- Компенсация (психология) – что это, примеры из жизни
- Компенсация — что это
- Реальная
- Гиперкомпенсация
- Псевдокомпенсация
- Компенсация как вид психологической защиты
- Примеры компенсации
- Заключение
- Компенсация как защитный механизм — Психологическая защита.
- Психологическая защита. Понятие, значение защитных механизмов в адаптации личности
- Механизмы психологической защиты
- Формы психологической защиты
- Заключение
Компенсация (психология) – что это, примеры из жизни
Компенсация в психологии рассматривается как один из видов психологической защиты. Недостатки есть у каждого человека и это факт. Но кто-то умеет с ними мириться, а кто-то включает компенсацию. Этот процесс позволяет заменить недостатки и вызванное ими чувство неполноценности чем-то другим. Так, например, невысокие мужчины покупают большие машины или строят отношения с высокими девушками, пытаясь таким образом возвыситься в своих глазах и в глазах окружающих. Приносит ли это чувство удовлетворения? Действительно ли компенсация защищает психику от психологических травм и негативных эмоций?
Компенсация — что это
В психологии компенсация — это один из методов психологической защиты, при котором человек чем-то заменяет недостатки. Они бывают трех видов:
- Видимые. Это те недостатки, которые явно бросаются в глаза. К ним относятся: отсутствие конечностей, различные новообразования на открытых частях тела, шрамы, последствия ожогов и т.п. Большинство людей составляет о себе мнение, принимая во внимание то, что говорит общество. А если учесть тот факт, что общество редко бывает толерантным и тактичным, то можно сделать вывод, что такие люди практически всегда живут в состоянии стресса.
- Невидимые. К таким недостаткам относятся нарушения в работе внутренних органов, которые негативно сказываются и на работе организма в целом, и на психологическом состоянии.
- Мнимые или надуманные. Недостатки человек придумывает себе сам или же они являются результатом психотравм, случившихся в детстве. Так, например, кто-то считает себя очень некрасивым, хотя на самом деле имеет внешность ничуть не хуже, чем у окружающих людей.
В отношении каждого из перечисленных видов недостатков требуется компенсация. Интересно, что связана она может быть и с самим недостатком, и с замещающими его стремлениями. В первом случае в пример можно привести параолимпийцев, а во втором — слепых музыкантов и т.д.
Первым о механизмах компенсации заговорил Альфред Адлер. По его словам, компенсация неполноценности — это нормальное явление в жизни каждого человека. Неполноценность, как считал Адлер, бывает трех типов:
- Физиологическая — отсутствие частей тела, слуха, зрения и т.д.
- Социально-культурная — это возрастные, половые, политические и экономические различия, могущие заставить почувствовать себя неполноценными.
- Изначальная — биологическая неполноценность, которая на протяжении всей истории человечества побуждает людей развивать науку, технологии, искусство и другие направления.
Зигмунд Фрейд был не согласен со словами Адлера. Он говорил, что не всегда неполноценность лишает человека счастливой жизни. В пример он приводил людей, которые даже при отсутствии каких-либо частей тела, или, например, зрения, не теряли уверенности в себе, не чувствовали себя ущемленными или обиженными судьбой. Фрейд считал, что легче найти того, кто склонен к нарциссизму, чем тех, кто считает себя неполноценным человеком.
Пытаясь возразить, Адлер утверждал, что комплекс неполноценности является лишь идеей, способной объяснить протекающие в организме психологические процессы. О фактической полноценности говорить здесь не приходится, потому что она относительна. У каждого отдельного человека, народа и культуры понятие полноценной личности может меняться.
По сути, неполноценность — это так называемый мотиватор, который побуждает нас к действию, активирует процесс компенсации.
Компенсация бывает прямой и косвенной. Первая подразумевает попытки стать успешными именно в той области, которая напрямую связана с недостатком. Вторая же говорит о стремлении добиться успеха в другом направлении.
В психологии существуют еще такие виды компенсации:
- реальная;
- сверх или гиперкомпенсация;
- псевдокомпенсация.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Реальная
Что такое реальная компенсация в психологии? Это способность адаптироваться к новым условиям жизни. Она касается тех людей, которые раньше считали себя неполноценными, но потом смогли справиться со своими недостатками и сейчас ведут нормальную жизнь.
Альфред Адлер выделил ряд условий, необходимых для активации компенсации такого типа:
- желание добиться превосходства;
- стремление получить власть;
- упорство и сила воли;
- интерес к тому, что происходит вокруг.
Адлер был уверен, что такой вид компенсации случается практически у всех людей, которые в той или иной мере столкнулись с комплексом неполноценности.
Гиперкомпенсация
Представляет собой повышенное внимание к недостаточно развитой способности или слабой части тела, усиленное их развитие. Сюда также относится работа с другими органами и способностями, тренировки которых помогут добиться успеха.
