ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. К способам психологического воздействия относятся все нижеперечисленные, за исключением:
а) психологического консультирования;
б) психологической коррекции;
в) психологической защиты;
г) психотерапии в узком смысле;
д) психотерапии в широком смысле.
2. Способ психологической помощи, при котором происходит формирование «личностной позиции», называется:
а) психологическим консультированием;
б) психологической коррекцией;
в) психологической защитой;
г) психотерапией в узком смысле;
д) психотерапией в широком смысле.
3. В рамках психологической коррекции происходит формирование:
а) личностной позиции;
б) навыков адаптивного поведения;
г) фрустрационной толерантности;
4. Психотические психопатологические симптомы и синдромы требуют в первую очередь использования:
а) психологического консультирования;
б) психологической коррекции;
в) психотерапии в узком смысле;
г) психотерапии в широком смысле;
д) ни один из ответов не верен.
5. Изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-либо или чего-либо называется:
а) манипулированием;
6. Информирование клиента является действенным методом психологической помощи при:
а) психологическом консультировании;
б) психологической коррекции;
в) психотерапии в узком смысле;
г) психотерапии в широком смысле;
д) ни один из ответов не верен.
7. При информировании возможны все нижеперечисленные методы фокусировки внимания клиента, за исключением фокусировки на:
а) явных отклонениях функционирования организма и психики;
б) всех имеющихся отклонениях;
в) отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить;
г) всем спектре проявлений — и нормальных, и аномальных;
д) все ответы верны.
8. К вариантам психологической защиты относят все нижеследующие, за исключением:
в) псевдофрустрации;
9. Терапевтической мишенью для использования психологического консультирования являются:
а) экзистенциальные проблемы человека;
б) психопатологические симптомы непсихотического регистра;
в) психопатологические симптомы психотического регистра;
г) психосоматические проблемы;
д) все ответы верны.
10. Авторами т. н. «патогенетической психотерапии» являются:
а) 3. Фрейд и К. Юнг;
б) В. Франкл и И. Ялом;
в) В. Н. Мясищев и Б. Д. Карвасарский;
г) У. Джеймс и К. Ланг;
д) никто из перечисленных.
11. Исправление «иррациональных мыслей и идей» является основой:
б) экзистенциальной психотерапии;
в) поведенческой психотерапии;
г) рациональной психотерапии;
д) рационально-эмотивной психотерапии.
12. Логотерапия — это:
а) суггестивная психотерапия;
б) психотерапия с помощью поиска утраченного смысла бытия;
в) метод лечения заикания;
г) метод коррекции речи;
д) метод глубинного психоанализа.
13. Методика, построенная по принципу условно-рефлекторного закрепления навыка изменять собственное соматическое состояние при контролировании его с помощью различных приборов, называется:
б) прогрессивной мышечной релаксацией;
г) антиципационным тренингом;
д) биологически обратной связью.
14. Методика, при которой происходит погружение человека в ситуацию (воображаемую или реальную), вызывающую страх с формированием новой адекватной реакции и затуханием старой болезненной, называется:
а) парадоксальной интенцией;
б) парадоксальной коммуникацией;
в) систематической десенсибилизацией;
г) систематической сенсибилизацией;
д) несистематической сенсибилизацией.
15. Методика «якорения» используется в:
а) антиципационном тренинге;
б) позитивной психотерапии;
г) когнитивной психотерапии;
д) нейролингвистическом программировании.
16. Анализируемость пациента — это:
а) способ оценки внушаемости;
б) способ оценки гипнабельности;
в) способ оценки пригодности к гуманистической психотерапии;
г) способ оценки пригодности к психоанализу;
д) ни один из ответов не верен.
17. К основополагающим принципам в выборе тех или иных коррекционных и терапевтических методов для купирования поведенческих девиаций
относятся все нижеследующие, за исключением:
а) принципа добровольности;
б) принципа осознанности;
в) принципа информированности;
г) принципа соответствия;
д) принципа целесообразности.
18. Выбор специалистом методик психологической коррекции, консультирования и терапии поведенческих девиаций в зависимости от механизмов их возникновения называется:
а) принципом добровольности;
б) принципом осознанности;
в) принципом информированности;
г) принципом соответствия;
д) принципом целесообразности.
19. Применение антидепрессантов показано при всех нижеперечисленных поведенческих девиациях, за исключением:
а) патологических привычек;
б) гиперсексуальности;
в) расстройств влечений;
г) нарушений пищевого поведения;
д) социальных фобий.
