- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.3. Разделение властей.
- 5.3. Разделение властей.
- Разделение властей.
- Суть разделения властей:
- ЦЕЛИ разделения властей в государстве:
- Разделение государственной власти по горизонтали:
- Разделение властей в РФ:
- Разделение государственной власти по вертикали
- Дополнительная информация.
- Федеративные отношения и федеративное устройство РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов
- СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.3. Разделение властей.
5.3. Разделение властей.
ПЛАН.
- Сущность понятия «государственная власть».
- Разделение властей (понятие, суть).
- ЦЕЛИ разделения властей в государстве.
- Разделение государственной власти по горизонтали и вертикали.
- Разделение властей в РФ.
- Дополнительная информация.
Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений.
Разделение властей.
Разделение властей – это деление власти на три ветви:
Суть разделения властей:
- все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции;
- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти;
- никакая власть не может быть устранена другой;
- все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания («система сдержек и противовесов»);
- судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.
ЦЕЛИ разделения властей в государстве:
- предотвращение сосредоточения власти в одних руках или в руках группы лиц;
- недопущение злоупотребления государственной властью;
- чёткое определение функций, компетенции и ответственности каждого органа государственной власти;
- ведение к минимуму ошибок в управлении;
- гармоничное соединение различных противоречивых элементов общественной жизни – государства и гражданского общества.
Разделение государственной власти по горизонтали:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
Разделение властей в РФ:
- законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы;
- исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами;
- судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней) – следит за соблюдением законов.
Разделение государственной власти по вертикали
(отражает круг полномочий центральной власти и регионов, на которые разделено государство):
- центральная (общегосударственная) власть
- региональная власть.
Дополнительная информация.
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах английского мыслителя Джона Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»).
Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах французского мыслителя Ш. Монтескье («О духе законов»), а также в работах американских философов А.Гамильтона и Дж. Мэдисона ( XVII – XVIII вв.)
Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Компетенция – это круг полномочий какого-либо учреждения или лица.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Федеративные отношения и федеративное устройство РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов
Федерализм– это способ распределения государственной власти, принадлежащей народу, по вертикали, в результате которого органы власти структурных единиц гос-ва обладают значительной самостоятельностью на своей территории.
Конституция РФ закрепляет федеративное устройство России в составе 83 субъектов. Как своеобразное государственной устройство федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов.
Федеративным (от лат. foedus – союз) называется сложное государство, в состав которого входят насколько государств или государственных образований, называемых субъектами федерации. В конституции федерации либо в специальном договоре закрепляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Т.о., в федерации существует две системы органов государственной власти: федеральные, власть которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, которые могут самостоятельно решать только вопросы, оставшиеся в их ведении. В этом разделении и заключается основной смысл федер. отношений.
Источник
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Автократия — неограниченное властвование одного лица по собственному усмотрению.
Авторитаризм — политический режим осуществления власти одним лицом, обосновываемый идеологией либо заслугами, особыми качествами правителя, его харизмой.
Авторитет — влияние суждений, мнений и поступков одних людей на других, осуществляемое на уважении к ним.
Административный проступок — противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общественно значимых дел.
Администрация — производное от латинского administratio, что в переводе означает управление, руководство, орган, структура, группа людей, осуществляющих управление.
Аппарат — институт постоянного осуществления функций власти и управления. Отсюда: государственный аппарат; аппарат управления, аппарат государственного органа.
Бюрократия— форма осуществления власти (прежде всего государственной), при которой происходит подмена общей воли организации (общества, граждан) волей группы лиц. Производное: бюрократизм.
Власть — взаимосвязь между людьми, в том числе посредством публичных институтов, в процессе которой одни личности в силу разных причин — материальных, социальных, интеллектуальных, информационных, родственных и т.п. — добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают те или иные поступки и действия, строят свою жизнь.
Государственная власть — право и возможность государства регулировать общественные отношения, определять правила (нормы) поведения и деятельности человека и создаваемых им структур.
Государственная должность — постоянное юридическое установление в государственном органе, характеризующее объем, содержание и ресурсы деятельности по реализации компетенции последнего.
Государственная политика — совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом.
Государственная служба — практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе.
Государственное управление — практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную (публичную) и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающиеся на его властную силу.
Государственный орган — единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций.
Государственный служащий — гражданин, занимающий административную государственную должность на профессиональной основе (постоянно и за плату).
Государство — публичная и легитимно (нормативно-выраженная) властная сила общества.
Гражданин — человек, состоящий в юридической взаимосвязи с государством, субъект прав и свобод, гарантированных Конституцией.
Гражданское общество — сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей.