Так, например, человек, испытывающий трудности в общении с окружающими людьми, в качестве компенсации может углубиться в изучение языков или каких-то наук. Таким способом он заменит свой недостаток и станет гением.
Псевдокомпенсация
В случае с этим видом компенсация происходит не за счет того, что человек направляет усилия на собственное развитие, а за счет манипулирования другими людьми.
Причины возникновения псевдокомпенсации назвал Адлер:
- Физические недостатки, негативно влияющие на здоровье или провоцирующие постоянное психологическое напряжение.
- Гиперопека, излишняя забота, прощение абсолютно всех недостатков и проступков, приводящие к развитию эгоизма, капризности, нетерпимости.
- Нехватка любви, дефицит общения с родными и близкими людьми, отсутствие возможности с кем-то откровенно поговорить. Все это приводит к тому, что человек больше не может доверять окружающим, теряет способность быть другом и любить.
Существует несколько способов проявления псевдокомпенсации:
- Полный уход в болезнь. Человек использует свое состояние для того, чтобы манипулировать другими. Так происходит даже в тех случаях, когда заболевание не имеет никаких серьезных последствий. Всегда и везде он ждет поблажек, давит на чувство жалости, самоутверждается за счет окружающих, а также использует их ради достижения собственных целей.
- Уход в слабость. Тут человек примеряет роль жертвы, становясь при этом слабым и беспомощным. Он рисует для себя исключительно плохие сценарии, в зародыше убивает амбиции, не ставит цели. Но самое страшное даже не это. Дело в том, что он делает это осознанно.
- Превосходство. Полная противоположность неполноценности. Пытаясь уйти от неприятного чувства, человек делает все, чтобы стать незаменимым, лучше всех.
- Лень. Индивид, считающий себя неполноценным, отказывается что-либо делать ради того, чтобы избежать возможных проблем.
- Самореклама. Люди, имеющие какие-то недостатки, любыми способами стараются показать себя окружающим с выгодной стороны. Им важно получить одобрение и похвалу. Именно поэтому они так сильно зависят от чужого мнения.
Получается, что от того, какой вид компенсации выберет человек, зависит то, как сложится его дальнейшая жизнь. Псевдокомпенсация ни к чему хорошему точно не приведет. Гиперкомпенсация, наоборот, поможет добиться успеха.
Компенсация как вид психологической защиты
Как и при других видах психологической защиты, задача компенсации — защитить психику от влияния негативных эмоций. Она берет начало еще в детстве, когда ребенок понимает, что нужно делать для того, чтобы стать полноценным в глазах других, получить одобрение. Так, например, многим внушают, что их будут любить и уважать только в том случае, если они станут богатыми. Это побуждает повзрослевших детей все свои силы и возможности направлять на зарабатывание денег.
Если рассматривать компенсацию как механизм психологической защиты, то можно сказать, что она — бегство от проблем. Компенсируя свои недостатки, человек пытается уйти от реальности. Он не хочет выяснить, почему ему плохо живется в нынешних обстоятельствах.
Большую роль в этом вопросе играет мнение большинства. Многие из нас привыкли с ним соглашаться. И это не удивительно, поскольку людей, которые по-другому смотрят на вещи, часто считают психами. Со временем человек начинает думать о себе так же. В этот момент включается компенсация, побуждающая бороться с мнимой неполноценностью.
С одной стороны, может показаться, что компенсация действительно помогает. Но с другой — она заставляет человека жить так, как того хочет общество, а не он сам. Все нормально до тех пор, пока он маскирует или компенсирует свои недостатки, неполноценность. Но как только они выходят наружу, возникает сильное напряжение.
Примеры компенсации
Самый простой и понятный пример компенсации связан, как бы это смешно ни звучало, с едой. Когда человек не употребляет какие-то определенные продукты, например, сидя на диете, организм требует заменить их чем-то другим, тем, где есть нужные ему полезные вещества. Так, если вы сильно хотите мороженого — вам не хватает кальция и триптофана. Получить их можно из куриного мяса, кролика или индейки. Непреодолимое желание съесть шоколадку говорит о дефиците магния. Восполнить его можно с помощью гречки, кедровых орешков, листьев салата.
Перейдем к примерам, связанным с людьми. Представьте худенького мальчика-подростка. Из-за его внешности над ним смеются. Но он не бросается в спортзал для того, чтобы подкачаться. Вместо этого он занимается тем, что у него получается лучше всего, — игрой в шахматы. И он обязательно достигнет успеха в этом направлении. Но физические недостатки все равно будут о себе напоминать, что в конечном итоге приведет к развитию неврозов.
