- Методы работы с молодежью: понятие, классификация, общая характеристика
- Технологии социальной работы с молодежью
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Проблемы социально—правовой защиты молодых семей.
- Молодая семья как объект социальной работы
- Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.
- О социальной защите студенческой молодежи
- Адаптация и проблема социальной защищенности молодежи.
- Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные.
- Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих.
- Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими.
- Государственная социальная помощь семье (на примере. )
- Похожие статьи
- Проблемы социально—правовой защиты молодых семей.
- Молодая семья как объект социальной работы
- Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.
- О социальной защите студенческой молодежи
- Адаптация и проблема социальной защищенности молодежи.
- Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные.
- Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих.
- Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими.
- Государственная социальная помощь семье (на примере. )
Методы работы с молодежью: понятие, классификация, общая характеристика
Понятие научного метода:
Научный метод — это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности.
Основания для классификации научных методов: Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).
Профессионализм социального работника зависит от уровня и глубины познания, применения научных методов исследования социальных проблем. Вместе с тем, социальный работник, занятый научным исследованием, пытающийся с помощью научных методов объяснить суть и эффективность своей практики, должен руководствоваться общими принципами научной деятельности, а именно:
— начиная исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей;
— необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования, удостовериться, что никому из них не грозят санкции или наказания в случае отказа от участия, неукоснительно соблюдать личные права и достоинство участников;
— необходимо гарантировать защиту участников исследования от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба;
— обсуждение оказанных услуг или отдельных случаев оказания социальных услуг должно проводиться только в координатах профессиональных обязанностей социального работника и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение;
— необходимо гарантировать конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации об ее участниках;
— исследователь должен ставить себе в заслугу только ту работу, которая действительно им проделана, и отдавать должное вкладу, сделанному другими лицами.
Философские, общенаучные, междисциплинарные и частные методы: Философские методы представляются как единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах социальной деятельности.
Общенаучные методы находят применение в различных областях знаний и социальной практики. К этим методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование и др. Они используются в практической деятельности в неявном виде, но имеют прямое отношение к принятию конкретных решений в тех или иных обстоятельствах, поиску адекватных этим обстоятельствам практических действий. Использование этих методов в процессе социальной работы определяется ее универсальным междисциплинарным характером.
Частные специальные методы состоят из специфических способов познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущих той или иной конкретной системе знаний, составляют.
Методы междисциплинарного исследования – как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.
Методы СР как области научного познания:
Основой для систематизации и классификации методов социальной работы служит характеристика способов воздействия на состояние и поведение человека или социальной общности. Учитывая особенность функционирования и содержание закономерностей и принципов социальной работы, можно обозначить следующие группы методов: социально-экономические, организационно-распорядительные, психолого-педагогические.
Социально-экономические методы предполагают способы взаимодействия, с помощью которых специалисты СР оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности субъектов социальной работы. Эти методы играют ведущую роль в процессе воздействия системы СР как на отдельного индивида, так и социальных групп. Социально-экономические методы применяются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкции и т.д.
Организационно-распорядительные методы направлены на поведение людей, как необходимости общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Специфическим свойством организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия, поскольку они опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты.
Организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев органов управления, придавая им функциональную определенность.
Распорядительные методы направлены на осуществление оперативного уточнения задач, перераспределение сил и средств, решение новых повседневных задач и своевременное устранение выявленных недоработок и недочетов. Основная задача распорядительных методов – это придание управленческой системе социальной работы оперативности и динамичности.
Психолого-педагогические методы ориентированы на косвенное воздействие и влияние насубъекта СР через механизм социально-психологической регуляции его самочувствия и поведения. Они оказывают целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. Основной формой психолого-педагогической методики СР является убеждение. Убеждение реализуется на практике с помощью разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов.
Уровни научного познания(эмпирический, теоретический): Эмпирический уровень— познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне происходит процесс накопления информации об исследуемых объектах, осуществляется первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.
На теоретическом уровне познания происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям. Результаты теоретического познания — гипотезы, теории, законы.
Методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация и формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.) и специфика их использования в социальной работе.
Теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
Синтез— соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; Классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
Абстрагирование-отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); Формализация- отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
Аналогия- умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
Моделирование— создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
Идеализация— создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
Дедукция-движение от общего к частному; Индукция— движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, стандартизированное интервью, опрос (вербальный, письменный), тестирование и др.) и специфика их использования в социальной работе.
· Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
· Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Данные методы социальной работы направлены на составление единой картины проблемы, которую необходимо решить. Многообразие видов методов позволяет построить картину проблемы в различных ракурсах, тем самым появляется возможность сформировать список задач, решенною которых будет посвящена дальнейшая деятельность социального работника.
Источник
Технологии социальной работы с молодежью
Рубрика: 14. Социальная работа
Статья просмотрена: 36411 раз
Библиографическое описание:
Денисова, Н. С. Технологии социальной работы с молодежью / Н. С. Денисова, И. А. Гизатова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3177/ (дата обращения: 20.11.2021).
Молодежь – одна из самых существенных групп общества, которая всегда находится в деятельности всей социальной жизни общества. Без молодежи невозможно развитие страны, общества.
