Способ работы педагога с учениками при помощи которого достигается лучшее усвоение

Методика обучения. Классификация методов и приёмов обучения.

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педа­гога с учениками. Здесь большое значение имеют содержание образования, его цели и задачи, отраженные в программах, планирование материала, принци­пы и способы обучения.

Каждому педагогу, приступая к работе, приходится решить следующие вопросы:

♦ для чего учить — цели и задачи (воспитательные, образовательные,

♦ чему учить — содержание учебного процесса;

♦ как учить — исследование процесса преподавания, использование различных форм, методов, технологий;

♦ как учатся дети — исследование процесса обучения и воспитания; итогов педагогической деятельности, качества развития детей;

♦ средства обучения — оснащение учебного процесса дидактическим и методическим материалом, организация рабочего места учителя и уча­щихся.

Под словом методикаимеется в виду, прежде всего совокупность рацио­нальных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. В этом смысле методика может быть общей,рас­сматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и частной, имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету (методика преподавания изобразительного искусства).

Под методом обученияпонимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

Традиционно метод обучения определяют как систему целенаправленных действий педагога, организующих познаватель­ную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения.

В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обу­чения— это отдельный момент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных об­щим направлением, складывается система обучения. Примерами могут слу­жить системы обучения изобразительному искусству В.С.Кузина, Б.М.Немен­ского, Т.Я.Шпикаловой и др.

Методика преподавания изобразительного искусства как наукатеоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обуче­ния, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных педагогики, психоло­гии, эстетики и искусствознания.

Эффективность учебной работыпо предмету достигается при исполь­зовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных и др.) обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого педагога, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот про­цесс самих детей, умений наладить взаимоотношения с учащимися. Эф­фективность учебной работы достигается при непременном использовании общих и частных задач методики и использовании опыта других педагогов, умения самосовершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога складывает­ся своя методика работы, однако она должна строиться в соответствии с об­щими целями и задачами современного преподавания изобразительного ис­кусства, которые были выработаны не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в результате борьбы взглядов, идей, смены художественных направлений, принципов и подходов к обучению. Познакомиться с историей методов преподавания изобразитель­ного искусства можно по книгам Н.Н.Ростовцева.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразователь­ных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Соколь­никова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, компози­ции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и сред­ней школы.

Специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных приёмов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демон­страции, упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и т. д. Но каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов. При­ем чаще всего определяется как составная часть или конкретная разновидность метода.

Для того чтобы осуществить педагогически обоснованный вы­бор методов, необходимо, видимо, прежде всего, знать возможно­сти и ограничения всех методов обучения, понимать, какие зада­чи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.

Любой же метод, используемый как универсаль­ный, теряет эффективность, дискредитирует себя. Тут нельзя не вспомнить высказывания А. С. Макаренко о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших. Все зависит от обстоятельств, места и времени, от той системы, в которой дан­ное средство используется.

Источник

Методика как предмет изучения

Совокупность рациональных приемов обучения и воспитания. Способы работы педагога с учениками, при помощи которых достигается лучшее усвоение материала. Установление правил и законов построения учебного процесса с помощью психолого-педагогических методов.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 20.11.2014
Размер файла 20,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Управление культуры Белгородской области

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Методика руководства студией декоративно-прикладного искусства

на тему: «Методика как предмет изучения»

Выполнила: студентка заочной

группы 25 ДПТ факультета «Дизайн»

Кукарцева Любовь Петровна

Принял: ст.пр. Маняхина Ю.Ю.

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Здесь важное значение имеют способы обучения, расположение учебного материала, учебный план, программа, принципы обучения и, наконец, цели и задачи учебно-воспитательной работы в целом.

Под словом методика мы имеем в виду прежде всего совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. В этом смысле методика может быть:

1) общей — в ней рассматриваются способы и приемы обучения, присущие всем предметам,

2) частной — здесь имеют в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

Поскольку приемы преподавания вырабатываются в соответствии с материалом преподавания, то в каждом школьном предмете имеются свои особенности методики обучения. В данном пособии мы рассматриваем методику преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.

Под методом обучения мы понимаем способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

В педагогической литературе встречается также термин «прием». Приемы обучения — это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. обучение воспитание прием педагогический

Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения. Ярким примером системы обучения изобразительному искусству может служить педагогическая система П.П.Чистякова.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной, случайной. Индивидуальная система каждого педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами школы, целями и направлением соответственного развития изобразительного искусства. Кроме того, индивидуальная педагогическая система и методика работы должны быть на уровне современной педагогики.

