высушенные семена можно также купить в магазине.
Ход эксперимента:
- Поместите по 4-6 семян каждого вида в воду на всю ночь.
- Заполните контейнеры рыхлым грунтом.
- Два контейнера подпишите «Зелёные бобы».
- На других контейнерах напишите название тех бобовых культур, которые вы приобрели в магазине.
- Если вы используете ещё один вид бобовых растений для своего эксперимента, пометьте ещё два контейнера, указывая название культуры.
- Сделайте глубокое отверстие в почве.
- Поместите 2-3 семени в соответствующие контейнеры.
- Ежедневно поливайте и наблюдайте за процессом. Для этого потребуется несколько дней. Используйте таблицу, приведённую ниже.
Высота | Зеленые бобы 1 | Зеленые бобы 2 | Зеленые бобы 3 | Фасоль 1 | Фасоль 2 | Фасоль 3 |
День 1 | ||||||
День 2 | ||||||
День 3 | ||||||
День 4 | ||||||
День 5 |
Вывод:
Какой процесс применяется для высушивания бобовых зёрен? Как долго зародыши семян сохраняют способность к жизни после высушивания? Как долго могут храниться сушёные бобы, предназначенные для употребления в пищу? Почему бобы нужно высушивать, прежде чем употреблять в пищу? Как опыляются бобовые? Какие существуют главные условия, необходимые для прорастания семян?
Заключение
Все исследования, связанные с выращиванием растений, имеют огромное значение для всего человечества. Чем больше мы будем понимать, как размножаются растения, как правильно хранить зёрна и что необходимо для того, чтобы они взошли, тем больше у нас шансов обеспечить безопасность питания. Проведенные опыты могут стать вашим первым шагом в этом направлении. Из них вы уже узнали, в чем заключается польза семян, также вы на практике познакомились с тем, как происходит выращивание из семян ростков и что для этого нужно. Вы можете продолжить исследования и изучить строение других семян, например, строение семени тыквы, а также расширить разнообразие изучаемых образцов для определения разных способов размножения растений.
Источник