- Bio-Lessons
- Образовательный сайт по биологии
- Распространение плодов и семян
- Распространение плодов и семян
- Конспект урока по биологии «Распространение плодов и семян» 6 класс
- Плоды. Их классификация и распространение
- Урок 28. Биология 6 класс
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Плоды. Их классификация и распространение»
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Распространение плодов и семян
Распространение плодов и семян
В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.
В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).
Рис. 1 Саморазбрасывание семян
Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.
У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.
Рис.2 Распространение семян ветром
Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.
У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).
Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).
Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой
Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.
Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка
У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.
Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.
От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.
Плоды
Источник
Конспект урока по биологии «Распространение плодов и семян» 6 класс
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.
Развивающая: формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, анализировать, делать выводы, находить в тексте сведения для заполнения схем, развивать навыки самостоятельной работы.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: таблица «Распространение плодов и семян», мультимедийный проектор, Приложение 1. Презентация Power Point к уроку,
I . Организационный момент.
II . Актуализация опорных знаний учащихся.
Диктант. Допишите предложения.
1. Важнейшие функции плода …(защита и распространение семян).
2. Плод состоит из …(околоплодника и семян).
3. Разросшиеся и видоизменённые стенки завязи это … (околоплодник).
4.Семена образуются из … (семязачатка).
5. По количеству семян плоды разделяются на … (односемянные и много –
семенные).
6. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают … (сочные и сухие плоды).
7. Сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей…(ягода).
8. Какие растения имеют плод костянку: (вишня, слива, абрикос и т.д.).
9. Семянка — сухой или сочный плод … (сухой).
10. Сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной .
кожурой единственного семени … (зерновка).
11. Плод коробочка развивается у …(льна, мака, табака и т.д.).
12. Плод тыквина имеется у растений … (тыквы, арбуза, огурца и т.д.).
Учитель: Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябину, увешанную алыми гроздьями, или найдя, бронзовые гномики желудей вдалеке от многовекового исполина дуба.
— Всегда ли мы можем ответить на вопрос: как попало сюда это растение?
— Задумываемся, почему плоды боярышника красные, семена клена имеют крылья, а орех лещины одет в твердый панцирь?
– Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?
Природа не поскупилась на разнообразие плодов и семян, и придумала приспособления для продолжение их рода. В природе очень мало растений, которые сами разбрасывают семена.
2. Способы распространения плодов и семян.
Существуют разные способы распространения семян.
Самостоятельная работа с учебником.
— Пользуясь учебником, составьте схему
«Способы распространения плодов и семян»
ветром водой животными человеком саморазбрасыванием
3. Приспособления для распространения семян.
— А теперь давайте выясним, какие приспособления имеют семена для распространения.
Самостоятельная работа. Просмотрите дополнительный раздаточный материал из рубрики «Это интересно», материал учебника, и назовите приспособления семян для распространения ветром.
3.1. Какие вы можете привести примеры, распространения семян ветром?
— Покажите их по таблице на доске. Одновременно идет показ слайдов с фото растений каждой группы.
— Итак, выяснили, как помогает ветер, семена летят с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Это и есть специальные приспособления.
— А теперь давайте выясним приспособления для распространения у других растений.
Водой, животными и человеком, саморасбрасыванием. Работа ведется аналогично, учащиеся заполняют таблицу.
Работа с рабочей тетрадью № стр. (таблица заполняется по ходу урока)
Способы распространения плодов и семян
крылатые выросты (крылатки)
Животными и человеком
3.2. Какие вы можете привести примеры, распространения семян в одой?
Ответы уч-ся: (Способствует этому то, что плоды с наружи покрыты губчатой, волокнистой кожурой. Она лёгкая, и служит для того, чтобы плоды могли плавать и распространяться морскими течениями).
3.3. Объяснение учителем. Способы саморасбрасывания.
Отскакивание плодов при падении (каштан, дуб).
Выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании (горох, бешенный огурец, фиалка)
Рассыпание семян при качании стебля (мак, тюльпан)
3.4. Какие вы можете привести примеры, распространения семян ж ивотными и человеком?
Ответы уч-ся: (Крючочки, мелкие размеры, твердая оболочка, семена с придатками, содержащими масла – лакомство для насекомых)
— Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке?
(распространение плодов и семян)
— Что вы узнали сегодня на уроке?
(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными, водой)
Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются)
Это солнышко сорвем
Много зерен соберем,
Их пожарим, погрызем,
А приедут гости
Им дадим по горсти.
(подсолнух, животными, человеком)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
И развеял этот шар.
