Командная и смешанная экономические системы
Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, еще в государстве древних инков, майя и в Древнем Египте. И все же расцвет командной экономической системы явился следствием исторической обстановки, возникшей в странах мира после Первой мировой войны. Итоги этой войны, широкое развитие свободных рыночных отношений без контроля со стороны государства привели к Великой депрессии 1929 г, которая затронула практически все страны мира. Единственный выход из «провалов» рынка виделся в изменении роли государства и создании централизованных органов управления экономикой.
Примером послужили успехи Советской России — страны с командной экономической системой — в управлении экономикой в годы гражданской войны и по выводу страны из кризиса после войны в 1921 — 1929 гг.
В итоге централизованные органы управления возникают во всех странах мира, в Германии, Италии и Испании переходят к частично плановому хозяйству («Четырехлетний план» в Германии, 1936 г.).
Понять деятельность командной системы в XX в. помогает взгляд на недавнюю историю нашей страны, где хозяйственная деятельность предприятий-производителей регулировалась следующим образом:
- Что производить — устанавливал Государственный плановый комитет;
- Как производить — определяло отраслевое министерство, диктовавшее технологию производства и дававшее деньги на покупку оборудования;
- Кому продавать — решал Государственный комитет по снабжению. Он же определял и у кого покупать все ресурсы, необходимые для нового цикла производства;
- По какой цене продавать — диктовал Государственный комитет по ценообразованию, утверждавший справочники цен, которые не менялись десятилетиями;
- Сколько платить рабочим — назначал Государственный комитет по труду и заработной плате;
- Как использовать полученные предприятиемдоходы — решало Министерство финансов;
- Что строить для развития производства — определял Государственный комитет по строительству;
- Сколько денег и на какие цели взять в банке — устанавливал один из отраслевых государственных банков;
- Что продать за рубеж или купить там — решало Министерство внешней торговли.
Надо сказать, что сама идея планирования в экономике вполне разумна. Она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы, т. е. там, где план:
- составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за правильность выбранных плановых показателей и за успех выполнения плана;
- реализуется на основе свободного выбора партнеров по сделке и установления с ними цены купли-продажи по обоюдному согласию;
- проверяется на разумность спросом покупателей;
- опирается на существенную экономическую информацию, которую собирают и осмысливают именно те, кто принимает решения и отвечает за них.
Планирование полезно и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора.
Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон ограничивает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.
Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:
а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага. Равным образом никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать, скажем, уродливый мебельный гарнитур или безумно громоздкий станок. У людей не имелось альтернативы — другой мебели не было, а приобретение такого станка прямо предписывалось предприятиям планом, и на это выделялись деньги;
б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывавшей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно было купить свободно.
Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.
Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.
Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:
- некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;
- оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).
Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.
В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые:
а) не получают от государства планов;
б) работают по рыночным законам;
в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.
В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 2-2). Основная идея такого вмешательства состоит в том, чтобы личный успех был всегда вознагражден без ограничений, а несправедливость, порождаемая рыночными механизмами, по возможности была минимизирована.
Рис. 2-2. Основные элементы смешанной экономической системы
(I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)
Воплотить эту идею на практике крайне сложно, и потому многие страны, стремясь построить у себя социально-регулируемый рынок (социальное рыночное хозяйство), тщательно обсуждают возможность реализовать его принципы, сформулированные двумя немецкими политиками — Конрадом Аденауэром (1876-1967), канцлером ФРГ с 1949 по 1963 г., и его министром экономики Людвигом Эрхардом. Эти принципы просты:
- «Я — гражданин — готов сам пробиваться в этой жизни, готов принять на себя ответственность за свою судьбу. Ты — государство — позаботься только о том, чтобы я был в состоянии это делать, имел свободу действий».
- «Свобода действий не может быть безграничной. Ее должны дополнять обязательствачеловека перед обществом, в котором он живет».
- «Цель общества — благосостояние для всех, способ достижения этой цели — достижение благосостояния через рыночную конкуренцию».
Это значит, что в основе такой системы лежит осознанная жизненная позиция каждого трудоспособного гражданина — «За свое благополучие я отвечаю сам!».
А какова же экономическая система современной России? Обдумывая ответ на этот вопрос, надо отметить, что:
- основы командной системы в нашей стране уже разрушены;
- механизмы рыночной системы еще только формируются;
- факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью.
