- 9. Акварельные техники. Часть I.
- ТЕХНИКИ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ
- Упражнение №1.
- Разделить лист на 4 прямоугольника (между ними оставить промежутки), три из которых будут подмалевками и три исполнениями в техниках акварели.
- ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ АКВАРЕЛЬЮ «БЕЗ ГРЯЗИ»
- Техника лессировки в акварели — что это и как использовать
- Почему стоит попробовать метод глизали
- Как использовать данную технику
- Сколько слоёв нужно наносить
- Способ работы акварелью лессировка
9. Акварельные техники. Часть I.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить 5 техник акварели, узнать, как не загрязнить работу и создать фантазийную работу на формате А4.
Акварель – клеевая водорастворимая краска. Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи . В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к профессиональным акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование.
ТЕХНИКИ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ
Многослойная техника акварели (лессировка)
Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка– многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.
Особенности многослойной техники акварели:
- реалистичность изображения: картина в ярких, насыщенных тонах;
- нижний слой светлых и прозрачных мазков должен успеть просохнуть перед следующим нанесением;
- видны границы мазков;
- краска не смешивается в разных слоях;
- мазки делаются аккуратно, планы воздушны, живопись в мягком стиле;
- можно разделить процесс на несколько сеансов, выполнить большое полотно.
Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.
Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).
Акварель по-мокрому (Английская акварель)
Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)
Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность – непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.
Шаги художника в технике акварель по-мокрому:
- добавление воды в краски;
- смешивание краски, не имеет значения где, на палитре или на листе;
- обильно намочите лист, затем разгладьте так, чтобы не осталось неровностей;
- удалите излишки воды с листа кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть;
- рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки;
- просушивание рисунка от 2-х часов;
- проработка элементов переднего плана (если требуется).
Смешанная техника акварели
Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.
Приемы комбинированной (смешанной) техники:
- на мокрый лист положить первый слой краски;
- проработка планов, создание требуемой степени размытости;
- просушивание рисунка;
- следующие слои краски выкладывать поэтапно;
- проработка среднего и ближнего планов.
Основное правило техники: бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.
Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника.
Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:
- Смешивание акварели с белилами, гуашью, акварельными карандашами, тушью, пастелью. Это уже не чистая техника, а смешанная. Что это дает? — ясность (карандаши), штрихование (пастель), отмывку (тушь), книжные иллюстрации (перо), резерваж (белила), линейные штрихи (акварельные карандаши).
- Спецэффект «рисунок на смятой бумаге» дает удивительный эффект светотеней на сгибах бумаги.
- Спецэффект с солью: на рисунок наносятся кристаллы соли, в результате трения с бумагой появляются фантастические разводы. Подходит для рисования звездного неба или заливного луга.
Упражнение №1.
Разделить лист на 4 прямоугольника (между ними оставить промежутки), три из которых будут подмалевками и три исполнениями в техниках акварели.
Этапы выполнения задания:
- .В первом прямоугольнике делаем заливку одним цветом
- Во втором делаем тоновую растяжку любым цветом
- В третьем переход из цвета в цвет
- В четвертом используем технику “По-сырому”
- Подправляем все, доделываем,где ждали, чтобы высохло.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ АКВАРЕЛЬЮ «БЕЗ ГРЯЗИ»
1. В РИСОВАНИИ АКВАРЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЙ КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Качество твоей работы будет зависеть от красок. Избегай наборов красок, которые по своему внешнему виду белесые, с пастельными оттенками. Они будут давать мутность в замесах.
2. СЛЕДИ ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬНЫХ СЛОЁВ
Помни, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать. И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми! Даже черный цвет в рисунке акварелью может быть прозрачным, при этом оставаясь насыщенным и глубоким.
3. НЕ СМЕШИВАЙ АКВАРЕЛЬ С БЕЛИЛАМИ
Даже если в вашем наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем с целью получить светлый оттенок. В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.
4. АККУРАТНО ИСПОЛЬЗУЙ КРОЮЩИЕ КРАСКИ
К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, церрулеум и другие оттенки. Помни, что в акварели нельзя добиться звонкой яркости за счет густоты слоя. Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем! В большинстве случаев, густота слоя = непрозрачность = грязь.