20. Для купирования психопатологического типа девиантного поведения, в частности в форме агрессивного поведения, чаще используются:
а) нейролептики;
21. Основным методом психологической помощи при суицидальном поведении является:
а) бихевиоральная психотерапия;
г) метод биологически обратной связи;
д) экзистенциальная психотерапия.
22. Наиболее эффективным в терапии нарушений пищевого поведения в виде анорексии является:
а) суггестивная психотерапия;
в) метод биологически обратной связи;
г) семейная психотерапия;
д) нейролингвистическое программирование.
23. Принцип «зеркального онтогенеза» используется в терапии:
а) агрессивного поведения;
б) аутоагрессивного поведения;
в) нарушений пищевого поведения;
г) сексуальных девиаций;
д) сверхценных психологических увлечений.
24. Гомосексуальное эго-синтоническое поведение подразумевает использование:
г) суггестивной психотерапии;
д) ни один из ответов не верен.
25. Основой психофармакотерапии наркозависимости считается применение:
б) антидепрессантов;
26. Аверсивная терапия алкогольного девиантного поведения оказывается эффективной в зависимости от:
а) пола пациента;
б) возраста пациента;
в) демократических или авторитарных личностных предпочтений пациента;
г) национальности пациента;
д) вероисповедания пациента.
27. Терапевтическая методика «12 шагов» базируется на:
в) позитивной психотерапии;
г) молитвах и духовных практиках;
д) нейролингвистическом программировании.
28. Основополагающим методом в терапии и реабилитации наркотической зависимости является:
а) нейролингвистическое программирование;
б) рациональная психотерапия;
в) экзистенциальная психотерапия;
29. В основу экзистенциального подхода в психотерапии наркотической
зависимости положено разрешение всех нижеперечисленных базисных экзистенциальных конфликтов, за исключением проблемы:
а) жизни и смерти;
б) осмысленности существования;
г) веры в Бога;
д) свободы и ответственности.
30. Перцептивно ориентированный тренинг наиболее эффективен при:
а) коммуникативных девиациях;
б) сверхценных психологических увлечениях;
в) сверхценных психопатологических увлечениях;
г) сексуальных девиациях;
д) агрессивном поведении.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Соотношение понятий психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия
Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х гг. прошлого века.
Основные точки зрения.
1. Признание полной идентичности понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия», однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция как целенаправленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине (где можно указать по меньшей мере три основные области ее применения: психопрофилактика, собственно лечение — психотерапия и реабилитация), но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике, организации труда.
2. Психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения в медицине психологической коррекции представляется в известной степени искусственным. В области неврозов полностью развести понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается. В системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии — одного из компонентов лечебного процесса. Определить общую схему соотношения психологической коррекции и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно.
Задачи психологической коррекции могут существенно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии, до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах (во всяком случае, в рамках различных психотерапевтических систем, направленных на личностные изменения). Однако и психопрофилактика не ограничивает свою практику лишь методами психологической коррекции, что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психопрофилактики, которые взаимопересекаются.
Также требуют разграничения понятия «психологическая (клинико-психологическая) коррекция» и «психологическое (клинико-психологическое) вмешательство)» с понятием «психотерапия»: психотерапия является одной из функций или одной из целей психологической коррекции или психологического вмешательства в клинике (клинико-психологического вмешательства).
Психологическое консультирование. Единого понимания этого термина также не существует. В самом общем виде консультирование понимается как профессиональная помощь человеку или группе людей (например, организации) в поиске путей разрешения или решении определенной трудной или проблемной ситуации и в настоящее время широко используется в различных сферах человеческой практики: школьное консультирование, семейное консультирование, профессиональное консультирование, организационное консультирование. Психологическое консультирование традиционно рассматривается как процесс, направленный на помощь человеку в разрешении (поиске путей разрешения) возникающих у него проблем и затруднений психологического характера.
Основные подходы к психологическому консультированию:
а) проблемно-ориентированное консультирование, фокусирующееся на анализе сущности и внешних причин проблемы, поиске путей ее разрешения;
б) личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей предотвращения их в будущем;
в) консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы. Очевидно, что личностно-ориентированное консультирование по своей направленности близко к психотерапии..
Трудно провести четкую границу между понятиями «психологическое консультирование» и «психотерапия». Определение психотерапии как работы с больными, а консультирования — со здоровыми, удовлетворяет не полностью даже формальному критерию.
