- domir.ru
- ДоМир — Домашний Мир
- БОТАНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
- «Распространение плодов и семян»
- Экскурсия
- Подготовительный этап
- Загадки
- Задания (порядок работы) 1. Соберите плоды для гербария, определите названия плодов, пользуясь определительной карточкой «Разнообразие плодов растений». 2. Найдите сочные плоды, отделите семена от мякоти. 3. Определите, какое значение имеет мякоть плода для распространения семян. 4. В плодах крылатках и летучках найдите семена и определите значение крылышек и пушинок. 5. В плодах и соплодиях с прищепками, найдите семена и выясните роль прищепок. 6. Напишите на этикетках названия растений, с которых взяты плоды, способ распространения этих плодов. Плоды, взятые с разных растений, положите вместе с этикетками в разные пакеты. 7. Плоды сохраните для коллекции. 8. Сведения, полученные на экскурсии, запишите в записную книжку. Форма отчета 1. Составить коллекцию семян с указанием их способа распространения по образцу (рис. 1). Рис. 1. Схема отчета по экскурсии (образец) 2. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами по теме «Плоды и способы их распространения». 3. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности). 4. Составить композицию из семян, отражающую способ их распространения. Из работ учащихся (конкурсных) создаем стенд (рис. 2) об экскурсии (можно съемный) ее можно легко хранить и удобно обновлять устаревшие элементы. Источник
- Форма отчета
domir.ru
ДоМир — Домашний Мир
БОТАНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Однолетняя астра — травянистое растение со стержневой, широко разветвленыой, мощной мочковатой корневой системой. Основная масса корней расположена в верхнем слое почвы, на глубине 15-20 см (рис. 1). Часть корней проникает глубже в почву, и поэтому астра хорошо снабжается водой и питательными веществами. Поврежденные во время посадки или рыхления корни легко восстанавливаются, что позволяет сажать рассаду различного возраста, а также успешно переносить растения на новое место даже в фазе бутонизации и цветения.
Рис. 1. Корневая система астры |
Растение имеет прямостоячий куст, сжатый или раскидистый, высотой 15—100 см.-
В зависимости от высоты астры делят на пять групп: гигантские (80-100 см), высоко-рослые (60-70 см), среднерослые (30—50 см), низкорослые (25-30см)и карликовые(15-20см).
Рис. 2. Форма куста астр: а — широкая раскидистая; б— широкая прочная; в— колонновидная; г — пирамидальная; д— овальная |
По форме куста выделяют астры овальные, колонновидные, пирамидальные, широкие прочные и широкие раскидистые (рис. 2):
овальные — побеги первого порядка направлены вверх под остры» углом (60-70′), высота куста меньше диаметра;
колонновидные, слабоветвистые — побеги первого побега направлены вверх под острым углом (20—25°);
широкие раскидистые — угол отхождения побегов первого порядка 50-65°;
широкие прочные — сильноветвистый куст с многочисленными цветущими побегами второго и третьего порядков, соцветия на них цветут почти одновременно, что придает кусту форму букета;
пирамидальные — побеги первого порядка отходят под прямым углом и поднимаются вверх.
Овальную форму куста имеют три группы астр: Бальдерзее, Эдельвейс и. Аполло. Колонновидный куст у астр групп: Пионо-видная, Розовидная, Комета, Помпонная, Миньон, Триумф, пирамидальный — у астр Лилипут, Амбрия. Широкая прочная форма куста характерна для астр групп: Принцесса, Маргарита, Американская Кустовая, широкая раскидистая — астры Уникум, Сграусово Перо, Раннее Чудо.
Стебель обычно зеленый, иногда красноватый, прочный, покрытый короткими жесткими волосками. На поверхности стебля но всей длине проходят продольные бороздки. Листорасположение очередное,
Листья на нижней трети стебля более крупные. Пластинка листьев длиной 3—7 см, шириной 3—5 см, овально-ромбическая, до верхушке заостренная. Край листа с обеих сторон неравно-крупнозубчато-пильчатый. Черенок длиной от 3 до 7 см. В средней трети стебля листья несколько меньше, чуть заостренные на верхушке, продолговатые, с крупнозубчатым краем. Листовая пластинка при основание клиновидно сужена в крылатый черешок. Листья верхней части стебля длиной 3-8 см, шириной до 1,3 см, сидячие, цельнокрайные, лопатчато-ланцетно-продолговатые, с тупым концом. Все листья по краям черешка и средней жилке реснитчатые. Количество листьев на главном стебле неодинаково. У разных групп астр их может быть от 6 до 19 (рис. 3).
