Способ распространения семян крылатки

Способ распространения семян крылатки

У растений с односемянными сухими плодами (жёлудь, орех, семянка, зерновка) рассеиваются сами плоды вместе с семенем. Семенная кожура у таких семян развита слабо, т.к. функцию защиты выполняет околоплодник. Такие плоды часто распространяют звери, которые ими питаются и делают запасы (бурундуки, белки, мыши).
Семена сочных плодов распространяют животные, которые их поедают. Такие семена должны сохранить способность прорастать, пройдя через пищеварительный тракт животного (некоторые при этом даже улучшают свою всхожесть). Поэтому у них есть плотная семенная кожура (у ягод) или каменистый слой околоплодника – косточка.

Некоторые семена переносят насекомые. Например, муравьи перетаскивают семена трав с сочными придатками-выростами (чистотел, копытень, фиалка). Поэтому заросли этих растений могут указывать и на муравьиные тропы.

Способы распространения плодов, семян

После образования семян либо весь плод, либо содержащиеся в нем семена (или семя), отделяются от родительского растения. Чем дольше разносятся семена, тем менее вероятна конкуренция со стороны родительского растения. Это дает также больше шансов колонизировать новую территорию, что со временем приводит к увеличению размеров популяции в целом. Однако при этом существует опасность, что семя, будучи занесено слишком далеко от родительского растения, не найдет подходящего места для прорастания.

Способы расселения семян и плодов у цветковых растений очень разнообразны. Конечно, ветер и вода здесь широко используются как посредники в расселении, но к ним еще добавляется посредничество животных, а также использование механических сил, возникающих в самом растении, и, кроме того, многочисленные приспособления плода, позволяющие наиболее эффективным образом использовать перечисленных посредников.

Существуют три главных внешних фактора, распространяющие семена, — ветер , животные и вода .

Распространение животными

Распространение семян при помощи животных.

Семена некоторых растений имеют цепкие усики. Например, лопух. А знаете ли вы то, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.

Птицы, питающиеся семенами и плодами растений, тоже вносят свой вклад. Вот сойка и клёст. Неся к себе в гнездо лакомство, птицы роняют отдельные семена, которые затем и прорастают.

Белки, бурундуки и многие другие животные питаются плодами и семенами растений, делают запасы на зиму. Но не все семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные и вовсе забывают.

Семена многих растений разносят насекомые. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.

Распространение семян животными, в общем, более надежно, так как животные обычно посещают плодородные участки, подходящие для прорастания семян. Плоды, снабженные колючками или крючочками, прицепляются к коже или шерсти проходящих мимо животных и могут быть перенесены на некоторое расстояние, прежде чем будут содраны или отпадут. Прицепки развиваются из разных частей плода или окружающих структур .

Примерами служат плоды подмаренника цепкого, гравилата, лопуха, моркови, лютика, череды, репешка. У гравилата крючочки имеются на столбике. У лопуха скопление мелких плодов окружено крючковидными листочками обёртки (видоизменённые листья), образующими единую структуру: кроме того, здесь имеются мелкие жёсткие волоски, которые проникают в кожу, вызывая раздражение и расчёсывание, в результате чего плоды отпадают. У подмаренника, моркови и лютика перикарпий покрыт выростами (прицепками). У череды плод снабжён летучкой, как у одуванчика, но с прочными шипами. Цветоложе репешка покрыто жёсткими загнутыми колючками. Примерами сочных плодов служат плоды сливы, ежевики, земляники, томата, яблони. Мясистые части этих плодов служат пищей животным и птицам. При созревании они обычно приобретают яркую окраску и аромат, привлекающие животных. Животное съедает, и семена проходят через кишечник и выходят с испражнениями, часто попадая на плодородную почву. Содержащиеся в экскрементах питательные вещества могут повышать плодородие почвы вокруг семени.

Читайте также:  Бухгалтерские проводки при строительстве хозяйственным способом

Распространение ветром

1 группа: Распространение семян ветром.

Больше всего среди семян любителей полетов. Самый выгодный удобный способ попасть в далекие края. Семена растений, распространяемых ветрам, имеют парашютики или крылышки. Они медленно кружатся в воздухе и размещаются на большие расстояния. Дунет ветер, и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения.

Исследование семян: ели, сосны, липы, клена, березы.

У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень интересно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.

Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Семена снабжены парашютом из волосков (тополиный «пух»). Тополиный «пух» гонимый ветром, кружится, как снег. А затем медленно опускается на землю, устилает улицы.