Методика как наука занимается выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания, устанавливает правила и законы построения учебного процесса с помощью психолого-педагогических методов экспериментальных исследований предлагает новые методы преподавания. Объектами научных исследований здесь могут быть и учащиеся, и преподаватели, содержание и объем учебных заданий, учебные программы. В последние годы в таком широком плане большая научно-исследовательская работа в области методики преподавания изобразительного искусства в школе проводилась Научно-исследовательским институтом художественного воспитания Академии педагогических наук РФ совместно с Комиссией художественно-эстетического воспитания при Союзе художников РФ, Научно-исследовательским институтом школ Министерства Просвещения РФ совместно с Академией художников РФ и рядом педагогических институтов. Цель этих исследований — выявление закономерностей и специфических особенностей обучения тому или иному виду занятий — рисунку, живописи, композиции, художественному конструированию и т.п. Особое значение в научных исследованиях имеют те выводы и рекомендации, которые способствуют совершенствованию методов работы учителей, повышают эффективность всей учебно-воспитательской работы в школе.

Поскольку основным объектом научных исследований в области методики является школьник, то, естественно, здесь нельзя обойтись без таких наук, как психология, физиология, эргономика, и других отраслей наук, тесно связанных с деятельностью человека. В области изобразительного искусства каждый исследователь в свой научной работе постоянно опирается на труды И.М. Сеченова, И.П. Павлова, К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова, Е.И. Игнатьева, И.П. Волкова, Б.Ф. Ломова, А.Л. Ярбуса, Л.В. Занкова, В.П. Зинченко и других.

Наиболее плодотворными научными исследователями в области методики преподавания искусства являются те, которые сочетают теорию с практикой, с обобщением лучшего педагогического опыта, а также с изучением передового опыта художественных школ прошлого и настоящего времени.

К научно-методической и научно-исследовательской работе в педагогических вузах привлекаются и студенты художественно-графических факультетов через систему научно-студенческих обществ. Научная работа студентов по своему содержанию тесно связана с учебной и служит более углубленному изучению учебного материала.

Итак, методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Она формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания подрастающего поколения.

Практическая методика изучает сам процесс обучения и воспитания. Изучение и приобретение навыков педагогической работы требуют известных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством — искусством трудным, сложным и очень ответственным.

Искусство преподавания приобретается в процессе практики, долголетнего творческого труда.

Многим, кажется, что преподавание — настолько простое и легкое дело, что ему и учиться не надо, достаточно лишь знать свой предмет, в особенности художнику. Но это не так. Можно быть прекрасным художником, писателем, ученым, но плохим педагогом. Многие большие художники, выступая в качестве педагогов, оказывались неудачниками только потому, что недооценивали роль методики преподавания. Не зная основных положений методики, они считали педагогическую работу тяжким бременем и спешили от нее избавиться, так и не познав самой сути искусства преподавания, не испытав радости творческих поисков и неожиданных открытий.

Отмечая это явление в среде своих товарищей, выдающийся русский художник — педагог П.П. Чистяков писал: «Не в пику я это говорю, а в доказательство того, что не всякий, кто работает порядочно, может быть учителем хорошим». Между тем овладеть методикой преподавания может каждый, было бы к тому желание и стремление, в особенности сегодня, когда педагогическая наука так много сделала в помощь молодым начинающим педагогам. Однако овладеть одновременно высоким мастерством сразу в двух видах искусства — в преподавании и в живописи — редко кому удавалось и удается.

Одна из учениц П.П. Чистякова, В.М. Баруздина, преклонялась перед педагогическим мастерством своего учителя, писала в воспоминаниях: «Не всякий художник имеет способность учить, это дано не всякому, и не всякий преподаватель искусства — большой художник, это соединение исключительно. И Павел Петрович был таким исключением. Большой мастер и мудрый учитель».

В преподавании, как и во всяком искусстве, требуются вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. Иногда учителю надо оживить урок, внести какие-то изменения, а иногда и перестроить экспромтом весь урок в связи с неожиданно возникшей обстановкой. Например, излагается новый материал, но данный класс не усваивает его, материал оказывается непосильным для этого состава учеников. Учителю приходится умело вернуться к старому и подавать новый материал небольшими дозами, увязывая его со старым. В этом смысле работу педагога можно сравнить с творчеством композитора. Как композитор при импровизации во время звучания первых аккордов начинает создавать и развивать мелодию искать новое, наиболее красивое и выразительное звучание, так и преподаватель часто во время изложения материала перестраивает учебный процесс, согласуя его с реакцией класса; он начинает изыскивать новые, наиболее эффективные методы изложения материала.

Вот это умение владеть учебным процессом, умение вовремя, иногда экспромтом, перестроить свой урок и требует особого искусства. Здесь очень важно быть находчивым, не выпускать учеников из поля зрения, все время привлекая их внимание к основной теме урока, комбинируя теоретическое изложение с показом иллюстративного материала.

Очень хорошо раскрывает специфику работы педагога А.П. Чехов в повести «Скучная история»:

«Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию и произнести стереотипное «в прошлой лекции мы остановились на …», как фразы длиной вереницей вылетают из моей души и — пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро, и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на секунду не терять поля зрения.

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо… Если я каждую минуту, пока читаю, имею свое представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это — бесконечное разнообразие форм, явлений и знаков и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей.

Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватить из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать сою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению… и возбуждала бы… внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать.