(одуванчик, ветром, парашютики)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(рябина, птицами и животными)
Кто не прикасается,
За того цепляется
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
Что за диво: плод плюется
Целым в руки не дается.
(Бешеный огурец, саморазбрасыванием).
— Как вы думаете, какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?
Решите головоломку “Способы распространения плодов и семян”
Впишите слова, обозначающие способы распространения плодов и семян, так, чтобы буква «О» у них была общей.
Поделитесь своими впечатлениями? Кто может похвалить себя? За что?
Расскажите. Кто недоволен собой? Что не получилось?
О чем узнали и какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими знакомыми и родителями?
Вы все сегодня на уроке были активными и внимательными. Спасибо всем за работу.
VII . Дом. задание. П. 31, в. 1-5.
Рубрика «Это интересно»
1. Ветром.
Тополь – растение двудомное. Он образует тычиночные (мужские) и пестичные (женские) экземпляры. Тополиные «метели» образуют женские экземпляры. Семена снабжены парашютом из волосков (тополиный «пух»). Тополиный «пух» гонимый ветром, кружится, как снег. А затем медленно опускается на землю, устилает улицы.
Одуванчик.
Одуванчик растёт везде: на лесной опушке и в огороде, на поляне и городском газоне. В жизни одуванчика несколько страниц. Первая — зелёная, когда растение ещё не успело зацвести. Затем открывается замечательная – жёлтая страница. Многочисленные маленькие цветочки сидят в корзинках, прижавшись, друг к другу, как весёлые братья и сёстры. Но вот цветки отцвели – корзинка закрылась. Пройдёт какое – то время – и она развернётся белым шаром. И полетят по ветру семена на крошечных парашютиках. Так открывается белая страница жизни одуванчика.
Плоды благодаря окружающему их раздутому мешочку, например у осок, легко, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром либо прилипают к водоплавающим птицам и вместе с ними улетают далеко от родных мест. Другие плывут по воде, удерживаясь на собственных воздушных поясах и пузырях. Способствует и то, что плоды с наружи покрыты губчатой, волокнистой кожурой. Она лёгкая, и служит для того, чтобы плоды могли плавать и распространяться морскими течениями.
Есть и у нас в средней полосе дерево — труженик и помощник, растущее у водоемов, которое обязано своим распространением рекам, ручьям, речушкам. Это ольха.
3. Животными и человеком.
Репейник, он же лопух, мог бы обидеться на людей. «Пристал, как репейник», — «Вот лопух!», но репейник не обижается. Под натиском человека репейник только говорит человеку спасибо. Ведь это его, лопуха, корзинки с плодами- крючочками крепко держаться за одежду человека – куда человек, туда и они! Это приспособление к распространению семян. Оттого – то и растёт лопух повсюду. Выйди из дома, оглянись. И наверняка увидишь, где нибудь поблизости большие листья этого умеющего приспосабливаться растения.
Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. Всякий, не раз видел, как муравьи тащат к своему муравейнику семена разных растений, например чистотела, хохлатки, чистяка, душистой фиалки. Вероятно, многим приходилось встречать обильные заросли чистотела возле муравейников. Муравьёв в этом растении не плоды в виде длинных стручковых коробочек, а семена с придатками. Придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла – лакомство для муравьёв.
4. Саморасбрасыванием.
Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов жёлтой акации можно услышать лёгкое потрескивание – это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет. В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
Источник
Плоды. Их классификация и распространение
Урок 28. Биология 6 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Плоды. Их классификация и распространение»
После того как цветок отцвёл, наступает новый этап его развития — образование плода. Плоды развиваются из частей оплодотворённых цветков, прежде всего из завязи пестика.
Науку, изучающую форму, строение и классификацию плодов, называют карпологией.
Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена. Основные части плода – это наружная оболочка, называемая околоплодником и расположенные внутри неё семена. Околоплодник — это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Околоплодник обеспечивает сохранность семян во время созревания, и после – их распространение.
Из семязачатков, которые расположены в полости завязи, образуются семена.
Способы развития, функции и строение плодов настолько разнообразны, что среди учёных до сих пор нет единого мнения по их классификации.
Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым (у пшеницы, гороха, вишни). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сборный, или сложный, плод (у малины, ежевики). Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое (у ананаса, инжира).
По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.
В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сухие и сочные.
Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют. У сухих плодов околоплодник кожистый или деревянистый. Они могут быть односемянными и многосемянными, вскрывающимися или невскрывающимися. Невскрывающиеся плоды, как правило, содержат только одно семя. Оно освобождается из околоплодника только после того, как плод попадает в почву и околоплодник разрушается. Вскрывающиеся плоды — многосемянные. Такие плоды, как правило, имеют различные приспособления для вскрывания: дырочки, створки, крышечки.
