Способ распределения затрат когда нет выпуска

Какие существуют способы распределения затрат в 1С:УПП?

Два основных варианта распределения в 1С

1С:УПП расшифровывается как 1С для управления производственным предприятием. Данная конфигурация программы предназначена для создания полной картины всех потоков внутри производственной фирмы. Блок учета затрат может включать возникновение, движение и выбытие:

  • МПЗ,
  • полуфабрикатов,
  • готовой продукции,
  • выполненных работ и оказанных услуг,
  • общепроизводственных и общехозяйственных расходов,
  • затрат на хранение и перемещение,
  • прочих производственных расходов.

ВНИМАНИЕ! С 2021 года обязательным к применению стал новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». ПБУ 5/01 утратил силу.

Проверить, правильно ли вы организовали учет запасов по нормативам нового стандарта, можно с помощью готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

Помимо прямых затрат, величина которых в себестоимости единицы продукции поддается четкому определению, существуют затраты, которые распределяются на себестоимость выпускаемой продукции. Такое распределение обусловлено применяемой учетной политикой предприятия.

Подробнее о том, как могут распределяться или не распределяться (списываться) расходы, связанные с производством, читайте: «Планирование затрат на производство и реализацию продукции».

Технически установленное распределение осуществляется двумя основными способами — введением соответствующих команд в рабочий документ или автоматически. Разберем эти способы подробнее.

Распределение затрат через рабочий документ

Первый способ задать программе нужный алгоритм распределения затрат — внести его в документ. В 1С:УПП есть несколько документов, в которых присутствует опция распределения затрат, это:

  • «Отчет производства за смену»;
  • «Акт об оказании производственных услуг»;
  • «Поступление товаров из переработки»;
  • «Распределение материалов на выпуск»;
  • «Распределение прочих затрат».

Каким образом выполняется распределение через опцию в документе, начнем рассматривать на примере документа «Отчет производства за смену», предназначенного для отражения информации о ежедневных (ежесменных, если предприятие работает круглосуточно) выпусках готовой продукции. Наряду с информацией о номенклатурно-количественных показателях выпуска в документе есть закладки:

  • «Распределение материалов» — в закладке при формировании документа вносятся данные о материалах и сырье, отпущенных на производство выпускаемой партии продукции. Данные вносятся в количественном и суммовом выражениях. Тут же задается статья калькуляции, на которую следует распределить тот или иной вид указанных МПЗ. Дальнейший расчет производится программой автоматически при проведении документа.
  • «Распределение прочих затрат» — в закладке аналогично прямым расходам указываются косвенные затраты, относящиеся к выпускаемой продукции. Здесь же необходимо задать и способ распределения (базу, на основе которой распределение будет рассчитываться).

Аналогичные закладки можно найти и в документах «Поступление из переработки» и «Акт об оказании услуг». Процесс распределения в этих случаях идет по принципу:

  • обсчитываем выпуск — дораспределяем затраты.

Возможен и обратный вариант работы с данными:

  • собираем затраты — распределяем на выпуск.

Для второго случая существуют отдельные документы распределения. Рассмотрим для примера «Распределение прочих затрат». В него тоже вносятся сведения:

  • о номенклатуре и количестве выходящей из производства продукции;
  • о связанных с выпуском непрямых затратах (которые подлежат распределению);
  • о способе распределения.

Каждому из перечисленных пунктов соответствует отдельная закладка в документе. После внесения всех необходимых сведений распределение будет выполнено программой после проведения документа.

Автоматическое распределение затрат

Выше мы рассмотрели варианты ввода исходных данных для распределения вручную при оформлении выпуска каждой отдельной партии. Однако посредством 1С:УПП распределение можно осуществлять и автоматически.

Для этого в начале работы с программой ей необходимо задать соответствующие настройки:

  • в регистре «Способы распределения статей затрат организации» — задаются соответствующие алгоритмы распределения затрат как для целей регламентного бухучета, так и для целей управленческого учета;
  • в регистре «Способы распределения статей затрат» — дополнительно вводятся параметры распределения именно для управленческих целей.