5. НЕ ПИШИ СВЕТЛЫМИ ОТТЕНКАМИ ПО ТЁМНЫМ
Если ты рисуешь акварелью многослойно, накладывай один оттенок на другой, то иди от светлого к тёмному. Сначала пиши все светлые и удаленные участки, а затем постепенно иди к переднему плану и более тёмным оттенкам.
6. НЕ СМЕШИВАЙ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ В ОДИН ЗАМЕС
Мы уже выяснили, что серый цвет может быть звучным и красивым. Некрасивым и грязным он становится, когда теряет свою прозрачность. Запомни, чем больше красок ты смешиваешь, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше у тебя шансов получить более звучный и прозрачный цвет.
Источник
Техника лессировки в акварели — что это и как использовать
Есть такая техника, подразумевающая наслоение нескольких цветов, которое можно получить, например, с помощью листов цветного стекла или бумажных салфеток, наложенных друг на друга. Благодаря такой технике видны и те слои, которые находятся под основным слоем. В акварельной живописи эта техника получила название лессировки (от нем. Lasierung — глазурь) или глизали (от англ. Glaze — глазурь, глянец), при которой несколько тонких слоёв полупрозрачных красок наносятся на основной тон. Чтобы получить красивое и чистое смешивание цветов, нужно использовать именно полупрозрачные краски. Они пропускают, а затем отражают свет от поверхности бумаги, создавая сияющий эффект.
Приведём в пример несколько цветов, которые можно использовать для лессировки:
- гуммигут (New Gamboge);
- индийский жёлтый (Indian Yellow);
- винзор красный (Winsor Red);
- малиновый ализариновый (Alizarin Crimson);
- кармин (Carmine);
- розовый прочный (Permanent Rose);
- пурпурный хинакридон (Quinacridone Magenta);
- винзор фиолетовый (Winsor Violet (Dioxazine));
- индатрен синий (Indanthrene Blue);
- французский ультрамарин (French Ultramarine);
- кобальт синий (Cobalt Blue);
- синий антверпен (Antwerp Blue);
- берлинская лазурь (Prussian Blue);
- виридоновая (Viridian);
- винзор зелёный (Winsor Green (Yellow Shade));
- зелёный перилен (Perylene Green);
- зелёный Хукера (Hooker’s Green);
- травяная зелень прочная (Permanent Sap Green) и другие.
Непрозрачные краски полезны для смягчения оттенков. Но в лессировке они запросто могут превратить глубокие слои в плоские, оставить небольшой осадок или создать грязный оттенок.
Вот некоторые цвета, которые лучше не выбирать для этой техники:
- кадмий жёлтый или красный (cadmium yellow or red);
- церулиум синий (Cerulean Blue);
- марганцовая голубая (Manganese Blue Hue);
- кобальт бирюзовый (Cobalt Turquoise);
- кобальт зелёный (Cobalt Green);
- неаполитанский жёлтый (Naples Yellow);
- жёлтая охра (Yellow Ochre);
- серия (Sepia) и индиго (Indigo).
Почему стоит попробовать метод глизали
После высыхания акварельные краски всегда становятся светлее, 10% — когда они нанесены на сухую бумагу, и 25% — когда нанесены на уже существующий слой. Без лессировки рисунок может получиться бледным и слабым. Данная техника позволяет изменить цвет и сделать его более глубоким, создать на картине объем. В пейзажах глизаль помогает для создания тени, например, на листьях деревьев или на траве. Она создаёт эффект света и яркости при изображении неба или лепестков. Лессировка с её неожиданными результатами, как и другие методы, очень полезна.
Как использовать данную технику
Перед нанесением нового слоя, каждый предыдущий слой должен быть полностью сухим. Обратите внимание, что вы наносите множество разных слоёв. Если вы рисуете следующий слой слишком рано, то он смешивается с предыдущим, тем самым разрушая весь эффект. Из-за такой ошибки в зависимости от выбранных оттенков, конечный цвет вообще может получиться грязным. Как проверить готовность предыдущего слоя? Просто прикоснитесь к нему тыльной стороной ладони. Если он холодный на ощупь, значит он всё еще слишком влажный. Другой важный совет: для этой техники лучше использовать мягкие кисти. Когда кисточка слишком жёсткая, то краски быстро смешиваются, остаются некрасивые линии.
