Способ работы с конкретными средствами управления способами реализации функций управления

Методы реализации функций управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Функции управления

Предприятие является довольно непростой системой управления. Функции управления представляют собой определенный вид какой либо управленческой деятельности, которая появилась в ходе разделения управленческого труда.

Каждая функция управления создается в совокупности управленческих задач. Исполнение задач и функций заключается в том, что функции является повторяющимся видом деятельности организации, а ее задачи представляют собой деятельность, которая направлена на получение необходимых результатов в определенное время.

Каждой функции свойственно назначение, повторяемость, однотипность содержания, особенности необходимого для ее исполнения персонала. Функции управления имеют объективный характер. Это связано с нужностью самого процесса управления при условии совместного труда людей.

На сегодняшний день существует большое число различных квалификаций функций управления. Соединяя вместе существующие функции, необходимо помнить о том, что:

  • В ходе выполнения какой либо функции обязательно происходит выполнение других;
  • Если не исполнять какую либо функцию, может нарушиться процесс управления.

Наиболее простым является разделение функций управления на две основные группы:

К общим функциям управления относятся:

  1. Организационная функция. Она включает в себя исполнение программ и планов. Это происходит при помощи создания становления ее структуры, а также распределения работы среди подразделений и сотрудников организации.
  2. Мотивационная функция. Ее суть состоит в определении потребностей людей, а также в выборе наиболее оптимального способа их удовлетворения. Это необходимо для того, чтобы получить наибольшую заинтересованность работников в ходе достижения целей, которые стоят перед организацией.
  3. Контрольная функция. Она призвана заранее выявлять возможные опасности, а также находить ошибки, которые отклоняются от принятых стандартов.
  4. Специальные функции занимают особенное место в системе управления. Это функции по управлению какими-либо объектами.

Готовые работы на аналогичную тему

Традиционно в организации выделяют следующие компоненты управления:

  • В первую очередь — производство;
  • Далее идет материально-техническое снабжение;
  • Затем — инновации, кадры и финансы.

Методы управления

В социальных и экономических системах управления используются присущие только им методы управления. Методы управления представляют собой определенные способы исполнения функций управления, либо способы влияния субъекта на объект управления.

Традиционно методы управления принято разделять на три большие группы:

  • Административные и правовые методы;
  • Экономические методы;
  • Социальные и психологические методы.

В основе административных и правовых методов управления лежат отношениях властности. Сюда входит законодательные и другого уровня подзаконные акты, нормы и нормативы, которые официально действуют в пределах всего пространства управления. Типичными проявлениями данными методами управления являются приказы, распоряжения, нормы, правила и указания.

В основе экономических методов управления лежат возможности применения экономических отношений элементов социально-экономической системы для ее более эффективного становления и формирования.

Социальные, а также психологические методы управления берут в свое внимание социальные и соответственно психологические роли людей, которые определяют их занимаемое положение в структуре и деятельности управления.

Источник

8.3. Конкретные методы управления

В зависимости от этапов и элементов процесса управления можно выделить следующие методы управления:

• воздействия на управляемые объекты;

• организации самой управляющей системы;

• информационного обеспечения управления;

• выработки и принятия решений;

• контроля, оценки, анализа и др.

В рамках этой классификации существуют и специфические методы управления:

• организационнного проектирования и др.

В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:

• методы управления функциональными подсистемами;

• методы выполнения функций управления;

• методы принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами в решающей степени обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т. д. Так, например, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как:

• диагностика трудовых, материальных и иных ресурсов данной организации;

• построение сценариев их изменения в ближайшем или более отдаленном будущем;

• контроль качества продукции, материалов;

• программирование, планирование, контроль процессов производства и др.

Методы выполнения функций управления связаны с решением задач, стоящих перед субъектом управления в процессе его воздействия на объект на пути движения к намеченной цели. Среди них отметим специфические способы планирования, организации, координации, контроля и мотивации деятельности.

Так, например, группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов, включает в себя методы экстраполяции, регрессивного анализа, мозговой атаки, экспертных оценок, факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и др. Экспертная оценка, или метод Делфи – один из самых распространенных методов управлении – подразумевает вовлечение в процесс прогнозирования группы людей, выполняющих роль экспертов. Этот метод основан на достижении согласия между ними. Обычно эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него коррективы. Процедура повторяется три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению. Основное преимущество данного метода в том, что прогноз составляется в предельно короткие сроки и содержит в себе широкий спектр мнений по спорным вопросам, а также отражает внутреннюю оценку стороннего наблюдателя. К его недостаткам можно отнести возможно высокую стоимость услуг экспертов, кроме того, субъективное мнение иногда может быть ошибочным, даже если его высказывает эксперт.