Рис 3. Форма листьев астр: 1 — на главном-стебле: а —на нижней трети стебля; 6—на середине стебля; в — на верхней трети стебля; 2 — на ветвях первого порядка: а — на нижней трети ветви; 6—на середине ветви; в — на верхней трети ветви; 3 — на ветвях второго порядка |
Соцветие астры — корзинка, расположенная одиночно на верхушках главного стебля и боковых ветвей. Величина ее варьирует в зависимости от сорта от З до 18-20 см, снаружи корзинка защищена обверткой из многочисленных продолговатых листочков. Внешние листочки зеленые, внутренние пленчатые, бесцветные. Форма соцветий может удовлетворить любой вкус. По форме соцветие бывает: плоское, плоскоокруглое, полусферическое и шаровидное (рис. 4).
Рис. 4. Форма соцветий астр: : а — плоская; 6— плоскокруглая; в — полусферическая; г — шаровидная |
Плоские соцветия у сортотипов Маргарита, Зонненшайн, Зонненкугель, Вальдерзее, Анмут, Аполло, Эдельвейс, Комета, Хризантемовидная.
Плоскоокруглое соцветие имеет сортатипы: Виктория Баум, Миньон, Розетт, Маделин, Анемоновидная, Фантазия, Аврора, Принцесса, Помлонная, Амбрия, Лаплата, Страусово Перо, Калифорнийская Исполинская; Королева Рынка, Гогенцоллерн, Раннее Чудо, Виктория, Карликовая Королевекая, Лилипут, Перистая.
Полусферическое соцветие у астр сортотипов Радио, Игольчатая, Лучистая, Розовидная, Пионовидная, Шенхайт, Триумф, Дюшесе, Трубчатая, Художественная.
Шаровидное соцветие имеют астры сортотипа Американская Кустовая, Американская Красавица, Шаровидная.
Соцветия астр состоят из трубчатых, язычковых и переходных цветков, разных по форме и величине (рис. 5).
Рис. 5. Цветки в соцветиях: : : а — трубчатые; б—язычковые; в — переходные |
Язычковые цветки (ботанически правильно — ложноязычковые) женские, имеют различную форму: лопаточковидную, ленточную, лодочную, трубчатую, локоновидную. Расположены по краю соцветия в один ряд у немахровых и в несколько рядов у полумахровых соцветий. V махровых видов астр диск трубчатых цветков полностью закрыт язычковыми цветками. На верхушке их три зубца, соответствующие трем сросшимся лепесткам. У них имеется только пестик.
Трубчатые цветка расположены в середине соцветия, чаще они мелкие, желтые, но у некоторых сортов крупные, длиной до 1 см и более, такого же цвета, как язычковые. У трубчатых цветков венчик пятерного типа, спайнолепестный, с маленькими зубцами по краю, у большинства сортов желтый. Трубчатые цветки обоеполые, со сросшимися лепестками, образуют различной величины диск в центре соцветия. Тычинок пять, нити их свободны, а пыльники плотно срослись в трубку, через которую проходит столбик. Пестик короткий (2-3 мм), с двухлопастным рыльцем. Концы лопастей рыльца снаружи опушены волосками, направленными вверх. На внутренней стороне лопастей рыльца имеются сосочки, расположенные полосками. Трубчатые цветки могут быть окрашены так же, как и язычковые, в этом случае соцветие приобретает очень декоративный вид. Такие сочетания часто встречаются в соцветиях переходной или полусферической формы.
Переходные цветки имеют разросшийся венчик, часто окрашенный так же, как язычковые. Трубчатые и язычковые цветки вместо чашечки имеют хохолки, состоящие из волосков (рис. 6). Хохолки остаются на плодах, разрастаются и в дальнейшем служат для распространения семян ветром.
Рис. 6. Строение цветков: а—язычковый цветшем его пестик; б-трубчатый цветок и его пестик в фазе цветения: |
Астры различных групп имеют немахровые, полумахровые, махровые и густомахровые соцветия.
В немахровых соцветиях одни рад язычковых цветков по краю и открытый диск коротких желтых трубчатых цветков, в полумахровых — несколько рядов язычковых цветков по краю корзинки и открытый диск желтых трубчатых цветков.