Как правило, управленческое распределение и получающиеся на его базе отчеты отличаются от стандартизованного бухучета, хотя и тот и другой виды учета могут вестись в одной базе.

Дополнительные варианты распределения затрат часто требуются менеджерам для детального анализа производимых затрат.

Больше о видах и назначении анализа затрат узнайте: «Анализ затрат на производство и реализацию продукции».

Для управленческих целей затраты в 1С:УПП могут подразделяться:

  • По объему выпуска — при этом за базу берется объем выпущенной продукции (обычно в количественном выражении, но можно задать распределение и в зависимости от цены единицы продукции). В итоге такое распределение покажет, какая доля распределяемого расхода пришлась на единицу продукции.
  • По объему продаж — при этом за базу берется фактически реализованная за период продукция. Стандартным периодом является месяц. Объем продаж при данном способе обычно тоже берется в количественном выражении. Такое распределение покажет, во сколько обошлась предприятию каждая единица реализованной в периоде продукции.
  • По стоимости затрат — при этом за базу будет взята себестоимость прямых производственных затрат на выпускаемую продукцию. Характерной особенностью такого распределения будет попадание части распределяемых затрат в показатель незавершенного производства. Подобное распределение позволит видеть, как соотносятся в полной себестоимости продукции прямые и косвенные затраты.
  • По основному сырью — способ похож на описанный выше вариант по стоимости затрат. Но вместо полной себестоимости в расчет берется только себестоимость базового (основного) сырья, идущего на изготовление продукции. Аналогично после выполнения распределения можно оценить долю базового сырья и относящиеся к ней остальные расходы в себестоимости единицы продукции.
  • По нормативам — как происходит распределение, понятно из названия. Для применения этого способа необходимо дополнительно через регистр «Плановая себестоимость номенклатуры» задать соответствующие нормы включения распределяемых затрат в себестоимость готовой продукции. В данном случае итоговый отчет покажет нам нормативную себестоимость и поможет определить ее отклонения от фактической.
  • Вручную — обычно используется, когда для разных подразделений нужно задать свои базы распределения. Установка отметки «Вручную» в окне регистра способа распределения затрат выведет в документ: «Установка базы распределения». В документе задаются параметры распределения в нужной для каждого конкретного случая аналитике. Соответственно, в отчетах увидим то, для чего выполняли ручное распределение. Например, какой объем затрат на электроснабжение относится к себестоимости собственной продукции и к произведенной из давальческого сырья.
  • По отбору — используется, когда разные статьи затрат нужно распределять разными способами. Отбор задается на отдельной закладке к выбранной базе распределения. Например: выбрана стоимость затрат — можно установить, что данный способ используется только для соответствующих статей калькуляции, например электроснабжения.
Читайте также:  Пероральный способ введения что это

После установки параметров распределения автоматический расчет запускается регламентной операцией «Расчет себестоимости». 1С соберет и распределит все затраты так, как было ей указано в параметрах для автоматического распределения.

Итоги

Существует несколько способов распределения затрат в 1С. Зависят они от применяемой учетной политики и индивидуальных предпочтений пользователей отчетов, которые получаются по итогам управленческого распределения.

Еще о правилах ведения учета производственных операций в 1С прочтите: «Порядок учета производства продукции в 1С».

Источник

Методы распределения общепроизводственных расходов на производственном предприятии

Опытные экономисты знают, что применяя разную методику распределения общепроизводственных расходов (ОПР), можно получить разную себестоимость одного и того же продукта. Если стоит задача отрегулировать себестоимость отдельных видов продукции (увеличить или уменьшить), чтобы оптимизировать налоговую, маркетинговую политику, компания может изменить учетную политику по распределению общепроизводственных расходов.

Методы распределения ОПР

Общепроизводственные расходы относятся к так называемым косвенным затратам, то есть тем, что относят на объект калькулирования себестоимости путем распределения в соответствии с принятыми на предприятии методикой и базой распределения.

