Способ раскрытия характера героя

Способы раскрытия литературного характера

Средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр. При этом восприятие персонажа как характера не обязательно нуждается в развернутой структуре образа. Своеобразие категории персонажа — в ее завершающей, интегральной функции по отношению ко всем средствам изображения.

Однако сюжетная связь — не единственный тип связи между персонажами; в литературе, простившейся с мифологической колыбелью, он обычно не главный. Система персонажей — это определенное соотношение характеров. При разнообразии пониманий «характера», сама типизация и связанная с ней индивидуализация изображаемых лиц — принцип художественного творчества, объединяющий писателей различных времен и народов. «. Люди не сходны, те любят одно, а другие другое»

Чаще всего сюжетные роли героев более или менее соответствуют их значимости как характеров. Из способов, которыми драматург создает вокруг Антигоны героический и трагический ореол, очень важно общее соотношение характеров, их противопоставление. .

В эстетике большинства направлений европейской литературы характеры важнее сюжета, оцениваемого прежде всего в его характерологической функции. «Действие является наиболее ясным раскрытием человека, раскрытием как его умонастроения, так и его целей»,— считал Гегель. Обычно главные герои произведений, через которых раскрывается творческая концепция, занимают центральное положение и в сюжете. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров, в зависимости от избранной темы.

Для понимания главного проблемного героя (героев) могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера; в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений, несходств в сходном и сходств в несходном.

Ариадниной нитью, позволяющей увидеть за персонажами систему характеров, является, прежде всего, творческая концепция, идеяпроизведения; именно она создает единство самых сложных композиций. В понимании этой концепции, основной мысли произведения, конечно, возможны и даже неизбежны расхождения: любая интерпретация в той или иной степени субъективна. Но как в адекватных, так и в полемичных по отношению к авторской концепции интерпретациях персонажи и их расстановка рассматриваются не наивно реалистически, а в свете общей идеи, единства смысла произведения.

Таким образом, отметим, что литературоведы выделяют множество способов раскрытия характеров. Несмотря на различные классификации способов раскрытия характеров, в них нет видимых несоответствий и противоречий.По нашему мнению, для раскрытия литературного характера можно выделить четыре блока приемов изображения характера в художественном произведении:1. внешний блок;2. внутренний (или психологический) блок;3. сюжетно-композиционный блок;4. метатекстовый блок.К внешнему блоку способов раскрытия литературного характера относятся следующие приемы:· авторская характеристика;· взаимохарактеристики;· портретная характеристика (жесты, мимика, внешность, интонация);· интерьер, т.е. бытовой антураж героя;· среда, норма поведения;· пейзаж;· диалоги и т. д.Следующий по важности прием изображения характера в художественном произведении является взаимохарактеристики. В них герой показывается через восприятие других персонажей, как бы под различными углами зрения. Результатом этого является многоаспектность, довольно полное освещение характера, выделение его различных сторон. Благодаря оценкам других персонажей появляется возможность не только понять черты характера одного литературного героя, но и судить об оценивающих.Портретные детали и бытовой антураж служат необходимыми частными приемами в раскрытии литературного характера.Они отражают неизменяемые, статичные формы внешности, окружающего мира данного литературного персонажа.Рассмотрим внутренний (психологический) блок освещение персонажа «изнутри». К нему относятся:· внутренняя речь (внутренний монолог, поток сознания);· несобственно-прямая речь;· дневники и т.д.Наиболее эффективный прием самораскрытия персонажа -внутренняя речь.Для нас этот прием является одним из важнейших, так как автор все больше отдает предпочтение изображению внутренней жизни человека, а сюжетные коллизии уводятся на второй план. Одной из разновидностей внутренней речи является «внутренний монолог».Несобственно-прямая речь — это способ передачи внутренней речи; «внутренний монолог» и «поток сознания» могут быть выражены через несобственно-прямую речь.К сюжетно — композиционному блоку приемов изображения характера в художественном произведений относятся:· сюжетные линии;· планы взаимодействия героев произведения;· экспозиционные материалы и т.д.Сюжетные линии могут корректировать поведение героя, создавать такие условия, в которых раскрывается новая грань его характера. Тем же целям служат и герои (двойники или герои-антагонисты) в пределах художественного произведения. Перестройка их характеров может сигнализировать о перестройке характера главного персонажа.Роль экспозиционного материала — познакомить читателя с героем; именно здесь создается определенный образ литературного персонажа, читатель получает первое впечатление от встречи с ним. Первое появление героя называет «индексом, направленным, организующим дальнейшее построение».Метатекстовый блок приемов раскрытия художественного характера в произведениях проявляется при возникновении ассоциативного ряда у читателей. Также в него входят особые подтексты, не связанные с сюжетом произведения.

