Способ работы с глиной

Способ работы с глиной

Техники работы с глиной на курсах керамики

Приходя на курсы керамики, какой результат вы себе представляете?
Посуда, декоративные изделия, бусины, изразцы…
Все эти изделия можно сделать из глины, при этом очень и очень разными способами, и получить на выходе разный по стилистике и качеству результат.

Существует огромное множество техник лепки из глины, а декорирования — ещё больше. На курсах керамики в Русской Академии Ремёсел вы познакомитесь с большинством из них на практике.
В этой статье мы расскажем про то, каким техникам лепки из глины вы обучитесь на курсе «Художественная керамика» в нашей Академии.

Ручная лепка из целого куска

Пожалуй, самая древняя техника лепки. И самая, казалось бы, простая — все части изделия формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы. Но и тут есть нюансы — как всегда при работе с глиной, нужно следить за тем, чтобы стенка была однородной, без включений (пузырьков).

Пластовая техника (также можно встретить под названием “текстильная керамика”)

Один из очевидных способов придать нужную форму будущему изделию из глины — это раскатать большой пласт, вырезать нужные элементы и соединить их. Получается как бы конструктор из деталей. Глина раскатывается кухонной скалкой, для равномерной толщины используют рейки. Соединять нужно специальным образом, предварительно сделав насечки и обработав швы шликером. В этой технологии главное — понимание основ перспективы, видение, какие именно детали необходимо получить. Преподаватель курсов керамики поможет вам спроектировать изделие и подскажет, как получить в итоге нужный результат.

Наверное, самая медитативная техника (ну, разве что, после гончарного круга).
Сначала готовится основание, и к нему прилепляются кусочки (полоски). Полоски укладывают последовательно, обязательно увлажняя и сглаживая внутренние швы деревянной стекой. Форму постепенно поворачивают. Каждый последующий кусочек глины прикладывается с вытягиванием вверх стенок. Шов не должен содержать в себе пузырьки, поэтому работа достаточно кропотливая. Зато довольно просто создать выдуманную вами форму изделия из глины и регулировать толщину стенки.

Спиральная техника из жгутов/жгутовая техника/жгутование

Глина раскатывается в тонкие жгуты, и далее каждый жгут налепляется поверх другого. Важно соблюдать определённые правила лепки — жгуты должны плотно прилегать друг к другу, делаются насечки и смазываются шликером. Изделию можно придать практически любую форму. Особенно эта техника используется при изготовлении огромных изделий. По желанию можно сгладить поверхность — в итоге вы получите достаточно массивную и крепкую посудину.
Лепить можно как снизу-вверх, так и от горлышка — до основания.

Работа на гончарном кругу включена в курсы керамики Русской Академии Ремёсел на обязательной основе — 12 академических часов выделено на освоение этой технологии.
Умение работать на гончарном кругу — это отдельный навык. Глину нужно уметь центровать, придать нужную форму изделию, необходимую толщину стенке, высушить, снять с круга. А так же есть множество способов, как декорировать ваше творение прямо на гончарном кругу при помощи специальных инструментов — цикль, штек, петля, шило и другие.
Для тех, кто влюбится в гончарное дело, у нас предусмотрена углублённая программа у опытнейшего мастера.

Отминка в готовую форму (формовка)

Для применения этой технологии нужна форма: её можно изготовить как из дерева, так и из гипса, керамики (обожжённой).
Форма руками заполняется глиной — небольшие кусочки отщипываются и вдавливаются так, чтобы нижний и боковой слои не имели пустот, неровностей. Верхний слой выравнивается. После высыхание изделие легко вынимается из формы.

Читайте также:  Холестерин чистка народными способами

Шликерное литьё. Существует два способа литья: сливной и наливной.

Технология, позволяющая тиражировать практически любое изделие. Самое главное здесь — иметь образец (мастер-модель), который вы хотите повторить. Можно его слепить самостоятельно из лепной массы. Можно взять уже готовый — из стекла, керамики, металла. Образец заливается гипсовой массой в изготовленную заранее специальную форму. После того, как гипс застыл, вы его отделяете от мастер-модели и специальной формы — и вот гипсовая форма готова.

В случае со сливным способом: вы скрепляете части формы и заливаете шликером. Шликер — это жидкая глина, которая отдаёт влагу гипсу, из-за чего довольно быстро застывает.
Разъединяем половинки формы и вуаля! Готовое для обжига и росписи изделие 🙂

Сливной способ предполагает не разъёмную, а цельную форму, которая целиком заполняется шликером, а после достижения необходимой толщины стенки, опорожняется.

Это, конечно, не все навыки, которые необходимо освоить, чтобы успешно окончить курс “Художественная керамика”. Вам ещё предстоит узнать про свойства и виды глины, глазурей, печей. И, конечно, научиться эти знания применять на практике.