В управленческих целях важно регулярно (ежемесячно) отслеживать удельный вес общепроизводственных расходов в структуре себестоимости продукции и определять факторы, их увеличивающие. Общепроизводственные расходы отражают в специальных ведомостях. Это позволяет анализировать виды затрат, сравнивать фактические затраты с плановыми, с уровнем прошлого года.

Обратите внимание!

Методы распределения ОПР предусматривают распределение общепроизводственных расходов сначала по производственным и непроизводственным (вспомогательным и обслуживающим) подразделениям, а затем по видам продукции.

Этапы учетно-управленческой работы с общепроизводственными расходами:

  • распределение затрат на производственные и непроизводственные (обслуживающие) подразделения по выбранному фактору распределения;
  • расходы обслуживающих цехов и участков распределяются по производственным цехам с учетом объема услуг (продукции), потребляемых основными цехами;
  • совокупные общепроизводственные расходы основных производственных цехов распределяются по видам продукции, по заказам, изготавливаемым в данном цеху

3 метода распределения затрат непроизводственных (вспомогательных) цехов и участков между производственными:

  1. Метод прямого распределения.
  2. Метод последовательного распределения.
  3. Метод взаимного распределения.

Метод прямого распределения применяется, если непроизводственные подразделения не оказывают друг другу услуг. Расходы по каждому обслуживающему подразделению относятся на производственные участки напрямую. Затраты распределяются пропорционально выбранной базе распределения.

Метод последовательного распределения используется, если непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке. Общий принцип распределения затрат заключается в следующем:

  1. определяются затраты по каждому непроизводственному подразделению;
  2. выбирается база распределения (например, для котельной — потребление тепла в Гкал);
  3. затраты непроизводственных подразделений распределяются между производственными подразделениями:
  • затраты непроизводственного подразделения, оказывающего услуги другим непроизводственным подразделениям в одностороннем порядке, распределяются между ними пропорционально выбранной базе распределения и после этого они в дальнейшем процессе распределения не учитываются;
  • оставшиеся затраты непроизводственных подразделений распределяются между основными производственными подразделениями, при этом производственному подразделению, потребляющему большую часть услуг непроизводственного подразделения, пропорционально приписывается большая часть затрат этого подразделения.

Метод взаимного распределения используется, если между непроизводственными подразделениями существуют двухсторонние взаимные связи. Распределение затрат осуществляется поэтапно:

  1. выбирается база распределения (например, материалозатраты);
  2. рассчитываются соотношения между сегментами, участвующими в распределении затрат;
  3. рассчитываются затраты непроизводственных подразделений, скорректированные с учетом двухстороннего потребления услуг;
  4. скорректированные затраты распределяются между центрами ответственности

Общепроизводственные расходы всегда распределяются исходя из выбранной базы распределения.

Обратите внимание!

База распределения общепроизводственных расходов — показатель, который наиболее точно увязывает общепроизводственные расходы с объемом готовой продукции.

В качестве базы распределения часто используются такие показатели: отработанные человеко-часы, часовые тарифные ставки, сумма начисленной заработной платы основных производственных рабочих, количество машино-часов, продолжительность выполнения процесса, площадь помещения, потребление тепла и т. п.

Если заработная плата производственных рабочих занимает значительный удельный вес в производственных затратах, ее целесообразно использовать в качестве базы распределения.

Обратите внимание!

При выборе базы распределения следует учитывать экономический смысл фактора, руководствоваться отраслевыми методическими рекомендациями по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции, учитывать особенности производственной деятельности. База распределения ОПР — элемент учетной политики компании, она сохраняется неизменной длительное время, поэтому важно обоснованно подойти к ее выбору.

На практике при распределении ОПР часто возникают следующие проблемы:

  • утрачивается связь определенных затрат с конкретной продукцией, заказом;
  • отдельные затраты не визуализируются в структуре себестоимости;
  • широко применяются «котловые методы».