Сколько слоёв нужно наносить
У каждого художника свой подход к этой технике. Некоторые любят использовать около 50 или 100 очень тонких слоёв краски, которые обычно покрывают весь лист. Этот метод занимает много времени, но результат превосходит все ожидания. Большинство таких картин показывают не какой-то конкретный и небольшой объект, а широкие области (как, например, небо), выполненные с помощью лессировки.
У других художников, например, у меня, не хватает терпения, чтобы накладывать так много слоёв. Мы удовлетворены меньшим количеством слоёв – примерно 3-4. В таких случаях лессировка используется не на всём листке полностью; она применяется только к выборочным областям. Так, фокусируясь только на этих участках, я могу получить глубокий и насыщенный цвет, грамотно подбирая количество воды и краски.
Источник
Способ работы акварелью лессировка
Р исование методом лессировки относится, скорее к технике письма маслом, чем акварелью. Однако, в своё время, опробовав много способов рисования акварелью, а к основным из них можно отнести такие, как «отмывка», «по сырому», «по мокрому», всё же остановился на методе «лессировка». Этот метод комбинированный – он включает в себя все предыдущие, но отличается от них более глубокой прорисовкой этюдов, большим количеством промежуточных этапов, на которых можно отложить работу, а продолжить её в более удобное время, оживив, когда потребуется, то есть — «реанимировав» рисунок «живой» водой. Метод лессировки заключается в тщательном прорисовывании одних и тех же мест многократно, постепенно доводя рисунок до «кондиции». При этом происходит очень нежное смешивание красок, появляется возможность управлять оттенками в процессе рисования (изменять их), рисунок приобретает особую прозрачность, почти «живую» реалистичность, достигается более глубокая насыщенность светотеней, естественность передачи оттенков, появляется некая глубина пространства (это больше подходит к водному пространству), воздушность (если речь идёт о воздушной среде), то есть, реализуется в более полной мере одно из замечательных свойств акварели – прозрачность!
Т ак как основные методы (классические) – «отмывка», «по сырому» и «по мокрому», входят как составные части в метод «лессировка», то сначала надо сказать несколько слов и о них.
И так, первый метод рисования акварелью, называемый «отмывкой», заключается в прописке рисунка сильно разбавленными водой красками, передающими основные отношения цветовых масс (пятен) натуры. Это первый этап данного способа. На втором этапе пропиской усиливают цвет полутонов, на третьем – в полную силу передают цвет теней и вводят детали. Каждый новый красочный слой наносят по просохшему слою. Освещённые выпуклости при этом оставляют незаписанными до третьей прописки, иногда их слегка подсвечивают в соответствии с оттенками бликов в натуре (блики всегда цветные, как правило, но бывают и исключения – белые, правда, редко!).
П ри наложении одного слоя на другой учитывайте влияние нижележащих слоёв на цвет новой прописки и используйте новые слои красок для получения необходимых оттенков. Края мазков можно смягчать влажной чистой кистью.
Н е бойтесь текучести акварельных мазков, а учитесь ею управлять. Если ваш планшет слегка наклонен, а образовавшийся подтёк устремился вниз – не отчаивайтесь, установите его горизонтально, тогда подтёк краски остановится, а сухой кистью преградите ему движение, проведя черту на его пути – этим вы ограничите его нежелательное «шествие» по бумаге. Если же планшет был горизонтален, то и тут сухая кисть выручит вас. Кистью, смоченной чистой водой, можно убрать ненужный мазок или его часть. Сухая же кисть «выпьет» из мазка излишек краски.
В текучести и слиянии мазков – прелесть акварельной техники, если кистью водит опытная рука. В этой технике выгодно применять шероховатую бумагу (полуватман, лучше – ватман), по которой заливки получаются особенно сочными, так как между её зёрнами скапливаются насыщенные и прозрачные слои краски.
Э тим способом рисования я пользовался в тех случаях, когда мне приходилось выполнять работы акварелью в «обязаловку» — рисовать стенгазеты, плакаты, настенную агитацию и прочие «общественные нагрузки». Там приходилось покрывать красками большие «простыни», качества при этом большого не требовалось, а наглядность получалась очень даже ничего. Главное достоинство этого способа – быстрота. Хотя, если сказать честно: «Плакат, он и есть плакат!». Эта техника именно плакатная. Но ведь и плакат – это тоже произведение искусства и он тоже имеет право на жизнь!