В махровых соцветиях язычковые цветки закрывают диск желтых трубчатых цветков, но соцветие неплотное. В густомахровыд соцветиях даже при полном их раскрытии диска из желтых трубчатых цветков не видно, так как соцветие очень плотное и состоит Ю большого количества цветков.
Плод — семянка, у различных групп астр имеет разную форму и величину У высокорослых групп семянки узкоклнновидные, у низкорослых и мелкоцветковых — ширококлиновидные, мелкие, длиной до 0,5 см. Поверхность семянки слабопродольно-ребристая, ребра сглажены, иногда почти незаметны. Оболочка семени покрыта длинными щетинистыми волосками, иногда волоски отсутствуют. Окраска семянок от серовато-желтой до светло-коричневой. У большинства сортов окраска семянок, светлая, серовато-коричневая, у некоторых, имеющих тешюокрашенные соцветия, — темная (красно-бурая или темно-лиловая). Однако не все сорта с темноокрашеннымн соцветиями имеют темные семена. Среднее количество семян в одной корзинке колеблется от 10 до 200-300 штук (в зависимости от групп астр). В обычных условиях хранения семена астры сохраняют всхожесть 1,5— 2 года. Свежие семена 1-го класса имеют всхожесть 90 %. Семена с влажностью до 8-10 % лучше хранить при температуре -5 *С и относительной влажности воздуха 55 %. Такие условия можно создать в холодильнике, где семена не теряют всхожесть в течение 5— 7 лет. Хорошо хранить семена с влажностью S % в герметической таре — заклеенных полиэтиленовых пакетах или стеклянной посуде с притертой пробкой.
Однолетним астрам свойственно само- и перекрестное опыление. Трубчатые цветки опыляются собственной пыльцой, язычковые — перекрестно, пыльцой, перенесенной насекомыми (как правило, трипсами) из трубчатых цветков этого же или других соцветий, чаще всего одного растения. В цветках переходного типа тычинки недоразвиты, поэтому они также опыляются пыльцой трубчатых.
Трубчатые цветки протерандрические, т. е. тычинки созревают раньше, чем рыльце пестиков. У них пыльца еще в бутонах высыпается в полость трубки. Пестик на сжатых лопастях рыльца, проходя сквозь пыльниковую трубку, выносит пыльцу на своей поверхности над венчиком цветка. В это время рыльце к восприятию пыльцы еще не готово. Язычковые цветки опыляются пыльцой, перенесенной из трубчатых своего или других соцветий. Рыльце пестика язычковых цветков отличается от трубчатых: лопасти пестика сильно раздвинуты с первого же дня цветения и готовы к опылению.
У некоторых групп астр (Помпонные, Принцесса) трубчатые цветки имеют крупные и окрашенные венчики. Тычинки и пестики в таких цветках расположены в глубине трубочки венчика, поэтому опыление происходит только собственной пыльцой, реже пыльцой соседних цветков с помощью трипсов. У группы Игольчатых астр язычковые цветки полностью срослись по длине и пестик совершенно изолирован. Такие цветки семян не завязывают.
Размер и форма соцветий и цветков являются признаками группы сортов. Внутри каждой группы сорта отличаются главным образом по окраске язычковых цветков, которые бывают от чисто-белых через всю гамму сиреневых и голубых до темно-синих и темно-фиолетовых, а также от бледно-розовых до темно-кармшшо-красных.
По книге
Рыженкова Ю.И.
Астры однолетние / Ю.И. Рыженкова — М.:
Изд. Дом МСП, 2005. -64 с., ил.
ISBN 5-7578-0271-5.
Источник
«Распространение плодов и семян»
Экскурсия
Цель: расширение знаний о плодах и семенах и их роли в жизни растений.
Задачи: ознакомление учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению семян; развитие навыков поведения на природе, развитие навыков оформления работы.
Оборудование: карточки «Разнообразие плодов растений»; папка со сложенными в ней пакетами из газетной бумаги; записная книжка (тетрадь) и карандаш; полоски белой бумаги для этикеток; задания; нож.
Подготовительный этап
В конце последнего урока по данной теме необходимо провести подготовку к экскурсии:
– разделить класс на звенья и выбрать звеньевых;
– на каждое звено выдать папку с пакетами из газетной бумаги, карандаш, записную книжку, полоски белой бумаги для этикеток;
– провести инструктаж о правилах поведения в природе;
– школьникам – прочитать статью «Распространение плодов и семян» в «Книге для чтения по ботанике».