Возьмем того же хиленького подростка. В прошлом примере речь шла о компенсации. Если включится гиперкомпенсация, он направит все свои силы на устранение недостатка, будет усиленно заниматься спортом, борьбой, чтобы потом отомстить тем, кто его дразнил и обижал.
Компенсация — это случаи, когда вместо того, чтобы наладить взаимоотношения с окружающими, человек заводит собаку. Домашний питомец — это, конечно, хорошо. Но если общаться только с ним, то со временем можно утратить навыки общения с людьми и так и остаться в одиночестве.
Еще один пример компенсации — карьера. Она заменяет и семью, и развлечения, и друзей. Отчасти в этом есть своя польза. Человек добивается успеха и признания в обществе. Но посмотрите с другой стороны. Со временем организм трудоголиков просто устает. Да и никакая работа и карьера не подарят ощущение настоящего счастья.
Заключение
Как и все механизмы психологической защиты, компенсация в психологии имеет определенную пользу. Она помогает справиться с чувством собственной неполноценности, заменив недостатки достоинствами или успехами. Но иногда она представляет собой простое бегство от реальности и проблем. К тому же, часто это просто попытка жить по правилам, навязанным обществом, забывая о своих желаниях и потребностях. Поэтому учитесь жить с недостатками. Развивайте в себе способность адаптироваться к новым условиям. Только так вы сможете вести полноценную жизнь.
Источник
Компенсация как защитный механизм — Психологическая защита.
Психологическая защита — это совокупность бессознательных психологических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных действий внутрипсихологических и внешних импульсов.
Существует множество форм защиты разного типа и уровня. Опираясь на исследования специалистов, на литературу, посвященную вопросам механизмов психологической защиты, можно сказать, что существует сложность изучения этих механизмов. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. С другой стороны, трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что действительно не ясны многие стороны и закономерности этого психического явления.
Сколько всего существует защитных механизмов? Как их можно разграничить? Каково их формирование? Что говорит современная психология об эффективности — неэффективности, осознанности — неосознанности отдельных механизмов защиты? Чем механизм вытеснения отличается от механизма подавления? Как соотносятся понятия «компенсация», «замещение» и «сублимация»? Которое из них более общее, а которое — более частное? Надежных ответов на эти вопросы пока нет, а это означает, что они, несомненно, нуждаются в обсуждении.
Психологическая защита. Понятие, значение защитных механизмов в адаптации личности
Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но позднее он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые «Я» использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.
Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:
- Отрицание или искажение реальности
- Действие на бессознательном уровне
- Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «Я» может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов. Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.
- Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность заменять одни защитные механизмы другими, как если бы их применение происходило по привычке.
- Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций это либо недостаточная полнота, либо излишняя полнота. Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. За основу взята классификация, описанная в книге Нэнси Мак-Вильямс, в которой выделяется 2 уровня защитных механизмов по степени их примитивности, в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.
- Первичные защитные механизмы, это:
1.Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.
2.Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.
.Интроекция, в частности идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
.Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.
.Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
.Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.
Механизмы психологической защиты
Одним из механизмов психологической защиты является отрицание — наиболее ранний и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональное равнодушие или отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате человек получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами. Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам. Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания. Тип групповой роли: «роль романтика».
. Подавление. Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. Туда входят близкие к нему механизмы, такие как изоляция, например. Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.). Неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п. Тип групповой роли: «роль невиновного».
. Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Характеризуется слабохарактерностью, отсутствием глубоких интересов, податливостью влиянию окружающих, внушаемостью, неумением доводить до конца начатое дело, легкой сменой настроения, плаксивостью, в эксквизитной ситуации повышенная сонливостью и неумеренным аппетитом, специфической «детской» мимикой и речью, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность. Тип групповой роли: «роль ребенка».
. Компенсация — самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество. Тип групповой роли: «роль объединяющего».
Формы психологической защиты
- активные формы («экстрапунитивность», «поиск мишени», «праведный гнев», «самоутверждение путем унижения другого», «девальвация объекта беспокойства»);
- защита через рационализацию («адвокат самому себе», «проекция», «интроекция», «искажение или замещение действительности», «сдвиг реальности», «приятие — отрицание», «растворение ответственности», «идентификация себя с другими»);
- защита через капитуляцию («геронтолизм», «интро-пунитивность», «импунитивность» и др.);
- сверхзащита («селекция информации», «отрицание или избегание», «защитный фасад», «девальвация угрозы», «персонализация тревоги», «перестраховка», «фиксация», «сверхконсерватизм», «вытеснение», «дифлексия, или уход в себя», «отключение», «деперсонализация», «альтернативное переключение», «интропсихическая адаптация», «а я и не хочу», «рассечение гордиева узла», «ритуально-символические действия», «изживание», «сублимация»).
Рассмотрим кратко каждую из форм психологической защиты.