С пособ работы акварелью «по сырому» заключается в следующем: раскладывая этюд в цвете, наносят каждый мазок рядом с предыдущим, но, не дав ему подсохнуть, при этом, захватывая следующим мазком предыдущий соседний, они сливаются, благодаря чему образуется мягкий переход. Этюд записывают быстро, стремясь закрыть весь лист до того, как подсохнут отдельные пятна. Чтобы замедлить высыхание красочных пятен, некоторые советуют добавлять в стакан с водой несколько капель глицерина. Я сам этим не пользовался из-за «экзотичности» вещества, но, думаю, люди зря советы давать не будут.
Т ретий «классический» способ рисования акварелью (некоторые его называют «вторым способом работы по сырому», я же его называю – «по мокрому») заключается в следующем: перед работой лист покрывают чистой водой и дают подвянуть. Пишут по ещё влажному листу, благодаря чему получаются мягкие переходы оттенков. Если бумага натянута на стиратор, то поддерживать влажность листа поможет картон, сильно увлажнённый и прижатый снизу.
П рименима и смешанная техника, когда часть изображения прописывается отмывкой или способом «по сырому», а, например, небо с расплывчатыми лёгкими облаками или водная поверхность, покрытая волнами, пишутся по увлажнённой бумаге. Можно также при этом вливать один цвет в другой или ослаблять его прикосновением чистой полусухой кисти. Следует следить за тем, чтобы не появлялись непрозрачные, грязные по цвету пятна. Все неудачные участки живописи отмывайте чистой, сильно увлажнённой кистью. Но учтите, что отмывка не всегда удаётся полностью, поэтому от акварелиста (не путайте с кавалеристом!) требуется точность и уверенность в работе, тщательная проверка смесей пробами на отдельном листе бумаги (я для этой «операции» использую белую тарелку!). Если этюд получился несколько раздробленным в деталях или потерял свежесть, то его можно поправить, подставив под ровную струю воды из крана («оживить»). Излишне утолщённые слои красок смоются, оттенки обобщатся и смягчатся. Новой пропиской с учётом основных цветовых отношений этюду можно вернуть свежесть.
П ри использовании любого способа акварельной техники соблюдайте единую для всех этюдов последовательность цветового решения «от общего к частному и опять к общему».
И ещё: перед тем, как приступите к работе над картиной, снимите кольца, перстни, галстуки, бабочки, оденьте что-нибудь лёгкое, не обтягивающее тело – это послужит повышению качества создаваемого вами произведения, да и удовольствие от работы в этом случае вы получите гораздо большее!
Т еперь, несколько слов о подготовке к рисованию методом лессировки. Приготовьте лист ватмана формата А4 (или полуватмана, если полного ватмана нет под рукой) – именно на таком формате следует начинать работать акварелью, он не слишком мелкий и не очень крупный, как нельзя лучше подходит для рисования методом лессировки. Использовать бумагу лучше не из блокнота, либо альбома, а из набора для черчения (листы не соединены между собой). Как правило, первый (верхний) лист пакета не используйте – его часто трогают руками и на нём остаются отпечатки пальцев – они поначалу, вроде бы, не видны, но при нанесении на бумагу даже первого слоя акварели, тут же проявятся (для набросков и рисунков простым карандашом этот лист подойдёт – для этого его и используйте!)! Приготовьте стеклянную банку ёмкостью 0,75 литра, заполненную почти полностью чистой водой комнатной температуры (не забывайте на каждом этапе рисования менять воду на чистую!). Приготовьте как минимум три кисти – крупную, среднюю и мелкую (колонковую, беличью, а в качестве крупной можно использовать даже «ученическую» — из пластмассовой «щетины»). Краски краскам рознь – от их качества будет сильно зависть и качество вашего труда. Я предлагаю использовать акварельные краски «Нева», «Ленинградские» — как в тюбиках, так и выполненные в виде обычных плиток, таблеток и прочего разнообразия форм (так называемые «полусухие», можно – «медовые»). Если нет заводской палитры, то используйте для смешивания красок обыкновенную бытовую тарелку белого цвета из фарфора или фаянса, предварительно вымыв её с мылом и просушив (можно вытереть и полотенцем, но только чистым и свежевыстиранным!). И … мойте руки с мылом перед едой и … рисованием! Уделите некоторое время выбору предметов натуры и их композиции. Расставьте их так, как приятно вашему глазу – это значит, что и другим ваша картина тоже будет приятна. Выберите наиболее интересный ракурс (это будет ваш взгляд на видение реальности, ваш выбор, но именно этот ваш выбор и будут оценивать в дальнейшем «зрители»! И если он им понравится, то не исключено, что Вы станете их кумиром!). Ну вот, вы и готовы начинать … дерзать (не путать с глаголом «дерзить»!)!