Но, пожалуй, самое главное, зачем идут на курсы керамики — это взаимодействие с удивительным материалом — глиной. Который даст вам максимум возможностей в реализации своих идей.

Материал подготовила Кристина Боброва.

Источник

Основные навыки работы с глиной. Техники лепки.

Техники работы с глиной – традиционные, базовые знания о том, какими способами можно создавать из глины изделия разных форм и размеров.

Новые ученики, впервые попадая к нам в мастерскую, стремятся сразу же приступить к урокам на гончарном круге. Многие из них даже представления не имеют, что кроме примитивной лепки руками и гончарного круга, можно еще как-то работать с глиной…

Ни смотря на разнообразие форм и размеров керамики, во всем мире существует всего несколько основных приемов лепки из глины. Все эти приемы известны гончарам уже много веков и практически не изменились.

Перечислим несколько основных традиционных способов лепки из глины:

1.Ручная лепка из цельного куска глины

3.Пластовая или текстильная техника

4.Отминка в готовую форму.

5.Отливка в гипсовую форму

6. Вытягивание изделий на гончарном круге.

Так же, при создании глиняных изделий можно сочетать два или более приемов лепки.

Ручная лепка.

Под понятием «ручная лепка» многие представляют ребенка, который лепит из глины примитивные фигурки. Однако, не стоит недооценивать возможности человеческих рук. Ручная выделка сосудов из глины не только появилась раньше формовки на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наши дни, к счастью, не перевелись еще мастера, которые умеют изготовлять посуду старыми дедовскими способами. При чем изделия ручной работы получаются настолько правильной формы, что вы можете подумать, что они сделаны на гончарном круге.

Но если на гончарном круге формы сосудов получаются только круглого сечения, но в ручной лепке мастер не ограничен никакими условиями.

Ручная лепка посуды до сих пор широко применяется в Индии, странах Африки и Южной Америке. В Японии, например, керамика, выполненная в традиционной ручной технике раку, ценится очень дорого и не каждый японец может позволить себе такую роскошь.

Читайте также:  Все способы наращивания ресниц

Подробней о том, как развивались искусство керамики, читайте в статье – история керамики.

Существует довольно много способов ручной лепки сосудов. Все они отличаются простотой и остроумием технических решений. Для того, чтобы ближе познакомиться с особенностями ручной лепки, мы будем их изучать в мастер-классах на конкретных примерах. Так что добро пожаловать к нам в мастерскую на курсы художественной керамики!

Однажды при раскопках поселений Двуречья, историки обнаружили интересные сосуды с отпечатками веревки на внутренних сторонах стенок. Древние гончары довольно часто украшали посуду орнаментом, вдавливая веревку в еще мягкую глину. Такую керамику ученые назвали шнуровая. Но зачем было мастерам делать узоры внутри сосудов? Как выяснилось позже, технология изготовления посуды заключалась в том, что древние гончары сматывали веревку с тугой клубок, и вокруг него лепили из глины стенку сосуда. Когда изделие было готово, веревку постепенно вытягивали за оставленный снаружи конец, клубок разматывался и получалась полость сосуда.

Жгутовая техника

Лепка из глиняных жгутов была известна людям еще в каменном веке. Прошли тысячелетия, а мастера до сих пор успешно пользуются ей для создания уникальных изделий. Жгутовая техника может применяться мастерами для создания изделий любых форм и размеров, даже скульптур. Особенно, жгутовая техника незаменима при создании огромных сосудов, которые невозможно вытянуть на гончарном круге. Имени в жгутовой технике древнегреческие гончары создавали пифосы – сосуды для вина, достигавшие более двух метров в высоту.

Современные керамисты способом жгутовой лепки создают огромные скульптуры из глины. Подобные шедевры — процесс создания скульптур, их обжиг и декорирование можно увидеть на фестивале «Белые Ночи» в городе Пермь, который проходит в июне каждый год.

Жгутовая техника до сих пор применяется ремесленниками в Средней Азии, странах Африки и на Кавказе.

Способ лепки посуды в жгутовой технике такой: из заранее раскатанного глиняного пласта стеком вырезают дно для будущего изделия, необходимого диаметра. Затем из глины раскатывают жгуты или, как объясняют детям – колбаски, одинаковой толщины. Начиная от дна и постепенно, поднимаясь ряд за рядом все выше, по спирали укладывают жгуты – таким образом, наращивают стенку изделия. Жгуты между собой скрепляют шликером – жидко разведенной глиной и замазывают места соединения жгутов пальцами или стеками.

Пластовая техника.

