Способ работы с хором

О методах работы с хором младших классов

Методическая разработка рассматривает методы работы с начинающим хором младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
o_metodah_raboty_s_nachinayushchim_horom_mladshih_shkolnikov_s_tochki_zreniya_teorii_registrov_pevcheskogo_golosa.docx 23.75 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

О методах работы с начинающим хором младших школьников с точки зрения теории регистров певческого голоса.

До настоящего времени как в практике, так и в теории ещё существуют самые противоречивые мнения по вопросу о регистровых возможностях певческого голоса детей младшего школьного возраста 7—10 лет, а отсюда и различный подход к воспитанию детского голоса.

Так, например, одни авторы считают, что голосовые складки детей до 10—11 лет работают только в режиме фальцета и что «нервно-мышечное развитие гортани младших школьников позволяет пока осуществить только такое (краевое) смыкание.

Другие авторы утверждают, что регистры детского голоса одинаковы с регистрами взрослых певцов, то есть детский голос имеет те же три регистра: грудной, головной (или фальцетный) как основные и микст (или смешанный) как результат обработки голоса.

Что же такое регистр певческого голоса? Каковы регистровые возможности детей младшего школьного возраста? Можно ли управлять регистровым звучанием голоса детей? Как настроить голос ребёнка на тот или иной тип регистрового звучания? Какой режим работ голосовых связок детей 7—10 лет следует считать для них оптимальным.

Сейчас я попытаюсь дать ответы на поставленные выше вопросы.

Под регистром голоса обычно подразумевают ряд последовательно, один за другим, идущих по звуковой шкале тонов более или менее однородного характера по тембру.

Что такое «фальцетный» и «грудной» регистры с точки зрения физиологического механизма их формирования?

Этот вопрос волновал учёных уже давно. Именно в физиологии они искали причину различий в столь специфическом звучании голоса в различных регистрах. Знания накапливались постепенно…

Обобщая опыт, накопленный исследователями, можно характеризовать основные регистры голоса человека с физиологической точки зрения следующим образом:

Грудной регистр – смыкание голосовой щели полное; голосовые складки вибрируют всё целиком; поверхность голосовых складок вздутая; голосовые складки работают, как ударяющиеся язычки; резонирование звука грудное (отсюда и название); высота тона регулируется деятельностью внутренних мышц; гортань занимает относительно низкое положение.

Фальцетный регистр —смыкание голосовой щели неполное; вибрируют лишь свободные края голосовых складок (собственно голосовые связки); поверхность складок плоская, сильно растянутая; голосовые складки работают, как проходящие язычки; резонирование головное; высота тона регулируется деятельностью внешнегортанных мускулов; гортань занимает относительно высокое положение.

Различная форма и взаимное расположение голосовых складок ведут за собой и раз личные типы их колебаний в пределах одного периода. А тип колебаний голосовых складок оказывает существенное влияние на тембр воспроизводимого ими голоса.

Известно, что разницу регистров можно сгладить искусственными приёмами при обучении певцов, выровняв характер звучания голоса на всём диапазоне. Исходным моментом в оценке регистра является акустический критерий, так как по слуховому впечатлению можно заключить о соответствующей настройки гортани и других органов, влияющих на тембр.

Акустическая разница между основными регистрами проявляется в том, что в грудном звучании слышно большое количество обертонов, отчего звук голосакажется ярче и даже более громким, в отличие от тембров фальцетного звучания, более бедного по количеству составляющих его обертонов.

Каковы же регистровые возможности детей младшего школьного возраста? Если принять за основу давно установившееся суждение о том, что грудному регистру присуще колебание голосовых складок всей своей массой, а фальцетному—колебания лишь их утончёнными краями, то нет никаких оснований считать, что дети до 10—11 лет не могут использовать оба типа колебаний и, таким образом, формировать различные типы регистров. Конечно, грудное звучание взрослого певческого голосане будет похоже на грудное звучание детей, как не похожи по своему звучанию грудные регистры, например, сопрано и баса, в силу меньших размеров гортани у первых вообще и меньшей колеблющейся массы их голосовых связок в частности. Однако бесспорным является тот факт, что в толще голосовых складок детей 7 лет уже заложены щито-черпаловидные мышцы, состоящие из мощных разнонаправленных волокон, способных сокращаться и расслабляться, то есть утолщать или утончать голосовые складки, влиять на их упругость или выключать их вибрации ту или иную часть их массы при воспроизведении верхних звуков диапазона голоса.

Таким образом… я считаю, что оба типа основных регистров (фальцетный и грудной) доступны детям младшего школьного возраста.