Перекати – поле – неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Они принимают шарообразную форму и могут перекатываться ветром на десятки и сотни километров. А если прибавить те километры, которые перекатывается из стороны в сторону, то ещё добавится, возможно, тысяча. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, перекати – поле рассеивает семена. Под именем перекати – поле объединяют большую группу степных растений: рогачку, кичим, катран и другие растения.

Мак. Плод — коробочка. Созревшие семена могут высыпаться на ветру из отверстий коробочки, как соль из солонки. Также они могут выбрасываться на большое расстояние в результате резкого лопанья коробочки.

Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления. К их числу относятся летучки, которыми снабжены, например, семена ивы, кипрея, хлопчатника, плоды одуванчика, и крылатки, как, например, у сосны (голосемянные), яза, ясеня, клёна, граба.

У ряда растений, например у мака, чернушки, наперстянки, лихниса, плод – коробочка, сидящая на ножке, которую колышет ветер, так что многочисленные мелкие семена высыпаются через поры в верхней части плода.

Семена некоторых растений, например, орхидей, настолько мелкие и лёгкие, что разносятся ветром, не имея никаких специальных придатков, вскрывающихся плодов. Вскрытие у них происходит путём растрескивания по шву между плодолистиками, как, например, у бобов. Семена при этом либо выбрасываются из плодов более или менее сильным толчком, либо просто выпадают из них. Некоторые из таких семян имеют приспособления для распространения ветром (например, у кипрея). Коробочки тоже бывают вскрывающимися (например, у мака и кипрея), причём у некоторых растений семена выбрасываются из них с силой (например, у фиалки).

Распространение водой

Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.

Плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до 2 кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа.

Читайте также:  Способы закручивания булочек с сахаром

Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём.

В клетках стенки завязи накапливаются такие вещества как белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины и др. Лишь немногие плоды и семена специально приспособлены для распространения с помощью воды. Они содержат воздушные полости, удерживающие их на поверхности воды.

Кокосовый орех — костянка с волокнистым мезокарпием и многочисленными воздухоносными полостями. У кувшинки семя снабжено губчатой оболочкой, происходящей из ножки семязачатка.

Случайное распространение

Разделение семян и плодов на категории в зависимости от способа их распространения никак нельзя считать строгим, а также степень их специализации к распространению; ветром, животными или автохории (сильно варьирует). Очевидно, во многих случаях большую роль играет элемент случайности, и данный плод или семя может распространяться двумя из названных трёх способов или даже всеми тремя. Один из главных факторов случайного распространения является человек; семена могут прицепляться или прилипать к его одежде и т. д. или перевозиться с разными грузами на транспортных средствах. Засорение зерновых культур семенами сорняков обычное явление, наблюдаемое по всему земному шару. Орехи, припрятанные про запас грызунами, могут остаться, и прорасти следующей весной. Наводнения, ураганы и т. д. могут занести семена дальше, чем обычно.

Иные способы распространения плодов и семян

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян недотроги, акации.

Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.

Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него – небольшой огурец. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.

Пожалуй, наиболее интересный пример – разбрасывание семян бешеным огурцом. Плод этого растения, принадлежащего к семейству тыквенных, очень похож на своего родственника – обыкновенного огурца.

Когда семена бешеного огурца достигают полной зрелости, окружающие их мясистые ткани превращаются в слизистую массу.

При отделении огурца от плодоножки создается давление на содержимое плода по принципу реактивной тяги, которая двигает плод в противоположную полету семян сторону, что способствует разбрасыванию семян на более значительной площади.

Любопытный механизм разбрасывания семян есть у обыкновенной кислицы (заячий щавель). Конструкция механизма сходна с таковой у бешеного огурца.

Бобы – плоды, характерные для представителей сем. бобовых, например, для гороха, конских бобов, фасоли, утёсника, ракитника, золотого дождя из одного плодолистика содержащего много семян. Перикарпий, высыхая, скручивается, так как его наружные и внутренние волокнистые слои сокращаются в разных косых направлениях; в результате создаётся напряжение, и боб может внезапно раскрыться по боковым швам, с силой выталкивая наружу несколько семян. Другие семена выбрасываются менее энергично по мере дальнейшего скручивания.

У эшшольции от растения активно отделяется – отскакивает — целиком весь плод с созревшими семенами.

Растения, разбрасывающие семена, обычно произрастают в таких местах, где по тем или иным причинам невозможно использовать другие пути расселения (ветер, животные). Чаще всего они обитают в глухих уголках леса, где почти не бывает ветра, и где редко проходят звери.

У многих ирисовых, лилейных, примул распространение семян построено по принципу метательных приспособлений.

Есть плоды, способные ползать и скакать (овес, ковыль, др.)

