- Урок русского языка по теме: «Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова» методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Способ проверки с парным согласным звуком
- Парные согласные — правило, примеры, таблица
- Звуки речи
- Что такое парные согласные?
- Парные согласные в конце и середине слова
- Как проверить парные согласные в слове?
- Видеоурок
Урок русского языка по теме: «Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Предлагаемый ресурс подготовлен для учащихся 2 классов, обучающихся по образовательной системе «Перспектива» (возможно использование в других УМК). Ресурс содержит конспект урока, презентацию (приведены образцы заданий, которые учитель может дополнить по своему усмотрению, скопировав нужный слайд и изменив задание). Презентация состоит из 10 слайдов, управление выполняется щелчком левой кнопки мыши в поле слайда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 35.43 КБ |
Презентация к уроку | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный конкурс работников образования
Всероссийский интернет – конкурс
2012/2013 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия № 2
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Конспект урока на тему:
«Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»
Автор: Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов, ВКК
Место выполнения работы: МБОУ Прогимназия № 2,
г. Воронеж, ул. Вл. Невского, д.65б
- научить находить и проверять парные по звонкости – глухости согласные в середине слова;
- показать способ проверки парных согласных в середине слова;
- развивать речь детей при составлении устного рассказа по образцу;
- провести пропедевтические наблюдения за значением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- творческое отношение к процессу оказания помощи в проверке написанных слов.
- Метапредметные умения:
- Познавательные умения:
- Различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосноваывать своё мнение;
- Распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;
- Использовать приобретённые знания при проверки слов.
- Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- исправлять ошибки в учебном тексте.
- Коммуникативные умения:
- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение;
- адекватно использовать средства для представления результата.
- Предметные умения:
- писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова;
- оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными;
- писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: лента букв, сигнальные веера с парными согласными, опорные слова для составления схем, карточки с заданиями для работы в группах, ИКТ.
— Ребята, я сегодня шла на работу и думала, поможете вы мне провести урок сложный, загадочный, интересный. Покажите мне свои глазки. Я сейчас в них смотрю и уверена, что такой урок обязательно получится. А сейчас улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок.
— Откроем свои тетрадочки и посмотрим на отметки. Встаньте у кого сегодня лучшие тетради. Скажем хором: «Молодцы!».
— Дети, а как вы думаете, почему у них лучшие тетради? Правильная посадка, наклон тетради, ручку держали правильно, аккуратно писала).
— Ну, что ж, давайте правильно сядем, положим тетрадь с наклоном и красиво напишем «число» и «классная работа». Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки, поставьте ударение, разделите на слоги.
— Ребята, сегодня наш урок русского языка пройдёт в необычной форме, а в форме игры. Мы с вами побываем на станциях, название которых вы видите на экране. На каждой станции вам будут предложены задания для выполнения. СЛАЙД 2.
— Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам – научи другого». Хоровое чтение.
- Актуализация знаний. Станция «Чистописай — ка.
Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (Запись на доске) СЛАЙД 3.
— Прочитайте, что это? (Пословица)
— Как вы понимаете смысл её? (Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)
— Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание . (Устно. Не дорог — буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок — буква К, т. к. это суффикс ОК.)
— Что можете сказать о буквах Г и К? (Они обозначают парные согласные звуки.)
— На минутке чистописания прописывать будем ту букву, которая обозначает парный звонкий звук, а может обозначать парный глухой звук. Какая это буква? (Г).
— Составьте свою цепочку из строчной, прописной букв Г и букв, обозначающих гласный звук, смягчающий впереди стоящие согласные.
— Какие буквы написали? (И, Я, Ю, Е, Ё).
— Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш)
— Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
- Формулирование учащимися темы и цели урока.
— Ребята, а теперь подумайте, какая сегодня будет тема урока? ( Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова ).
— Чему же мы сегодня будем учиться? (Сегодня мы будем правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочное слово).
- Словарная работа. Станция «Расставляйка — ка».