Демократия — власть народа, иными словами, такая организация и условия жизнедеятельности государства, при которых люди могут спокойно, безопасно и свободно (кстати, и по отношению друг к другу) заниматься созидательным трудом и обустройством своей частной и общественной жизни.
Дисциплина — форма общественной связи, свидетельствующая о признании и практическом соблюдении человеком согласованных норм, правил поведения, общения, ведения определенных (порученных ему) дел.
Закон — принятый в конституционно установленном порядке нормативный правовой акт по основным вопросам жизни государства и общества, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой (после Конституции).
Законность— система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванная обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов.
Законодательная власть — подсистема государственной власти, основными функциями которой являются представительство интересов граждан (избирателей) и принятие законов, иных правовых и политических актов.
Законодательство — система законов и определенных нормативных правовых актов.
Идеология — совокупность или система взглядов, идей, суждений и представлений групп людей, отражающая их потребности, интересы, идеалы, ценности и цели жизнедеятельности. Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные качества — сгусток информации, заключенный в решении, отражающий определенную управленческую ситуацию, задачу, проблему и содержащий «заряд» (потенциал) управляющих воздействий, призванный перевести их на новый уровень.
Информационные процессы — процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.
Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информация управленческая — часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию процессов формирования и реализации управляющих воздействий.
Исполнительная власть — подсистема государственной власти, основными функциями которой являются обеспечение и ведение непосредственного управления общественными процессами, сознанием, поведением и деятельностью людей.
Компетенция органа государства — совокупность функций и полномочий по управлению определенными управляемыми объектами (процессами, отношениями, явлениями, поведением и деятельностью людей).
Компетентность лиц — профессиональная подготовленность людей в определенном виде деятельности.
Конституция— основной учредительный акт государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, обязательный для всех граждан, государственных и общественных органов.
Конфликт социальный, управленческий — столкновение потребностей, интересов и целей противоположных сторон, разрешаемое часто в процессе борьбы.
Критерии эффективности — признаки, грани, стороны, проявления управления (управленческой системы), посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества.
Культура — совокупность сознания, поведения и институтов, сформированных исторически и определяющих способ жизнедеятельности людей.
Легитимность — правомерность, законность власти, ее решений и действий, полученные вследствие доверия граждан внутри страны и вне международного сообщества.
Менеджмент — вид управления, в котором субъектом является собственник, занятый непосредственно или через наемный аппарат (менеджеров) предпринимательством и бизнесом.
Местное самоуправление — право и способность жителей поселений и небольших административных территорий непосредственно или через создаваемые ими органы вести вопросы своего местожительства, или часть государственных полномочий, переданных им.
Методы управленческой деятельности — способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.
Муниципальное управление — часть местного самоуправления, связанная с управлением муниципальной собственностью и вводом ее в рыночные отношения.
Народ — собирательное, обобщающее (абстрактное) понятие; он состоит из множества конкретных людей, когда-то живших, если подходить к нему с историческими мерками, и ныне живущих, составляющих современное поколение.
Нормативный аспект — разработка и юридическое (в актах государственных органов) закрепление (установление) норм (правил) поведения людей и ведения определенных общественно значимых дел.
Обращения граждан — юридическая форма реализации гражданами своих прав и свобод, их взаимодействия с государственными и общественными органами.
Общественное мнение — совокупность свободно выраженных суждений, взглядов, позиций и точек зрения множества людей.
Объективация — превращение субъективности государственного управления в реальную жизнь, в состояние управляемых объектов, измерение и оценка того, что же получилось в итоге, в каком объеме и качестве достигнуты поставленные цели.
Объективизация — процесс насыщения субъективности государственного управления (управленческих решений) объективными требованиями и закономерностями жизнедеятельности людей, потребностями и интересами управляемых объектов.
Операция — однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели; выполняется одним или несколькими исполнителями.
Ответственность — отношение, обеспечивающее интересы и свободу взаимосвязанных сторон и гарантированное обществом и государством.
Организационные формы — способы согласованного коллективного поиска оптимального решения какой-либо управленческой проблемы.
Организация— расположение людей в пространственной (территория, сооружения) и функциональной (социальные роли, виды работ) координатах, соединение их с орудиями и средствами труда, обеспечение их взаимодействия и взаимообмена в труде и общественной жизни.
Отчеты государственных органов — информация органов и их руководителей о результатах управленческой деятельности, имеющая официальный характер.
Планирование — процесс постановки и достижения строго определенных, главным образом, стратегических целей.
Политика— реализуемая сущность государства, система общественных отношений, связанная с формированием и управлением государством (и его институтов). Осуществляется обществом по отношению к государству.
Политический режим — совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.
Право— нормативное (волевое) выражение глубинных потребностей и интересов людей в упорядочении общественной и частной жизнедеятельности.