В ближайшем будущем России неизбежно придется воссоздавать рыночные механизмы и строить на их основе смешанную экономическую систему. Другое дело, что нашей стране надо выбрать для себя конкретную национальную модель такой системы. Именно вокруг этого и идут сейчас споры ученых и политиков (подробнее об этом в заключительной главе).
Завершая разговор о типах экономических систем, их достоинствах и недостатках, мы можем сформулировать второй рецепт экономического благоразумия.
Необходимо избегать возникновения командной системы и допускать вмешательство государства в экономическую жизнь страны лишь для решения тех экономических задач, которые рынки решить не могут или решают неудачно.
Источник
Способ распределения ресурсов экономика командная
Распределение ресурсов в командной экономике. Преимущества и недостатки методов распределения ресурсов.
Распределение ресурсов в командной экономике. Командной называется такая экономика, при которой решения об объемах производства и, распределении ресурсов принимаются правительством. Для этого обычно в стране создается центральный плановый орган (ЦПО). Этот орган представляет собой большой административный аппарат, который разрабатывает долговременные государственные планы экономического развития и на их основе выпускает директивы руководителям предприятий по вопросам: а) что производить; б) где получать ресурсы; в) какую технику производства использовать; г) куда поставлять произведенные товары.
Методы распределения через решения ЦПО применялись во всех социалистических странах.
Преимущества и недостатки различных методов распределения ресурсов.
Выше было отмечено, что большинство стран живет в условиях смешанной экономики, т. е. в таких условиях, когда распределение одной части ресурсов происходит в результате функционирования рынков, а второй части — директивно, в соответствии с решениями правительства. Такие системы приняты странами потому, что и рыночный механизм, и командное управление имеют свои преимущества и недостатки. Рассмотрим основные особенности каждого из методов распределения.
Преимущества рыночного механизма. В индустриально развитых западных странах приблизительно две трети ресурсов распределяется на рынках под воздействием ценового механизма. Назовем преимущества этого способа распределения
Эффективность экономики. Сторонники рыночной системы считают, что потребители являются лучшими судьями своих интересов. Каждый из них стремится распорядиться своими деньгами таким образом, чтобы получить максимальную для себя пользу. Поскольку рынки открыты для всего общества, можно полагать, что в результате их функционирования общество в целом получит максимальную пользу. Это значит, что доходы общества будут использованы наиболее эффективно.
Источник
Командное и рыночное распределение
Командное и рыночное распределение
Распределение является важной частью экономики. Оно представляет собой промежуточное звено между производством и потреблением. Это, образно говоря, своеобразная сосудистая система экономики, по которой товары и деньги доставляются потребителям.
Существуют два основных способа распределения товара и денег в экономике.
Первый способ — распределение по приказу, команде, физическому давлению или моральному угнетению. Например, в бывшем СССР многие продукты питания распределялись среди потребителей с помощью специальных талонов, карточек и даже по паспортам. Потребителям нередко указывалось, какие продукты и в каком количестве они могут получить.
Как видите, этот способ распределения основан на принуждении: производителей заставляют отдавать свою продукцию, а потребителей — приобретать именно такую продукцию. Поэтому такое распределение называется командным.
Командное распределение — распределение благ, основанное на различных видах принуждения (командах, приказах, физической силе).
Командное распределение является свойством командной экономики. Оно становится основным видом распределения благ, когда эта экономика становится господствующей (например, в первобытных хозяйствах, рабовладельческих латифундиях, феодальных поместьях, в экономике бывшего СССР).
Командное распределение присутствует, хотя и в ограниченном виде, в рыночной экономике. Прежде всего оно характерно работе отраслей и предприятий государственного сектора экономики (например, энергетики, транспорта, связи, а также охраны природы, образования, социального обеспечения). Оно присутствует и на частных предприятиях, где хозяева сами решают, сколько и каким работникам надо платить денег.
Однако практика показывает, что когда такое распределение осуществляется в особенно широких масштабах, оно бывает недостаточно эффективным.
Однако командное распределение результативно при чрезвычайных обстоятельствах, которые могут сложиться в стране (например, во время войны или пожаров, наводнений, землетрясений, засух), а также когда перед страной поставлены исключительно сложные задачи, требующие единства и сплоченности всех людей (например, при милитаризации экономики в фашистской Германии, индустриализации в бывшем СССР, переходе к рыночной экономике в Китае).