Источник

«Способы раскрытия характера литературного героя в художественном произведении»
методическая разработка по литературе

Учебное занятие по литературе для разновозрастной группы с применяем технологии интеллект- карт

Скачать:

Вложение Размер
uchebnoe_zanyatie_po_literature_dlya_raznovozrastnoy_gruppy_s_primenyaem_tehnologii_intellekt1.docx 29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по литературе для разновозрастной группы с применяем технологии интеллект- карт

«Способы раскрытия характера литературного героя в художественном произведении»

Цель: научить находить и использовать способы раскрытия характера литературного произведения

Предметные: познакомить со способами создания и раскрытия характера литературного персонажа в художественном произведении, способствовать развитию речи учащихся, научить определять особенности средств художественной выразительности для раскрытия характера литературного героя.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей. Формирование умения создавать интеллект-карты.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; стремление подражать положительным героям литературных произведений, формирование неприятия отрицательных качеств персонажей художественной литературы.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и участниками творческих групп, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: Интерактивная доска, ватманы, маркеры.

Группа детей разделена на микрогруппы по 5 человек.

Здравствуйте! Сегодня урок литературы для вас проведу я, учитель Горковской школы, зовут меня Евгения Александровна, а как зовут вас, я не знаю. Давайте с вами познакомимся. Сейчас по моему сигналу вы хором назовете свои имена.

— Вот мы и познакомились. Очень приятно!

Я предлагаю наш урок начать с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу.

— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

— Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

— Клад — это богатство, деньги, золото.

— Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

2. Мотивация учебной деятельности.

Часто, на уроках литературы нам приходится решать непростые задачи. Одна из них – дать характеристику персонажа изучаемого литературного произведения.

Литературный герой – это ДЕЙСТВУЮЩЕЕ лицо, или персонаж, литературного произведения. Бывают главные герои и второстепенные, вымышленные и невымышленные, идеальные, положительные, отрицательные. Ещё вспомним о рассказчике, повествователе, образе автора – и это тоже герои произведения.

Я предлагаю вам вспомнить произведение, хорошо всем известное с раннего детства. Что это за произведение? Кто его автор? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).Здесь нас будет интересовать образ старухи.

Внимательно рассмотрите иллюстрации и попробуйте дать характеристику одному из героев — старухе.

Обратим внимание, что представляют собой ваши ответы? – перечисление отдельных качеств характера героя. Вы сами, удовлетворены такой характеристикой? Так как же нам раскрыть характер литературного героя наиболее полно?

  1. Формулировка темы, целеполагание.

-Как вы думаете, какова будет тема нашего занятия? (Способы раскрытия характера литературного героя в художественном произведении)

-Какие задачи перед собой поставим (узнать способы раскрытия характера, научиться видеть их в тексте литературного произведения, формировать умение наиболее полно давать характеристику героям литературных произведений)

-А поможет нам с вами сегодня метод, с которым я вас познакомлю чуть позже. Метод интеллект- карт.

4. Итак, какое литературное понятие сегодня в центре нашего внимания ( характер литературного героя).

Учитель рисует в центре круг, вписывает туда термин. Каждый ученик делает то же самое на листе А4.

Для начала, выясним, что такое характер в литературе, для этого обратимся к словарю:

Характер — характер (от греч. charakter отпечаток, признак, отличительная черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, «нрав» человека…

Характер (литератур.) — Характер литературный, образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрывается… тип поведения.