Рис.1. Натюрморт. Карандаш. Рис.2. Лист бумаги смочен водой.
Н у, а теперь непосредственно о самом методе «лессировка». Этот метод рисования акварелью я мысленно разделил на десять этапов – десять прорисовок, десять слоёв постепенного наложения акварели. Нулевым этапом (собственно я его считаю подготовительным этапом, так как в нём акварель не используется – только простой карандаш) является прорисовка на листе ватмана (на «худой конец» – полуватмана) контуров предметов натюрморта (именно его мы будем писать в качестве примера использования способа «лессировка») простым карандашом (рис.1). Карандаш следует взять средней мягкости, например «Конструктор ТМ» (ТМ означает – твёрдо-мягкий), остро заточенный, ибо слишком твёрдый будет царапать бумагу, а сильно мягкий оставлять слишком «жирные» полосы. Контуры натюрморта прорисовываются слабо, так, чтобы впоследствии легко смылись водой и не просматривались под мазками краски. На предметах и общем фоне следует также слегка отметить кроме контуров и места расположения теней, полутеней, отражений, переотражений, бликов. Нужно слегка прорисовать и мелкие детали – это облегчит дальнейшую работу кистью. Не забывайте и о перспективе – чем дальше предмет, тем он видится мельче, все уходящие вдаль линии, даже если они невидимы, должны сходиться в одной точке «горизонта». Этот предварительный этап изображен на рисунке 1.
П ервый этап: лист бумаги (только его поверхность со стороны нанесения краски) смачивают под струёй воды. Места, откуда вода стекла, не увлажнив листа, более обильно прорабатывают широкой кистью, смоченной в чистой воде. Дают бумаге несколько минут подвянуть (слегка просохнуть). Обратите внимание: после «водной» процедуры карандашный набросок заметно уменьшил свою контрастность (рис.2). Используя широкую кисть, подбирают цветовую гамму для окружающего предметы фона, смешивая на палитре (тарелке) различные краски между собой – обычно, для получения нужного цвета, достаточно использовать два-три цвета (можно больше!). Краска при этом должна получиться очень бледной (раз в 10-15 слабее самой натуры). Прорисовывают сначала более светлые области, затем более тёмные пятна (тени, например). Если где-либо образуются резкие края мазков – их тут же размывают кистью, смоченной в чистой воде, резких переходов и краёв в мазке не должно быть. Не пытайтесь сразу на первом этапе добиваться какой-либо завершенности рисунка – оставьте это для последнего этапа. Образовавшиеся потёки удаляют «полусухой» кистью. Места, где должны находиться блики, следует оставить не тронутыми. После нанесения первого слоя краски в качестве фона, первый этап лессировки следует считать законченным. Красочному слою нужно дать 5 минут, чтобы подсохнуть – закрепиться. Если этого не сделать, то краска не успеет проникнуть в поры бумаги и при следующих нанесениях новых слоёв, либо смоется, либо превратится в некрасивые грязевые лужи. При очень активной попытке смыть последние, бумага может потерять своё качество – разрыхлится и пойдёт лохмотьями.
Рис.3. 1 и 2 этапы рисования методом лессировки.
В торой этап заключается в нанесении второго красочного слоя. При этом насыщенность цвета слегка усиливается. На рисунке 3 изображен результат сразу двух этапов – первого и второго (они отличаются только насыщенностью).