Правовая норма — отдельное, установленное государственными органами, правило поведения, состоящее обычно из гипотезы, диспозиции и санкции.
Правовая система — совокупность внутренне согласованных, логически взаимосвязанных правовых актов.
Правовое регулирование — деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата.
Правовой акт — принятый государственными органами документ (решение), содержащий правовые нормы.
Правопорядок— система стабильных правовых связей и отношений, существующих в государстве, обществе, между людьми, обеспечивающих их потребности, интересы и цели, способствующих гармонизации общественного развития.
Преступление — особо опасное деяние, подрывающее конституционный строй и нарушающее права и свободы граждан.
Принцип государственного управления — закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (система онтологических элементов), выраженная в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.
Процедура — набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии.
Процесс — последовательная смена состояний, явлений, известная совокупность решений, действий, событий, приводящая к определенному результату, итогу.
Публичное — относящееся к общественной жизнедеятельности людей и выражающее в ней всеобщее; ассоциируется прежде всего с государством, государственным.
Рабочее место — вид и объем деятельности по обслуживанию, вспомогательному обеспечению управленческих процессов в государственном органе (содержание в порядке помещений, связь и техническое обслуживание информационных систем, транспорт и т.д.).
Регулирование — процесс установления и практического исполнения определенных правил (норм) поведения.
Решение управленческое — социальный акт, в котором в логической форме (текстуальная модель) выражены воздействия управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые объекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей в управлении.
Система государственного управления — совокупность взаимодействующих субъекта государственного управления (государственных органов) и управляемых объектов (общественных элементов и взаимосвязей), подвергаемых государственно управляющим воздействиям.
Социальное государство — государство, проводящее политику обеспечения благосостояния и развития всех своих граждан.
Социальный механизм формирования и реализации государственного управления — совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) «схватывает» потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически проводит их в жизнь, опираясь на государственную власть.
Стадии управленческой деятельности — этапы управленческой деятельности со своим особым набором форм и методов.
Стиль государственного управления — система социально эффективных и постоянно развивающихся способов, средств, форм и методов функционирования должностных лиц и в целом органов государственной власти и местного самоуправления.
Стратегия — способ мышления и управления, ориентированный на качественное изменение состояния жизни, управляемых процессов, сравнимое с лучшими мировыми показателями.
Структура государственного органа — совокупность подразделений, должностей государственного органа, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих подразделений и должностей.
Субъект государственного управления — совокупность граждан и государственных органов, участвующих в формировании и реализации государственно управляющих воздействий. Субъектом является государство в целом.
Субъективный фактор — совокупное сознание людей в действии, определенное «материализованное» слияние мыслительного и практического процессов.
Суверенитет — верховенство, независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и внешних отношениях. Судебная власть — подсистема государственной власти, основными функциями которой является осуществление правосудия (разрешение конфликтов на основе законов).
Теория — форма научного знания, дающая логически систематизированное и достоверное отображение исследуемых явлений. Выверяется практикой.
Управление — целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.).
Управленческая деятельность — набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.
Управленческие функции государственных органов — юридически выраженные управляющие воздействия государственных органов, которые они вправе и обязаны осуществлять в отношении управляемых объектов и управленческих структур. Закрепляются в их компетенции.
Управленческие цели — цели, связанные с разработкой и практическим осуществлением управленческих решений и действий по реальному удовлетворению общественных потребностей и интересов в управлении.
Управляемые объекты — деятельность людей (общества) по воспроизводству материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей. На «выходе» управляемых объектов возникают потребительские ценности.
Управляющее воздействие — целенаправленное, организующее и регулирующее влияние одних людей или государственных и общественных институтов на сознание, поведение и деятельность других.
Федерализм— способ распределения государственной власти, принадлежащей народу, по вертикали, в результате которого органы власти структурных единиц государства обладают значительной самостоятельностью на своей территории.
Федерация — государство, образованное на основе принципа — федерализма.
Формы управленческой деятельности — внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности.
Функция государственного управления — конкретный вид управляющего воздействия государства в целом, отличающийся предметом, содержанием и способом сохранения либо преобразования управляемых явлений.
Функция управления— реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последние реагируют и воспринимают.
Экономическая эффективность государственного управления — отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости привлеченных для этого ресурсов.
Эффект— польза, приносимая людьми (обществу) разницей между затратами и результатами, и способность этой разницы удовлетворять жизненные потребности общества, людей.
Эффект социальный — совокупный и общий положительный результат, который получает общество как в процессе производства того или иного продукта (услуги) или выполнения определенного рода работы, так и при потреблении соответствующих материальных, социальных и духовных ценностей.
Источник