Молодежь — это группа лиц от 14 до 30 лет. Она всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании. [1. c . 34-37]
Термин «социальная работа с молодежью» еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее — в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии — приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся — телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи. [2. c . 35]
При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы. Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим – социально-психологические особенности клиентов социальной работы – молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим – характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции). То же относится к условиям – для каждого вида социальной работы с молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные особенности будут конкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются как социальный институт в широком смысле. Социальная служба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.[3. c . 206]
Основными целями социальной работы с молодежью являются:
создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).[4. c . 240]
Неотъемлемой частью социальной работы с молодежью являются методы и технологии.
Методы и технологии социальной работы с молодежью можно разделить на:
Индивидуальная социальная работа – вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (врачи, юристы, социальные службы).
Групповая социальная работа – метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.
Общинная социальная работа — данное направление призвано максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории в решении острых молодежных проблем.
Наряду с традиционными методами социальной работы с молодежью, формируются и новые к которым относится « мобильная социальная работа ». Появление данного метода связано с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к этой категории относятся представители различных субкультур. Принцип и цель социальной работы состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли поисковую деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных ведомств, центров непосредственно на улицы. Увеличение числа бездомных среди молодежи, склонной к противоправному поведению обусловило быстрое распространение социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве. Одной из форм мобильной социальной работы является « уличная социальная работа » , которая предполагает общение с молодежью не в стенах различных ведомств и учреждений, молодежных центров и консультативных пунктов, а непосредственно в среде обитания молодежи. Уличная социальная работа может встречаться в различных формах: предоставление различных альтернативных способов проведения свободного времени, организация спортивных мероприятия, работа автобусов, где собираются проститутки, наркоманы. [ 5 . c . 125-127 ]
К технологиям социальной работы с молодежью относят:
Социальная терапия — это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.
Консультирование — установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
Арт-терапия — «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;
Музыкотерапия — социализация индивида путем, обращения к какой — либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;
Библиотерапия — воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;
Социально-педагогические технологии — активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
Творческие технологии — вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
Логотерапия — (от греч. logos — слово, therapeia — уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.[4. c . 235]
Сегодня необходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой. В настоящее время вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упор делается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненного потенциала. Это, в свою очередь, требует новых управленческих и организационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовой базы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагает разработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.
Курбатов В.И. Социальная работа: учеб. пособие. – М.: изд-во Дашков и К. 2007 г.
Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ /О.Н. Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004 г.
Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гордарики, 2006 г.
Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 г.
С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная работа с молодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва, 2006г.
Похожие статьи
Проблемы социально—правовой защиты молодых семей.
В статье рассматриваются принципы и формы социально—правовой защиты и поддержки молодой семьи, которые определены социальной политикой государства. В рамках данной темы проведено исследование среди молодых семей г. Омска на выявление проблем.
Молодая семья как объект социальной работы
Проблемы социально—правовой защиты молодых семей. Ключевые слова:молодая семья, социально—правовая защита, социальная проблема, социальная политика. Социально—правовой защита семьи в современном обществе исходит из особенностей.
Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.
социальная политика, социальная поддержка населения, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты.
О социальной защите студенческой молодежи
социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.
Адаптация и проблема социальной защищенности молодежи.
социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.
Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные.
Ключевые слова:социальная поддержка, деревня, село, сельские жители, социальная депривация, социальные выездные службы, взаимопомощь
В связи с этим социальное обслуживание и социальная защита населения на селе весьма актуальны и необходимы.
Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих.
социализация, социальная работа, социальные проблемы молодёжи, социальная помощь и поддержка молодежи.
Во-вторых, трудовая деятельность позволяет молодежи обеспечить себя семью и самоопределиться в жизни.
Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими.
Социальная поддержка и социальная помощь населению на примере Астраханской области.
Государственная социальная помощь семье (на примере. ) Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья.
Государственная социальная помощь семье (на примере. )
Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья. Сегодня одной из самых актуальных проблем российского общества, безусловно, остается демографический упадок, возникший.
Похожие статьи
Проблемы социально—правовой защиты молодых семей.
В статье рассматриваются принципы и формы социально—правовой защиты и поддержки молодой семьи, которые определены социальной политикой государства. В рамках данной темы проведено исследование среди молодых семей г. Омска на выявление проблем.
Молодая семья как объект социальной работы
Проблемы социально—правовой защиты молодых семей. Ключевые слова:молодая семья, социально—правовая защита, социальная проблема, социальная политика. Социально—правовой защита семьи в современном обществе исходит из особенностей.
Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.
социальная политика, социальная поддержка населения, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты.
О социальной защите студенческой молодежи
социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.
Адаптация и проблема социальной защищенности молодежи.
социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.
Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные.
Ключевые слова:социальная поддержка, деревня, село, сельские жители, социальная депривация, социальные выездные службы, взаимопомощь
В связи с этим социальное обслуживание и социальная защита населения на селе весьма актуальны и необходимы.
Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих.
социализация, социальная работа, социальные проблемы молодёжи, социальная помощь и поддержка молодежи.
Во-вторых, трудовая деятельность позволяет молодежи обеспечить себя семью и самоопределиться в жизни.
Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими.
Социальная поддержка и социальная помощь населению на примере Астраханской области.
Государственная социальная помощь семье (на примере. ) Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья.
Государственная социальная помощь семье (на примере. )
Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья. Сегодня одной из самых актуальных проблем российского общества, безусловно, остается демографический упадок, возникший.
Источник