Способ работы с литературой

Способ работы с литературой

Особое место среди методов исследования занимают методы изучения литературы по проблеме дипломной работы. Изучение литературы служит средством изучения истории и причин возникновения проблемы, ее современного состояния.

Выделим несколько методов работы с литературой.

Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании дипломной работы.

Реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.

Конспектирование — детальное изложение главных положений и концептуальных идей работы.

Аннотирование — краткое, предельно сжатое изложение основного содержания литературных источников.

Цитирование — дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте дипломной работы фактических и статистических данных, содержащихся в литературных источниках. Включенную в текст цитату следует оформить обязательным указанием на автора и источник, из которого производится цитирование. В дипломной работе можно использовать любой вариант цитирования, но нельзя использовать цитаты без ссылки на автора. Если приводится не цитата, а излагается мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делают ссылку на источник.

Еще одно правило работы с литературой — использование библиографического списка в тексте работы: источник, внесенный в список, хотя бы один раз должен быть назван в тексте. И, наоборот, любой источник, на который автор ссылается в тексте дипломной работы, должен быть вынесен в библиографический список.

При работе с литературой целесообразно составлять библиографические карточки, которые образуют собственную картотеку дипломника. Наличие картотеки облегчает и ускоряет дальнейшую работу с первоисточниками и составление библиографического списка дипломной работы, источники в котором указываются в алфавитном порядке.

Требования к библиографическому описанию различных изданий

При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии.

Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Oстальные прописные буквы пишутся в соответствии с нормами русского языка. Список литературы оформляется в алфавитном порядке.

Названия научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются.

Сокращения отдельных слов и словосочетаний приводятся в соответствии с ГОСТом 7.12-77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати».

Выделяются следующие элементы библиографической записи:

— фамилия и инициалы автора или авторов — одного, двух или трех; если авторов более трех, то описание начинается с основного заглавия. Основное заглавие приводится в том виде, в каком оно дано на титульном листе, а не на обложке. Фамилия автора указывается в именительном падеже. Если авторов несколько, то их фамилии с инициалами указываются в том порядке, в котором они напечатаны в книге;

— заглавие книги. (Сведения об авторстве приводятся, если описание начинается с заглавия. К ним относятся: а) фамилии авторов, если их более трех; при этом указываются три первые фамилии и дальше ставится «и др.»; б) сведения о других лицах, принимавших участие в создании книг (составителях, редакторах и т.п.);

— место издания, издательство (название города дается без сокращения за исключением названий Москва, Ленинград, Санкт-Петербург, приводимых в сокращенном виде; соответственно: М., Л., СПб.);

— количество страниц в книге.

Приведем примеры библиографического описания книг (1), имеющих одного-трех авторов и книг, написанных большим авторским коллективом (2).

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999. 518 с.

Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдинальном исследовании студентов) / Под ред. Б.Г. Ананьева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. 216 с.

Для статей и частей изданий

При описании статей из журналов или сборников, а также произведений, являющихся частью какого-либо издания, сначала приводят сведения о самом описываемом произведении, а затем сведения об издании, в котором оно опубликовано.

Элементы описания даются в следующем порядке:

— Фамилия и инициалы автора или авторов.

— Сведения об издании, в котором помещено произведение (для журнала — наименование журнала без кавычек, год, номер, номера страниц, на которых оно размещается).

Приведем примеры библиографического описания статьи в книге или сборнике (1) и журнале (2).

Читайте также:  Способы работы с трудными клиентами психологическое консультирование

Похилько В.И. Психодиагностика индивидуального сознания // Общая психодиагностика / Ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 228-244.

Знаков В. В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 20-27.

Пример оформления списка литературы см. в Приложении 4.

Источник

Методы и приёмы при работе с художественной литературой

Сергиенко Елена
Методы и приёмы при работе с художественной литературой

Методы и приёмы при работе с художественной литературой.

Всем известно воздействие худ. Литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка.

Основные методы ознакомления с художественной литературой:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

2. Рассказ воспитателя. Это относительно свободная передача текста — возможна перестановка слов, их замена, толкование)

3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением (старший дошкольный возраст)

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Маленькому ребёнку легче воспринимать рассказ, чем чтение. Обычно сказку рассказывают несколько раз. Хорошо способствуют активизации детей имитационные движения (Как дет вытащил репку, большая пребольшая и т. д.).

Типы занятий: где используются основные приёмы работы с худ. лит. Словесный, Игровой (практический, Наглядный

— Чтение и рассказывание одного или нескольких произведений одной тематики. Так же объединение произв. одного жанра.

— Объединение произ. разных жанров искусства (использование музыки, репродукций, театральных постановок).

— Чтение и рассказывание с использованием наглядных материалов (игрушки, театра, фланелиграфа и т. д.) Наглядный приём

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Движение пальцами, руками

Просмотр видеофильмов, диафильмов

— Как часть занятия по развитию речи (логически связанное с содержанием занятия и как самостоятельная часть).

Один из приемов использования иллюстраций.

Основной принцип — показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия. Картинка — иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспринимать текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Необходимо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот — иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекая от содержания услышанного. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес детей к данной книге.

Давно замечено, что стихи более предпочтительны для детей, чем проза. Особенно потешки, где ребёнок может себя проявить как слушатель, действующие лицо, зритель. Своего рода применение своего опыта на практике, что несомненно способствует возникновению интереса к данной деятельности.

Как и все другие деятельности, работа с худ. лит. требует подготовки.

Важна подготовка к восприятию произведения. Спокойная обстановка, вызов интереса, эмоции педагога. При чтении и умение не отвлекаться на дисциплинарные моменты (достаточно паузы или понижение голоса).

Несколько приемов формирования полноценного восприятия произв. детьми. Выразительное чтение воспитателем, рассматривание иллюстрации, беседа о прочитанном, объяснение незнакомых слов и про необходимости повторное прочтение.

Ну и в заключение хочу заметить, что при помощи элементарного чтением педагог решает множество задач нравственного, умственного и эстетического воспитания.

Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой:

Объяснение незнакомых слов

Вопросы к детям по содержанию произведений

Беседа по произведению

Использование разных видов театра

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копы течку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др. Выразительное чтение,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Читайте также:  Способы двигательной деятельности сообщение

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность — один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка» Уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вам фото отчет, о проведенном коррекционно-развивающем занятии на нашем методическом объединении.

Отчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителей Ознакомление с художественной литературой — одна из важных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате ознакомления.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.

Ознакомление с художественной литературой Носов «Тридцать зерен» Ознакомление с художественной литературой. Носов «Тридцать зерен». Цель:Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.

Источник

Методы работы с литературой

В ходе работы над курсовой работой возникает необходимость не только прочитать литературные источники, но и письменно зафиксировать основные их идеи и всё ценное в их содержании. Работа с текстом может иметь разные формы, а именно:

1. Конспектирование. Конспект-это краткая письменная фиксация основного содержания источника. Чтобы составить конспект, необходимо пользоваться одним из приёмов конспектирования. Можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать то, что сообщает по этому поводу источник. Такой тип конспекта называется плановым, В него попадает не всё содержание книги, а только то, что необходимо для написания курсовой работы.

Текстуальный тип конспекта полностью состоит из интересующих вас цитат. Этот способ удобен тем, что впоследствии при написании самой работы все необходимые прямые цитаты будут у вас под рукой.

Тематический конспект организуется так, чтобы одновременно проработать несколько источников по единой теме.

2. Составление плана. Для того, чтобы лучше понять логику изучаемого текста, лучше всего составить развёрнутый план. Впоследствии с его помощью можно восстановить в памяти идеи автора. План может быть простым, то есть состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным

частям текста, или сложным, развёрнутым, включающим в виде параграфов и подпараграфов более дробные логические членения.

3. Выписки. Это нечто вроде первичной, упрощённой формы конспекта, когда из текста выбирается то, что относится к изучаемой теме, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом записей.

4. Тезисы. Это краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. В процессе их составления глубже усваивается материал и делается первый шаг к собственным обобщениям.

Важно не только тщательно обработать материал, почерпнутый из источников, но и правильно организовать его хранение. Удобнее всего хранить созданную базу данных в форме картотеки- специально организованной системы карточек, которые можно изготовить самостоятельно.