Одной и распространенных разновидностей этого метода является «мозговая атака» – коллективная работа экспертов, направленная на нахождение оптимального варианта управленческого действия. Экспертам предлагается для обсуждения сложная проблема, затем осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по ее решению. Условием обсуждения идей является запрет на их критику, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных идей. Так же, как и при использовании метода Делфи, целью «мозговой атаки» является выработка коллективных согласованных предложений.

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой.

На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, их описания и оценки, анализа, аналогии, моделирования и др.

Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации; кроме того, на этом этапе активно применяются информационные технологии в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия решений.

На этапе выбора решения применяются другие методы. Среди них, прежде всего, используется метод оптимизации.

На этапе организации выполнения решения наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение и т. п.) применяются и косвенные методы управления – материальное и моральное стимулирование, формирование социально-психологической готовности работников к реализации заданий.

На этапе контроля используются такие специфические методы, как диагностический, корректирующий и др.

Источник

Методы реализации функций управления — Экономические методы и их свойства

Как известно, каждая компания стремится к эффективной реализации своей деятельности для достижения устойчивой прибыли. Для этого необходим эффективный механизм управления, в основе которого лежат методы управленческого воздействия на все аспекты деятельности компании.

Читайте также:  Альтернативные способы заваривания кофе что это

В целом, метод (от греческого «methods» — способ исследования) — это способ достижения цели, решения проблемы, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.

Методы управления — это способы реализации функций управления. При этом они определяют степень ответственности, действия в случае невыполнения или недостаточного выполнения функций и обязанностей.

Выбор и использование методов управления зависит от сочетания функций управления и комбинации инструментов управления. Многое зависит от масштабов управления, целей, социально-экономической среды, качества персонала и фактического наличия определенных инструментов управления.

Существуют следующие признаки для классификации методов управления:

  • в зависимости от области применения — общие, относящиеся ко всей системе, и специфические, адресованные отдельным элементам этой системы или внешней среде и ее участникам;
  • в соответствии с секторами и областями применения — государственное управление, торговля, промышленность, экология и т.д;
  • по степени косвенного воздействия — прямые и непрямые;
  • по степени обобщенности управленческих знаний — методов теории и практики управления;
  • функциями управления, которые обеспечивают эти методы: Методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т.д.;
  • конкретными объектами управления и характером ситуации, решаемой проблемой и т.д.

Что касается последнего критерия, то разнообразие методов особенно велико. Существуют методы управления инновациями, управления рисками, антикризисного управления, финансового управления, управления производством, управления продажами (включая логистику), коммуникации, качества, занятости, персонала, знаний, проектов, малых и крупных предприятий, а также методы управления бизнес-процессами, методы взаимодействия бизнес-структур друг с другом и с клиентами и другие.

Традиционно методы управления классифицируются по типу воздействия: административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы. Управленческая деятельность невозможна без осмысленного применения административных методов управления, которые часто называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, регламентации прав и обязанностей подразделений и отдельных работников. Административные методы реализуются через прямое воздействие руководителей на подчиненных. Это влияние может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы, указания и требования, подзаконные акты и положения, правила, положения, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных и обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия основаны на власти руководителя и, по сути, являются методами властной мотивации, которые основаны на реальном принуждении или возможности принуждения и в большей или меньшей степени описывают процедуры достижения желаемого результата.

Экономические методы. Суть экономических методов заключается в воздействии на экономические интересы работников и хозяйствующих субъектов через цены, оплату труда, кредит, прибыль, налоги и другие экономические рычаги с целью создания эффективного механизма работы. Эти методы основаны на использовании экономических стимулов, которые обеспечивают заинтересованность и ответственность руководителей за последствия принятых решений и побуждают сотрудников к инициативному выполнению поставленных задач без специальных распоряжений.

Административные и экономические методы управления имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административными решениями являются не какие-либо директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время при реализации тех или иных директив часто используются меры экономического воздействия.

Социально-психологические методы. Суть социально-психологических методов заключается в том, что путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействуется эффективный механизм труда.

Социально-психологические методы воздействуют на индивидуальные и групповые потребности и интересы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение.

