Статья «Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности»
статья (старшая группа)
Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъективной позиции ребенка в разных видах деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы поддержки детской инициативы | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности»
Составитель: Беляева Р. В. воспитатель старшей группы
В данной статье я расскажу вам о своем опыте поддержки детской инициативы и приведу примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности.
Все виды детской деятельности направлены на развитие разных компонентов самостоятельности:
— игра способствует развитию активности и инициативы;
— в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата;
— в продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы.
Дети старшего дошкольного возраста свою инициативу проявляют во всех видах деятельности: общении, игре, экспериментировании, предметной деятельности. Они могут выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех.
Ребенок старшей группы легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.
Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
В работе с детьми мы ориентируемся на следующие подходы к поддержке детской инициативы:
• Социокультурный подход – поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой.
• Деятельный подход – так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива, формируется и проявляется в деятельности.
• Личностно-ориентированный и субъектный подход — поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект.
Я не только признаю, но и отношусь к ребенку, как субъекту способному развиваться не по принуждению, а по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность, необходимую для становления личностного образа, акцентирую внимание на реализацию детской инициативы, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника и педагога.
Как же проявляется детская инициатива детей в ДОУ?
Познавательное развитие — это познавательно – целевая инициатива «Вопрос-ответ». Любое общение я строю на поисковых вопросах и ответах детей, но всегда есть стеснительные дети, которые не любят отвечать, и гиперактивные, которые торопятся отвечать, не дослушав до конца, перебивая других, не давая им возможности ответить. Как быть педагогу в такой ситуации?
Однажды Андрей принес в группу жезл инспектора ГИБДД. Я рассказала детям о применении его инспектором, показала, какие сигналы выполняет инспектор ГИБДД на дороге. Дети очень заинтересовались этим и почти всю прогулку играли в ГИБДД. Вечером Андрей сказал папе: «Я буду регулировщиком на дороге».
В образовательной ситуации «Мы в космосе», я рассказала о Солнечной системе и ее планетах, о космическом пространстве, освоении космоса людьми, о разных космических профессиях.
Стеснительный Артем стал интересоваться профессией «Космический полицейский». Я могла бы сказать, что нет такой профессии, но решила поддержать детскую инициативу и начала обсуждение о роли космического полицейского в солнечной системе. В процессе игровой деятельности Артем стал более раскрепощенным, активным, общительным. Вечером поделился с родителями, о выполнении ведущей роли «Космического полицейского» в игре «Путешествие на Марс».
Никита принес в группу динозавров. Дети окружили его, рассматривали его динозавров, рассказывали о своих динозаврах. На другой день многие мальчики принесли тоже динозавров, все стали рассматривать их. Тогда Никита сказал, что динозавров стало много, как в зоопарке, и предложил построить для динозавров зоопарк. Дети стали строить клетки для динозавров из разных видов конструкторов: деревянных, пластмассовых, «Лего – конструкторов», сделали из бумаги вывески. Я поддержала ребят и предложила совершить экскурсию по зоопарку. Дети поддержали идею, распределили обязанности. В эту игру они играли несколько дней.
В группе Кирилл увидел, что стена освещена солнцем и на ней видна его тень. Он стал играть с ней, выполняя статистические упражнения (заяц, собака и др.). Другие ребята тоже заинтересовались необычным природным явлением. Я, поддержав инициативу детей, разыграла совместно игровую ситуацию «Тени на стене», где дети приняли активное участие.
Во время прогулки я решила инициировать эту ситуацию, провести эксперимент «Солнечный зайчик» с целью познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются, развивать смекалку, любознательность.
Однажды при выходе на прогулку обратила внимание на тень Егора. Дети стали искать свою тень. Юля заметила, что, когда она повернулась в другую сторону, тень переместилась, изменилась в размере. Дети стали выполнять повороты в разные стороны, играть с тенью, сравнивать размер теней. Таким образом, я не только поддержала инициативу детей, но и включила её в непрерывно- образовательную деятельность.
Игра – пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает различную ситуацию. В воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.
Заметив Аню, одиноко игравшую в «Парикмахерскую» с куклой, я попросила ее сделать мне стрижку. Аня сначала застеснялась, потом попросила присесть и, взяв в руки ножницы, начала «стричь» мне волосы. Закончив работу, она сказала: «Ну вот и готово. Вам нравится эта стрижка? Приходите еще». Я поблагодарила Анюту и пошла. Затем я услышала слова Ани: «Следующий!». Повернувшись в сторону «Парикмахерской», я увидела стоящих в очереди девочек.
Социально – коммуникативное развитие – в трудовой деятельности проявляется как инициатива – примера. Илья на участке заметил опавшие ветки, стал убирать их. Его деятельность привлекла внимание сверстников. Я поддержала инициативу Илюши, похвалив его, в результате многие дети включились в уборку веточек, и участок был освобожден от опавших веток.
Летом мы привлекли родителей к наполнению песочницы на участке детского сада. Дети, увидев, как папы возят песок, проявили инициативу и выразили желание носить песок в песочницу. Они чувствовали ответственность и действовали не спонтанно, а целесообразно.