- Экстрапунитивность — тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда себя. В человеке формируются установки типа: «Это по их вине я живу так плохо…», «Из-за разговоров с женой я опоздал на автобус», «Если бы не эти ублюдки, заполняющие транспорт, я никогда бы не заболел гриппом» и т. д.
- Поиск мишени. Такая форма носит временный характер и помогает человеку психологически разряжаться. Например, день прошел для вас очень тяжело и неудачно. Вы в отвратительном настроении едете домой. Вас случайно толкнули в транспорте. В ответ вы вступаете в драку. Ваша реакция явно неадекватна. Причина ее не в том, что вас толкнули, а в том, что за день (а то и за большее время) в вас накопилось немалое количество негативной энергии, которая требует разрядки.
- Праведный гнев. Эта форма возникает, когда человек хочет оправдаться в собственных глазах. В нем формируются установки: «Я не завидую, но меня раздражает…», «Я не мщу, а разоблачаю…» и т. д.
- Самоутверждение путем унижения другого. Возникает, когда дело не получается, и человеку становится обидно и горько. Он начинает искать причину неудач в другом человеке. Формируются самоутверждающие установки, например: «У него просто хорошо подвешен язык», «Он просто везучий», «Мне бы его связи», «Вся ее карьера через постель» и т. д.
- Девальвация объекта беспокойства. К этому некоторые прибегают, когда необходимо выполнить трудное обязательство, отблагодарить услугой за услугу, вернуть долг и т. д. Чувствуя, что сделать это трудно, человек девальвирует объект беспокойства и приписывает ему негативные характеристики, например: «Боже, с кем я связался», «Если бы я знал, кто он такой» и т. д.
- Психологическая защита через рационализацию:
- Адвокат самому себе. Если человек в детстве испытывал дефицит заботы и ласки или же длительное время получал лишь негативные оценки от окружающих, в качестве компенсации в нем могут сформироваться самозащитные установки, например: «Какая я красивая», «Какой я мастер» и т. д.
- Проекция. Свои отрицательные качества человек переносит на других. Например, он начинает цинично рассуждать: «Они только прикидываются высоконравственными, а думают только об этом…».
- Интроекция. Положительные качества других переносятся на собственное «Я». В человеке формируются такие установки: «Без меня все рухнет», «Если я уйду, то работа встанет», «Приходится мне, профессионалу, работать с бездарями» и т. д.
- Искажение или замещение действительности. В этом случае формируются следующие установки: «Я не бездарен, мне мешают», «Это не выговор, а проявление особого внимания ко мне со стороны руководства», «Это не неудача, а успех» и т. д.
- Сдвиг реальности бывает во времени («Эта книга написана в „доисторическую» эпоху», — говорит человек о книге, изданной 10 лет назад) и в профессии (когда ветеринар, например, самоуверенно дает советы больному человеку).
- Приятие — отрицание. В поступке принимается то, что может быть прощено, остальное отвергается.
- Растворение ответственности. В этом случае могут формироваться следующие установки: «Я как все, как народ», «Я не виновен, поскольку народ всегда прав» и т.д.
- Конфлюенция, или идентификация себя с другими. Возникает, когда человек хочет подчеркнуть свои связи и повысить, таким образом, собственную значимость в глазах других. Младший научный сотрудник без степеней и званий может высокомерно сказать: «Мы, ученые, думаем…» Или в беседе: «Как сказал мне вчера на прогулке мой друг профессор…»
Заключение
Подводя итог можно выделить несколько основных предпосылок, которые определяют необходимость дальнейшей разработки данной проблематики:
- термин «психологическая защита» давно уже вышел за рамки первоначального понимания традиционно складывавшегося в представлении людей;
- понятие «психологическая защита» как внутриличностное явление трансформировалось в феномен межличностного и межгруппового взаимодействия, а также взаимодействия человека с информационной средой общества;
- выделились определенные направления в рассмотрении психологической защиты в зависимости от предмета защиты, от характера угрожающих факторов, от субъекта защиты;
- соответственно появились и определенные терминологические различия:
- выделяется психологическая защита в традиционном представлении психоаналитической ориентации, которая все чаще обозначается как внутриличностная психологическая защита;
- выделяется защита от внешних воздействий и как ее конкретные проявления — межличностная, индивидуальная и групповая или коллективная психологические защиты, которые можно объединить в понятие «социально-психологическая защита».
Психологическая защита согласовывает сознательное и бессознательное в человеке. Она ослабляет внутренний конфликт между индивидуальным и коллективным бессознательным. Смягчению внутреннего конфликта также способствуют элементы сознания: рассудительность и способность логически мыслить, внимание, память, оптимизм и жажда жизни. Ясность мышления, способность посмотреть на себя со стороны (иногда с юмором) — основные критерии высокого уровня психологической защищенности человека».
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник