- Государственная система распространения правовых актов в электронном виде (ГСРПА)
- Государственная система распространения правовых актов в электронном виде (ГСРПА)
- Справочная информация: «Понятие и структура правовой информации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
- Государство и правовая информация в электронном виде: состояние и перспективы
- Государство и правовая информация в электронном виде: состояние и перспективы
Государственная система распространения правовых актов в электронном виде (ГСРПА)
Государственная система распространения правовых актов в электронном виде (ГСРПА)
В 1996-1997 гг. было начато практическое формирование организационно-технологической основы Государственной системы распространения правовых актов в электронном виде (далее – ГСРПА). К работам по правовой информатизации во взаимодействии со структурными подразделениями ФАПСИ были подключены органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации. В составе региональных информационно-аналитических центров (далее — РИАЦ) центров правительственной связи в субъектах Российской Федерации (далее — ЦПС) были созданы небольшие подразделения правовой информатизации (группы, отделения), которые начали скоординированно решать задачи правовой информатизации в регионах страны.
Создание в мае 2000 года в стране федеральных округов привело к образованию Управлений ФАПСИ в федеральных округах, призванных организовывать решение всего комплекса основных задач федеральных органов правительственной связи и информации на уровне федеральных округов.
Создание управлений ФАПСИ в федеральных округах привело к завершению формирования трёхуровневой организационно-технологической структуры ГСРПА, которая действует и в настоящее время с учетом внесенных изменений в систему государственного управления в области безопасности Российской Федерации.
На первом уровне функционирует центральный узел правовой информации (ЦУПИ), созданный на базе «НТЦ «Система», в котором обеспечивается ведение интегрированного (эталонного) банка правовой информации, включающего, в том числе, банки правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ведение интегрированного (эталонного) банка правовой информации (по вопросам систематизации законодательства) обеспечивается при активном участии Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. В соответствии с законодательством Российской Федерации тексты правовых актов федеральных органов государственной власти, распространяемые в машиночитаемом виде по системам телекоммуникаций ФСО России, являются официальными.
Второй уровень составляют органы специальной связи и информации в субъектах Российской Федерации (управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах и центры специальной связи и информации ФСО России), силами которых обеспечиваются эксплуатация ИПС и предоставление к ним доступа пользователям — органам государственной власти и другим государственным организациям в субъектах Российской Федерации.
Одновременно в этих органах организована работа по созданию и ведению банков правовых актов субъектов Российской Федерации, их передача в ЦУПИ для обработки, единой систематизации и включения в состав интегрированного (эталонного) банка правовой информации.
На третьем уровне находятся абоненты ГСРПА — пользователи ИПС, государственные органы, которые, в свою очередь, обеспечивают передачу в ФСО России принимаемых ими правовых актов, а также иные государственные организации.
Информационную компоненту ГСРПА составляют ИПС ФСО России «Эталонный банк данных правовой информации «Законодательство России» и ИПС «Официальные и периодические издания правовой информации в машиночитаемом виде», телекоммуникационную компоненту – ОСПД «Атлас».
ИПС «Законодательство России» как электронное периодическое издание «Эталонный банк правовой информации «Законодательство России» прошла государственную регистрацию в Минпечати России и содержит:
- правовые акты федеральных органов государственной власти (официальные тексты),
- правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России,
- правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
- правовые акты органов местного самоуправления.
ИПС «Официальные и периодические издания правовой информации в машиночитаемом виде» также прошла государственную регистрацию и имеет в своем составе следующие электронные издания:
- Собрание законодательства Российской Федерации в машиночитаемом виде (официальное издание), с 1994 г. по н.в.,
- Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992 – 1994 гг.,
- Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992-1993 гг.,
- Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1993 – 1996 гг.,
- Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (официальное издание), с 1996 г. по н.в.,
- Бюллетень международных договоров, с 1993 г. по н.в.,
- Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, с 1995 г. по н.в.,
- Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с 1997 г. по н.в.,
- Сборник нормативных правовых актов Федеральной пограничной службы Российской Федерации, с 1996 г. по н.в.
С 1996 года ГСРПА использовалась для организации и проведения широких обсуждений наиболее значимых для страны и общества законопроектов. Совместно с профильными комитетами и Аппаратом Государственной Думы успешно было проведено обсуждение проектов Налогового кодекса Российской Федерации, Лесного и Водного кодексов Российской Федерации.