И эти проблемы часто не решают, а маскируют. Первый способ маскировки — выделение из состава общепроизводственных расходов отдельных затрат, которые можно «превратить» в прямые. Но отдельные прямые затраты все также распределяются на продукцию или заказы пропорционально показателям, что по сути то же самое распределение.

Читайте также:  Способы доказательств бытия бога фома аквинский

Второй способ «нерешения» — локализация затрат. Затраты могут стать прямыми для места их возникновения, например уборка сортировочно-упаковочного цеха стала прямыми цеховыми затратами, если уборщиков производственных помещений перевели из службы уборки в штат цеха. В этом случае зарплата уборщиков — это прямые (собственные) затраты для сортировочно-упаковочного цеха, но косвенные для продукции, выпущенной цехом.

Большинство предприятий, особенно с массовым характером производства, продолжают рассчитывать себестоимость продукции и в частности общепроизводственные расходы котловым методом: собрали затраты по каждому цеху, а потом распределили на весь объем изготовленной продукции. В итоге имеют показатель, который не позволяет понять и оценить, как работал тот или иной цех, какие затраты вошли в себестоимость конкретного заказа или продукции, кто и за какую часть ОПР несет ответственность.

Но котловые методы распределения не обеспечивают руководство аналитикой расходов и не позволяют контролировать и управлять общепроизводственными расходами.

Необходима такая методика, которая обеспечит прозрачность и контролируемость распределения ОПР, позволит обоснованно и точно относить их на выпущенную продукцию (заказы).

Оргструктура

Экономист, который распределяет ОПР, должен знать технологические процессы предприятия, производственные показатели, уровень прямых затрат на продукцию, объемы работ каждого цеха и организационную структуру. Это даст возможность выработать оптимальную методику распределения ОПР, с помощью которой можно будет определить совокупные затраты каждого подразделения и получить точную себестоимость продукции.

Как это сделать, рассмотрим на примере завода по производству керамического кирпича ООО «Стеновая керамика». Его оргструктура (производственная часть) представлена на рис. 1.

Рис. 1. Оргструктура завода

Проанализируем производственные взаимоотношения:

  • служба ОТК массозаготовки контролирует качество продукции только цеха массозаготовки, поэтому на него и должны быть отнесены все затраты этой службы;
  • участок наладки и ремонта № 1 также выполняет работы только для цеха массозаготовки, поэтому все затраты этого участка целесообразно отнести на цех массозаготовки;
  • участок наладки и ремонта № 2 выполняет ремонт и наладку оборудования для цехов формовочного и сушки, соответственно все затраты этого участка следует отнести на два цеха основного производства в соответствии с объемами выполненных работ на каждом из них;
  • служба ОТК готовой продукции на выходе — в сортировочно-упаковочном цехе — проверяет не только качество упаковки, но и качество самой продукции, которая прошла производство во всех предыдущих цехах. С одной стороны, логично распределить затраты этой службы между всеми предыдущими цехами, с другой — специфика цеха — сортировка продукции, поэтому затраты службы ОТК готовой продукции целесообразно относить на себестоимость этого этапа работ. Как именно поступить, закрепляется в учетной политике предприятия. В ООО «Стеновая керамика» принят второй вариант;
  • служба автоматизированного управления производством обеспечивает функционирование автоматизированного оборудования основного производства, следовательно, затраты этой службы должны быть распределены на цехи основного производства;
  • электроцех, ремонтно-механический цех, паросиловое хозяйство, транспортный цех, складское хозяйство, служба уборки производственных помещений выполняют работы для цехов как основного производства, так и вспомогательного.

При выработке методики распределения ОПР следует учитывать, что продукцию производит не только основное производство. Вспомогательное производство, кроме обеспечения функционирования основного (наладка, ремонт, обеспечение материалами, уборка), также изготавливает продукцию, имеет объемы работ, не связанные с основой деятельностью, например: транспортный цех оказывает услуги сторонним компаниям, ремонтно-механический изготавливает запчасти, электроцех монтирует новую производственную линию и т. п.