Однако не все дети умеют пользоваться различными способами регистрового звукообразования, которое требует гибкой координации в работе различных мышечных систем, управляющих движениями голосовых складок. Как уже указывалось выше, крайние типы регистрового звучания чисто грудного и чисто фальцетного голоса обеспечиваются регулирующей деятельностью двух основных мышечных систем: внутренней, заложенной в толще самих складок, и внешней, оплетающей гортань сверху.

Деятельность внутренней системы мышц обеспечивает настрой голосовых складок на полное их смыкание, а внешней—на краевое. А поскольку тембр звучащего тела зависит от колеблющейся массы, то и появляется в первом случае богатое по тембру грудное звучание, а в последнем—фальцетное, бедное по тембру.

Многим учителям пения приходиться сталкиваться с таким явлением на практике, когда, прослушивая детей, поступающих в хор, они слышат, как поют какую-либо песню, выбранную по своему желанию: одни на низких тонах, грудным голосом, другие, напротив, —на высоких тонах, фальцетом.

При этом первые, как правило, имеют более ограниченный звуковысотный диапазон, так как, когда голосовые складки при сокращении мышц, заложенных внутри них, делаются толстыми и короткими, то они становятся более инертными, то есть податливыми к различным внутренним изменениям по длине и жёсткости, что определяет частоту собственного тона любой колебательной системы. Поэтому в данном случае звуковысотный диапазон весьма ограничен по сравнению с противоположным режимом работы, когда голосовые складки, осуществляя колебания лишь своими утончёнными краями, легко меняют свои параметры по длине и жёсткости за счёт их внешних растягивателей. А поскольку высота тона зависит от этих параметров, то, следовательно, диапазон голоса по звуковысотной шкале находится в прямой зависимости от мобильности изменений длины и жёсткости голосовых складок. В грудном режиме фонации эта мобильность минимальна. Отсюда становится ясным, почему дети с грудным типом регулировок «гудят» в пределах 2-3 звуков, имея часто неплохой звуковысотный слух. Такой ребёнок обычно слышит, что он поёт не тот звук по высоте, что задан учителем, а спеть его правильно не может, так как ему пока не удаётся иной тип управления голосовыми складками, необходимый для воспроизведения более высоких тонов. В этом и проявляется нарушение координации между слухом и голосом, о котором часто упоминается в методической литературе как об одной из причин существования так называемых «гудошников».

Из практики работы с детьми хорошо известно, что налаживание этой координации происходит относительно быстро и в подавляющем большинстве случаев весьма успешно, если нет других каких-либо патологических причин неверной интонации. Ребёнок, «гудящий» в грудном регистре, как правило, где-то на низких тонах, начинает уже правильно повторять простые попевки после нескольких индивидуальных занятий, если обучение начинается с тех тонов, которые даны ему от природы, то есть с примарной зоны звучания голоса данного учащегося. В дальнейшем звуковысотный диапазон постепенно расширяется методом повторения отдельных звуков или коротких попевок по полутонам вверх и вниз от примарной зоны.

Однако существует и другой, более эффектный метод, когда, перескочив на октаву вверх от примарных тонов голоса ученика, его просит пропеть какой-либо звук тоненьким голосом, как бы пропищать его. Это делается для того, чтобы настроить голос ребёнка сразу на другой регистр, фальцетный, поскольку пропищать тоненьким голосом можно только используя краевое колебание.

Интересен тот факт, что спеть звук на полтона выше своей примарной зоны ученик не может, а переключив сразу на 5-6 тонов выше, другой манерой звукообразования, за счёт работы другой мышечной системыначинает правильно воспроизводить заданные тоны по высоте. Этот факт свидетельствует о том, что гортань ребёнка не может пока гибко приспособиться к постепенной смене степени активности различных групп мышц. Ей легче резко переключиться с одной мышечной системы управления на другую (с внутренней на внешнюю), нежели координировать их совместную работу, как это происходит во время микстового звучания голоса…

Можно ли управлять формированием определённого регистрового звучания голоса детей?

Безусловно можно, если понимать сущность этого явления, иметь тренированный вокальный слух, чтобы судить по звуку голоса о физиологическом механизме его образования, и знать, какие факторы оказывают влияние на включение той или иной системы управления голосовыми складками.

Из практики работы с детскими голосами… можно выделить ряд факторов, оказывающих косвенное влияние на формирование того или иного типа. Это: тесситура, сила звука, вид атаки, тип гласного, эмоциональный настрой, связанный с художественным образом исполняемого произведения, способы звуковедения и артикуляция.

В результате педагогических наблюдений и опытов можно прийти к следующим выводам:

Тесситура . Чтобы добиться звучания голоса ученика ближе к фальцетному, следуетпредложить ему спеть в более высокой тесситуре. Грудное звучание легче получить на более низких звуках.