Эти методы включают использование моральных стимулов, особых видов и условий общения, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Эти методы включают убеждение, внушение, демонстрацию примеров поведения. Современная управленческая деятельность невозможна без широкого применения социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как административно-коммерческие, так и экономические методы управления.

Все эти методы управления органически взаимосвязаны и используются не изолированно, а в комплексе. Однако именно экономические методы следует считать лидером. Организационные методы создают условия для применения экономических методов, а социально-психологические методы дополняют организационные и экономические методы, и в целом образуют необходимый арсенал средств для контроля деятельности предприятия.

Причина важности экономических методов управления заключается в том, что, прежде всего, отношения в процессе управления определяются экономическими отношениями и объективными потребностями и интересами субъектов управления.

Основными экономическими методами, обеспечивающими эффективное функционирование компании в процессе управления ею, являются:

  • Планирование и анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • Маркетинг (ценообразование и конкурентное управление);
  • экономические стимулы для сотрудников.

Экономические методы и их свойства

Финансово-экономическое планирование позволяет, с одной стороны, реализовать имеющийся потенциал и возможности, а с другой — минимизировать будущие риски. Для достижения целей различных уровней разрабатываются планы в зависимости от того, чему именно они служат: стратегические, текущие.

Система планов включает долгосрочные (5-10 лет), среднесрочные (3-5) и краткосрочные (до 1 года) планы. Долгосрочные планы носят стратегический характер и отражают глобальные цели и основные этапы их достижения. Эти планы определяют общую политику и основное направление деятельности компании, устанавливают приоритеты и распределяют ресурсы. Эти планы должны учитывать состояние и перспективы развития внешней и внутренней среды организации. Краткосрочные планы имеют тактическое значение, они разрабатываются на период до одного года включительно. Показатели плана являются конкретными. Среднесрочные планы служат для увязки стратегии и тактики; они составляются на период от 3 до 5 лет.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности позволяет компании определить, как выполняется план, каковы причины невыполнения плановых показателей, как это влияет на деятельность компании и что необходимо сделать для улучшения ситуации. Существуют следующие основные показатели финансово-экономической деятельности:

  • размер выручки;
  • Сумма прибыли;
  • Рентабельность продаж — как отношение прибыли к продажам.

Маркетинг, как экономический метод управления, необходим в первую очередь руководству компании для того, чтобы понять, что и как производить для потребителей, чтобы этот способ и этот продукт приносил максимальную прибыль. В целом, маркетинг позволяет изучать желания потребителей и то, как удовлетворить эти желания выгодно и быстро с минимальным риском, минимальными затратами, но максимально возможной прибылью.

Цена, как основной компонент комплекса маркетинга, определяет структуру производства. С одной стороны, цена должна отражать издержки производства на уровне общественно необходимого, с другой — она определяет отношения распределения, выполняет социальную функцию, так как определяет платежеспособный спрос.

Конкурентоспособность — это сочетание всех потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют успех этого товара и его производителя на рынке.

Каждой компании необходимо определить свои конкурентные преимущества.

Руководство определяет конкурентные преимущества, выделяет сильные стороны, усиливает слабые и использует все возможности для завоевания рынка.

Существует также 2 наиболее популярных метода анализа эффективности управления бизнесом и определения уровня конкурентоспособности — пятифакторный анализ Портера и SWOT-анализ.

Анализ пяти сил Портера — это метод анализа отрасли и разработки бизнес-стратегии. Пять строительных блоков, присущих любой отрасли, описывают, как компания может создать конкурентное преимущество и долгосрочную прибыльность, а также как она может поддерживать прибыльность и конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.

Отраслевой анализ Майкла Портера помогает определить интенсивность и серьезность конкурентных сил в отрасли, чтобы найти положение, при котором компания лучше всего защищена от влияния конкурентных сил и может воздействовать на них со своей стороны.

Наконец, еще одним популярным методом является SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, который выявляет факторы внутренней и внешней среды организации и классифицирует их по четырем категориям: Сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.

Читайте также:  Титриметрический анализ точка эквивалентности способы ее фиксирования

Сильные стороны (S) и слабые стороны (W) — это факторы внутренней среды анализируемого предприятия (т.е. то, на что само предприятие может повлиять); возможности (O) и угрозы (T) — это факторы внешней среды (т.е. то, на что предприятие может повлиять извне, но при этом находится вне контроля предприятия).