Сочные плоды имеют хорошо развитую мякоть, в крупных паренхимных клетках которой накапливается много воды, углеводов, витаминов, органических кислот. Сочные плоды могут содержать одно или несколько семян.
Сухие плоды подразделяют на ореховидные и коробочковидные. К ореховидным относятся такие плоды как – орех, жёлудь, семянка, зерновка. Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
К коробочковидным плодам относятся боб, стручок и коробочку. Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
Сочные плоды подразделяют на ягодовидные и костянковидные. Ягода, яблоко, тыквина, померанец – это ягодовидные плоды. Так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные. А костянка и многокостянка – костянковидные плоды. Это плоды с сочной мякотью и твердой косточкой.
Познакомимся более подробно со строением данных плодов.
Орех — это сухой плод, который имеет жёсткий, деревянистый околоплодник. Семя лежит свободно. Такие плоды имеют лещина, фундук.
Орешек отличается от ореха меньшим размером (у гречихи).
Жёлудь имеет менее жёсткий околоплодник, чем у ореха, у основания плод окружён чашевидным защитным покровом. Плод жёлудь имеет дуб.
Семянка имеет околоплодник, который прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Такие плоды образуются у подсолнечника, одуванчика.
Зерновка — плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы.
Крылатка имеет на околоплоднике кожистый или перепончатый крыловидный вырост различной формы (клён, вяз).
Боб — плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов.
Стручок, как и боб, вскрывается двумя створками, но от основания к верхушке. Семена в стручке прикрепляются к перегородке, которая разделяет плод на две части. Стручки характерны для капусты, редьки, редиса.
Коробочка может иметь различные приспособления для вскрывания. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки. Так, коробочки мака вскрываются дырочками, гвоздики — зубчиками, тюльпана — створками.
Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов смородины, крыжовника, черники, винограда много мелких семян. Встречаются и односемянные ягоды, например у барбариса.
Тыквина, в отличие от ягоды, при созревании имеет довольно плотный, твёрдый наружный слой околоплодника (дыня, арбуз, огурец).
Померанец – плод, характерный для цитрусовых. Имеет толстый, снаружи железистый, внутри волокнистый околоплодник, гнёзда разделены плёнчатым слоем и заполнены мешочками с соком (лимон, апельсин, мандарин).
Яблоко — это тип плода, в образовании которого кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах. Такие плоды имеют яблоня и груша.
Костянка относится к односемянным костянковидным плодам. У неё имеется очень твёрдый внутренний слой околоплодника, так называемая «косточка», внутри которой находится семя (слива, вишня, персик).
Многокостянка — на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, костяники.
Плоды и семена различных растений имеют большое биологическое значение. Важнейшие функции плода — защита и распространение семян.
Благодаря их распространению увеличиваются площади, занимаемые различными видами растений. Плоды и семена являются основным кормом для животных. Плоды и семена многих растений используются человеком как пищевое, кормовое, лекарственное и техническое сырье.
У цветковых растений сформировались различные приспособления для распространения семян и плодов. Они могут распространяться ветром, водой, животными и человеком. У многих растений плоды распространяются ветром. Они имеют небольшие размеры, лёгкие, часто снабжены крыловидными выростами или летучками (у осины, ивы, клёна). Ветром разносятся на своих «парашютиках» и плодики одуванчика.
Плоды некоторых растений распространяются водой (ольха, кувшинка, кокосовая пальма). Так распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растёт по берегам рек; её плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от материнских растений. Плоды кокосовой пальмы с одного острова на другой переносят морские течения.
Сочные плоды с яркой окраской и ароматным запахом охотно поедаются многими видами животных. Это плоды, например, рябины, черники, арбуза. Семена этих плодов не перевариваются и вместе с экскрементами попадают в почву.
Распространение саморазбрасыванием можно наблюдать у многих растений. Например, если задеть плод растения недотрога, то его створки разрываются, скручиваются и с силой разбрасывают семена. На сухих склонах и морских побережьях можно встретить растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
У сухих плодов развиваются различные прицепки, крючочки, которые цепляются за шерсть животных, одежду человека и переносятся ими (лопух, липучка, череда). При перевозке грузов к мешкам могут прилипнуть плоды некоторых растений. При разгрузке они падают на землю и прорастают. Так из Европы в Америку был завезен подорожник.
Источник