По своей сути этот способ лепки очень напоминает лоскутное шитье. Поэтому пластовую технику можно встретить так же под названием «текстильная керамика». Для раскатывания пластов, как правило применяют обычную кухонную скалку. Чтобы толщена была одинаковая, под скалку во время раскатки подкладывают рейки. Из готовых пластов стеком вырезают детали «выкройки». Далее детали, как конструктор соединяют между собой при помощи шликера.

В пластовой технике можно создавать как простые предметы быта, так и сложные скульптурные композиции. Не удивительно, что среди мастеров-керамистов, текстильная керамика очень популярна.

Отминка в готовую форму

Для применения этого способа лепки нужны готовые формы. Формы могут быть выполнены из любых материалов – гипс, керамика, дерево, пластик.

Первые древние керамисты в качестве формы использовали овальные камни – посыпали их золой, чтобы глина не прилипала к поверхности и облепляли глиной. Когда глина немного подсыхала, камень убирали.

Формы-болванки бывают как монолитные, так и разборные, состоящие из нескольких частей. Использовать одну форму для лепки можно бесконечное количество раз, поэтому способом отминки получают множество одинаковых предметов. Главное условие – изделие должно легко, без повреждений выниматься из формы.

Читайте также:  Назвать кислоты двумя способами

Способом отминки, например, керамисты изготовляют потрясающей красоты изразцы для печей и каминов, лепнину, дамские украшения.

В дальнейшем, обязательно подробно изучим этот интересный прием лепки.

Отливка в гипсовую форму.

Среди всех остальных способов работы с глиной, метод отливки занимает особое место. Он позволяет с большой точностью изготовить большое количество одинаковых керамических предметов с тонкой стенкой.

Глиняное или шликерное литье основано на свойстве гипса впитывать воду из глины. В гипсовую форму наливают шликер – глину, разведенную до состояния жидкой сметаны. Гипс начинает интенсивно впитывать в себя воду из глины. При этом, слой глины равномерно уплотняется по всей внутренней поверхности формы, образуя стенки будущего изделия. Когда глиняная стенка наберет необходимую толщену, излишки шликера выливают. После того, как глиняный черепок немного подсохнет, изделие вынимают из гипса и досушивают.

Непосредственно глиняному литью предшествует большой подготовительный этап – разработка эскиза будущих гипсовых изделий, создание модели изделия, отливка гипсовой матрицы по модели.

В дальнейшем, я обязательно покажу читателям мастер-класс по технике шликерного литья. Поэтому не забудьте подписаться на обновления сайта, если хотите узнать больше секретов!

Вытягивание изделий на гончарном круге.

Гончарный круг – величайшее изобретение человечества. Ручной гончарный круг люди придумали даже раньше, чем колесо. Когда-то он был незаменим при изготовлении посуды и намного ускорял процесс производства по сравнению с ручной лепкой.

В наш век современных технологий гончарный круг по мимо практического значения приобрел еще и другое важное качество – стал служить людям одним о способов выразить свои художественные способности. Гончарный круг сродни музыкальному инструменту, на котором можно исполнить любую музыку, от народных напевов до новомодных композиций. Работа на гончарном круге учит терпению, заставляет забыть о насущных проблемах, учит тому, как находить гармонию в себе и в окружающем мире.

Первое, с чего начинают обучение работе на гончарном круге – это правильная постановка рук. Без правильно поставленных во время работы рук вы никогда не добьетесь хороших результатов. Не сможете идеально оцентровать глину, почувствовать толщину стенки изделия, а значит, изделие получиться не симметричным, тяжелым, либо совсем разрушится.

Научиться работать на гончарном круге можно, конечно, и по книгам или видео-урокам. Однако самый верный способ — посетить несколько уроков гончарного мастерства, где опытный гончар покажет передаст вам свои знания.

Подарок на память всем участникам праздничного мастер-класса и бесплатное чаепитие*! Наскучило проводить день рождения в кафе? Или хочется порадовать друзей необычным .

Cделайте сюрприз близкому человеку, пригласите его провести досуг в гончарной мастерской! Урок на гончарном круге для двоих ( два изделия) — .

Друзья, мы придумали для вас приятный сюрприз! Теперь все ваши замечательные горшочки и мисочки, которые вы сделаете на мастер-классе .

Друзья! Лето пронеслось со скоростью метеоритного потока Персеиды. Наступил сентябрь, а это значит, что скоро в мастерской «Leonardo» начнётся новый учебный .

Друзья! Но носу лето, а это значит, что нас — художников, ждут пленэры и фестивали. БОльшую часть лета мы проводим .

В нашей мастерской есть особенная книга — КНиГа ВпЕЧатЛенИй. У всех сейчас есть отзывы в электронном виде, а мы любим вот .

Новости из мира художественной керамики и гончарного мастерства. Технологии, художники, мастерские, история.

Источник

Оцените статью
Разные способы