А теперь скажите, почему, вы решили, что старуха злая? (она ругает старика)

Значит эта черта проявляется через взаимоотношения с другим героем произведения.

От центрального круга чертим линию, делаем обозначение: взаимоотношения с другими героями ). А каким оно может быть? Какие черты могут проявляться при взаимоотношениях людей? (рисуем веточки: доброжелательность, равнодушие, агрессия, доверчивость, дружелюбие, лицемерие и др).

Как вы узнали, что старуха жадная?

Правильно, по её поступкам . Рисуем следующую «веточку». Какие качества здесь могут проявляться?

А как называет старуха своего мужа (дурачина, простофиля), с какими словами обращается к нему (в приказном тоне, поди, поклонись..)

И ещё одна веточка – речь. Это может быть и грубая, бранная речь, а может быть и вежливая, речь бывает тихой, сбивчивой, а может быть быстрой, громкой и т. Д.

Я вам предлагаю выполнить задания:

Каждой группа получает по две карточки. Это речь одного и того же героя Джека Лондпна (Мартина Идена), но в начале и конце произведения.

  1. Верно, я не хилый, – сказал он. – Меня с копыт не сковырнешь, я и гвозди жевать могу. А вот сейчас никак не переварю, чего вы говорите. Не по зубам мне. Не учили меня этому. Книжки я люблю, и стихи тоже, и читаю всякую свободную минутку, а только по вашему отродясь про них не думал. Потому и толковать про них не умею. Я вроде как штурман – занесло невесть куда, а ни карты, ни компаса нету. Надо мне сориентироваться. Может, укажете, куда держать путь? Вы то откуда узнали все это, про что рассказывали?
  2. Почему ты не решилась на это раньше? – резко спросил он. – Когда у меня не было работы? Когда я голодал? Когда я был тот же, что теперь, – как человек, как художник, тот же самый Мартин Иден? Вот вопрос, над которым я бьюсь уже много дней, – это не только тебя касается, но всех и каждого. Ты видишь, я не изменился, хотя меня вдруг стали очень высоко ценить и приходится все время напоминать себе, что я – прежний. (…)Я не стал ни сильнее, ни добродетельнее. И голова у меня все та же. Я не додумался ни до единого нового обобщения ни в литературе, ни в философии. Как личность я стою ровно столько же, сколько стоил, когда никому не был нужен.

Задания для 1 группы:

Дать характеристику героя по 1 отрывку.

Задание для 2 группы:

Дать характеристику героя по 2 отрывку.

Задание для 3 группы:

Ответить на вопрос, какие изменения произошли с героем на протяжении повествования?

Работа по карточкам:

Зафиксируем эту «Веточку» на нашем рисунке.

Сейчас я вам назову имена некоторых героев худ произведений, а вы попытайтесь узнать, каково его основное качество: Оболд Оболдуев (Салтыков-Щедрин) ( глупось), Ляпкин-Тяпкин (Безответственность) Вральман, Простаков, Правдин, Стародум, Скотинин (Фонвизин)

Вы ведь не знаете этих героев, как же вы узнали об их чертах характера (по именам). Значит, следующая веточка ( имена, говорящие фамилии ).

В этом же направлении «работают» и имена, а точнее их значение, символика – Софья «Мудрость», Катерина «Чистота», Лариса «Чайка»

Вспомните говорящие имена героев Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Перед вами карточки со следующим заданием. Прочитайте их. Можем ли мы, используя эту информацию определить черты характера героя? Зачитаем вслух, дадим пояснения. Что нам дало ключ к пониманию образа? ( внешность: портрет, одежда, детали) – работа в группах

Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной 1 рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная кудрявая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною» . (И.С. Тургенев «Бирюк»)

Тургенев подробно описывает привлекательную внешность человека. Рисуя мощную фигуру, устойчивую позу, спокойное и строгое выражение лица, прямой взгляд Бирюка, писатель подчеркивает его здоровье, силу, чувство собственного достоинства, уверенность в себе , суровость. Рубаха из домотканого полотна говорит и о социальном положении героя, и о его бытовой непритязательности . Слово «молодец» выражает восхищение рассказчика лесником, выказывает его расположение к Бирюку. У читателя это слово может вызвать представление о сказочном или былинном персонаже. На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения.