В первом полугодии 2000 года был проведен ряд организационно-технологических мероприятий по упорядочиванию функционирования ГСРПА. Был разработан и введен в действие регламент информационно-правового взаимодействия с территориальным органами специальной связи и информации и ЦУПИ, что позволяет чётко обеспечивать многостороннюю циркуляцию электронной правовой информации в едином технологическом процессе.
ГСРПА охватывает практически всю страну и продолжает расширяться, ежемесячный прирост информационно-правовых фондов составляет порядка 10 тыс. документов, каждый месяц количество абонентов ГСРПА увеличивается на 20-40, как правило, корпоративных пользователей.
Структурная схема ГСРПА представлена здесь.
Источник
Справочная информация: «Понятие и структура правовой информации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(материалы подготовлены специалистами
АО «Консультант Плюс»)
Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов см. справочную информацию
Условия и порядок вступления в силу международных договоров Российской Федерации. Порядок их опубликования см. справочную информацию
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
Источник
Государство и правовая информация в электронном виде: состояние и перспективы
Государство и правовая информация в электронном виде: состояние и перспективы
Будаков А.С., ФСО России
Государство и правовая информация в электронном виде:
состояние и перспективы
Правовая информатизация России в современной истории страны – относительно новое направление в жизнедеятельности государства и общества. Инициатором придания импульса работам по правовой информатизации России выступило Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации. 28 июня 1993 г. увидел свет Указ Президента Российской Федерации № 966, утвердивший Концепцию правовой информатизации России (далее – Концепция). Именно этот документ, оставаясь остро актуальным по нынешний день, задает основные направления реализации работ по данному направлению.
В Концепции определено, что главной целью правовой информатизации России является построение общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, органы государственной власти и местного самоуправления. По своему содержанию она должна стать автоматизированной системой информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания.
В Концепции определены основные участники создания системы:
ФСО России – головной исполнитель работ;
ФГУП «Научно-технический центр правовой информации «Система» ФСО России — центральный узел правовой информации;
органы государственной власти – ответственные за формирование и сопровождение банков правовой информации.
В рамках реализации Концепции на сегодняшний день создана и успешно функционирует на всей территории страны Государственная система распространения правовых актов в электронном виде (далее – ГСРПА).
ГСРПА основана на использовании государственных и муниципальных информационно-правовых ресурсов и предназначена:
для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов (далее – государственные органы) оперативной, официальной и достоверной правовой информацией в электронном виде;
для обеспечения государственных и муниципальных учреждений, органов местного самоуправления официальной и достоверной правовой информацией в электронном виде;
для обеспечения доступа иных организаций и физических лиц к правовым актам в электронном виде и повышения правовой культуры.
Информационной основой ГСРПА являются официальные тексты правовых актов и сведения о них, получаемые федеральными органами государственной охраны от государственных органов и органов местного самоуправления.
Технологической основой ГСРПА являются информационно-правовые системы, средства (системы) информационной безопасности и системы передачи данных (в том числе специальные и общего доступа), находящиеся в ведении федеральных органов государственной охраны, государственный Интернет-сайт правовой информации (Официальный интернет-портал правовой информации).
В ГСРПА обеспечиваются:
сбор, накопление, обработка (заполнение регистрационной карточки, содержащей основные реквизиты правового акта, формирование междокументных гипертекстовых ссылок, создание текущих редакций правового акта, кодификация правовых актов, выделение ключевых слов и другие операции), актуализация, хранение, а также централизованное распространение правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления (в том числе в страны ближнего и дальнего зарубежья);
обслуживание и поддержка интегрированного полнотекстового банка правовой информации (эталонного банка данных правовой информации), размещенного в центральном узле правовой информации;
защита информации, находящейся в специальных информационно-правовых системах, включая использование механизма электронной цифровой подписи для подтверждения целостности и достоверности правовых актов в электронном виде.
При этом в обработке правовых актов принимают участие государственные органы и органы местного самоуправления, издающие правовые акты. Например: Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
Федеральные органы государственной охраны организуют установку и обслуживание информационно-правовых систем в государственных органах, государственных и муниципальных учреждениях, органах местного самоуправления, публичных центрах правовой информации, а также проводят обучение и оказывают консультативную помощь.
Доступ граждан к правовой информации осуществляется посредством публичных центров правовой информации и в сети Интернет.
Учитывая тематику нашей конференции: «доступ к правовой информации» несколько подробнее о публичных центрах правовой информации (далее — ПЦПИ).