Структура и содержание курсовой работы

Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам различного типа. Если работа теоретического характера, не имеющая выхода в практику, то её структуру следует соответствующим образом выстроить. В начале лучше поместить главу, в которой будет освещаться состояние отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, затем производится сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изучения темы. Работа практического характера обычно делится на две главы, первая из которых посвящена изложению теоретико- методологических основ исследования, а вторая- представляет собой практическую часть последнего и может быть снабжена графиками, таблицами и другими необходимыми иллюстративными материалами. Работа опытно- экспериментального характера также имеет вводную теоретико- методологическую часть, за которой следует изложение условий, методов и хода эксперимента, обобщение и интерпретация полученных результатов. Хотя следует отметить, что последний тип среди курсовых работ юридического профиля встречается довольно редко.

Читайте также:  Как размножить виноград все способы

Несмотря на все типологические различия, любая курсовая работа должна строиться согласно существующим правилам, о которых будет говориться далее.

Структура курсовой работы включает следующие элементы: титульный лист, план (оглавление), введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они имеются).

Титульный лист является первой страницей работы. Он содержит наименование учебного заведения, наименование структурного подразделения, название темы, Ф.И.О студента, специальность и группу, в которой он обучается, Ф.И.О. научного руководителя (см. приложение 2).

План (оглавление) включает перечень всех рубрик курсовой работы с указанием номеров страниц каждой из рубрик ( см. приложение 3).

Введение по объёму занимает примерно 10% от всего текста. Оно начинается с обоснования актуальности темы. Обоснование не должно быть

многословным, оно должно быть убедительным. Речь вряд ли может идти об актуальности в узко-научном смысле (большинство студенческих курсовых работ имеют учебно-исследовательский характер).Актуальность может быть обоснована с точки зрения накопившихся социальных проблем, например, высокой степени криминогенности общества, его отдельных слоёв, распространённость отдельных видов правонарушений, региональные, национальные особенности различных явлений правовой жизни и т.д.

Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе, привести названия основных источников, кратко охарактеризовать основные подходы и методы, отметить вклад в разработку проблемы различных учёных.

Затем необходимо перейти к формулировке цели и задач работы. Цель-это представление об общем результате работы. Её назначение- определить стратегические направления поиска разрешения проблемы курсовой работы. Задачи исследования— это конкретизация цели. В курсовой работе они представляют собой относительно самостоятельные этапы достижения цели. Не следует стремиться к постановке чрезмерного числа задач. Обычно в курсовой работе их три-пять. Главное, чтобы они были решены. Если задачи не определены или сформулированы нечётко, студенту трудно организовать свою деятельность, он не может оценить успешность и целесообразность своей работы.

Далее следует определить объект и предмет исследования. Объект исследования- это тот процесс, явление, факт, на который направлено внимание исследователя, что подлежит рассмотрению. Предмет-это отдельная сторона изучаемого объекта, аспект его рассмотрения. Предмет всегда является частью объекта. Нередко формулировка предмета исследования совпадает или близка по звучанию с темой. В определении предмета обязательно указание на объект исследования.

Затем необходимо коснуться методологии и методов исследования. Достаточно их просто назвать.

И, наконец, определить теоретическую и практическую значимость исследования. Так как студенческая работа редко представляет научную ценность, то её теоретическая значимость обычно не указывается. Практическая ценность курсовой работы может быть связана с указанием на тех, кому могут быть полезны полученные результаты, как и когда их можно использовать и т.д.

Основная часть курсовой работы посвящается решению поставленных во введении задач. Она обычно включает две-три логически связанных и соподчинённых главы, каждая из которых может подразделяться на параграфы. О структуре основной части говорилось выше.

В заключении синтезируется суть работы, подводятся итоги решения поставленных в ней задач и обобщаются полученные результаты. Оценивается новизна и полнота решения поставленных задач. Хорошо, если

в конце заключения намечаются направления развития темы и пути продолжения исследования ( в том числе в будущей деятельности автора, например, при написании дипломной работы).

Заключение обычно занимает от 5 до10% объёма курсовой работы.

Библиографический список использованных источников нормативной и научной информации является составной частью курсовой работы и показывает степень изученности проблемы. В него включаются только те источники, которые были использованы автором при написании курсовой и на которые, соответственно, сделаны ссылки.

В приложения вносятся материалы (таблицы, графики, схемы и т.д.), которые облегчают восприятие основной части, не перегружая её.

Источник

Оцените статью
Разные способы