Но прежде чем распределять затраты, их необходимо накопить.

Накопление общепроизводственных затрат

Чтобы получить достоверную информацию о себестоимости, сначала необходимо навести порядок в первичном учете и разработать кодировку статей общепроизводственных расходов.

ОПР учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы». К нему, как правило, открываются субсчета для учета затрат общепроизводственного характера по каждому цеху основного и вспомогательного производств. Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут по статьям расходов. Например, по сортировочно-упаковочному цеху будут накоплены следующие затраты:

  • заработная плата управленческого персонала;
  • расходы на ремонт оборудования и помещения сортировочно-упаковочного цеха;
  • амортизация оборудования (именно этого цеха);
  • доставка на предприятие рабочих-упаковщиков и т. п.

Накопление — это обычные бухгалтерские проводки (форма «Аналитика проводок»)? А нам необходима аналитика.

Если бы ОПР учитывались только по счетам, например 25.1 «Общепроизводственные расходы цеха массоподготовки» или 25.2 «Общепроизводственные расходы формовочного цеха», то экономисты предприятия оперировали бы только итоговыми данными по ОПР каждого цеха, не было бы возможности узнать, сколько одна статья расходов занимает по всем цехам вместе (например, суммарные затраты на охрану труда по всем подразделениям, затраты на охрану труда по основному и по вспомогательному производствам).

Для накопления информации о статьях расходов, если план счетов организован по цехам, каждый первичный документ, отражаемый в общепроизводственных расходах, должен иметь аналитику «Статья расходов». Тогда экономист без труда получит необходимые данные. Форма «Аналитика проводок» трансформируется в форму «Аналитика общепроизводственных расходов по статьям затрат».

Пример кодирования статей расходов:

026.01.25 — затраты на охрану труда.

026 — код укрупненного вида затрат, в нашем случае охрана труда (может быть амортизация, ремонт, медосмотры и т. п.).

01 — основное производство (цех обжига).

02 — вспомогательное производство (будет указываться, например, для электроцеха).

Читайте также:  Классификация способов бурения скважин их краткая характеристика

25 — аналитика (расшифровка), в данном случае — обучение и аттестация. Аналитикой в затратах на охрану труда может быть статья затрат на спецодежду, средства индивидуальной защиты, лабораторные исследования факторов производства, затраты на приобретение сигнальных табличек, оснащение пожарных щитов, обслуживание системы пожаротушения, перезарядку огнетушителей и т. п.

Так, согласно данным формы «Аналитика общепроизводственных расходов по статьям затрат за февраль 2016 г.» затраты на ремонт и техобслуживание оборудование основного производства составили 267 304 руб. (15,19 %), вспомогательного — 163 477 руб. (9,29 %).

Кроме того, если один вид оборудования присутствует в обоих типах производства, в нескольких цехах, например краны мостовые, то сортировка по столбцу 3 формы даст данные о сумме затрат на отдельные виды оборудования сразу по всем цехам.

«Аналитика общепроизводственных расходов по статьям затрат» позволяет экономисту не просто увидеть перечень статей расходов, понесенных в текущем периоде, сумму затрат, но и сразу же, еще до распределения, провести анализ: узнать удельный вес (как внутри вида затрат, так и в целом по общепроизводственным расходам) каждой статьи, насколько она изменилась по сравнению с прошлым месяцем или иным периодом, принятым для сравнения.

Так, если определенная статья в суммарном выражении значительно больше/меньше предыдущего периода, произошли структурные изменения, экономист может увидеть, какие изменения произошли в планах производства, в планах ремонта, поднять первоисточники проводок и проработать заново эти первичные документы, проверить, нет ли ошибок, правильно ли идентифицированы затраты.

К сведению

Идентификация отдельных проводок с кодами статей расходов не составит труда, но на практике на производственных предприятиях необходимо выстроить систему, кто и как будет соотносить те или иные ОПР с конкретным цехом и конкретной статьей расходов (рис. 2).