Приоритетной сферой у детей дошкольного возраста – является продуктивная деятельность . В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Я привлекла внимание детей мяуканьем кошки, задала вопросы, почему, по их мнению, кошка мяукает. Дети выдвигали свои версии ответов: кошка проголодалась, заблудилась, не может найти свой домик. Тогда я подвела детей к варианту, что нужно построить домик для кошки, только не предлагала детям материал, из которого будет построено здание, а поддержала инициативу детей в выборе средств. Кто-то из детей выбрал конструктор «Лего», кто — то — строительный материал, а некоторое решили нарисовать его на бумаге. Моя задача была поддержать детскую инициативу и обговорить, почему такой выбор хорош.
После предложения порисовать дома Никита сказал: «Я дома каждый день рисую. У меня рисунков много. Думаю, не принести ли мне их вам. Можно выставку устроить здесь. Можно?». Я поддержала идею Никиты. Так мы и устроили персональную выставку рисунков Никиты. Ребенок получил положительные эмоции и подстегнул своей инициативой других детей к творчеству.
В образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию: дети работали в центре изодеятельности. Они раскрашивали фартук для мамы: делали фон, должны были расписать элементами народных мотивов. Ребята принялись за работу. Даша украсила фартук – пирожками. На вопрос сидящей рядом Арины: «Почему, на фартуке изображены пирожки?» Даша ответила: «А моя мама часто печет пирожки и печенюшки, поэтому у нее должен быть фартук с пирогами». Я похвалила девочку и предложила вечером, всем продолжить работу по своему творчеству и инициативе, т. е. расписать фартук кто как хочет.
Однажды на прогулке Юля построила в ряд 2 девочек, дала им в руки по совочку, сама встала между ними и запела песню. Девочки стали ей подпевать, выполнять движения. К ним подтянулись другие ребята. По окончании пения я зааплодировала, похвалила девочек. Тогда среди детей нашлось еще много желающих спеть. Так возникла игра в «Концерт».
В физическом развитие — моя задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находят выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е дошкольники приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
В речевом развитии моя задача научить детей самостоятельно и с удовольствием рассказывать и поддерживать беседу, помочь ребенку стать коммуникабельным.
Перед завтраком дети спросили меня: «А что сегодня на завтрак?» Я огласила меню: «Сегодня на завтрак каша манная, бутерброд с маслом и сыром, чай с молоком.» Тут в беседу вступает Кирилл. «А я слышал, что молоко – очень полезный продукт. Он полезен не только детям, а и взрослым». Так возникли наши беседы на темы «Полезные и вредные продукты питания», «Молочные продукты».
Для становления инициативности необходимо создание предметно- пространственной развивающей среды. Организация предметно – развивающей среды, я строю так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды активности (умственную, физическую, игровую).
Таким образом развитием детской инициативы в ДОУ является поддержка начинаний ребенка в рамках непрерывного — образовательного процесса и сложившихся социальных условий.
К концу дошкольного возраста ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе, как требует ФГОС ДО.
Инициативность и самостоятельность являются непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка, тем самым создает новую зону, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности.
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности, достигают наивысших социально – нормативных характеристик. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
Источник
Педагогические приемы развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
Руфа Хайрова
Педагогические приемы развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
Одной из самых актуальных в современной образовательной практике является задача проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? В ФГОС ДО определяется, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей.
Что же значит — инициативный ребенок дошкольного возраста? Инициатива – (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы для проявления инициативы:
1. Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
2. Творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
3. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
4. Познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?
• Уважение индивидуальных вкусов и привычек детей;
• Варьирование выбора оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
• Поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого, похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
• Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
• Положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
• Проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
• Косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
• Личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
• Отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
• Предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
• Создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
• Обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи, музыкальных и спортивных атрибутов).
• Умение отметить и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
• Предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
• Отказ от критики личности ребенка, высказывание критических замечаний только к результатам деятельности;
• Формирование у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
• Поддержка интереса детей к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
• Обговаривание с детьми простых и понятных детям нормы жизни группы, четкое исполнение правил поведения всеми детьми;
• Проведение всех режимных моментов в эмоционально положительном настроении, избегание спешки;
• Обращение к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
• Поощрение занятий двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражение одобрения результату труда ребенка;
•Создание в группе положительного психологического микроклимата: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• Поощрение желания детей создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
• Привлечение детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждение совместных проектов.
Организуя образовательную работу с детьми в этом направлении важно придерживаться следующих принципов:
• Вариативности — предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
• Деятельности — стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
• Креативности — создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги могут поощрять и стимулировать их инициативу, применяя различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, проектную деятельность, самостоятельную деятельность детей, моделирование педагогических ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.
Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол — оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.
Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.
Игры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей «волшебными». Огромную пользу в.
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.
Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна — воспитатель высшей.
Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии — Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» — это особая современная.
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.
Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.
Источник