Источник

Конспект урока по биологии «Распространение плодов и семян»

Конспект урока по биологии

Тема: Распространение плодов и семян.

Цель: сформировать у учащихся представление о приспособлениях плодов и семян к различным способам распространения.

Планируемые образовательные результаты:

Читайте также:  Тригонометрия способы решения уравнений

1) Предметные: сформировать представления о приспособлениях плодов и семян к распространению при помощи ветра, воды и животных.

2) Метопредметные: способствовать формированию умения делать выводы на основании практических работ; уметь находить причинно-следственные связи; продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, учебником.

3) Личностные: сформировать позитивное эмоциональное отношение к изучаемым объектам; р азвивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли; способствовать управлению своей познавательной деятельностью.

Тип урока: урок освоение новых знаний.

Структура урока: 1) Организационный момент; 2) Актуализация знаний; 3) Создание проблемной ситуации; 4) Целеполагание; 5) Изучение нового материала; 6) Закрепление; 7) Рефлексия; 8) Д/з

Основные понятия: крылатки, пушинки (парашютики), прицепки, воздушные полости, сочные съедобные плоды, саморазбрасывание.

Формы организации учебной деятельности: парная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетради, набор плодов и семян, гербарные экземпляры растений с разными типами соцветий, таблица «Плоды и семена».

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто дежурный? Кто отсут­ствует? Настрой класса на работу.

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Готовность класса на работу.

Наблюдение. Фронталь­ная беседа.

2. Актуализация знаний

Ребята, на прошлом уроке мы проходили разнообразие плодов. Давайте вспомним, из чего состоит плод? какими бывают плоды? Какие есть классификации? Каковы функции плода?

Правильно, ребята! Вы молодцы. Мы сегодня продолжим изучать тему плод. Более детально рассмотрим одну из важнейших функций плода, а именно функцию распространения семян. Записываем тему нашего урока: Распространение плодов и семян.

Слушают, отвечают на вопросы:

Плод состоит из околоплодника и семян.

По количеству семян, плоды разделяются на односемянные и многосемянные.
В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды.

Важнейшие функции плода защита и распространение семян.

Записывают тему урока.

Познава­тельные, комму­никатив­ные, ре­гулятив­ные.

Устный. Фронталь­ная беседа. Письмен­ный.

3. Создание проблемной ситуации

Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябину, увешанную алыми гроздьями, или найдя, бронзовые гномики желудей вдалеке от многовекового исполина дуба.

— Всегда ли мы можем ответить на вопрос: как попало сюда это растение?

— Задумайтесь, почему плоды боярышника красные, семена клена имеют крылья, а плоды репейника имеют прицепки?

В ходе сегодняшнего урока, мы найдем ответы на эти вопросы и проверим ваши предположения.

Слушают вопрос. Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи. Излагают свое мнение, аргументируя его.

Познава­тельные, комму­никатив­ные, ре­гулятив­ные

Устный. Фронталь­ная беседа.

Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок исходя из нашей темы? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…” ( Поделитесь своими мыслями вслух)
А теперь давайте сформулируем общую цель урока.

Цель урока: изучить приспособление плодов и семян к распространению при помощи различных способов.

Формулируют цель урока и записывают ее в тетрадь.

Познава­тельные, комму­никатив­ные ре­гулятив­ные

Устный. Фронталь­ная беседа. Письмен­ный.

5. Изучение нового материала

Существуют разные способы распространения семян.

Как вы думаете при помощи чего или семена могут распространятся? Пользуясь учебником, составьте схему «Способы распространения плодов и семян»

А теперь давайте выясним, какие приспособления имеют семена для распространения.

Самостоятельная работа. Просмотрите дополнительный раздаточный материал(плоды и гербарий), материал учебника, и назовите приспособления семян для распространения ветром.

Какие вы можете привести примеры, распространения семян ветром?

— Покажите их по таблице на доске.

— Итак, выяснили, как помогает ветер, семена летят с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Это и есть специальные приспособления.

— А теперь давайте выясним приспособления для распространения у других растений.

Водой, животными и человеком, саморазбрасыванием. Работа ведется аналогично.

Какие вы можете привести примеры, распространения семян водой и что этому способствует?

Какие вы можете привести примеры, распространения семян животными и человеком?

Объяснение учителем. Способы саморазбрасывания.

1. Отскакивание плодов при падении (каштан, дуб).

2. Выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании (горох, бешенный огурец, фиалка)

3. Рассыпание семян при качании стебля (мак, тюльпан)

Ребята, теперь после всех обсуждений, заполните общую таблицу «Способы распространения семян». Можете использовать учебник.

Способ распространения плодов и семян

Источник

Оцените статью
Разные способы