Рис. 2. Ответственность бухгалтеров по накоплению ОПР
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

При жестком бюджетировании, направленном на снижение всех видов затрат, может возникнуть ситуация, когда руководство одного цеха будет настаивать, что 10 тыс. руб. по акту № 115 от 22.02.2016 не его затраты. Чтобы ее избежать, бухгалтер, обрабатывая поступающие первичные документы (накладные, акты выполненных работ, дефектные ведомости и т. п.), прежде чем ставить проводки, связанные с дебетом счета 25 (по любому субсчету), сначала должен направить документы экономисту. Экономист на этот первичный документ/группу документов выписывает «корешок», где указывает, какой код статьи расходов проставить бухгалтеру при проведении первичного документа в программе учета. Таким образом, все расходы накапливаются на бухгалтерских счетах по цехам, в разрезе статей расходов, а главное, они отработаны как бухгалтером, так и экономистом.

Часто именно на этом этапе допускается управленческая ошибка: бухгалтеры проводят документы так, как считают нужным, а экономист потом «разгребает» целую базу данных, присваивая коды. И если он находит несоответствия, для правильного отнесения затрат необходимо менять проводки. Тогда возникают конфликты — то бухгалтер не хочет менять проводку, считая ее обоснованной, то отчетный период уже закрыт. Как следствие — искажения в себестоимости. Поэтому рекомендуем следовать предложенной системе.

Далее любой финансовый специалист сможет формировать сколько угодно разных выходных форм в разной сортировке и выборке, главное — грамотно разработать коды. Кодификация должна быть утверждена руководством предприятия.

На данном этапе могут возникнуть проблемы. Первая — слабая документационная дисциплина: несвоевременное оформление первичных документов, на основании которых списываются затраты; несвоевременная сдача производственных отчетов на обработку в бухгалтерию, планово-экономический отдел (далее — ПЭО); неверное указание (отсутствие) шифров заказов/продукции в первичных документах.

Вторая — отсутствие надлежащего учета материальных ценностей, находящихся непосредственно в производственных цехах. Это приводит к:

  • неточным количественным показателям фактически выпущенной цехом за период продукции, сокрытию брака;
  • завышению уровня незавершенного производства;
  • несоответствию фактического наличия оборудования и инструмента в цехах и учетного; также не отражается перемещение объектов; оборудование закреплено не за его фактическим пользователем; отсюда амортизация и затраты на ремонт «сажаются» не на тот цех, на выходе — перекосы в структуре себестоимости.

Важно

Ответственность каждого бухгалтера за расходы, с которыми он работает при выполнении проводок, должна быть закреплена документально.

Устранить ошибку, несоответствие проще на этапе отражения хозяйственной операции, чем работая потом с обширной базой данной, тем более что бухгалтер «пропускает через себя» каждый документ, контактирует с исполнителем (мастер цеха, инженер по охране труда, начальник ОТК), который принес накладную, акт, наряд на начисление зарплаты, и поэтому может сразу получить необходимые разъяснения.

Если субсчета по счету 25 «Общепроизводственные расходы» построены на предприятии по видам расходов, например 25.1 — ремонт и техобслуживание зданий и сооружений, 25.2 — доставка работников на предприятие, тогда аналитикой выступает структурное подразделение — место возникновения затрат.

Важно придерживаться одной выбранной методики; не должно быть так, что сегодня под аналитикой подразумеваем одно, завтра — другое.

Какой вариант «Аналитики проводок» применять, решает не экономист — он ограничен такими факторами:

  • действующий план счетов по ОПР и в целом по предприятию;
  • насколько он пригоден для аналитики;
  • идет ли главный бухгалтер на контакт, если нужно вносить изменения в план счетов;
  • используемое программное обеспечение;
  • стоимость затрат на доработку программного обеспечения по одному из вариантов.

Какую бы передовую и обоснованную методику распределения ОПР экономист не разработал, внедрить ее без участия и положительного решения главного бухгалтера не получится.

Источник

Оцените статью
Разные способы