Преимущества SWOT-анализа заключаются в том, что он дает относительно простой и точный обзор положения компании, продукта или услуги в отрасли и поэтому является наиболее популярным инструментом для управления рисками и принятия управленческих решений.

Данный метод SWOT-анализа позволяет детально оценить риски и возможности компании и спланировать рабочую маркетинговую стратегию продукта:

  • Проводится анализ рыночной среды продукта или услуги в отношении внешних и внутренних факторов;
  • На основе анализа формируются сильные и слабые стороны компании, угрозы и рыночные возможности для компании;
  • Полученные параметры вносятся в матрицу SWOT для удобства анализа;
  • На основе матрицы SWOT формируются выводы о необходимых действиях с указанием приоритетов для реализации и сроков.

Экономическое стимулирование работников — это экономический метод, позволяющий использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышении ответственности системы управления на всех уровнях за результаты труда. Итак, к стимулам относятся премии, участие в прибылях, бонусы, комиссионные за продажи, дополнительные льготы, пособия, единовременные выплаты.

Экономические стимулы основаны на использовании:

  • Принципы и методы оценки и стимулирования повышения эффективности труда на любом рабочем месте;
  • системы оплаты труда, материального стимулирования работников организации и использования прибыли;

Средства на заработную плату, материальное стимулирование, научно-техническое и социальное развитие.

Роль использования методов управления бизнесом в компании

Методы экономического управления на предприятии — это совокупность средств и инструментов, с помощью которых можно избирательно воздействовать на внутренние и внешние условия функционирования предприятия для достижения его основных целей.

В рыночной экономике экономические методы в первую очередь направлены на повышение производительности, увеличение продаж и прибыли организации.

Использование методов управления бизнесом позволяет:

  • маневрировать вокруг ресурсов;
  • Разработать меры косвенного воздействия на производителей и потребителей,
  • учитывать интересы коллектива и отдельных сотрудников;
  • Поощряйте исполнителей готовить альтернативные решения и выбирать то, которое отвечает интересам команды.

Чем шире применяются экономические методы, тем больше вопросов решается непосредственно в основных областях управления, ближе к источнику информации. Применение системы экономических методов на предприятии будет правильно работать только в том случае, если принцип рентабельности сельского хозяйства включает все звенья организационной структуры управления и образует замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями.

Если при использовании экономических методов начинают работать обратные связи, то появляется возможность более эффективного управления. Применение экономических методов управления позволяет активизировать персонал при реализации поставленных задач, руководство избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретному коллективу работников. Нет необходимости в административном контроле. Как правило, распространение экономических методов сопровождается относительной изоляцией отдельных единиц и повышением степени саморегулирования. Экономические методы управления отражают социально-экономический характер предприятия и способствуют его развитию в современных рыночных условиях производства.

Таким образом, под экономическими методами управления понимается совокупность средств и инструментов, действующих именно на создание благоприятных условий для функционирования и развития предприятия.

Экономический рычаг хозяйственного механизма соответствует социально-экономической природе предприятия и является одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе.

Анализ внедрения конкретных методов управления экономикой

ООО «Чистая вода» было создано 13 сентября 2011 года. Компания расположена в: 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 33.

Основной вид деятельности — продажа и обслуживание водоочистного оборудования, а также организация услуг по водоподготовке и монтажу водоочистного оборудования автономного водоснабжения для частного жилого сектора и нужд жилищно-коммунального хозяйства.

Миссия компании — решение проблемы несоответствия качества воды нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 с помощью водоочистного оборудования для улучшения качества жизни потребителя.

Рынок предоставления услуг: Республика Бурятия.

Товары: Кулеры с бутылками, пурифайеры со встроенной системой фильтрации воды.

  • Увеличение доли рынка на 15 %;
  • увеличение объема продаж на 30 %;
  • Увеличение темпов роста чистой прибыли.

Как уже говорилось выше, экономические методы управления:

  • Планирование и анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • Маркетинг (ценообразование и конкурентное управление);
  • экономические стимулы для сотрудников.

В третьем методе сразу отметим тот факт, что в компании нет наемных работников. Генеральный директор имеет доход только от дивидендов.

План финансовой деятельности.

В 2011 году компания получила государственный грант в размере 300 тысяч рублей, который был предназначен для разработки и продвижения сайта компании, разработки фирменного стиля и рекламы. Для получения субсидии был написан бизнес-план, указаны плановые показатели на 2012 и 2013 годы.

Компания занимается продажей и обслуживанием водоочистного оборудования, поэтому основная прибыль формируется за счет маржи, установленной учредителем. Согласно плану, маржа должна составлять 30-35%. Компания не несет дополнительных расходов (административные расходы — аренда офиса, заработная плата, так как руководитель компании не оформлен по трудовому договору). Основные затраты компании — закупка оборудования, доставка, а также монтаж.

План представлен в упрощенной форме, поскольку Компания является обществом с ограниченной ответственностью и не обязана полностью раскрывать всю информацию о своей деятельности.

Исходя из плановых показателей, мы рассчитываем уровень рентабельности: в 2012 году, таким образом, планируется на уровне 31,9%, в 2013 году — на уровне 34%, что в конечном итоге соответствует марже, запланированной генеральным директором.

Чтобы понять, насколько эффективно работала компания, необходимо провести анализ фактических показателей деятельности.

Специфика бизнеса такова, что оборудование не заказывается у поставщика до тех пор, пока оно не будет полностью согласовано с клиентом и оплачено. Это снижает риск неплатежей. Как уже упоминалось, компания продает два типа продукции — относительно недорогие кулеры и дорогие устройства — очистители — кулеры, не требующие бутилированной воды, которые подключаются непосредственно к водопроводу.

Цена (в рублях) за кулер — 6900 рублей, она складывается с учетом следующих компонентов:

  • оптовая цена — 3 400;
  • Поставка продукции -340;
  • Установка — 360;
  • Налог — 420;
  • маржа составляет 2 380.

Цена (в рублях) за буфер составляет 21400:

  • Оптовая цена — 11700;
  • Поставка продукции -480;
  • Установка — 535;
  • налог составляет 1 300;
  • маржа составляет 7,385.

Чтобы добиться более высокой маржи, необходимо установить более высокую цену, но предварительно необходимо провести анализ конкурентов.

В настоящее время на городском рынке работают еще 15 компаний, занимающихся продажей и установкой оборудования для очистки воды. Однако большинство из них не являются конкурентами, поскольку представляют собой торговые компании по продаже различных видов товаров и услуг — от косметики до различных видов бытовой техники. Основными конкурентами являются: «Аква», «Аквафорб», «Таежный источник». Чтобы определить положение нашей компании по сравнению с конкурентами, рассчитаем показатель конкурентоспособности компании (К).

Характеристика функций процесса управления

Существует процесс управления, который применим к любой организации и состоит из реализации функций, которые должен выполнять каждый менеджер. В настоящее время в литературе по менеджменту существует тенденция рассматривать менеджмент как реализацию функций. Можно лишь сказать, что нет единого мнения о том, каковы эти функции управления. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.

Читайте также:  Техническая кредиторская задолженность характеристика способы выявления

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации.

Питер Ф. Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области менеджмента и организации, предлагает другое определение. «Управление — это особый вид деятельности, который превращает неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и продуктивную группу. Таким образом, управление является как фактором, способствующим социальным изменениям, так и примером значительных социальных изменений. Наконец, именно управление, как ничто другое, объясняет самый значительный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше высокообразованных людей, тем больше они полагаются на организацию.

Термин «менеджер» довольно широко используется в качестве обозначения:

  • Организация конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программ и рабочих групп;
  • Руководителю компании в целом или ее подразделений (офисов, департаментов, отделов);
  • Начальнику по отношению к подчиненным;
  • Для администратора любого уровня управления, который организует работу в соответствии с современными методами.

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: Планирование, организация, мотивация и контроль.

Таким образом, планирование, организация, мотивация и контроль представляют собой четыре основные функции менеджера.

Функция планирования включает в себя принятие решения о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации для достижения этих целей. В своей основе функция планирования отвечает на следующие три основных вопроса:

  • Что мы делаем на данный момент?
  • Куда мы идем?
  • Как мы собираемся это сделать?

С помощью планирования руководство пытается установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех членов организации. Другими словами, планирование — это один из методов, с помощью которого руководство обеспечивает единство усилий всех членов организации для достижения общих целей. Планирование в организации не является одноразовым мероприятием по двум основным причинам. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают свое существование после достижения цели, ради которой они были изначально созданы, многие стремятся продлить свое существование как можно дольше. Поэтому они переопределяют или изменяют свои цели, когда достижение первоначальных целей почти завершено. Вторая причина, по которой планирование должно быть непрерывным, — это постоянная неопределенность будущего. Вследствие изменений в окружающей среде или неправильных прогнозов события могут развиваться не так, как ожидало руководство при составлении планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы убедиться, что они соответствуют реальности.

Роль организационных процессов в управлении

Одним из самых важных инструментов управления в руках менеджера является информация, которой он владеет. Он использует и передает эту информацию, получает обратную связь, организует, направляет и мотивирует своих подчиненных. Многое зависит от его способности донести информацию таким образом, чтобы она была воспринята максимально адекватно теми, для кого она предназначена.

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Субъектами могут быть отдельные лица, группы или даже целые организации. В первом случае коммуникация является межличностной и осуществляется посредством передачи идей, фактов, мнений, указаний, чувств или восприятия, ощущений и установок от одного человека к другому, вербально или в какой-либо другой форме, с целью получения желаемого ответа в ответ.

Углубленное изучение межличностного общения предполагает рассмотрение его как процесса, состоящего из стадий и фаз. Знание роли и содержания каждого этапа позволяет более эффективно управлять всем процессом.

Этап доставки включает следующие шаги.

Человек, передающий информацию, называется отправителем. Это ключевая роль формирования и кодирования информации, которая будет передана другим участникам процесса. Выполнение этой роли начинается с того, что человек идентифицирует себя в процессе коммуникации (кто я) и формулирует смысл или значение того, почему и что он хочет сообщить другому участнику. Затем следует кодирование идеи.

Кодирование — это преобразование предполагаемого смысла в сообщение или сигнал, который может быть передан. Кодирование в процессе коммуникации начинается с выбора системы кодовых символов — носителей информации. Затем носители организуются в определенную форму, которой может быть речь, текст, изображение, документ и т.д. В результате формируется сообщение, которое содержит данные с определенным смыслом. Смысл или значение сообщения — это идеи, факты, ценности, установки и чувства, которые принадлежат отправителю. Отправитель ожидает, что сообщение будет воспринято в соответствии с заложенным в нем смыслом.

Сообщение принимается отправителем из канала передачи, который доводит его до заданного адресата. Отправителем может быть сам человек (его тело, голос) или техническое устройство (телефон, радио, телекс, факс, телевизор, компьютер, робот и т.д.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердое тело, излучение, свет и т.д.). Каналы — это сама среда (воздух, вода, свет) и различные технические устройства и оборудование (провода, волны и т.д.). После начала передачи сообщения или сигнала процесс коммуникации находится вне контроля носителя или человека, отправившего сообщение. Отправленное сообщение не может быть взято обратно. В этот момент заканчивается фаза отправки и начинается фаза получения переданной информации и понимания ее смысла.

Канал выдает сообщение приемнику, который регистрирует прием этого сообщения на другой стороне канала. Если в процессе движения по каналу сообщение меняет носители (кодовые символы) или форму, прием считается несостоявшимся.

Человек, до которого дошло сообщение и которому оно было адресовано, называется получателем.

Декодирование включает в себя восприятие получателем (что было получено) сообщения, его интерпретацию (как оно было понято) и оценку (что и как было принято). Принять — не значит понять, а понять — не значит принять. Эффективная коммуникация устраняет причины, по которым сообщение не принимается.

Последним важным элементом процесса коммуникации является обратная связь, которая возникает в результате обмена ролями между участниками процесса. Получатель становится отправителем и наоборот, отправитель становится получателем. Таким образом, весь цикл повторяется снова, но в другом направлении. Ответ — это реакция получателя на сообщение. Она позволяет отправителю узнать, дошло ли сообщение до адресата и в каком смысле.

Коммуникационная сеть — это соединение индивидов, вовлеченных в процесс коммуникации определенным образом посредством информационных потоков. Коммуникационная сеть включает в себя поток сообщений или сигналов между двумя или более людьми. Коммуникационная сеть фокусируется на моделях этих потоков, а не на том, был ли передан смысл или намерение сообщения. Однако сеть связи может влиять на уменьшение или увеличение разрыва между отправленным и полученным значением.

Сеть, созданная супервизором, состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи устанавливаются по линии руководства от руководителя к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между людьми одного уровня или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей образует фактическую структуру организации. Задача формальной организационной структуры — придать правильное направление коммуникационным потокам. Размер подразделений в организации ограничивает возможность развития коммуникационной сети.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Оцените статью
Разные способы