Кроме того, литературный портрет героя — это способ выражения авторского отношения к герою произведения.

Фиксируем «веточки: поза, взгляд, выраж лица, одежда и др

Изучим следующую карточку. Перед вами описания комнат литературных персонажей.

«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего –нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недёшево; но на два кресла её недоставало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею..» (Н.В. Гоголь).

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.(И.С. Тургенев)

И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и — ах, как бы чего не вышло!

Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие. (А.П.Чехов)

Что мы можем сказать об этом герое?

Как называется описание помещения? (интерьер ). Значит, следующим ключиком будет именно он. Интерьер может характеризовать социальный статус человека: богатство-бедность, аристократизм – мещанство, образованность – мещанство. Способствует раскрытию черт характера: самостоятельность – стремление к подражанию; наличие вкуса – безвкусица; практичность – бесхозяйственность. Может раскрывать сферу интересов и взглядов: западничество – славянофильство; любовь к чтению – безразличие к нему; род деятельности – бездеятельность.

А бывает так, что об одном из персонажей говорят другие герои произведения, например, о том же Бирюке (читаем отрывок).

От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес. И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается».
Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.

И это тоже способ раскрытия образа: характеристика другими персонажами .

Но иногда и сам автор, даёт характеристику своим персонажам. Это авторская характеристика.

Молодцы, со всеми заданиями вы справились.

Максим Горький в своих романтических произведениях «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» рисует своих персонажей на фоне морского пейзажа.. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себя на берегу моря.

Заходящее за горизонт солнце, песчаный берег, на котором вы лежите, обдуваемые ласковым южным ветерком, устремив взгляд в вечернее в небо…

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

Немного отдохнули, возвращаемся в класс. Как называется описание природы в литературном произведении? (Пейзаж).

А может ли он раскрыть образ героя? Как? Значит, это тоже средство раскрытия образа

(Как воспринимает герой природу, как чувствует, на каком фоне происходят события. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей: при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы)

Ну а теперь пришло время познакомиться с тем самым способом работы с информацией, о котором я вам говорила: это составление интеллект- карт.

Это способ обработки информации создал американским психолог и бизнесмен Тони Бьюзен. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума».

На слайде пример интеллект-карты.

Любую мысль или понятие можно представить себе как некий узел (центр), от которого идут ниточки-связи к другим образам, объектам, ассоциациям

  1. Берём лист бумаги.
  2. В центре рисуем объект- главное понятие.
  3. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными.
  4. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.
  5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
  6. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).
  7. Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Каждая группа получает инструкцию по составлению интеллект карт.

Наша с вами задача как можно полно раскрыть характер героя, используя полученную информацию и отразить её в интеллект-карте.

В интеллект карте допустимы рисунки, знаки, цветовые обозначения. Чем «ветвистие», карта – тем полнее ваша характеристика.

Каждая группа получает лист бумаги, где в центре портрет героя.

Самостоятельная групповая работа.

Время нашего занятия подходит к концу. Я попрошу представителей от каждой группы представить нам получившуюся интеллект-карту.

Спасибо всем участникам сегодняшнего занятия. Оказывается, чтобы уметь читать, мало знать буквы. Нужно видеть и понимать мысль автора, часто зашифрованную в его образах. И нашу встречу мне бы хотелось бы закончить словами К. Паустовского «Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

А в заключении хочу вас всех поздравить с первыми весенними деньками. Весна всегда ассоциируется с солнцем, теплом, цветами. Я предлагаю вам создать букет нашего настроения. Перед вами лежат цветы разных оттенков. Выберете тот, который соответствует вашей оценке деятельности: Розовый (Было интересно, информация была полезной), Голубой (Я не очень понимал, о чем идет речь).

Прикрепите их на лист.

Я очень надеюсь, что информация, которую вы получили, вы сможете использовать в дальнейшем. Я всем вам желаю успехов в учебе и творчестве и хорошего настроения. До свидания!

Источник

Читайте также:  Экспериментирование как способ познания мира
Оцените статью
Разные способы