М ежду вторым и третьим этапом можно сделать длительный «перекур», однако, если он слишком большой, то лист следует «оживить», ненадолго подставив его под струю чистой воды. Сам третий этап заключается в нанесении красочного слоя на предметы натюрморта. При этом краски должны иметь цвет натуры, но быть гораздо бледнее её. Прорисовав предметы, следует вернуться к прорисовке окружающего фона. Нанеся ещё один слой краски на него, листу бумаги дают подвянуть (5 минут) и приступают к четвёртому этапу. Он ничем особым не отличается от третьего этапа – наносится ещё один слой краски – контрастность рисунка усиливается. Результат третьего и четвёртого этапов показан на рисунке 4.
Рис.4. Акварель. Метод лессировки. 3 и 4 этапы.
П осле этого можно тоже сделать длительный перерыв, но, приступая к пятому этапу, не забудьте снова «оживить» натюрморт «живой» водой. Пятый этап – это продолжение четвёртого – наносится ещё один слой краски, тени, оттенки прорисовываются более глубоко. Краски при смешивании цветов применяют более насыщенные. На этом этапе следует помнить некоторые моменты, а именно: В натуре никогда нет в наличии резких (острых линий). Они могут быть только при переходе от яркого пространства (как грани), к тёмному, от одного цвета к другому, как нет в природе и чистого чёрного цвета – даже если ваш глаз и не замечает присутствия другого цвета в чёрном – он всё равно есть. Мозг человека воспринимает его как некую отличительную особенность – он может быть теплее, холоднее, мягче, жестче, насыщеннее, бархатнее и тому подобное. Хотя, бывают и редкие исключения, например, чёрная полоска под днищем предметов натюрморта. То же касается и белого цвета (вспомните блики!). На этом этапе в некоторых местах можете использовать кисть средних размеров.
Рис.5. Акварель. Натюрморт. Лессировка 5 и 6 этапы.
Ш естой этап выполняется после небольшого пятиминутного «тайм-аута». Здесь действует правило: прорисовал общее, вернись к частному (к деталям – начинайте смело их прорисовывать!), а затем снова к общему и так далее, постепенно усиливая силу краски. На этом этапе рисования смелее используйте среднюю кисть. Результат пятого и шестого этапов показаны на рисунке 5. Теперь снова можно сделать большую «перемену» — длительный перерыв.
Рис.6. Акварель. Натюрморт. Лессировка 7 и 8 этапы.
Р езультат седьмого и восьмого этапов показан на рисунке 6. Не забудьте перед этим этапом «оживить» этюд, но делать это уже желательно не под струёй воды из крана, а смоченной крупной кистью, и не во всех местах, а тех, где Вы непосредственно сейчас планируете делать прорисовки. Кисть должна быть слегка влажной. Нетрудно заметить, что на этом этапе уже ярко выражены мелкие детали, окружающий фон предметов приобрёл свой реальный цвет, однако контрастность предметов ещё явно мала, не хватает чего-то … для полного «счастья», хотя рисунок уже и кажется почти завершенным. Начинайте на этих этапах использовать мелкую кисть. Между седьмым и восьмым этапами также следует сделать пятиминутный перерыв.
Рис.7. Натюрморт. Акварель. Лессировка, завершающий 9 этап. Рубцов В.П.
Д евятый и десятый этапы являются завершающими. Они показаны на рисунке 7. Смелее используйте мелкую кисть, не забывая при этом и о средней. Ударьте ими по самым тёмным местам, подсветите различными цветовыми оттенками блики, оставив белыми их сверкающие места. Доведите до «кондиции» отражения и переотражения, если таковые имеются, а они имеются – не сомневайтесь, только не все и не всегда их замечают. Вот тут то и можете в некоторых местах применить «резкие» линии, например, под основаниями предметов, при прорисовывании веток деревьев, проводов электропередач и тому подобным. И вообще, помните: Все цвета всех предметов в натюрморте взаимодействуют между собой, обогащая оттенками друг друга, включая и окружающий предметы фон.
Рис.8 Окончательный 10 этап натюрморта.
В от мы и закончили рисовать натюрморт с кофейником, кувшинчиком и чашкой. Помните, этапов при использовании метода лессировки должно быть не менее десяти. Не менее! Более быть может! Это не возбраняется и даже, желательно!
Успехов Вам! 18.03.2010. Рубцов В.П. UN 7 BV . Астана. Казахстан.
Песня «Станция Куринская». Музыка и слова Кучина Н.И.
Источник