В связи с тем, что у необученных детей, как правило, нет гибкости в регулировании работы голосовых складок при переходе из одного регистра в другой. Нужно сказать, что мелодии со скачками на большие интервалы вверх и вниз представляют для них значительную трудность и часто даже невозможность для исполнения. Поэтому для детей, начинающих обучаться пению, наиболее будут приемлемыми песни, основанные на поступенных звукорядах и в ограниченном диапазоне, в пределах одного и того же регистра. Лишь на последующих этапах обучения, когда дети научатся слышать и сознательно использовать тот или иной регистр голоса, можно приступать к работе над навыком исполнения широких интервалов в упражнениях по секвенции или на материале песен. При этом надо следить за ровностью тембрового звучания голоса при пении как верхнего, так и нижнего звука. Чтобы достигнуть этого при исполнении восходящего интервала, необходимо нижний звук предельно облегчить, то есть приблизить его звучание к фальцетному, чтобы подготовить условия для исполнения верхнего звука, который неизбежно потребует перестройки режима работы голосовых складок в сторону приближения к фальцету, то есть к краевому колебательному режиму. При пении нисходящего интервала принцип остаётся тот же: колебательный режим голосовых связок при пении верхнего звука необходимо по возможности сохранить и на нижнем.

Все эти методические приёмы направлены на то, чтобы при пении широких интервалов, звуки которых расположены в различных тесситурных условиях, научиться сохранять настрой на фальцетное звучание голоса через облегчение нижнего звука.

Динамика и вид атаки звука. Чтобы добиться от ученика звучания голоса, близкого к фальцетному, необходимо предложить ему петь тихо при мягкой атаке звука; звучание ближе к грудному будет неизбежно появляться при пении более громким голосом с твёрдой атакой. Это объясняется следующим.

Сила голоса прямо пропорциональна величине подсвязочного давления. При этом больше по величине подсвязочное давление рефлекторно заставляет голосовые складки смыкаться плотнее и глубже, чтобы противостоять большому давлению воздуха, стремящегося прорваться наружу из лёгких. А это приводит к тому, что голосовые складки при более сильном напоре подсвязочного воздуха начинают колебаться больше своей массой, вызывая звучание голоса по тембру ближе к грудному типу.

Вид атаки, используемой певцом, взаимосвязан с силой звука в момент его возникновения. Твёрдая атака возникает в результате более сильного толка подсвязочного воздуха. Это также заставляет голосовые связки смыкаться плотнее и глубже, включая в колебательный процесс большую массу, что порождает грудное звучание. Мягкая же атака звука приводит к диаметрально противоположному эффекту.

Тип гласного. Чтобы настроить голос ученика на звучание ближе к фальцетному типу, следует использовать гласный «у», «о», «а». Более грудное звучание легче сформировать на гласных «и», «э», «ы».

Из исследований различных авторов, а также собственных наблюдений очевидно, что работа голосовых связок скорректирована с типом гласного звука как при пении, так и при речи. Различные гласные звуки, пропетые с одинаковым усилием и на одной высоте тона, по-разному влияют на степень смыкания голосовых складок, следовательно, они способствуют формированию различных оттенков в регистровом звучании голоса.

Эксперементальным методом, удалось установить, что при всех прочих условиях в отношении высоты и интенсивности звука гласные «и», «э» формируют тембр голоса с более грудным оттенком по сравнению с гласными «а», «о», «у».

Эмоциональный настрой. Чтобы настроить голос ученика на облегчённое звучание, ближе к фальцетному, следует использовать мажорные попевки или песни, светлые и радостные по настроению. Противоположные по характеру и содержанию песни будут настраивать голос ученика на иное звучание, ближе к грудному.

Эмоциональное состояние ребёнка, связанное с художественным образом исполняемого произведения, безусловно отражается в тембре его голоса. Весёлое настроение песни вызывает более светлое звучание голоса, то есть ближе к фальцетному, и, напротив, грустная песня непроизвольно способствует появлению более грудного оттенка в тембре голоса.

Способ звуковедения. Чтобы настроить голос ученика на фальцетное звучание, необходимо активизировать краевое смыкание его голосовых связок, используя лёгкое стаккато на гласном «у» при тишайшей звучности с последующим переходом на легато. В момент плавного перехода в кантилену звуковой толчок стаккато органично приводит в движение вместе с голосовыми связками и голосовыми складками. Кроме того, по наблюдениям из практики работы с детьми замечено, что стаккато активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию,чем обеспечивается непринуждённость и проточность звукоизвлечения, а также оптимальный уровень силы звука на последующем за ним легато.

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что регистровым звучанием голоса можно управлять, целенаправленно используя определённый учебный материал.

Источник

Читайте также:  Нестандартные способы использования пластиковой бутылки
Оцените статью
Разные способы