Одновременно с командным распределением в экономике существует второй способ распределения благ, который основан на товарно-денежном обмене. При таком распределении производителей никто не заставляет отдавать свою продукцию, более того, они сами стремятся ее отдать. Стимулом для них служат деньги, которые они получают в обмен. Потребителей тоже никто не заставляет приобретать определенные товары. Их заинтересовывают это делать с помощью более низких цен и лучшего качества товаров.
Как вы уже знаете, обмен может состояться только в том случае, когда есть выгода для тех, кто в нем участвует. Поэтому распределение, основанное на товарно-денежном обмене, всегда предполагает выгоду для его участников, иначе это распределение не может осуществиться.
Второй способ распределения господствует там, где ведущую роль играет товарно-денежный обмен. Это означает, что такое распределение наиболее распространено в условиях рыночной экономики. Поэтому экономисты называют его рыночным.
Рыночное распределение — распределение, основанное на обмене одних товаров и услуг на другие товары и услуги или на деньги.
При рыночном распределении количество товаров или денег, получаемое работником, предоставляется в обмен на его труд, величина которого измеряется в количестве других товаров или денег. Чтобы получить больше, работник должен больше отдать, т. е. лучше трудиться. Рыночное распределение стимулирует высокую производительность труда, чего не делает командное распределение. Поэтому оно имеет более широкое распространение, его стараются использовать везде, где может осуществиться товарно-денежный обмен.
Стимулирование производительности труда — создание заинтересованности (побудительной причины) работать с большей отдачей и производить больше благ.
Обычно рыночное распределение применяется в работе отраслей и предприятий вещественно-материальной сферы (например: промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли). В отличие от социально-культурной сферы производимая здесь продукция легче поддается измерению в других товарах или деньгах. А это значит, что ее без особых трудностей можно обменивать с теми, кто желает ее потребить.
Практика показала, что для экономики в целом рыночное распределение, заключающееся в создании выгодных условий всем участникам купли-продажи, является значительно эффективнее, чем командное распределение, при котором выгоду получает, как правило, только один участник (или продавец, или покупатель).
В США в начале 80-х годов сложилась ситуация, ведущая к дефициту высокоэффективной компьютерной техники. Выход из нее был найден довольно быстро и не за счет командных указаний со стороны министерств или других государственных органов, не за счет ограничений потребления, введения карточек или талонов на покупку компьютеров. Вместо всего этого были приняты меры, характерные рыночному распределению. Предприятиям, выпускающим компьютерную технику, была оказана материальная помощь, сделавшая производство этой техники очень выгодным. Вскоре потребителям в избытке начала поступать желанная продукция, к тому же в результате возникшей среди ее производителей конкуренции стоить она стала в 1,5—2 раза дешевле.
В третий блок входят предприятия, обслуживающие движение товаров, услуг и денег, обеспечивающие их доставку потребителям. Это прежде всего предприятия транспорта и связи.
Всю инфраструктуру также нередко называют сферой обслуживания (или сферой услуг). Причина в том, что предприятия всех трех блоков — торговли, транспорта и связи, банковской системы — занимаются ничем иным, как обслуживанием. Они обслуживают создателей и потребителей товаров и услуг, а также население. Иначе говоря, инфраструктура — это особая часть экономики, которая занимается обслуживанием предприятий, учреждений и других организаций, а также населения.
В этой части экономики создаются особые товары — услуги. Вы уже знаете, что услуги — это не вещи и не предметы, а процесс, деятельность, работа по приданию вещам и предметам новых качеств, в которых нуждаются люди. В сфере обслуживания все, что создано в производстве, продается, развозится, потребляется, ремонтируется, подсчитывается, сохраняется.
В последнее время к инфраструктуре экономики стали относить также учреждения, организации социально-культурной сферы (например, школы, институты, больницы, дома престарелых, кинотеатры, спортивные комплексы). Эту часть экономики иногда называют социальной инфраструктурой (вместо социально-культурной сферы).
В целом инфраструктура экономики растет очень быстрыми темпами. Все больше людей предпочитают работать не в производстве, а в торговле, банковском деле, на транспорте, в образовании, здравоохранении, т. е. заниматься обслуживанием производства и населения.
Особенно быстрый рост инфраструктуры характерен экономически развитым странам. Например, в Германии за последние 20 лет доля занятых в этой сфере увеличилась на 14% .
Источник