Учитель. Ребята! Сегодня мы идем на экскурсию. Она пройдет по школьному участку и прилегающим территориям. Перед выходом из школы постройтесь по звеньям. Во время экскурсии не отставайте и не расходитесь, слушайтесь звеньевых. Когда звеньям необходимо будет разойтись для работы – я дам команду.
(Класс строится по звеньям, учащиеся выходят на школьный двор.)
Мы на территории школьного двора. Справа от меня цветник – это часть царства Флоры, хозяйки Царства растений. Она хочет быть уверена, что вы дорожите природным богатством, а потому интересуется, знаете ли вы правила поведения в природе. Давайте их вспомним.
Ученики. Не ломать деревья и кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам. Собирать плоды с минимальным ущербом для растений.
Учитель. Молодцы! Теперь нет сомнения в том, что вы всегда будете бережно относиться к природе. Но вы, юные ботаники, должны не только любить, но и знать природу. Поэтому Флора загадает загадки: вам надо будет правильно назвать растения. Верные ответы будут пропуском в царство Флоры.
Загадка для 1-го звена
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
Загадка для 2-го звена
Он совсем не хрупкий,
Спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех
Называется…
Загадка для 3-го звена
С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.
Загадка для 4-го звена
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
(Земляника.)
Учитель. Вспомните, ребята, к каким типам относятся названые вами плоды.
Ученик. К сочным (шиповник, земляника) и сухим (желудь, орех).
Учитель. Правильно. Вы получили пропуск в царство Флоры (каждому звену выдается пропуск).
Учитель. Теперь мы можем пройти в цветник. Посмотрите, ребята, как много цветков на этом участке. Знаете, как они называются? Правильно, это астры. Они очень разнообразны по цветовой гамме. Посмотрите (учитель срывает несколько семян с пушинками и дует на них), что вы видите?
Ученик. Семена летят, у них парашютики.
Учитель. Сейчас вы видели, на какое расстояние разлетаются семена астр. При ветре расстояние увеличивается. Плоды астры созревают осенью и отправляются путешествовать. Небольшой порыв ветра, и закружатся пушинки астр и полетят на новое место. Так, что же помогает распространению астр?
Учитель. Правильно, ветер. А сейчас вы выполните практическое задание № 1, 4, 6 (см. ниже). Каждое звено соберет по соцветию астры – так мы не нанесем большого вреда природе.
(Ученики выполняют работу, после чего собираются около учителя.)
Взгляните себе под ноги, что вы видите?
Ученик. «Носики» – мы их на нос цепляем.
Учитель. А какому растению они принадлежат?
Учитель. Верно, это семена клена. Они тоже разносятся на большие расстояния от материнского растения. Как вы думаете с помощью чего это происходит?
Ученик. С помощью ветра.
Учитель. Правильно. Возьмите несколько образцов этих плодов для коллекции и пойдемте к скамеечкам, посидим, посмотрим, что вы собрали и записали.
Кто скажет, под каким деревом мы сидим?
Ученик. Под акацией.
Учитель. Верно. Обратите внимание на ее плоды. Они большие, их не перенести ветру. Как вы думаете, каким способом они распространяются?
Ученик. Акация разбрасывает семена.
Учитель. Да, эти семена разбрасываются. Таким способом распространяются семена не только акации. (Демонстрирует коробочку мака на стебле.) Посмотрите, вот сухая коробочка мака. Я наклоняю стебель и отпускаю. Видите, мелкие семена с силой выбрасываются из коробочки. У разных растений семена разбрасываются с разной силой. Плодики кислицы, например, разбрасываются на расстояния до 1,5 м. «Выстреливаются» и плодики фиалок (демонстрирует фотографии, открытки.) Соберите, пожалуйста, и эти семена для коллекции.
(Дети собирают семена, а затем собираются возле учителя.)
Мы получили телеграмму от Незнайки. Он просит нашей помощи:
«Ребята, помогите отгадать загадку.
Расцветаю всюду смело и порой бывает так, что вцеплюсь я озверело даже в самых злых собак».
Учитель. Кто же поможет Незнайке отгадать, что это за растение?
Ученик. Это репей.
Учитель. А почему он цепляется к собаке?
Ученик. Наверно, чтобы собака перенесла его в другое место.
Учитель. Верно. В телеграмме Незнайки говорится о репейнике, который распространяется с помощью колючек. Семена растений, которые имеют колючки или шипики, распространяются животными и человеком.
Пойдемте теперь к речке и постараемся отыскать такое растение, пользуясь определителем. Теперь вам надо выполнить задания № 1, 5, 6.
(Ребята выполняют работу, а затем собираются около учителя.)
Наш маршрут проходит теперь по березовой аллее, в которой развешены карточки с загадками для каждого звена. Дальше можно будет идти, только отгадав эти загадки. (Карточки можно развесить заранее, во время самостоятельной работы учащихся.)
Загадки
Загадка для 1-го звена
Синий мундир,
желтая подкладка.
А в середине сладко.
Загадка для 2-го звена
Когда спело, душисто,
Румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видно семечки насквозь.
(Яблоко, плоды яблони.)
Загадка для 3-го звена
Телятки гладки,
Привязаны к грядке.
Загадка для 4-го звена
Кафтан на мне зеленый,
Сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладкий,
А весь похож на мяч.
Учитель. Вы правильно отгадали растения. А кто из вас знает, как эти плоды распространяют семена?
Ученик. Я думаю, что эти семена распространяют человек и животные.
Учитель. Созревшие ярко-красные, желтые, черные ягоды привлекают животных и человека. Действительно, семена многих растений путешествуют в их желудках и при этом успешно расселяются.
Подумайте, о какой ягоде и способе ее распространения говорится в следующей загадке.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Ученик. Это малина.
Учитель. Совершенно верно. О птицах и других животных мы уже говорили, а вот о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. именно человек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую. Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу, кукурузу – из Мексики.
Дома вспомните, о чем мы говорили, и заполните таблицу.
Названия растений
Дикорастущее, культурное
Способ распространения
Приспособленность к распространению
1. Яблоко
культурное
животными, человеком
толстая семенная кожура
Вернемся к разговору о сочных плодах. Подумайте, где в природе вы видели ягоды и плоды?
Ученик. В саду, лесу, огороде, на даче.
Учитель. Верно! Вот мы вместе и будем их искать в школьном саду и на пришкольном участке.
Здесь мы выполним задания № 1, 2, 3, 6, 7. Каждое звено имеет карточки-задания и определители. Выбирайте то растение, которое есть в определителе, по одному растению на звено.
Ученик. А можно сфотографировать яблоко или другой крупный плод, его же не засушишь?
Учитель. Конечно, можно! То, что тебе интересно по теме «Распространение семян», можешь сфотографировать и приложить к отчету.
(Ученики выполняют практическую часть.)
Учитель. Какие выводы вы можете сделать на основании своих наблюдений?
Ученик. Мы пришли к выводу, что наиболее характерные приспособления плодов и семян к распространению ветром – различные выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки, волоски. Для плодов и семян, распространяемых животными, характерны приспособления в виде крючков, шипиков. С помощью животных распространяются семена со съедобными плодами.
(Если дети затрудняются и ответы разрозненные, то подвожу их к выводу наводящими вопросами.)
Учитель. Как вы думаете, для чего семена путешествуют?
Ученик. Чтобы заселить новые места, чтобы выжить.
Учитель. Каждое растение стремится освоить большую территорию, чтобы обеспечить жизнь виду. А скажите, нужно ли человеку знать сроки созревания плодов и семян, и для чего?
Ученик. Чтобы использовать эти знания в своей жизни при посадке растений, сборе урожая.
Учитель. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждое звено получит форму отчета.
Задания (порядок работы)
1. Соберите плоды для гербария, определите названия плодов, пользуясь определительной карточкой «Разнообразие плодов растений».
2. Найдите сочные плоды, отделите семена от мякоти.
3. Определите, какое значение имеет мякоть плода для распространения семян.
4. В плодах крылатках и летучках найдите семена и определите значение крылышек и пушинок.
5. В плодах и соплодиях с прищепками, найдите семена и выясните роль прищепок.
6. Напишите на этикетках названия растений, с которых взяты плоды, способ распространения этих плодов. Плоды, взятые с разных растений, положите вместе с этикетками в разные пакеты.
7. Плоды сохраните для коллекции.
8. Сведения, полученные на экскурсии, запишите в записную книжку.
Форма отчета
1. Составить коллекцию семян с указанием их способа распространения по образцу (рис. 1).
Рис. 1. Схема отчета по экскурсии (образец)
2. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами по теме «Плоды и способы их распространения».
3. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности).
4. Составить композицию из семян, отражающую способ их распространения.
Из работ учащихся (конкурсных) создаем стенд (рис. 2) об экскурсии (можно съемный) ее можно легко хранить и удобно обновлять устаревшие элементы.
Источник