Большинство авторов подчеркивают скорее сходство между психотерапией и психологическим консультированием. Психотерапия и психологическое консультирование:
а) используют психологические средства воздействия;
б) выполняют в основном функции развития и профилактики (а иногда — и лечения, и реабилитации);
в) имеют своей целью достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах в сторону увеличения их эффективности;
г) содержат в качестве своей научной основы психологические теории;
д) нуждаются в эмпирической проверке (изучении эффективности);
е) осуществляются в профессиональных рамках.
В отношении различий между психотерапией и консультированием существуют различные взгляды. Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как психологический процесс, ориентированный на профилактику и развитие. Автор выделяет в консультировании цели, связанные с коррекцией (например, преодоление тревоги или страха) и с развитием (например, развитие коммуникативных навыков). С его точки зрения, консультирование преимущественно является коррекционным.
Существует точка зрения, согласно которой основное отличие психологического консультирования от психотерапии состоит в том, что клиент (здоровый или больной человек, предъявляющий проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора) воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. Такая позиция представляется не слишком оправданной. В психотерапии пациент или клиент в подавляющем большинстве случаев также является дееспособным субъектом, а проблеме личной ответственности отводится чрезвычайно важная роль и в процессе психотерапии.
Соотношение психологического консультирования и клинико-психологической интервенции (и психотерапии, как одной из ее функций) (Перре, Бауман):
а) в психологическом консультировании среди средств воздействия (то есть методов) на первом месте стоит информирование (передача информации человеку, обратившемуся за помощью);
б) психологическое консультирование в медицине выполняет в основном функцию гигиены и профилактики;
в) в рамках консультирования анализируются варианты решений конкретной проблемы, но решение и изменения осуществляет сам человек и не в рамках консультирования, а самостоятельно;
г) в практике консультирования изменения происходят по окончании самого консультирования без сопровождения специалистом, в психотерапии — сущностью является сам процесс изменений, сопровождаемый специалистом.
Психотерапия и психологическое консультирование могут рассматриваться как виды психологического вмешательства, направленные на достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, и различаются по следующим признакам:
1) функции: психотерапия выполняет функцию лечения и частично реабилитации, а психологическое консультирования — профилактики и развития (естественно, что речь идет о преимущественной направленности психотерапии и психологического консультирования, так как в ряде случаев эти функции могут пересекаться);
2) средства воздействия: информирование как ведущий прием в консультировании;
3) цели: направленность психотерапии на более глубокие личностные изменения и консультирования — на помощь человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшении качества жизни;
4) продолжительность воздействий: консультирование может ограничиваться 1-5 сеансами;
5) место изменений: в консультировании — по его окончании, в психотерапии — в ее процессе;
6) степень самостоятельности клиента: в консультировании изменения происходят без сопровождения консультанта, в психотерапии — с сопровождением психотерапевта.
Основные задачи психологического консультирования:
1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;
2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;
3) изменение отношения к проблеме (из тупика к выбору решения);
4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;
5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;
6) повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.
Интердисциплинарный характер психотерапии определяется клиническими предпосылками широкого и эффективного применения психотерапии.
Психотерапевтические методы решают как собственно лечебные, так и лечебно-профилактические и лечебно-реабилитационные задачи. Психотерапия тесно связана также с общей и клинической (медицинской) психологией, психологией личности, социальной психологией и социологией. Теоретическая психология, в частности клиническая (медицинская) психология и психология личности, выступает в качестве теории психотерапии, особенно в тех случаях, когда речь идет не просто о симптоматическом лечении, а о психотерапии, направленной на личностные изменения.
Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и р. конструкции личности для формирования фрустрационнойтолерантностии, стрессо- и неврозоустойчивости.
Психологическая помощь является практической реализацией теоретических изысканий клинического психолога на основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей человека, типов его реагирования на различные фрустрирующие события, в первую очередь болезни и конфликтные ситуации. Традиционно выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию.
Основной целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей. Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.
Под психологическим консультированием подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры и личностному росту. Консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния.
Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психологическая коррекция в клинической психологии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений с социальным окружением.
Психотерапия в узком понимании термина является видом активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия. При широком толковании термина «психотерапия» под данным видом психологического воздействия имеют в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).
Отличия различных видов психологической помощи
Психологическое консультирование
Источник