…Никакой спор, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтении лекций. Только на лекции я мог весь отдаться страсти и понял, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле».

Преподавательская работа по своей природе деятельность созидательная, живая. Учитель должен творчески подходить к делу, так как он имеет дело с живыми людьми, и работать по трафарету, по шаблону не может. Это мы видим даже тогда, когда педагогу приходится повторить одно и то же дважды. Например, учащиеся рисуют с натуры куб. Учитель объясняет, как следует методически последовательно строить изображение на плоскости, как анализировать форму предмета и как использовать результаты анализа в рисунке. Для наглядности преподаватель показывает таблицу методической последовательности построения изображения, обращается к классу с вопросами, дает ответы, поясняет изображения. Только после этого учащиеся приступают к работе. Однако, обходя класс, учитель замечает, что многие не справляются с заданием. Тогда он останавливает работу учащихся и снова концентрирует внимание всего класса на основной теме урока. Однако методика изложения учебного материала становится иной. Учитель уже не только подробно разъясняет каждый этап работы, но и рисует предмет на доске, показывает технику работы.

Методика требует от педагога живого, эмоционального, творческого подхода к делу. Даже тогда, когда учитель нашел удачный педагогический прием, он вынужден каждый раз его творчески разнообразить. П.П. Чистяков писал: «Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте ее сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что… Все, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает. Нужно жить, шевелиться, хотя на одном месте, да шевелиться».

Методика как искусство преподавания состоит в том, что учитель должен уметь правильно подойти к ученику, сразу увидеть, в чем он нуждается, и вовремя оказать ему помощь. Изложение учебного материала должно быть простым и ясным. Более того, задача учителя состоит в том, чтобы сложные понятия раскрыть перед учениками в наиболее простой и доступной форме.

В особенности это необходимо, когда речь идет о научных положениях искусства, которые неизвестны учащимся. Педагог знакомит школьников с терминологией, помогает понять содержание формулировок.

А.И. Герцен в «Былом и думах» вспоминал о семье Фогтов и особо выделял старшего сына Карла, с которым он познакомился у Бакунина. Отмечая его незаурядные способности, восхищаясь им как ученым и прекрасным педагогом, который с изумительным мастерством умел донести до широкой публики научные положения физиологии, Герцен писал:

«Фогт обладает огромным талантом преподавания. Он, полушутя, читал у нас несколько лекций физиологии для дам. Все у него выходило так живо, так просто и так пластически выразительно, что дальний путь, которым он достиг этой ясности, не был изменен. В этом-то и состоит вся задача педагогики — сделать науку до того понятной и усвоенной, чтоб заставить ее говорить простым, обыкновенным языком.

Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые».

Мало объяснить и показать тот или иной прием работы — надо добиться того, чтобы этот прием был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства. Чтобы ученик тебя хорошо понял, недостаточно одного разъяснения и показа — нужно еще суметь увидеть, почувствовать, как ученик воспринимает учебный материал, как он реагирует на твои слова и действия. Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга. По выражению лица, глаз, по движениям ребенка учитель видит, доходит до него то, о чем идет речь, или нет. Давать в данном случае какие бы то ни было рекомендации и рецепты нельзя. Все это учитель сам испытывает, приобретая мастерство и опыт. Можно только с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеником.

Искусство преподавания требует очень много: и знание самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса, и умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Но самое главное — любить свое дело. Повышение педагогического мастерства неразрывно связано с любовью педагога к своей деятельности. Преподавание требует такой же любви и страсти, как вообще всякое искусство. П.П. Чистяков писал конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исееву: «Ведь это вздор, что учить скучно. Хорошо учить — значит любя учить, а любя ничего не скучно делать; тут, как говорится, дежурить не придется.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Структура педагогического процесса. Воспитательно-образовательно-развивающая составляющая обучения. Процесс усвоения знаний. Внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Усвоение учебного материала. Связь компонентов процесса обучения.

реферат [1,8 M], добавлен 05.12.2010

Специфика вузовского обучения. Психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы студентов. Общая характеристика активного обучения. Сущность и принципы деловой игры. Эвристические технологии обучения. Практическое изучение активности студентов.

дипломная работа [2,5 M], добавлен 25.06.2011

Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики. Образование как реальный целостный педагогический процесс. Воспитание и обучение как способы педагогического процесса.

контрольная работа [26,0 K], добавлен 22.02.2012

Характеристика методики обучения истории: предмет, задачи, компоненты, методы научного исследования. Закономерности обучения истории в целях повышения эффективности и качества знаний. Изучение педагогических методов в процессе школьного обучения истории.

реферат [128,3 K], добавлен 19.01.2010

Сущность приемов и методов обучения. Наиболее распространенная классификация и группы методов обучения во вспомогательной школе. Формы изложения учебного материала. Значение темпа речи учителя в процессе беседы. Роль технических средств обучения.

реферат [21,6 K], добавлен 30.06.2010

Источник

Читайте также:  Способы форматирования шрифта абзаца
Оцените статью
Разные способы