— А вот перед нами станция «Расставляй-ка». Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита. Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
— На доске написаны слова. Прочитайте их вслух, какие буквы в них надо написать вместо точек? Покажите веером какая буква спряталась за цветочком?
т. традь, з. вод, м. дведь, завтр. к, гор. д, м. роз, к. р. ндаш. СЛАЙД 4 — 5
— Слова для ответа поделите на группы. (В словах тетрадь и медведь надо написать непроверяемую гласную е. В словах мороз и город пишется непроверяемая безударная гласная о; В словах завод и карандаш надо писать непроверяемую безударную гласную а.)
— Запишите слова в алфавитном порядке. Проверьте. Молодцы.
— Что объединяет написанные слова между собой? (Они из словаря, они — существительные, оканчиваются на парный согласный звук.)
— Какие различия вы видите в данных словах? (5 существительных отвечают на вопрос что?, а существительное медведь отвечает на вопрос кто? Слово тетрадь, завод, медведь, город, мороз оканчиваются на звонкий парный согласный, а слово карандаш на букву глухого парного согласного.)
— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце? (Изменить данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная буква и хорошо слышался нужный звук.)
— О скольких случаях проверки парной согласной мы говорили? (О трех.)
- Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (зуб — зубы).
- Изменить слово – добавить слово «нет» (зуб – нет зуба).
- Подобрать однокоренное слово – назвать ласково (зуб — зубик).
— Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:
Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.
— Сравните слова, записанные на доске:
— В каком слове вы не сомневались в написании парной согласной? (Морковный).
— Почему? (Звучит чётко).
— Что заставляет этот звук звучать чётко, ведь гласного нет рядом? (Согласный звук [н]).
— Сделайте вывод четвёртого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук [н]).
- Упражнения в применении правила на письме. Станция «Запоминай – ка».
— Я буду называть пары чем-то схожих между собой слов, послушайте их внимательно и постарайтесь запомнить их.
сестра — брат товарищ — друг
вагон – рельс бутон — цветок
песня — частушка писатель — сказка
— Теперь я буду называть только первые слова, а вы постарайтесь вспомнить вторые и запишите их в столбик. Самостоятельная работа учащихся.
— Проверьте свою работу по образцу. СЛАЙД 5 -7
— А теперь дадим характеристику парным звукам и подберём проверочные слова.
— Ребята, а на какие две группы можно разделить эти слова? Ответы детей.
— Одинаковы ли способы проверки написания парных согласных в словах «друг» и «сказка»? Дети подбирают проверочные слова разными способами: изменяют форму слова, подбирают однокоренные слова. Делают вывод:
— Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. Место парных согласных не влияет на способ проверки.
- Групповая работа. Станция «Составляй – ка».
— Составьте словосочетания. Первое слово в словосочетании дано, а вот второе вы в группах вместе и дружно составите из слов, используя для этого их первый слог.
Интересная. (загадка) СЛАЙД 8
Забор, гадкий, камера.
русалка, башмак, канат.
пояс, годность, какаду.
— Задание дается на карточках. Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее справится с заданиями, сможет объяснить и слово и орфограмму в нем, укажет способ проверки. Учитывается умение договариваться, определитесь, кто в группе будет отвечать.
— Выполняем физминутку со следующей речевкой. Не только выполняем, но и находим слова на орфограмму сегодняшней темы.
— Какие же слова на написание парной согласной в конце слова или перед согласными вам встретились? Укажите способ проверки.
— Шажки— шажок (меняет форму слова)
— Посадка — посадочка (подбираем родственное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
— Мягкие — мягок (подбираем краткую форму имени прилагательного).
8. Выборочное письмо. Станция «Выбирайка – ка». СЛАЙД 9
— Сейчас вам предстоит поработать с вашим другом – учебником и закрепить эти знания. Откройте учебники на стр. 118 и найдите упр. 176.
— Прочитайте текст. О чём он?
— Озаглавьте его. («Большой пруд»).
— Как можно добраться от дома к пруду? (Добраться можно по узкой дорожке).
— Что растёт по берегам пруда? (Берёзки и дубки).