В 1998 году по инициативе Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, ФАПСИ и Минкультуры при участии Фонда правовых реформ начаты работы по созданию сети ПЦПИ на базе общедоступных библиотек. Первый ПЦПИ создан в областной библиотеке в Смоленске, затем в Российской государственной библиотеке и Российской национальной библиотеке.
Востребованность правовой информации гражданами, заинтересованность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления привели к активному росту количества ПЦПИ, значительному превышению запланированных показателей.
В последующие годы к этой работе подключились учебные заведения (сначала высшего образования, а потом и среднего), почтовые отделения.
С 2007 года создаются публичные центры доступа к российской правовой информации за рубежом на базе российских центров науки и культуры – загранпредставительств Росзарубежцентра (ныне – Россотрудничества). Они ориентированы в первую очередь на обеспечение информационно-правовых потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, но востребованы и государственными органами и организациями, а также гражданами зарубежных стран.
Деятельность России по созданию ПЦПИ получила высокую оценку ЮНЕСКО.
Таким образом, ГСРПА сегодня это:
более 1,74 млн. правовых актов федерального и регионального уровней;
100% охват субъектов Российской Федерации;
около 10 тыс. корпоративных пользователей в государственных органах;
более 19,5 тыс. публичных центров (пунктов доступа) к правовой информации на базе общедоступных библиотек, учебных заведений, почтовых отделений и т.п. на территории Российской Федерации;
более 120 центров публичного доступа к российской правовой информации за рубежом;
круглосуточный свободный доступ к российской правовой информации в сети Интернет.
Необходимо отметить, что все вышеизложенное не подразумевает исключительной монополии ФСО России в проведении работ по правовой информатизации России.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» принимаемые правовые акты размещаются на официальных сайтах этих органов.
Минюстом России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации ведутся Федеральные регистры нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов, реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Необходимо отметить и роль лидеров негосударственного сектора правовой информатизации: «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», в том числе в обеспечении функционирования публичных центров правовой информации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что определенные практические результаты в области формирования и распространения правовой информации в электронном виде достигнуты.
Однако на повестку дня выходит задача постепенной трансформации ГСРПА в общенациональную правовую информационную систему — государственную систему правовой информации (далее — ГСПИ).
Основным содержанием перехода от ГСРПА к ГСПИ должно стать использование современных информационных технологий, электронного вида документа на всех этапах: от подготовки проекта правового акта до его официального опубликования и применения как государственными органами, так и гражданами России. Данный подход полностью соответствует таким современным понятиям как «электронное государство», «электронное правительство».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Одним из мероприятий программы является «Развитие государственной системы правовой информации». Исполнителем мероприятия определена ФСО России.
Для успешного развития ГСПИ необходимо решить вопросы:
совершенствования нормативного регулирования различных аспектов информационно-правового обеспечения государственных органов и структур общества (в первую очередь официальности правовой информации в электронном виде);
унификации и стандартизации форм хранения, предоставления и обмена правовой информацией в электронном виде;
технологической поддержки нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе единых технологических и технических решений;
создания системы официального опубликования правовых актов в электронном виде;
развития инфраструктуры центрального узла правовой информации;
обеспечения полноты, высокого уровня достоверности, актуальности и юридической обработки фондов официальной правовой информации;
обеспечения широкого свободного доступа к официальной правовой информации.
Практические работы по развитию ГСПИ уже проводятся. В том числе:
разработаны программные комплексы информационно-правовой поддержки правотворческой деятельности органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня. При этом необходима их тесная увязка как с существующими системами Государственной Думы, так и с перспективными, например: ГАС «Законотворчество»;
разработан и введен в эксплуатацию Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.fso.gov.ru), который должен стать единым интегратором отечественного Интернет-пространства правовой информации. Мы ожидаем, что к работе Портала присоединятся многие участники правовой информатизации России, в том числе на региональном уровне.
Уже сегодня в работе портала принимают участие «Гарант», «Кодекс» и «КонсультантПлюс».
В ближайших планах находится и практическая реализация комплекса вопросов, связанных с официальным опубликованием правовых актов в электронном виде.
Мы полагаем, что ГСПИ будет состоять из набора функциональных подсистем, каждая из которых будет представлять собой сложную самостоятельную систему, функционирующую по единым нормативно-организационным и технологическим принципам, что в целом позволит обеспечить использование правовой информации в электронном виде на всех этапах ее существования, реализацию Концепции правовой информатизации России в полном объеме.
Источник