— Произнесите эти слова. Что интересного заметили при произнесении и написании этих слов? (Произношение и написание не совпадает, т. е. парные согласные нужно проверять).
— В каких ещё ловах данного упражнения написание и произношение не совпадают? (В словах с пропущенными буквами).
— Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, подбирая к ним проверочные слова. Подчерните орфограммы.
— Сравните, какие слова не просто называют предметы, а выражают отношение говорящего.
— А сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас листочки, на которых вы должны будете выполнить тест по теме урока. (У соседа по парте на обратной стороне правильные ответы. Ребята обмениваются листочками и проверяют работу друг друга по оборотной стороне своего листочка. Один учащийся работает на компьютере).
- Подведение итога урока. Станция «Обобщай-ка». СЛАЙД 10
— И вот последняя остановка. Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? (Дети рассказывают над какими согласными они сегодня работали? На, какие группы делятся парные согласные? Где могут находиться парные согласные? Как проверить правописание парных согласных?( при ответах выставляется схема)).
Источник
Способ проверки с парным согласным звуком
В основе такого рассуждения лежат следующие умения и знания:
1. Умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
2. Знание о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому слова с парным согласным звуком на конце нужно проверять.
3. Знание о том, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком. Слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
4. Умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и в проверяемом слове (флаги — флаг, грибы — гриб, грибки).
От первоклассников не требуется формулировки правила о проверке согласных. Но к осознанию сущности проверки учащиеся I класса уже подводятся практическими действиями, совершаемыми на основе осознания элементов теории и прежде всего знаний фонетики и графики. Так, важно, чтобы ученики понимали, какие слова требуют проверки и почему, какие слова являются проверочными и почему.
Необходимо подчеркнуть, во-первых, что учитель, объясняя, какие слова требуют проверки, проводит наблюдения над словами с парными звонкими и глухими согласными: книга — много книг, руки — мыло для рук, клуб, суп, вяз, нос, еж, ерш, сеть, тетрадь и т. п. Сопоставляя слова, написание которых расходится с произношением, и слова, в которых глухой согласный звук обозначается соответствующей ему буквой, учащиеся убеждаются в том, что все слова с парными согласными звуками на конце требуют проверки. Во-вторых, проверочное слово учащиеся всегда пишут перед проверяемым, что и создает возможность писать с опорой на проверку (сады — сад, грузить — груз и т. п.).
Источник
Парные согласные — правило, примеры, таблица
Парные согласные звуки — это шумные согласные, которые образуют пары по признакам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.
Выясним, что такое парные согласные в русском языке, какие пары согласных различают в зависимости от их фонетических особенностей. Приведем таблицу и примеры парных согласных в конце и середине слов.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
ОпределениеЗвонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
ОпределениеГлухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон [в] — верёвка [в’]
- долина [д] — дерево [д’]
- гомон [г] — герб [г’]
- сок [с] — село́ [с’].
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
- ж ёлудь [ж о л у т’]
- про ж о́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
- ш о́рох [ш о р а х]
- ш ёлк [ш о л к].
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- кра б [п]
- покро в [ф]
- сапо г [к]
- горо д [т]
- молодё ж ь [ш]
- отка з [с].
ОпределениеОглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
- коро б ка [п]
- колдо в ство [ф]
- коври ж ка [ш]
- дога д ка [т].
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
- откли к («к» или «г»)
- ерала ш («ш» или «ж»)
- голо с («с» или «з»).
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
ОпределениеОзвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Дополнительный материалСмотрите больше примеров с парными согласными.
Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.
ПравилоВ слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.
2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:
- молодё ж ь — много молодёжи;
- ерала ш — нет ералаша;
- коро б ка — много коробок;
- коври ж ка — нет коврижек.
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:
- пля ж — пляжный;
- скла д ка -складывать;
- оши б ка — ошибочка, ошибочный;
- ла п ка — лапа, лапочка;
- пово з ка — возить;
- руба ш ка — рубашечный.
Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:
Видеоурок
Источник